Создание специальных технических средств для борьбы с терроризмом в США
Полковник С. Выборной, кандидат военных наук;
полковник В. Горев, кандидат технических наук
Активизация террористической деятельности в глобальном масштабе во многом по-новому ставит вопрос об обеспечении стратегической стабильности и национальной безопасности США. В современных условиях, считая терроризм одной из серьезнейших угроз национальной безопасности, военно-политическое руководство страны все больший объем задач по борьбе с ней возлагает на вооруженные силы.
Этот курс получил окончательное закрепление после террористической атаки на США 11 сентября 2001 года. Кроме решения задач предотвращения терактов против американских граждан на территории Соединенных Штатов и в других странах, а также ликвидации их последствий ВС должны выполнять функцию обеспечения собственной безопасности в данной области. Как отмечается, опасность таких атак многократно возрастает при проведении гуманитарных, миротворческих операций и операций по принуждению к миру, а также в ходе региональных конфликтов. Кроме того, ВС предполагается привлекать к деятельности не только по предотвращению терактов и ликвидации их последствий, но и к нанесению превентивных и карательных ударов по местам базирования террористических групп, операциям по освобождению заложников.1
Решение таких, во многом новых для ВС США задач, требует наличия у силовых структур специфических технических средств, не входящих в традиционный арсенал средств ведения вооруженной борьбы (СВВБ), и совершенствования традиционных СВВБ, необходимых для более эффективной борьбы с терроризмом. С целью создания таких средств в министерстве обороны (МО) и других федеральных ведомствах страны развернут обширный комплекс НИОКР.
Согласно официальным документам МО США борьба с терроризмом предусматривает проведение широкого спектра антитеррористических (повышение защищенности) и контртеррористических (активные действия по предупреждению, сдерживанию и по эффективному непосредственному реагированию на террористические акты) мероприятий. В число этих мероприятий входят: индивидуальная защита, тактические операции, обнаружение и обезвреживание взрывных устройств, проведение расследований, организация наблюдения и сбора данных, разведывательное проникновение, организация охраны лиц и объектов и т. п.
Нормативной базой проводимой МО и другими ведомствами страны политики в области борьбы с терроризмом являются президентские директивы - PDD 62 «Борьба с терроризмом» и PDD 63 «Защита критических элементов инфраструктуры США». В соответствии с этими документами министерство обороны реализует скоординированную программу НИОКР видов ВС, управления по снижению угроз и других организаций МО.
В интересах повышения уровня координации военно-технической политики МО в области создания технических средств, предназначенных для борьбы с терроризмом, в научно-технологический план наращивания боевых возможностей ВС еще в 1998 году введен новый раздел - «Борьба с терроризмом». Часть работ в этой области выполняется в соответствии с разделами «Ведение боевых действий в городских условиях» и «Защита от химического и биологического оружия и противодействие распространению ОМП» данного плана и разделами «Защита от химического и биологического оружия» и «Ядерные технологии» «Плана развития технологических областей МО».
Выделяются три ключевых элемента оперативных возможностей ВС по борьбе с терроризмом: предупреждение, защита и реагирование, которые, в свою очередь, разбиваются на соответствующие элементы.
1. Предупреждение - предполагает создание технических средств, позволяющих повысить безопасность ВС и гражданского населения США за счет предотвращения совершения в отношении них террористических актов:
- идентификация и оповещение (выявление террористических организаций и факта подготовки ими враждебных действий, своевременное обнаружение орудий совершения терактов);
- сдерживание (совершенствование контроля за потенциальными объектами терактов);
- воспрепятствование (ограничение доступа на такие объекты);
- превентивные удары.
2.Защита - создание средств, снижающих эффективность террористических атак и позволяющих бороться с их последствиями:
- защита объектов;
- защита инфраструктуры;
- индивидуальная и коллективная защита персонала.
3.Реагирование - создание средств для эффективных действий в условиях осуществления террористических атак и в ходе ликвидации их последствий, а также средств для совершения ответных действий:
- управление в кризисных ситуациях (создание средств для обнаружения и обезвреживания взрывных устройств различных типов, агентов ХБО и других средств совершения терактов);
- управление в посткризисных ситуациях (создание средств для действий в условиях массовых потерь и в случае угроз прекращения функционирования объектов оборонной инфраструктуры);
- выявление участников терактов;
- возмездие (создание средств для ответных действий, включая средства, предназначенные для эффективного освобождения заложников).
Чтобы достигнуть заданного уровня оперативных возможностей военно-техническая политика США предполагает проведение НИОКР в целях обеспечения ряда ключевых функциональных возможностей технических средств. Результаты оценки взаимосвязи оперативных и функциональных возможностей приведены в табл. 1.
Для достижения необходимого уровня функциональных возможностей специфических средств для борьбы с терроризмом МО США определил широкий круг приоритетных направлений НИОКР. Совершенствуются существующие и создаются принципиально новые, в том числе роботизированные, средства разведки и наблюдения, обнаружения, инспекции и обезвреживания орудий совершения терактов, ликвидации их последствий, средства индивидуальной и коллективной защиты, охранной сигнализации и конт-
роля доступа на объекты, различные типы и виды оружия нелетального воздействия и т. п. Большое значение придается разработке аппаратно-программных средств для моделирования, имитации и обучения.
Специалисты МО США ведут разработки принципиально новых средств медицинской профилактики и лечения пораженных агентами химического и биологического оружия. Решаются масштабные проблемы снижения массогабаритных и стоимостных показателей сложной аппаратуры рентгено- и гамма-лучевой интроскопии, нейтронных спектрометров и т. п. для возможности ее использования в полевых условиях при обеспечении необходимого уровня безопасности операторов.
Разрабатываются радиолокационные, рентгеновские и иные средства для обнаружения объектов (людей), укрытых за стенами сооружений и другими препятствиями.
Для ведения боевых действий в городских условиях в ходе контртеррористических операций создается комплекс специальных средств, в частности: новые средства надежной связи в условиях отсутствия прямой видимости; аппаратура топогеодезического обеспечения индивидуальных бойцов и малых боевых групп, включающая навигационные приборы с ошибкой не более 3 м, цифровые карты городских районов, в том числе поэтажные планы зданий с разрешением 1 м, средства быстрой трехмерной визуализации этой информации для планирования боевых действий и управления ими, средства доставки боевых групп по воздуху с точностью до 25 м; средства обнаружения и поражения снайперов.
Всего намечено более 90 направлений работ по созданию принципиально новых средств для борьбы с терроризмом, а также по совершенствованию и адаптации для нужд ВС существующих средств.
В табл. 2 приведен перечень основных ключевых технологий, разрабатываемых МО США для наращивания возможностей ВС по борьбе с терроризмом, с привязкой их к требуемым функциональным возможностям технических средств. Для сокращения объема таблицы функциональные возможности рассмотрены только в рамках одного элемента оперативных возможностей.
В настоящее время в ходе НИОКР МО США по совершенствованию средств для борьбы с терроризмом предполагается проведение в период до 2005 года демонстраций технологий различных уровней по восьми специальным программам.
Взаимосвязь между оперативными и функциональными возможностями технических средств для борьбы с терроризмом |
Функциональные возможности (виды и типы средств) |
Элементы оперативных возможностей |
1. Предупреждение |
2. Защита |
3. Реагирование |
1.1 |
1.2 |
1.3 |
1.4 |
2.1 |
2.2 |
2.3 |
3.1 |
3.2 |
3.3 |
3.4 |
Средства обнаружения орудий совершения терактов |
|
• |
• |
|
о |
о |
о |
• |
|
|
|
Средства обнаружения и слежения за террористами |
• |
о |
• |
• |
|
|
|
|
|
• |
• |
Средства оценки обстановки |
• |
• |
о |
|
о |
о |
• |
• |
• |
|
• |
Точное целеуказание |
|
о |
о |
• |
|
|
|
|
|
|
• |
Средства имитации и обучения |
|
• |
• |
• |
• |
• |
• |
• |
• |
|
• |
Доведение информации об угрозе |
|
• |
|
• |
о |
о |
о |
• |
|
|
|
Защита от агентов ХБО |
|
о |
|
|
• |
• |
• |
• |
о |
|
|
Оценка угроз и уязвимости к ним |
|
о |
• |
|
• |
• |
• |
|
|
|
|
Защитные материалы и конструкции |
|
о |
|
|
• |
• |
• |
о |
|
|
|
Дистанционно управляемые средства |
|
|
• |
|
о |
о |
• |
|
• |
|
|
Обезвреживание орудий терактов |
|
|
• |
|
о |
о |
о |
• |
|
|
|
Анализ происшествий |
|
|
|
|
о |
о |
о |
• |
• |
о |
о |
Борьба с последствиями применения агентов ХБО |
|
|
|
|
о |
о |
• |
• |
• |
|
|
Медицинская помощь при массовых поражениях |
|
|
|
|
|
|
• |
|
• |
|
|
Координация с медицинскими и правоохранительными органами |
о |
о |
|
|
о |
о |
о |
• |
• |
• |
• |
Расследование терактов |
|
о |
|
о |
|
|
|
|
|
• |
о |
Проведение восстановительных мероприятий |
|
о |
о |
|
о |
о |
о |
• |
• |
о |
о |
• - сильная взаимосвязь. о - существенная взаимосвязь. |
Кроме того, важные в этом плане результаты предусматривается получить по 22 программам демонстрации технологий, предусмотренных другими разделами научно-технологического плана.
К специальным программам демонстрации технологий по совершенствованию средств борьбы с терроризмом относятся следующие: выработка мер по уменьшению последствий террористических актов; разработка мер противодействия химическому и биологическому терроризму; создание средств проверки транспорта на пунктах пересечения границы; разработка средств дистанционного поиска взрывчатых веществ на азотистом основании; разработка средств диагностики и анализа самодельных взрывных устройств; совершенствование медицинских средств защиты; создание информационной системы для разведывательного обеспечения
контртеррористических операций; разработка методов и средств защиты объектов национальной инфраструктуры.
В качестве примера кратко рассмотрим ведущиеся в США работы по созданию специфических средств борьбы с терроризмом - средств обнаружения орудий терроризма (рис. 1).
В современных условиях к таким средствам предъявляются очень жесткие требования по скорости досмотра, уровню автоматизации и безопасности использования, надежности обнаружения орудий проведения терактов, а также по уровню ложных срабатываний. Средства досмотра по характеру получаемой информации можно разделить на три группы: средства, позволяющие получать изображение содержания объекта (интроскопы); средства обнаружения без получения изображения; анализаторы химического состава.
Для досмотра может применяться аппаратура, использующая ионизирующие или неионизирующие излучения. Разрабатываются следующие типы аппаратуры с ионизирующими излучениями (поток нейтронов, гамма и рентгеновские лучи): анализаторы на тепловых нейтронах, анализаторы на быстрых нейтронах (импульсные, в том числе на эффекте обратного рассеяния нейтронов, рис. 2 и 3) и с непрерывным излучением, а также на основе эффекта резонансного поглощения гамма-лучей атомами азота (рис. 4); одночастотные и многочастотные рентгеновские аппараты, в частности использующие эффект обратного рассеяния лучей.
Использование неионизирующих излучений основано на эффектах ядерного магнитного резонанса, электронного спин-резонанса, на приеме собственного и отраженного электромагнитного излучения различного диапазона, принципах ультразвукового зондирования. Изображение содержимого объектов получают, как правило, с помощью рентгеновских или гамма-лучей.
Системы на основе гамма-лучей, обладающие большим разрешением, могут осматривать предметы, имеющие большие объемы, и характеризуются большим быстродействием, чем рентгеновские аппараты. Поскольку гамма-источник не потребляет энергии, не требует обслуживания и
имеет неограниченный срок службы, он также проще и надежнее в использовании. Ведутся работы по уменьшению габаритов, а также совершенствованию устройств обработки и отображения полученных изображений рентгеновских и гамма-интроскопов. В частности, широко применяются методы компьютерной томографии.
|
|
|
Рис. 2. Принцип действия обнаружителя ВВ с использованием сканирующего импульсного потока нейтронов:
1 - приемная решетка гамма-детекторов;
2 - гамма-лучи;
3 - импульсный поток нейтронов |
Рис. 3. Принцип действия обнаружителя ВВ на быстрых нейтронах:
1 - поток быстрых нейтронов;
2 - ВВ;
3 - элемент приемной решетки гамма-детекторов |
Рис. 4. Принцип действия обнаружителя взрывчатых веществ на основе резонансного поглощения гамма-лучей: 1 - электростатический ускоритель; 2 - протоны с энергией 1,7476 МэВ; 3 - мишень; 4 - конус излучения гамма-лучей с энергией 9,172 МэВ; 5 - направление движения багажа; 6 - гамма-детектор; 7 - ВВ |
Принцип действия обнаружителей ВВ на базе анализаторов химического состава на быстрых нейтронах (АБН) заключается в следующем. При облучении быстрыми нейтронами атомы кислорода, углерода, азота (и других элементов) испускают гамма-кванты с энергией, характерной для каждого элемента. Анализируя полученный гамма-спектр, можно установить процентное содержание элементов, содержащихся в исследуемом материале, обнаружить ВВ и определить его тип. Для получения исходного потока нейтронов применяются или изотопные источники, или специальные генераторы нейтронов. Некоторые типы АБН позволяют получать так называемое псевдоизображение досматриваемого объекта.
Приборы, анализирующие собственное радиоизлучение человека в миллиметровом диапазоне, способны обнаруживать спрятанное оружие, ВВ и т. п. на расстоянии до 4 м.
Зарубежное военное обозрение 2003 №7 с. 12-18
Смотрите также
|