Quote выражается стремлением протащить идеологические стереотипы в сознание людей с помощью различных психологических образований, инстинктов, предрассудков, иллюзорных представлений. В последнее время часто упоминают об информационном противоборстве, психологической войне, борьбе, психологических операциях. Не претендуя на полноту, рискну выложить ряд соображений. Все ниже изложенное относится только к психологической составляющей. 1. Простейшее определение информации – это соответствие. Например, два умноженное на два, соответствует четырем. 2. У любого человека есть некая система понятий, на которой он выстраивает свое мировоззрение. Например, «Моя страна – и в правом и в неправом», более известное как «Хорошо оно или плохо, но это мое королевство», «Нет бога кроме Аллаха и Магомет пророк его» итд. Это тоже соответствие – моя страна соответствует ее правоте, а наличие бога соотносится с именем собственным Аллах и пророком Магометом. 3. Системы понятий, в виде соответствий, есть как у отдельных людей, так и у общества – т.н. «Массовое сознание». 4. Эти соответствия далеко не всегда рациональны. Особенно – массовое сознание. Согласно исследованиям, структура общественных оценок носила следующий характер: - 63, 5 % оценивали общественные явления только эмоционально. - 20 % эмоции, плюс элемент рациональности. - 10 % не имели информации об объекте оценки вообще, что не мешает им делать выводы. - 6,5 % оценивают рационально. В итоге, 73,5 % оценок не имеют рационального объяснения вообще. Эмоциональная составляющая массового сознания – общественные настроения. 5. Из этого следует, что в массовом сознании господствуют стереотипы. Стереотип – комплекс идей, которые воспринимаются массами как истинные, независимо от того, истинны они или ложны в реальности. 6. Если, у кого либо, есть нерациональные оценки, стереотипы итд., то это можно использовать. На этом работает реклама, PR. 7. Любая гражданская технология рано или поздно приходит в военную сферу, и наоборот. Любая технология применима как в военной, так и в гражданской сфере. 8. Если рекламу, а особенно PR, перенести в военную сферу то мы увидим психологическую борьбу. 9. Ее цель будет несколько отличаться от целей рекламы и PR, но основа остается прежней: заставить объект воздействия, делать то, что выгодно воздействующей стороне. 10. Для обнаружения противоречий нужно знать образ мыслей объекта воздействия. Это достигается его изучением, подбором кадров, из лиц уже знакомых с объектами воздействия (ранее проживавшими на его территории, общавшимися с ними по службе). 11. Способы и методы воздействия на личный состав противника могут строиться на обнаружении и озвучивании противоречий в стереотипах, существующих в сознании объекта (объектов) воздействия. 12. В случае обнаружения противоречий в сознании совокупности однородных объектов можно держать противника в постоянном напряжении: Quote солдат, пребывающий в состоянии предельной напряженности, перестает контролировать свою психику. У него появляются душевные расстройства, парализуется способность не только к сопротивлению, но и вообще к любым осмысленным действиям. 13. Если имеются разные совокупности, с взаимно противоречащими стереотипами, то можно разделить личный состав противника, по какому-либо признаку (национальность, вероисповедание, политические взгляды, общественное положение). В идеале – можно будет создать подразделения из коллаборационистов. 14. Умело организованное воздействие на противника может приводить к определенному эффекту, но только в том случае, если это подкреплено иными методами воздействия: экономическими, силовыми итд. Это как проводить кампанию по продаже продукта, но при условии его отсутствия брать будут заменитель. 15. Психологическая борьба играет важную, но обеспечивающую роль в войне. Quote В июне 2010 года министр обороны США Р. Гейтс утвердил предложение о замене в ВС США термина psychological operations (PSYOP, «психологические операции») термином Military Information Support Operations (MISO), который можно перевести как «военные операции по информационному обеспечению». |