О свёртывании программы "Крусейдер" в ходе реформирования СВ США
Полковник С. Печуров, доктор военных наук, действительный член АВН
Министр обороны США Д. Рамсфелд, выступая 8 мая 2002 года на совещании в Пентагоне, объявил о закрытии многомиллиардной (по разным оценкам, от 9 до 11,2 млрд долларов) программы создания 155-мм самоходной гаубицы (СГ) «Крусейдер». Это вызвало весьма неоднозначную реакцию в стране, поскольку прекращение столь грандиозной программы является уже вторым за последние более чем десять лет случаем аннулирования дорогостоящего проекта. Напомним, что в 1991 году Д. Чейни, глава военного ведомства в администрации отца нынешнего американского президента Дж. Буша, инициировал закрытие столь же амбициозной по затратам программы создания самолета ятя военно-морских сил А-12.
Разработка программы создания СГ «Крусейдер» явилась следствием признаваемого американскими военными экспертами явного провала в огневом обеспечении сухопутных войск (СВ) США в ходе проведения операции «Буря в пустыне» в зоне Персидского залива в 1991 году. Тогда (впрочем, как и в настоящее время) на вооружении СВ состояли 155-мм артиллерийские системы М109А2/АЗ «Паладин» различной модификации. Эти гаубицы, разработанные еще в 50-е годы прошлого столетия и прошедшие шесть существенных модернизаций, уже на рубеже 80-90-х по большинству параметров (дальность стрельбы, боевая скорострельность и т. д.) не отвечали требованиям современного боя. Поэтому на программу создания «Крусейдер» были сделаны достаточно солидные ставки - военно-политической руководство США не жалело ни финансовых средств, ни других ресурсов для ее быстрого претворения в жизнь. Обстановка вокруг разработки этой системы усугублялась еще и в связи с тем, что программа находилась на завершающей стадии и с 2006 года предполагалось начать поставки СГ в войска. Всего СВ должны были закупить около 480 орудий, и, как ожидалось, они будут состоять на вооружении вплоть до 2030 года.
К числу явных достоинств разработанной компанией «Юнайтед дефенс» гаубицы «Крусейдер» специалисты относят следующие. Прежде всего это дальность стрельбы - свыше 40 км. Удалось снизить первоначально заложенную в проекте боевую массу системы (орудие и ТЗМ) со 105 до 80 т. Расчет СГ состоит из трех человек, которые находятся в отделении управления. Автоматическая система заряжания орудия позволяет расчету производить до 10 выстр./мин. Загрузка в гаубицу 60 выстрелов (возимый боезапас) и заправка ее топливом производятся из 40-т машины материально-технического снабжения, оснащенной автоматической системой подачи боезапасов, за 12 мин.
К другим достоинствам СГ специалисты относят также ее «сопоставимость» по скорости передвижения на пересеченной местности с основным боевым танком (ОБТ) «Абраме» и БМП «Брэдли». Немаловажным фактором, по их мнению, является то, что численность личного состава артиллерийских дивизионов с поступлением на вооружение СГ «Крусейдер» может уменьшиться с 750 до 400 военнослужащих.
И все же программу свернули. Интересна в связи с этим аргументация военного руководства США. Так, сам министр обороны Д. Рамсфелд заявил, что он «не имеет ничего против чисто технических качеств нового оружия», но «стимулом к принятию данного решения явился выбор стратегии войны, то есть той стратегии, которая должна позволить нам иметь выбор в области того, как лучше готовить войска для войн будущего». Заместитель Рамсфелда П. Вулфовиц был более конкретен: «Речь идет не о ликвидации плохой системы, а об аннулировании орудия, созданного в соответствии с требованиями ушедшей эпохи».
В последующих более пространных заявлениях и интервью министр обороны США и его ближайшее окружение уже более четко аргументировали данное решение. При этом суть аргументов сводилась к следующему. Во-первых, они считают, что СГ
«Крусейдер» - это реликт «холодной войны», решение о создании которого принималось в период превалирования взглядов на ведение повсеместно крупномасштабных войн, а, как якобы подчеркивает большинство аналитиков-прогнозистов, доминировать в конфликтах в обозримой перспективе будут «легкие» и «средние силы», ибо виртуальный противник представляет собой формирования скорее «партизанского типа», разбросанные по всему миру, а не классические армии европейского образца. «Крусейдер» же не вписывается в габариты транспортного самолета» и создан явно не для таких военных действий. Наиболее характерным примером этого является якобы проводимая до сих пор операция в Афганистане, где американские ВС вполне справляются с поставленными перед ними задачами без столь крупногабаритных и громоздких В и ВТ.
В более широком плане некоторые весьма известные специалисты, такие, например, как отставной генерал Р. Макданиел, вообще констатируют факт утраты ствольной артиллерией после целого столетия доминирования на поле боя своей роли в качестве «бога войны» и прихода на смену ей более мобильных, высокоточных и мощных ракетных или комбинированных систем огневой поддержки. Такая точка зрения была с энтузиазмом поддержана крупным авторитетом в области военно-политических проблем директором вашингтонского центра стратегических и бюджетных оценок Э. Крепиневичем, который охарактеризовал решение Рамсфелда об аннулировании программы «Крусейдер» как «блестящий вклад Пентагона в создание ВС будущего».
Заслуживает отдельного упоминания оценка данного решения со стороны руководства сухопутных войск США, которое затронуло их напрямую. Следует особо подчеркнуть весьма сложное положение, в котором оказался начальник штаба этого вида ВС генерал Э. Шинсеки и его окружение, поскольку, с одной стороны, они как бы и олицетворяют собой «движущую силу» создания упомянутых «ВС будущего», а с другой - лишаются крупнейшего «куска бюджетного пирога» да и самой артиллерийской системы, планы на оснащение сухопутных войск которой были уже давно сверстаны. В апреле 2002 года руководство СВ было заранее предупреждено о «возможном» аннулировании программы «Крусейдер» и Пентагон предложил ему провести детальный анализ вероятных последствий данного решения. И все же объявленное в начале мая решение министра обороны о закрытии программы явилось сюрпризом для Шинсеки, поскольку, по данным американской печати, Рамсфелд сделал этот шаг, даже не дождавшись результатов им же самим инициированного анализа в рамках штаба СВ. И только через неделю, как подчеркивается в американских СМИ, «сухопутчики проснулись». Но реакция их была довольно вялой.
Смысл высказываний самого Шинсеки и других генералов СВ сводился к безоговорочному согласию с решением министра, но с некоторыми замечаниями. Так, начальник штаба сухопутных войск осторожно намекнул на то, что «предложенные Пентагоном альтернативы не являются лучшим выбором за аналогичную или меньшую цену, но ... концентрация усилий и средств на принципиально новом орудии ... может стать достойной компенсацией». Следует иметь в виду, что именно руководство СВ еще осенью 1999 года впервые в практическом плане поставило вопрос о необходимости немедленной реформы военной машины США в целом, с тем чтобы она отвечала требованиям XXI века. Тогда же Шинсеки предложил 11-летнюю программу трансформации СВ, стержнем которой был отказ от «тяжелых сил», укомплектованных «неповоротливыми» боевыми машинами «Абраме» и «Брэдли», и формирование новых по сути так называемых «средних сил», основу которых составляли бы «легкие» (до 20 т) платформы - боевые бронированные машины (ББМ) будущего различной конфигурации, вплоть до облегченных артиллерийских систем. Более того, именно тогда генерал Шинсеки и произнес ставшую известной фразу о том, что «век танка как неповоротливой на поле боя машины заканчивается». Видимо, этим также объясняется весьма умеренная реакция командования СВ на решение министра.
Между тем в поддержку программы создания СГ «Крусейдер» неожиданно дружно высказались отставные генералы сухопутных войск, включая таких популярных ныне политических деятелей, как Д. Мэддокс, Б. Маккафри, бывший заместитель министра СВ Дж. Ридер и возглавляющий в настоящее время весьма влиятельную общественную организацию - Ассоциацию сухопутных войск США бывший начальник штаба этого вида ВС генерал Г. Саливан, который, в частности, подчеркнул, что «категорически против аннулирования программы выступают три последних (до Шинсеки) руководителя СВ». Естественно, они не могли не найти поддержку у части конгрессменов. Буквально на следующий день после объявления Рамсфелдом своего решения сенатский комитет по делам вооруженных сил предложил министру выступить в сенате с разъяснениями нюансов такой позиции МО. Палата представителей поддержала своих коллег. Причем ряд влиятельных законодателей, таких как Левин, Инхоуф и другие, априори отказался поддержать решение Рамсфелда.
Аргументация отставных генералов и законодателей свелась к следующим положениям. Во-первых, они полагают, что военные действия в перспективе не будут носить «однозначно антитеррористический, антипартизанский характер». Более того, реальные и виртуальные противники США, к числу которых они относят Ирак, Иран и Китай, имеют на вооружении огромное количество артсистем (2 100,3 224 и 14 500 соответственно), что говорит о большой вероятности возникновения конвенциальных войн с ними, в том числе широкого применения тяжелых вооружений. Соединенные Штаты же по количеству артсистем, находящихся на вооружении их ВС (950 устаревших «Паладин»), занимают сегодня «всего лишь» девятое место в мире. Во-вторых, «средние силы», на которые якобы делают ставку некоторые представители генералитета СВ, могут быть полномасштабно задействованы только через 15 - 20 лет. Таким образом, основа нынешних американских ВС - «тяжелые силы» будут вынуждены действовать с «неадекватными ресурсами». В-третьих, размещенное на легкой платформе боевой бронированной машины будущего артиллерийское орудие ни в коей мере не заменит классическую гаубицу нового поколения, какой и является «Крусейдер» (см. рисунок), тем более что упомянутое орудие на легкой платформе должно иметь калибр 105, в крайнем случае 120 мм. В-четвертых, даже если исходить из абсолютных приоритетов «средних сил» как «панацеи» для всех случаев противоборства в будущем, то и в данном контексте, по мнению сторонников аннулированной программы, «Крусейдер» вполне сочеталась бы со всей номенклатурой ББМ, составляющих ядро этих самых сил. И, наконец, в-пятых, сторонники программы, произведя расчеты, констатируют, что Пентагон, аннулировав ее, в течение следующих 10-14 лет будет вынужден направить дополнительно от 18 до 24 млрд долларов на воссоздание утраченных артиллерией возможностей.
И все же после детального изучения возникшей проблемы американский конгресс отверг обращение по поводу восстановления программы «Крусейдер», а в августе 2002 года руководство СВ США официально аннулировало ее. В начале лета сенатский комитет по делам вооруженных сил проголосовал в пользу изъятия 475 млн долларов, выделенных на 2003 год по программе «Крусейдер», и передачу их на другие нужды сухопутных войск. Позже было решено большую их часть вложить в разработку орудия на платформе ББМ будущего. Решено также часть практических наработок по «Крусейдеру», таких, например, как оборудованные места расчета, передать разработчикам этого орудия.
В американских специализированных СМИ продолжается обсуждение возможных альтернатив аннулированной программы. Достоянием гласности стал факт резкой активизации лоббистов из числа западных партнеров США. В частности, немцы намекают на возможность предоставить свою артсистему PzH-2000, англичане - AS 90. Но особое рвение проявляют французы, предлагая разработку своей государственной фирмы GIAT СГ «Каесар» калибра 155 мм. Они обещают сравнительно быстро поставить артсистемы в необходимом количестве стоимостью 2 млн долларов каждая (для сравнения, «Крусейдер» обошелся бы СВ США в 7 - 10 млн долларов за одно орудие). Министерство обороны США предлагает очередной вариант модернизации состоящих на вооружении своих СВ артсистем М109А6 «Паладин».
Но факт остается фактом: ликвидацией дорогостоящей программы «Крусейдер» американское военно-политическое руководство весьма жестко (несмотря на мощную лоббистскую кампанию против этого решения) и весьма четко (без лишней дипломатии) в очередной раз подчеркнуло приоритеты в своем военном строительстве - создание компактных высокомобильных вооруженных сил с возможностью их задействования в любой точке земного шара.
"Зарубежное военное обозрение" 2002 №12 с.18-23
Смотрите также
|