search
menu
person

NEWS AND UDATES


Западня в воздухе

Западня в воздухе

Дейл Б. Купер

Когда Скотт О'Грейди (Scott F. O'Grady) поднял свой F-16C "Файтинг Фалкон" в воздух с авиабазы Авиано, Италия, где 29-летний капитан ВВС США служил в 555-й истребительной авиационной эскадрилье, он и представления не имел, что окажется в таком водовороте. Набирая высоту рядом с ведущим их авиационного звена, О'Грейди последовал за капитаном Бобом Райтом в Северную Боснию с задачей принуждать потенциальных нарушителей к соблюдению введенного санкцией Организации Объединенных Наций запрета на полеты в данной зоне. Задание казалось похожим на 60 000 других самолетовылетов, выполненных над Боснией, но это впечатление вскоре изменилось.

Раздался взрыв, сопровождавшийся ослепительной вспышкой. Не нужно было говорить О'Грейди, что произошло — в нижнюю часть фюзеляжа его самолета угодила зенитная ракета. Скорее всего это была ракета, выпущенная мобильным зенитно-ракетным комплексом SA-6 советского производства. Ракета летела в мертвом пространстве прямо под брюхом F-16 и при взрыве развалила самолет надвое. «Первое, что я увидел — рассыпавшуюся на куски передо мной кабину пилота. Просто невероятно, что я не погиб при взрыве», — рассказывал О'Грейди после того, как его спасли.

Когда его F-16 разваливался, О'Грейди каким-то чудом удалось дотянуться до расположенного между ног рычага катапультирования, и он вылетел из кабины, которая кувыркалась в воздухе, объятая пламенем. •Дайте мне взглянуть на рычаг катапультирования, на этот прекрасный золотой рычаг», — говорил он после своего спасения.

Сиденье пилота самолета сконструировано таким образом, что автоматически переводится в положение для катапультирования и отстреливается, но О'Грейди, шею и лицо которого уже лизало пламя, не хотел ждать, когда это произойдет, и вручную привел в действие механизм отстрела. Кроме того, он опасался, что сиденье повреждено взрывом.

Райт был беспомощен. Он наблюдал, как гигантский огненный шар окутал самолет его товарища, и, подавив оцепенение, отметил на карте место катастрофы О'Грейди, рядом с населенным пунктом Мрконжик-Град, примерно в 25 мор. милях (46 км) южнее города Баня Лука, в районе, который контролировался сербскими повстанцами. Горящие обломки самолета О'Грейди так быстро провалились в облака, что Райту не удалось заметить, катапультировался ли летчик.

«Я висел под куполом парашюта, как мне казалось, исключительно долго. Любой мог заметить меня с земли. Они все это время стояли и наблюдали за мной. Там меня ожидал и военный грузовой автомобиль», — так комментировал О'Грейди свой спуск на парашюте, когда он вывалился из облаков над крупным населенным пунктом на всеобщее обозрение.

Приземлившись, О'Грейди отстегнул подвесные лямки парашюта и бегом бросился к небольшой группе кустов. Ползком забравшись в середину кустарника, он зарылся лицом в грязь и прикрыл свои уши летными перчатками, чтобы не было видно открытых участков кожи.

Не прошло и двух-трех минут, как склон холма заполнился сербами, которые начали его искать. Несколько солдат прошли почти рядом с местом, где укрывался О'Грейди, но не заметили его. В последующие шесть суток О'Грейди в светлое время неподвижно лежал в укрытии, а в темное время передвигался с агонизирующей медлительностью в поисках лучшего укрытия.

О'Грейди утверждает, что знает, как чувствует себя кролик, когда охотники лазят по кустам, пытаясь выгнать его на открытое место. Один раз сербские солдаты открыли огонь. «Они стреляли не по жирным кроликам. Возможно, им казалось, что они видят что-то, похожее на меня, и они пытались убить меня», — говорил О'Грейди. Но действительное испытание для его нервов пришло через пару дней, когда однажды он был разбужен взрывом снаряда или мины в нескольких шагах от места, где укрывался.

На следующий день после того, как был сбит О'Грейди, сербское военное командование, вероятно, чтобы охладить пыл НАТО к поискам, заявило официальным представителям Запада, что сбитый летчик находится в их руках. А еще через два дня начальник штаба ВВС США генерал Рональд Рогельман допустил серьезное нарушение правил безопасности, когда на официальном приеме в Пентагоне сболтнул репортерам, что ВВС эпизодически принимают сигналы, которые, возможно, излучаются аварийным радиомаяком сбитого летчика.
Представители Белого дома были обозлены болтливостью генерала, поскольку считали обнародование этого факта преждевременным и, быть может, даже опасным для пропавшего летчика. В дальнейшем об этих сигналах никто не говорил, и мир ждал сообщения, жив О'Грейди или мертв.

Ранним утром 8 июня, через шесть суток после того, как О'Грейди был сбит, он установил радиосвязь с капитаном Томасом Хэнфордом, одним из летчиков его эскадрильи, пилотировавшим самолет F-16. «Я жив. Помогите!» — радировал О'Грейди. Для того, чтобы убедиться, что голос в эфире принадлежит именно О'Грейди, Хэнфорд задал ему вопрос, в какой эскадрилье тот служил в Корее.

Ответ был правильным, поэтому Хэнфорд доложил командованию, что установил радиосвязь с пропавшим летчиком. Эта информация была передана на борт одного из самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и наведения системы «Авакс» НАТО, который кружил высоко над районом, а оттуда — адмиралу Лейтону Смиту в Лондон, который, в свою очередь, уведомил полковника Мартина Берндта, командира 24-го экспедиционного полка морской пехоты, базировавшегося на Адриатике. Когда Смит спросил Берндта, что тот думает, то получил ответ: «Я думаю, мы можем его вызволить».

После своего спасения О'Грейди неохотно описывал моменты, которые предшествовали попаданию зенитной ракеты в его самолет. Когда его спросили, на какой высоте он летел, он ответил: «Не могу сказать». На вопрос, видел ли он ракету, которая в него попала, он отказался отвечать.

Но, воспользовавшись мнением старших офицеров ВВС США в Пентагоне, а также прошедшего испытание войной командира эскадрильи F-16, которому пришлось уклоняться не только от зенитных ракет во Вьетнаме, но и от зенитных ракет SA-6 в Ираке, мы смогли составить более или менее цельное представление о том, что скорее всего произошло во время этого злосчастного полета над Боснией. Военные, которые подсказали нам этот наиболее вероятный сценарий, просили не называть их имен.

Райт и О'Грейди скорее всего барражировали над районом со скоростью около 300 уз (555 км/ч), когда зенитно-ракетный комплекс взял их на сопровождение. Задание по воспрещению полетов над Боснией обычно требует около 2 часов времени. При скорости около 300 уз экипажи самолетов имеют возможность завершить выполнение задания без необходимости дозаправляться над территорией противника.

Но столь малая скорость полета таит в себе опасность. Для уклонения от пущенной по самолету зенитной ракеты необходима воздушная скорость по меньшей мере 400 уз (740 км/ч), чтобы летчик мог совершить маневр уклонения с перегрузкой 9 д, позволяющий обмануть ракету. При скорости 300 уз летчик способен выполнить разворот с креном, создающий перегрузку 3 — 4 д, а этого недостаточно, чтобы система наведения и рулевые поверхности ракеты не смогли правильно отреагировать на изменение угловых координат цели.

Ракету SA-6 вроде той, что попала в самолет О'Грейди, обмануть довольно трудно, особенно в случае, когда летчик оказался в западне на большой высоте и почти не имеет пространства для маневра. Оба летчика, летавшие в тот день на задание, публично заявляли, что в момент обстрела совершали полет на «средней» высоте, что в переводе означает 10 000 — 25 000 футов (3000 - 7600 м).

Плотная облачность не позволила летчикам засечь пуск ракеты. Однако один ранее воевавший пилот самолета F-16 сообщил, что в незасекреченной информации о данном происшествии говорится, что Райт и О'Грейди знали о том, что зенитно-ракетный комплекс осуществляет сопровождение их самолетов. Согласно одному источнику, О'Грейди получил предупреждение о пуске ракеты. Даже если летчики и не имели возможности визуально наблюдать ракету, оба должны были слышать в шлемофонах сигнал высокого тона, напоминающий о необходимости проверить показания приемника системы оповещения о радиолокационном облучении, чтобы определить, с какого сектора приближается ракета.

Источники указывают, что одной из распространенных ошибок молодых военных летчиков на боевом патрулировании является стремление прижиматься к лежащему внизу облачному покрову, чтобы при необходимости можно было быстро нырнуть в облака и тем самым укрыться от визуального наблюдения. Это хорошо, когда имеешь дело с истребителями противника. Но полет вблизи верхней кромки облаков над территорией, которая прикрывается зенитными ракетами, делает летчика легкой добычей зенитных ракет. Когда ракета с ревом выскакивает из облаков и устремляется к самолету, летчик не имеет времени и высоты для совершения маневра уклонения. Один старший офицер, летающий на самолете F-16, предположил, что сербы, возможно, притупили бдительность американских летчиков, прибегнув к тактическому приему периодического выключения и повторного включения РАС системы сопровождения целей и наведения ракет.

Критики в американских законодательных органах хотят знать, почему самолеты F-16 ВВС США вылетели на задание без прикрытия других самолетов, которые могли подавить или уничтожить позиции зенитных ракет противника. После того, как сбили О'Грейди, летчиков самолетов F-16, вылетающих в Боснию с задачей принуждать потенциальных нарушителей к соблюдению запрета на полеты в данной зоне, начали сопровождать.

Конгрессмен Джим Сакстон, республиканец от штата Нью-Джерси, вскоре после инцидента с О'Грейди обнародовал доклад, из которого явствует, что американские военные знали еще в 1993 году, что район, где был сбит этот летчик, хорошо защищен зенитными ракетными батареями боснийских сербов. В докладе Сакстона высказываются предположения, что сербское военное командование сосредоточило свои средства противовоздушной обороны вокруг авиабазы Баня Лука.

Председатель комитета начальников штабов вооруженных сил США генерал Джон Шаликашвили заявил после того, как 2 июня был сбит самолет О'Грейди, что военные не знали и не подозревали о наличии зенитно-ракетных комплексов в данном районе. Однако официальный представитель Пентагона по связям с общественностью Кеннет Бейкон опроверг это утверждение, заявив, что военным было хорошо известно о существовании в районе Баня Лука базового предприятия по профилактическому обслуживанию и ремонту зенитных ракетных систем. Правда, Бейкон добавил, что «самолет F-16, пилотируемый О'Грейди, был сбит вне зоны досягаемости известных позиций зенитных ракет в Баня Лука».

Споры по поводу того, знали мы или нет о развернутых в данном районе зенитных ракетах, все еще идут, но несомненно, что зенитная ракета представляет собой грозное оружие. «Летчики привыкли к зенитной артиллерии. Они полагают, что являются непобедимыми, — сказал один , ветеран войн во Вьетнаме и в Ираке. — И все любят встречаться с МиГами, поскольку их можно сбивать. Но, когда речь идет о зенитной ракете, тут другое дело. Она заставляет твою кровь остановиться в жилах Эта машина хочет отнять у тебя твою жизнь».

Возможно, мы так никогда и не узнаем, видел ли Скотт О'Грейди ракету, которая поразила его F-16, и, если на то пошло, пытался ли он уклониться от нее. Но, оказавшись на земле, он сделал все правильно и сумел остаться в живых. А выживание — это главное на войне.

Солдат удачи №2 1996 С.10-11

По мотивам истории снят фильм "В тылу врага"

Смотрите также
Категория: Босния 1995 Умеренная сила | Добавил: pentagonus (27.08.2009) | Автор: Дейл Б. Купер
Просмотров: 3619 | Теги: Босния, Скотт О'Грейди, Scott F. O'Grady | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
avatar