Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Суббота, 07.12.2019, 23:20
Ключевые слова

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Структура [141]
Боевые операции [55]
Личный состав, подготовка [91]
НИОКР [205]
Вооружение [220]
Техническое обеспечение [197]
Стратегия и тактика [128]
Форма, знаки различия, награды [7]
ТТХ [13]

Поиск


Наш опрос
Журналы на Pentagonus.ru я скачиваю через
Всего ответов: 67
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » ВВС (Военно-воздушные силы) » Структура

Центр боевой подготовки стратегических бомбардировщиков.

Центр боевой подготовки стратегических бомбардировщиков.

Полковник В.Кирсанов

Боевая подготовка экипажей американских стратегических бомбардировщиков стратегического авиационного командования (САК) ВВС США организуется в соответствии с их предназначением и направлена на обеспечение постоянной готовности к ведению боевых действий в различных по масштабам, интенсивности и продолжительности военных конфликтах на любых ТВД с применением как обычного, так и ядерного оружия. Ее проведение в различные годы имело свои особенности.
Так, во второй половине 70-х годов в связи с существенным повышением возможностей средств противовоздушной обороны командование САК приступило к отработке тактики действий бомбардировщиков на малых высотах, что, по мнению американских специалистов, затрудняет их обнаружение радиолокационными средствами противника и позволяет прорываться в его глубокий тыл.
К началу 80-х годов руководство ВВС США пришло к выводу, что использовавшиеся методы боевой подготовки экипажей не в полной мере отвечают существующим условиям и должны быть пересмотрены. В этой связи в 1983 году было принято решение о создании и постепенном вводе в эксплуатацию бомбардировочного полигонного комплекса, ставшего в последующем важнейшим элементом центра боевой подготовки (ЦБП) экипажей стратегических бомбардировщиков .САК ВВС США, расположенного на авиабазе Элсворт (штат Южная Дакота). 3десь летный состав обучается тактике ведения боевых действий и выполняет тренировочные полеты на боевое применение в сложных условиях, создаваемых средствами полигонного комплекса. В центре ведутся научные исследования в области тактики стратегической бомбардировочной авиации. При его создании учитывалось, что необходимость маневрирования на малых высотах, осуществляемая с целью снижения эффективности радиолокационных средств обнаружения противника, выдвигает на первый план задачу по разработке ряда специальных мер, обеспечивающих безопасность полетов. В связи с этим было признано необходимым разработать соответствующие тактические приемы, довести до автоматизма их использование и создать условия, обеспечивающие летчикам возможность систематически тренироваться в их выполнении.
В составе ЦБП имеются четыре основных элемента: бомбардировочный полигонный комплекс, инструментальная полигонная система сбора данных, оперативный центр бомбардировочного полигонного комплекса; отдел разработки тактики боевых действий.
Важнейшим из перечисленных объектов является бомбардировочный полигонный комплекс. Хотя полеты стратегических бомбардировщиков по маршрутам, в дальнейшем включенным в состав ВПК, начались еще в 1981 году, строительство ряда его объектов продолжается до настоящего времени и будет окончательно завершено только к концу 1994 года. Комплекс представляет собой сочетание воздушных коридоров, зарезервированных для маловысотных полетов, с системой наземных стационарных и мобильных радиолокационных постов, воспроизводящих работу средств ПВО противника и обеспечивающих контроль условного применения средств поражения экипажами стратегических бомбардировщиков. В настоящее время используется 14 маловысотных маршрутов, проложенных в воздушном пространстве штатов Северная и Южная Дакота, Монтана, Айдахо, Вайоминг и Небраска. Имитация работы наземных радиолокационных станций обнаружения и наведения осуществляется с помощью разработанного и поставляемого фирмой «Дженерал дайпэмикс» многоканального «излучателя угрозы» AN/MST-T1A (см. рисунок). В стационарном варианте эти «излучатели» развернуты в населенных пунктах Пауэлл (штат Вашинг-тон), Гавр, Конкорд и Форсайт (Монтана), Дикинсон (Северная Дакота) и Белл-Фурш (Южная Дакота) Кроме того, для дополнительного усложнения обстановки могут быть развернуты мобильные излучающие посты, отличающиеся от стационарных уменьшенными массогабаритными характеристиками. Каждая станция AN/MST-T1A способна имитировать работу 59 различных излучающих радиоэлектронных средств, причем имеется возможность непрерывно поддерживать в рабочем состоянии не менее пяти любых каналов. Практически эти станции способны имитировать работу всех существующих, а также разрабатываемых радиоэлектронных средств, представляющих угрозу экипажам стратегических бомбардировщиков при прорыве ПВО противника на малых высотах.
Обслуживание «излучателей угрозы» осуществляют группы в составе 65—70 военных и гражданских специалистов полигонной службы, в распоряжение которых выделяются необходимые транспортные средства. Каждый стационарный пункт используется в качестве базы, обеспечивающей работу одного мобильного пункта, развертываемого в соответствии с потребностями. Кроме того, командование САК намерено поставить перед аэрокосмическими фирмами задачу по созданию спутникового оборудования, имитирующего работу соответствующих средств обнаружения противника, что позволит обеспечить дальнейшее насыщение обстановки «излучающими объектами». По завершении строительства полигонного комплекса общее количество объектов, размещенных в пределах его границ и имитирующих различные радиоэлектронные средства противника, достигнет 70.
Направление маловысотных маршрутов и их взаимное расположение по отношению друг к другу позволяют экипажам бомбардировщиков выходить на них, пересекать и уходить с них в любых точках. Ограничения распространяются только на высоту полета в некоторых районах в связи с протестами местного населения, вызванными шумом низколетящих самолетов. В то же время сведение в единую систему большого количества маршрутов позволило существенно повысить общую продолжительность полета бомбардировщиков на малых высотах. Так, например, если до создания комплекса она максимально достигала 45—60 мин, а в условиях полигона авиабазы Неллис, где B-52 регулярно участвуют в учениях «Рэд флэг», вообще не превышает 20 мин, то на маршрутах комплекса, продолжительность полета на малых высотах удалось повысить до 2 ч и более.
Располагая большим количеством коридоров, планирующие органы САК могут разрабатывать широкий перечень разнообразных задач для каждого отдельного экипажа, полностью исключив повторяемость маршрутов и каждый раз создавая у членов экипажа иллюзию, что местность, над которой они выполняют полет, им абсолютно незнакома. Еще одним достоинством полигонного комплекса является возможность тренировать экипажи в применении на малых высотах бортовых радиолокационных средств для уклонения от столкновения с наземными препятствиями и для полета с отгибанием рельефа, выбирая разнообразные маршруты над равнинной, холмистой или горной местностью.
В комплексе с «излучателями угрозы» для индексации и оценки действий экипажа используются разработанные фирмой «Мартин Мариэтта» станции AN/MSR-T4. Сопоставляя параметры излучаемых сигналов «угрозы» с характеристиками излучения бортовых средств радиоэлектронного подавления, такая станция позволяет достаточно объективно оценивать не только эффективность выбранных экипажем мер противодействия, но и быстроту его реакции на появляющуюся опасность. Кроме того, в ряде пунктов полигона установлены разработанные фирмой LTV радиолокационные станции AN/TPQ-43, предназначенные для определения результатов условною бомбометания.
Чтобы максимально приблизить создаваемую обстановку к реальным условиям, маршруты комплекса перекрываются двумя специализированными зонами, в границах которых бомбардировщики подвергаются учебным атакам истребителей «противника», которые отрабатывают навыки использования бортовых средств для обнаружения и уничтожения маловысотных воздушных целей на фоне земной поверхности. Одна из этих зон расположена к северо-западу от Рэпид-Сити (штат Южная Дакота), а вторая — к востоку от Биллингс (штат Монтана). При разработке маршрутов для стратегических бомбардировщиков планирующие органы обычно стремятся максимально увеличить количество пролетов через эти зоны.
Инструментальная полигонная система сбора данных представляет собой компьютеризированную систему получения, накопления и передачи информации, используемой при анализе и оценке действий экипажа. Информация передается с помощью работающих в микроволновом диапазоне станций радиорелейной связи, объединяющих в единое целое размещенные в границах полигона «излучатели угрозы» (AN/MST-T1A), станции индикации работы бортовых средств РЗБ (AN/MSR-T4), РЛС контроля точности бомбометания (AN/TPQ-43) и оперативный центр комплекса. Вся информация, поступающая с самолетов и от наземных станций, накапливается в запоминающем устройстве ЭВМ с фиксацией времени ее поступления. Но мере необходимости она высвечивает на большом экране с цветовой индикацией, на котором в графической форме изображаются все маневры самолета с привязкой к карте местности и буквенно-цифровые данные, используемые в последующем при разборе полета. Кроме того, при необходимости можно в реальном масштабе времени корректировать действия экипажа по радио на основании данных, полученных от наземных средств объективного контроля. Таким образом, эта система позволяет наглядно и объективно продемонстрировать экипажу ошибки в его действиях на любом этапе полета и дает возможность руководству выработать рекомендации по их устранению.
Оперативный центр бомбардировочного полигонного комплекса, расположенный на авиабазе Элсворт, предназначен для руководства процессом обучения экипажей выполнению задач нанесения ударов по объектам противника обычным и ядерным оружием в условиях массированного использования им активных и пассивных средств ПВО.
Отдел разработки тактики боевых действий, размещенный на авиабазе Элсворт, изучает и оценивает различные средства ПВО противника, разрабатывает тактику противодействия, а также обучает экипажи ее использованию в боевых условиях. Здесь работают офицеры-операторы и разведчики, получающие от разведывательных органов необходимую информацию. Кроме того, в составе отдела предусматривается сформировать еще одно подразделение, офицеры которого по мере необходимости будут выезжать в части стратегической авиации для обучения летного состава новым тактическим приемам.
В 1991 году в центре боевой подготовки планируется создать школу боевого применения САК для теоретического и практического обучения летного состава тактике стратегической бомбардировочной авиации.
Планирование учебно-боевых полетов стратегических бомбардировщиков по маршрутам полигонного комплекса осуществляется отделом тактики штаба САК, находящегося на авиабазе Оффут (штат Небраска). Применение мощной ЭВМ позволяет разработать «плотный» график использования маловысотных маршрутов полигонного комплекса при низкой вероятности опасного сближения самолетов.
Служба экипажей стратегической авиации проходит по следующему циклу: после несения семидневного боевого дежурства экипаж получает несколько дней отдыха, а затем приступает к выполнению двухнедельной учебно-тренировочной программы, по завершении которой вновь заступает на боевое дежурство. В рамках этой программы экипажи выполняют два полета в неделю. Таким образом, каждый экипаж ежемесячно совершает в среднем четыре полета и лишь отдельные, наиболее опытные экипажи ограничиваются тремя. Кроме того, ежегодно каждый экипаж 1—2 раза проходит пятидневное обучение в центре боевой подготовки САК.
Типовая программа такого курса выглядит следующим образом:
— В понедельник экипаж на штатном самолете выполняет перелет с аэродрома постоянного базирования на авиабазу Элсворт по маршруту, в котором используются воздушные коридоры полигонного комплекса, с выполнением учебно-боевых задач. Уровень его подготовленности является определяющим фактором, от которого зависит сложность маршрута и степень «противодействия противника».
— Во вторник на основании данных, полученных накануне с помощью аппаратуры инструментальной полигонной системы, инструкторский состав ЦБП в присутствии экипажа проводит разбор его действий и оценивает результаты «применения оружия». Основное учебное время второго дня отводится изучению противника и тактики действий на малых высотах. В заключение проводится подготовка к очередному летному дню.
— В среду выполняется полет по замкнутому маршруту с последующей посадкой на авиабазе Элсворт и разбором действий на полигоне.
— В четверг проводятся аудиторные занятия по освоению тактики действий и изучению разведывательной информации о противнике. Во второй половине дня экипаж готовится к перелету на аэродром постоянного базирования.
— В пятницу выполняется третий полет по маршруту полигонного комплекса, завершающийся посадкой на аэродром постоянного базирования. Не позднее чем через 60 мин после приземления командование авиакрыла, в состав которого входит экипаж, по специальному каналу связи получает данные, необходимые для про ведения разбора.
При планировании полетов на среду и пятницу учитываются результаты, показанные в предыдущие дни, что позволяет разрабатывать программу с учетом опыта и подготовки экипажа.
По сообщениям западной прессы, к середине 1990 года центр боевой подготовки САК мог еженедельно проводить обучение шести экипажей самолета В-52, четырех — В-1В и двух — FB-111. Кроме того, маршруты полигонного комплекса в течение всего года регулярно используются стратегическими бомбардировщиками для плановых тренировочных полетов.
Применение аппаратуры инструментальной полигонной системы и средств объективного контроля, имеющихся в бомбардировочном полигонном комплексе, позволяет командирам авиакрыльев своевременно получать все данные, необходимые для проведения разбора и оценки действий экипажей. Примечательно, что с помощью системы можно контролировать работу летного состава, выполняющего полет с посадкой на чужом аэродроме, в том числе и на авиабазах других командований. В этих случаях командование авиакрыла получает копии документов с результатами объективного контроля не позднее чем через 60 мин после посадки самолета.
В тренировочном полете, проходящем в границах полигонного комплекса, часть маршрута (как правило, начальную) экипаж выполняет на больших высотах, отрабатывая решение навигационных задач и дозаправку топливом в воздухе. Встреча с самолетом-заправщиком и перекачка топлива осуществляются на высоте 8500— 9000 м. После дозаправки экипаж бомбардировщика постепенно снижается и выходит на один из маловысотных маршрутов для отработки прорыва системы ПВО.
Продолжительность полета В-1В на малых высотах составляет 45—60 мин, а В-52 — около 120 мин. На этом этапе экипаж наряду с самолетовождением условно отрабатывает различные способы бомбометания и тренируется в пуске ракет. Планом полета обычно предусматривается «нанесение ударов» по двум-трем различным объектам (например, Пауэлл, Форсайт и Белл-Фурш), на каждый из которых условно выделяется по две авиабомбы и одной ракете «Срэм».
Обнаружив на подходе к цели подготовку противника к пуску зенитных ракет, имитируемую «излучателем угрозы», экипаж с помощью бортовой аппаратуры осуществляет электронное подавление системы наведения ЗРЕ, обеспечивая таким образом возможность продолжать атаку. Непосредственно перед выходом на боевой курс штурман включает специальный передатчик, излучающий непрерывный электромагнитный сигнал, принимаемый на земле средствами объективного контроля. При нажатии на кнопку «сброс/пуск ракеты» трансляция сигнала прерывается. В момент исчезновения сигнала наземные средства фиксируют скорость, курс и высоту полета, самолета-носителя, а также скорость, направление ветра и другие данные, по совокупности которых затем рассчитывается точность поражения цели.
Типовой тренировочный полет В-52 по маршруту протяженностью до 4500— 5000 км может проходить над территорией 10—15 штатов и длиться 9—10 ч. Продолжительность полетов В-1В и FB-111, имеющих более высокую крейсерскую скорость, при аналогичной протяженности маршрута составляет в среднем около 6 ч.
После выполнения посадки на своем аэродроме экипаж в течение 2 ч принимает участие в разборе полета и подведении итогов, после чего оформляет требуемую документацию. Параллельно с этим технический состав проводит тщательный осмотр самолета, дозаправляет его топливом и готовит к очередному полету. Во время пятидневного пребывания экипажа в ЦБП САК на авиабазе Элсворт подготовка бомбардировщика к полетам возлагается на личный состав сформированной здесь авиаэскадрильи обслуживания авиационной техники.
Касаясь планов функционирования полигонного комплекса в будущем, американский журнал «Авиэйшн уик энд спейс текнолоджи» писал, что по мере завершения намеченных работ его маршруты будут предоставляться для боевой подготовки экипажей других командований ВВС, авиации флота и даже союзников США.
В целом, как отмечается в американской печати, командование ВВС высоко оценивает вклад центра боевой подготовки в повышение профессиональной выучки летного состава стратегических бомбардировщиков.



Другие материалы по теме
Категория: Структура | Добавил: pentagonus (22.12.2007) | Автор: Полковник В.Кирсанов

Просмотров: 1959 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2019

Рейтинг Военных Ресурсов