search
menu
person

NEWS AND UDATES


Быстроходные суда обеспечения морских десантных операций типа "Спирхед" ВМС США (2016)
На вооружении | 27.02.2016, 19:57

Быстроходные суда обеспечения морских десантных операций типа "Спирхед" ВМС США

Р. Голядкин,
кандидат технических наук

В соответствии со стратегическими планами задействования амфибийных сил США для развертывания двух эшелонов (по одной экспедиционной бригаде морской пехоты - ЭБрМП - в каждом) при проведении наступательной операции необходимы 34 десантных корабля различных подклассов (17 на каждую ЭБрМП), для обеспечения передового присутствия двух ЭБрМП - 38. В условиях сокращения бюджета командование ВМС уменьшило минимально требуемое количество десантных кораблей (ДК) до 33 единиц в составе 11 амфибийно-десантных групп. Каждая из них включает универсальный десантный корабль (УДК) типа "Уосп" или "Америка" (LHA/LHD), десантно-вертолетный корабль-док (ДВКД) типа "Сан-Антонио" (LPD 17) и десантный транспорт-док (ДТД) типа "Уидби-Айленд"/ "Харперс Ферри" (LSD 41-48/49-52).

В то же время наращивание возможностей амфибийных сил будет достигаться за счет строительства быстроходных военно-транспортных судов (БВТС) типа "Спирхед" (JHSV) и транспортов типа "Монтфорд Пойнт" (MLP).

USNS Spearhead (JHSV-1)
Быстроходное военно-транспортное судно типа "Спирхед": 1 - ходовой мостик; 2 - РЛС дециметрового диапазона; 3 - РЛСХ-диапазона; 4 - системы SATCOM, UHF, VHF; 5 - РЛС обнаружения воздушных цепей и систем опознавания "свой-чужой", навигационная система TACAN, MORI АН; 6 - спасательный катер; 7 - пункт управления полетами авиации; 8-рампа; 9 - телескопический кран; 10 - вертолетная площадка; 11 - ангар для авиационной техники; 12 - коллективные спасательные средства; 13 - площадки для 12,7~мм пулеметов; 14 - движитель
Поперечное сечение правого корпуса катамарана быстроходного военно-транспортного судна «Спирхед»

Программа JHSV предполагает создание быстроходных многоцелевых десантных судов катамаранного типа. Они могут использоваться ВМС США для переброски войск, грузов и военной техники в пределах театра военных действий, снабжения подразделений и проведения гуманитарных операций. В связи с этим возникла идея приспособить быстроходное паромное судно гражданского назначения для военных целей.

Так, арендованный американскими ВМС в 2001 году сроком на четыре года у австралийской фирмы "Аустал" быстроходный паром "Джойнт Венче" был переоборудован для переброски до 360 морских пехотинцев с полной экипировкой и 800 т различных грузов. В кормовой части судна появилась вертолетная площадка.

В процессе опытной эксплуатации парома был выработан ряд требований, которым должны соответствовать быстроходные десантные суда, - высокая мобильность, обусловленная скоростными качествами, маневренность, незначительное время на погрузочно-разгрузочные работы и при этом приемлемая десантовместимость. "Джойнт Венче" в полной мере отвечал запросам заказчика. В результате с фирмой "Аустал" был подписан контракт на разработку и строительство подобных судов для военных целей.

Утвержденный в октябре 2008 года проект первоначально предусматривал строительство 18 таких судов, 13 из которых предназначались для ВМС и морской пехоты, остальные - для сухопутных войск (СВ). Однако из-за сокращения бюджетных ассигнований программу урезали до 10 единиц: по пять для ВМС и СВ. В 2010 году руководство этих видов ВС подписало соглашение о передаче пяти судов, строящихся для нужд сухопутных войск, в распоряжение военно-морских сил США.

Для постройки судов американские ВМС и австралийская фирма "Аустал" создали совместное предприятие "Аустал-США" на базе верфей, расположенных на р. Мобил (штат Алабама), которые используют при строительстве коммерческие технологии, применяемые этой компанией. В роли генерального подрядчика выступили вашингтонские военные верфи (штат Колумбия). В декабре 2009 года началось проектирование БВТС типа "Спирхед" с учетом опыта эксплуатации арендованного парома. Уже в сентябре 2011-го было спущено на воду первое быстроходное военно-транспортное судно - "Спирхед" (JHSV), вошедшее в строй в декабре следующего года.

По предварительным данным, общая стоимость проекта БВТС типа "Спирхед" составит около 2,5 млрд долларов, 1,6 млрд из которых приходится на строительство корпусов и дооснащение на верфях "Аустал-США", а 900 млн - на поставку оборудования, электроники и внутреннего интерьера внешними поставщиками.

Корпусные конструкции. При проектировании судна широко использовалось компьютерное моделирование (САПР), в частности была разработана трехмерная модель корпуса, которая проверялась на гидродинамику и мореходность, а также исследовалась методом конечных элементов. В ходе НИР удалось найти рациональные конструктивные решения, взятые за основу при строительстве такого корабля (бульбообразная носовая и округлая кормовая оконечности корпуса).

Корпус судна катамаранного типа, с носовыми подруливающими устройствами и бульбообразной носовой оконечностью. Для снижения массы корпусных конструкций и предотвращения воздействия воздушной и водной сред оно изготовлено из алюминиевых сплавов марок 6061,6063 и 6082. С целью уменьшения и предотвращения гальванической коррозии алюминия при контакте с деталями, выполненными из других металлов, все не алюминиевые конструктивные элементы корпуса изолированы. В местах, где изоляция таких деталей проблематична (области водометных движителей и т. д.), установлены анодные пластины (протекторы), изготовленные из цинка.

Чтобы продлить срок эксплуатации судов, который по регламенту для изготовленных из алюминиевых сплавов составляет 20 лет, фирмой "Аустал" построены сухие доки, вмещающие судно полностью. Предусмотрен ежегодный осмотр с последующим ремонтом в доках, расположенных в местах базирования.

Наличие дополнительных ребер жесткости и стоек в виде колонн позволило повысить усталостную прочность конструкции корпуса. В результате при длине корабля 103 м, ширине 28,5 м и полном водоизмещении 2 397 т осадка составляет 3,92 м. При этом грузовместимость БВТС типа "Спирхед" 600 т.

Основная палуба и трюм судна разделены на несколько уровней и платформ соответственно. На первой располагается ангар для мобильной колесно-гусеничной десантной техники (в том числе танков типа М1А1 "Абрамс"). Площадь ангара составляет 1 858 м2 при высоте от настила палубы до потолка 4,75 м.

Таблица 1 Состоящие на вооружении и строящиеся БВТС типа "Спирхед"

Эмблема Название Период ввода в состав ВМС

Состоящие на вооружении

JHSV-1 "Спирхед" (JHSV-1) 2012 год
JHSV-2 "Чокто" (JHSV-2) 2013 год
JHSV-3 "Миллинокет" (JHSV-3) 2014 год
JHSV-4 "Фоллл-Ривер" (JHSV-4) 2014 год
JHSV-5 "Трентон" (JHSV-5) 2015 год
JHSV-6 "Брансвик" (JHSV-6) 2015 год

Строящиеся

  "Карсон-Сити" (JHSV-7) 2016 год
  "Юма" (JHSV-8) 2016 год
  "Бисмарк" (JHSV-9) 2017 год
  "Берлингтон" (JHSV-10) 2017 год

Погрузочно-разгрузочные работы самоходной техники проводятся с кормы правого борта при помощи поворотной на 45° рампы длиной 18,4 м (в разложенном состоянии) и шириной 5,2 м. С левой стороны кормы расположен стреловой кран телескопического типа. Он работает в двух положениях: при вылете стрелы 15 м максимальная грузоподъемность составляет 15,3 т, а при 10 м - 18,2 т. Отсутствие кормовой аппарели и носовой глухой переборки способствует обеспечению естественной вентиляции и освещенности основной палубы.

На втором уровне основной палубы имеются следующие помещения: для размещения морских пехотинцев (312 человек в сидячем положении и 104 в лежачем), медицинский и пищевой блоки (последний включает камбуз и столовую на 48 человек), а также другие служебные и санитарно-технические. В кормовой части находится ангар для хранения авиационной техники (вертолет типа SH-60) и вертолетная площадка на одну единицу. На нее могут производить посадку вертолеты типов Н-60, -46, -47 и -53 или самолет MV-22 "Оспрей" при волнении моря до 3 баллов.

Обслуживание судна обеспечивают 42 человека из числа гражданского персонала. Они размещаются в двух-, шести- и семиместных каютах, расположенных на третьем уровне основной палубы. На этом же уровне находятся служебные помещения, пункт управления полетами авиации, а также многофункциональная информационно-управляющая система.

БВТС типа "Спирхед" оснащены автономной системой пожаротушения, которая используется в авиационной промышленности для тушения огня в ангарах для авиационной техники. Данная система тушит возгорания за счет распыления противопожарных смесей из специальных устройств, расположенных под потолочным пространством. Весь объем аварийного помещения заполняется противопожарной пеной, что обеспечивает эффективную ликвидацию возгорания. Имеются и другие средства тушения огня. Автономная система пожаротушения применяется также для радиоактивной, химической и бактериологической защиты. Еще есть две дезактивирующие станции.

Для спасения экипажа суда типа "Спирхед" оснащены коллективными спасательными средствами, в состав которых входят четыре надувных спасательных плота, расположенных по два с борта, а также спасательный катер.

Водометный движитель производства фирмы
Водометный движитель производства фирмы "Вяртсиля": А - общий вид; Б -в разрезе; В - принцип действия

Корабельная энергетическая установка. С учетом того что БВТС типа "Спирхед" предназначены для обеспечения десантных операций, техника перегружается с них на транспорты типа "Монтфорд Пойнт". В связи с этим судно должно обладать достаточно высокой скоростью и возможностью причаливать в непосредственной близости от береговой линии. С этой целью для исключения потери мощности при передаче от главных двигателей к движителям произведен их тщательный подбор по входным и выходным характеристикам.
Силовая энергетическая установка включает четыре 20-цилиндровых V-образных дизельных двигателя фирмы MTU модели 20V8000 M71L, которые попарно расположены в кормовых машинных отделениях каждого корпуса катамарана. Суммарная мощность двигателей составляет 36,4 МВт.

Двигатель через одноступенчатый понижающий (2,156:1) редуктор марки ZF 60000NR2H компании "Марин пропулсан системз" соединен с водометным движителем фирмы "Вяртсиля" мод. WLD 1400 SR. Движители последней по сравнению с аналогичными изделиями других производителей обладают рядом преимуществ, таких как:
- меньшая масса (на 10-15 %);
- больший кавитационный запас (на 35 %);
- улучшенный гидродинамический КПД;
- сниженная нагрузка на двигатель при маневрировании (на 8 %);
- более высокая скорость вращения вала (в среднем на 10 %) при меньшем крутящем моменте на валу (на 10 %).

Кроме того, материалы, применяемые при изготовлении движителей более долговечны, а методы и способы производства - практичнее и технологичнее. За счет этого достигается более высокая надежность агрегата. Так, осевое расположение вала позволяет добиться минимального размера транца, специальные конструкции ротора и статора - не менять размеры всасывающего патрубка в сторону увеличения, а жесткая сварная или клепаная конструкция платформы -избежать увеличения осадки судна.

Вследствие высокой надежности движители аналогичной конструкции фирмы "Вяртсиля" устанавливаются на фрегатах типа "Индепенденс" (LCS).

Питание общесудовых потребителей обеспечивают четыре дизельных генератора V1312C2ME-HPCR фирмы "Изотта Фраскини" общей мощностью 2,4 МВт. Они расположены побортно в двух отделениях в средней части корпуса под основной палубой.

Таблица 2 Основные ТТХ БВТС типа "Спирхед"

Период вступления в строй, год 2012-2017
Скорость полного хода, уз 43
Дальность плавания, миль (при скорости хода), уз 1 200(35)
Численность экипажа, человек 42
Длина наибольшая, м 103
Ширина, м 28,5
Осадка, м 3,91
Размер вертолетной площадки, м 20x19,5
Полное водоизмещение, т 2400
Десантовместимость, человек 416
Грузовместимость, т 600
Вооружение 4х12,7-мм пулемета
Авиационное вооружение Вертолет типа Н-60, -46, -47, -53 или самолет MV-22 "Острей"
Тип ГЭУ ДУ
Состав ГЭУ 4 х ДЦ
Состав ЭХ 4 х ДГ
Мощность КЭУ, т 36,4
Мощность ЭЭС, МВт 2,4

Средства навигации, управления и контроля. На БВТС типа "Спирхед" установлена многофункциональная информационно-управляющая система мод. AN/SYQ-26(V)4, имеющая 29 пультов и включающая системы радиосвязи и другие.

Более эффективную работу штурмана на судне обеспечивает система электронной картографии ECDIS-N. Она базируется на технологии "Диджитал нотикл чарт", которая разработана национальным агентством геопространственной разведки США. За счет имеющейся обширной базы цифровых карт и удобного интерфейса при совместной работе с навигационным оборудованием значительно сокращается время на проведение предварительных навигационных расчетов, включая прокладку курса и др.

Контроль за полетами авиационной техники, в том числе в условиях плохой видимости, а также в ночное время, осуществляется с помощью системы "ХОСС".

Система самообороны и вооружения судна типа "Спирхед" включает четыре крупнокалиберных (12,7 мм) пулемета, монтируемых на открытых площадках по обоим бортам судна. Проектом предусмотрено также резервное место для нелетального вооружения и AT/FP систем.

Кроме того, накануне проведения морских испытаний на борту БВТС "Миллинокет" (JHSV-3) были установлены два опытных образца рельсовой электромагнитной пушки (РЭМП) - изготовлены фирмами "Дженерал атомикс" и "БАэ системз", - из которых по результатам испытаний будет выбран один.

Выбор в качестве площадки для испытаний опытного образца РЭМП в пользу БВТС типа "Спирхед" объясняется наличием здесь необходимой площади для монтажа пушки - вертолетной площадки, а также лучшей мореходностью и остойчивостью по сравнению с другими судами, имеющими классическую архитектуру корпуса, и, кроме того, наличием грузовой палубы - ангара для колесно-гусеничной техники, позволяющей разместить достаточное количество накопителей электроэнергии, так как судовые электрические мощности не могут обеспечить проведение испытаний. По утверждению командования ВМС, по окончании всех опытных работ образец РЭМП будет демонтирован. Испытания запланированы на 2016 год.

Целью программы строительства БВТС "Спирхед" для амфибийных сил ВМС США является создание серии судов, которые, эффективно действуя в прибрежной зоне, были бы способны в кратчайшие сроки решить задачи по переброске ограниченного контингента морской пехоты с техникой и грузами в пределах театра военных действий.

Согласно первоначальным замыслам, в рамках реализации программы предполагалось построить 18 быстроходных военно-транспортных судов типа "Спирхед", однако в результате сокращения бюджета ВМС их количество было уменьшено до 10 единиц, которые должны быть введены в состав амфибийных сил американского флота до 2017 года.

В качестве прототипа для создания БВТС типа "Спирхед" был выбран паром "Джойнт Венче" австралийской фирмы "Аустал", который на протяжении нескольких лет задействовался в военных целях. БВТС спроектированы с учетом опыта его эксплуатации. Проектом предусмотрено широкое использование передовых технологий в области коммерческого судостроения.

Зарубежное военное обозрение. 2016, №1, С. 78-87

Добавил: pentagonus | | Теги: Р. Голядкин, JHSV
Просмотров: 9878 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar