О некоторых подходах США к миротворчеству
Подполковник А. Холмогоров
Рассматривая деятельность США в области современного миротворчества, особенно активизировавшуюся в последнее время из-за двух проблем - афганской и иракской, следует отметить некоторые ее характерные особенности.
Инициирование миротворческих операций позволяет американскому руководству: придавать законный характер вооруженным акциям против стран, политика которых неприемлема для США; перекладывать при необходимости на ООН и другие международные структуры политическую ответственность за возможные неудачи или негативные последствия применения военной силы; компенсировать финансовые затраты, связанные с обеспечением деятельности своих ВС в зонах конфликтов и последующее восстановление страны, за счет других стран или из бюджета ООН и в конечном счете сокращать потери своих войск.
В основе нормативно-правовой базы американского миротворчества лежит президентская директива PDD-25 (май 1994 года) «Об основных направлениях политики США в области реформирования многосторонних миротворческих операций». В ней сформулированы критерии, в соответствии с которыми определяется возможность выделения американских военных контингентов для участия в миротворческих операциях под эгидой ООН и других международных организаций:
- участие страны в операции соответствует американским интересам, а степень угрозы для жизни американских военнослужащих является приемлемой;
- Соединенные Штаты располагают необходимыми людскими, техническими и финансовыми ресурсами для участия в операции;
- участие США в операции обеспечит ее успешное завершение;
- американским войскам поставлена ясная задача, определены условия и ориентировочные временные параметры прекращения участия в операции;
- система управления американскими войсками со стороны командования международных организаций является удовлетворительной.
В других нормативных документах отмечается, что вооруженные силы США могут проводить миротворческие операции самостоятельно или в составе многонациональных сил (МНС), возглавляемых ими или какой-либо другой страной. Вместе с тем на практике не рассматривается возможность участия своих войск в операциях под командованием другого государства или международной организации.
В любой многонациональной операции командующий американским контингентом сохраняет управление над выделенными в состав МНС подразделениями национальных вооруженных сил. После получения одобрения со стороны высшего военного руководства США командующий этим международным контингентом осуществляет, в рамках предоставленного мандата, оперативное управление американскими подразделениями в ходе операций, санкционированных полномочными органами, например Советом Безопасности ООН.
Степень оперативного управления американскими войсками должна быть согласована между командующим МНС и командующим объединенным командованием ВС США в передовой зоне, из состава которых выделяются части и подразделения в многонациональный контингент.
Иностранные командующие не имеют права вносить изменения в характер решаемых задач или размещать американские войска за пределами зоны ответственности, согласованной с военным руководством ВС США, вносить изменения в организационно-штатную структуру подразделений, размещать их отдельно друг от друга, изменять их систему тылового обеспечения, производить должностные перемещения американских военнослужащих.
Каждый командир национального подразделения несет ответственность за выполнение поставленной задачи, подчиняясь командующему МНС и национальному командованию. Американские подразделения обычно поддерживают прямую связь с соответствующей командной структурой национальных вооруженных сил, как правило со штабом командующего в передовой зоне.
Когда командиры американских подразделений не могут решить какой-либо вопрос с командующим силами ООН, они обращаются к вышестоящему органу управления ВС США. Такое может произойти при получении приказов, которые расцениваются американскими офицерами как незаконные с точки зрения национального или международного права или выходящие за пределы установленного мандата.
Подходы к оперативному руководству в случае возложения ответственности за проведение миротворческой операции на другие международные организации могут иметь некоторые особенности. Что касается НАТО, то здесь эти вопросы отработаны наиболее четко, и американские войска привыкли действовать в этих рамках. В ряде законодательных актов, связанных с выполнением обязательств Соединенных Штатов по международным договорам и соглашениям, содержатся отдельные положения, где юридически обосновано использование американских военнослужащих в таких операциях.
В разделе 6 «Закона об участии в деятельности ООН» 1945 года указывается, что президент США в целях поддержания международного мира и безопасности согласно статьям 42 и 43 Устава ООН и на основании обращения СБ ООН уполномочен заключать с Советом Безопасности соглашения, определяющие «численность и род войск, степень их готовности и общее расположение, а также характер предоставляемых средств обслуживания и помощи, включая право прохода». На практике такие соглашения никогда не заключались.
В разделе 7 закона президенту страны предоставляется право выделения американских военнослужащих в интересах проведения сообществом наций совместных действий, направленных на мирное разрешение споров, в качестве наблюдателей или для решения других небоевых задач. При этом максимальная численность не должна превышать 1 000 человек. Кроме того, президент может принять решение об использовании элементов военной инфраструктуры США в интересах ООН и о предоставлении ей министерством обороны необходимых материально-технических средств.
Фактически в Соединенных Штатах сложился следующий механизм принятия решений о направлении американских войск для участия в миротворческих операциях ООН.
Президент предварительно консультируется по этому вопросу с ведущими членами конгресса, после чего, согласно Закону о военных полномочиях, официально уведомляет законодателей о своем решении. В послании конгрессу перечисляются задачи, поставленные войскам, их численность, вооружение, срок пребывания в районе операции и условия применения оружия. Этот орган утверждает решение главы государства путем принятия резолюций, в которых одновременно определяется порядок финансирования американских войск, участвующих в миротворческих операциях.
Президент в зависимости от складывающейся обстановки может вносить коррективы в принятые им решения об использовании ВС США в миротворческих операциях ООН, которые оформляются в виде директив и указов с информированием об этом конгресса.
Американские войска, принимающие участие в операциях ООН, руководствуются соответствующими документами этой международной организации, а также положениями полевого устава СВ США FM-3-0. В одном из них, в частности, указывается, что «миротворческие операции представляют собой действия, направленные на поддержание или принуждение к миру...для достижения стратегических и политических целей, а также выработки решений, вытекающих из них дипломатических задач. Несмотря на то что Белый дом оставляет за собой право проводить миротворческие операции в одностороннем порядке, они обычно участвуют в них под эгидой ООН или других международных организаций».
Функции американских войск в миротворческих операциях определяются следующим образом:
- операция осуществляется американским войсками самостоятельно, и они подчиняются только национальному командованию;
- ВС США возглавляют многонациональные силы, имея мандат международной организации, и подчиняются как ее руководству, так и своему командованию;
- американский контингент выполняет в многонациональной операции вспомогательные задачи, выделяя боевые и тыловые компоненты, и подчиняются как руководству международной организации, выдавшей мандат, так и своему командованию.
В целом существующая система организации миротворческих операций .под эгидой ООН не устраивает Белый дом по многим показателям, в связи с чем его глава требует поиска новых форм деятельности в этой сфере. В этих целях президент США Дж. Буш весной 2004 года утвердил инициативу «Глобальные миротворческие операции», которая предусматривает реализацию до 2010-го комплекса мероприятий по подготовке и оснащению миротворческих формирований иностранных, главным образом африканских, государств с целью создания вне рамок ООН миротворческих контингентов общей численностью до 75 тыс. человек. Наличие таких подразделений позволит, по мнению администрации, создать стратегический резерв международных миротворческих сил, предназначенный для решения широкого круга задач, включая участие в операциях по стабилизации обстановки и принуждению к миру в различных регионах, прежде всего с учетом американских интересов. Предполагается, что в 2005-2010 годах на финансирование данной инициативы из бюджета Пентагона и госдепартамента США будет выделено около 660 млн долларов. Соответствующий запрос включен в проект бюджета на 2005 финансовый год по статье «Оказание военной помощи иностранным государствам».
Инициатива определила основную географическую направленность усилий Соединенных Штатов - подготовка и оснащение миротворческих контингентов африканских стран, которые, однако, можно было бы использовать и за пределами Африканского континента. Официальные лица в Вашингтоне уже приступили к проработке данного вопроса и обработке руководства «политически стабильных и невраждебных США» государств Африки в интересах создания в кратчайшие сроки миротворческих компонентов в национальных вооруженных силах, а главное - обеспечения разработки правовой базы для возможного применения воинских подразделений этих стран в других регионах мира.
При этом процесс консультаций строится так, как будто основные инициативы исходят непосредственно от африканских региональных организаций, которые будут отвечать за подготовку и управление военными компонентами миротворческих операций, а также за распределение финансовых средств и компенсаций государствам-участникам.
Особенностью инициативы является то, что в ней большое внимание уделяется поддержанию постоянной боеготовности прошедших подготовку миротворческих формирований путем проведения регулярных многонациональных учений в масштабах регионов и соответствующего «стимулирования» руководства стран - поставщиков миротворческих контингентов к сохранению их потенциала.
В целом усилия Вашингтона в сфере миротворчества направлены на решение главной задачи - дальнейшее укрепление политических, экономических и военно-стратегических позиций США в различных регионах мира и поддержание тем самым их статуса сверхдержавы с глобальными интересами и сферой ответственности.
Зарубежное военное обозрение 2004 №11 с. 15-18
Смотрите также
|