Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Суббота, 07.12.2019, 23:21
Ключевые слова
В. Таманский, управление

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Структура [141]
Боевые операции [55]
Личный состав, подготовка [91]
НИОКР [205]
Вооружение [220]
Техническое обеспечение [197]
Стратегия и тактика [128]
Форма, знаки различия, награды [7]
ТТХ [13]

Поиск


Наш опрос
Журналы на Pentagonus.ru я скачиваю через
Всего ответов: 67
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » ВВС (Военно-воздушные силы) » Структура

Управление военно-воздушными силами США

Управление военно-воздушными силами США

Полковник В. Таманский, кандидат технических наук;
полковник В. Гребешков

В настоящее время, когда агрессивные империалистические силы активно проводят курс на взвинчивание гонки вооружений, дальнейшее осложнение международной обстановки, военное руководство США осуществляет комплекс программ по наращиванию боевой мощи вооруженных сил. При этом в центре внимания находится программа совершенствования и дальнейшего развития системы управления вооруженными силами страны, в том числе и ВВС. Американские военные специалисты выделяют следующие основные направления решения данной задачи: повышение оперативности, устойчивости, гибкости и скрытности управления.
Проблема повышения устойчивости управления ВВС приобрела особую актуальность с принятием военно-политическим руководством США стратегии "прямого противоборства". В ней впервые откровенно выдвинута идея ведения длительной войны с применением ядерного оружия, что не могло не оказать известного влияния на развитие вооруженных сил страны. Применительно к системе управления это проявилось в том, что в соответствии с требованиями командования она должна устойчиво работать в обычных условиях мирного времени, в период подготовки к развязыванию и в ходе длительной войны с применением ядерного оружия. Фактически речь идет о системе, способной выполнять свои функции после нанесения противоборствующей стороной ответных ядерных ударов, а это, по мнению американских экспертов, может быть достигнуто только за счет значительного повышения ее живучести. Стремление обеспечить эффективное функционирование системы управления в условиях радиоэлектронного противодействия противника привело к появлению другого частного требования - повышение ее помехоустойчивости. Кроме того, устойчивость управления зависит от его надежности.
Как отмечается на страницах иностранной печати, основным способом повышения живучести системы управления военно-воздушными силами является рациональное сочетание стационарных и мобильных пунктов управления и комплексное использование различных средств связи для взаимного обмена информацией между ними. Это объясняется тем, что с появлением высокоточного ракетно-ядерного оружия имеющиеся подземные защищенные стационарные командные пункты перестали удовлетворять требованиям живучести и относятся теперь к классу объектов, которые с началом ракетно-ядерной войны могут быть выведены из строя. Поразить же мобильные пункты управления, не имеющие постоянных координат, гораздо сложнее, поэтому их использование в стратегическом и оперативно-тактическом звеньях существенно повышает живучесть системы управления ВВС.
В стратегическом звене в США наибольшее развитие получили воздушные командные пункты, находящиеся в распоряжении комитета начальников штабов (четыре самолета Е-4), командующего САК (около 30 самолетов ЕС-135, включая ВКП, воздушные пункты управления пуском МБР и самолеты-ретрансляторы) и командующих объединенными командованиями вооруженных сил США в зонах Европы, Атлантического и Тихого океанов (ЕС-135). Как правило, на борту ВКП развернут комплекс технических средств связи, обработки и отображения данных, позволяющих решать задачи управления подчиненными силами при полете самолета по заданному маршруту. Как отмечает западная пресса, в стратегическом звене наряду с воздушными возможно появление наземных мобильных командных пунктов.
В оперативно-тактическом звене управления наиболее распространенными являются наземные мобильные командные пункты, созданные на базе специальных машин, в которых устанавливается необходимый комплекс технических средств обработки, отображения и передачи данных. Вместе с тем для этого звена предусмотрено использование и воздушных командных пунктов, например самолетов ЕС-130 и Е-3.
Судя по материалам американской печати, командование ВВС США особое внимание уделяет вопросам повышения живучести связи, так как в условиях применения ракетно-ядерного оружия антенные системы могут быть выведены из строя главным образом за счет воздействия ударной волны. Для сведения последнего к минимуму командные пункты связываются между собой разнообразными средствами связи, в том числе спутниковыми. В ходе работ по повышению живучести системы управления ВВС Пентагон предусматривает развертывание и использование совершенных средств связи для органов управления как стратегического, так и оперативно-тактического звена. Достижение более высокой помехоустойчивости управления обеспечивается проведением ряда организационных и технических мероприятий. Технические мероприятия преследуют цель разработки и оснащения ВВС средствами управления, обладающими повышенной помехоустойчивостью, а организационные - создания структуры, обеспечивающей наиболее эффективное использование этих средств.
Как отмечается в материалах зарубежной печати, высокая надежность управления может быть достигнута следующими путями: оснащением пунктов управления техническими средствами обработки, отображения и передачи данных, созданными с использованием современных достижений в области микроэлектроники; резервированием (дублированием) наиболее ответственных элементов и узлов; комплексным использованием средств проводной и радиосвязи, работающих в различных диапазонах электромагнитных колебаний- от сверхдлинноволнового до миллиметрового; дальнейшим развитием и комбинированным применением технических средств разведки, как важнейших источников информации о противнике.
Подчеркивается, что современные достижения микроэлектроники, элементную базу которой составляют интегральные микросхемы, позволяют создавать средства разведки, обработки, отображения и передачи данных со средним временем наработки на отказ 10000 ч и более и средним временем восстановления, не превышающим 15-30 мин. Это обеспечивает приближение коэффициента исправного действия радиоэлектронных средств к числу, близкому к 1.
Резервирование (дублирование) наиболее ответственных элементов и узлов системы управления является традиционным и широко применяемым на практике способом повышения надежности управления. Этот способ позволяет достигать требуемой (заданной) надежности даже при наличии весьма несовершенных с точки зрения надежности отдельных элементов, узлов и средств системы управления.
Комплексное использование средств связи, как отмечается в западной прессе, позволит существенно повысить надежность связи между пунктами управления в различных условиях обстановки, в том числе при применении ядерного оружия. В стратегическом звене управления ВВС США основные усилия направлены на повышение надежности следующей линии связи: КНШ - командующий САК - пункты управления пусками МБР и самолеты стратегической авиации. В этом плане большое внимание уделяется реализации программ совершенствования и создания новых подсистем спутниковой и длинноволновой (сверхдлинноволновой) связи.
Согласно сообщениям иностранной печати, в настоящее время в спутниковой системе связи ВВС "Афсатком" наиболее широко используется оконечная аппаратура, работающая в диапазоне 225-400 МГц. Ближайшими планами с вводом в оперативную эксплуатацию спутниковой подсистемы связи министерства обороны США ДСЦС-3 предусматривается наряду с использующейся в ДСЦС-2 аппаратурой, работающей в диапазоне 7-8 ГГц, установить ретрансляторы системы "Афсатком". В более отдаленной перспективе намечается принятие на вооружение новой системы спутниковой связи "Милстар", переход на работу в диапазонах 20-44 ГГц. По мнению американских специалистов, за счет применения шумоподобных сигналов (чему способствует большая ширина полосы пропускания приемопередающих трактов) и повышения коэффициента усиления антенн и их направленности улучшится не только надежность связи, но и ее помехозащищенность. В области длинноволновой связи в американской печати отмечаются две программы: создания новой подсистемы связи ГВЕН (GWEN) и оснащения стратегических бомбардировщиков малогабаритными приемниками длинноволнового диапазона.
Подсистема связи ГВЕН будет работать в длинноволновом диапазоне электромагнитных колебаний (150-175 кГц). Она предназначена для доведения команд на пуск МБР и взлет стратегической авиации за счет использования явления распространения электромагнитных колебаний длинноволнового диапазона поверхностной (земной) волной. Основу подсистемы составят коммерческие и военные (ВВС) передающие центры длинноволновой связи, расположенные на территории США. Ввод ее в строй запланирован на 1990 год. Оснащение стратегических бомбардировщиков малогабаритными приемниками длинноволнового диапазона позволит повысить надежность доведения команд до стратегической авиации, находящейся в воздухе. Начало серийного производства таких приемников намечено на 1987 год.
Как упоминалось выше, в оперативно-тактическом звене основные усилия направлены на обеспечение надежной связи в сетях: командующий объединением ВВС - командир авиационной части (подразделения) - экипажи самолетов и между ними на земле и в воздухе. Совершенствование средств связи для этого звена осуществляется по нескольким программам: "Хэв Клиар", "Хэв Квик", SINCGARS и ДЖИТИДС.
Программа "Хэв Клиар", на реализацию которой выделено около 3 млрд. долларов, предусматривает разработку и оснащение ВВС помехозащищенными средствами связи, при этом последние согласно предъявленным требованиям должны быть совместимы с системой связи и распределения информации, создаваемой по программе ДЖИТИДС.
Разработкой и оснащением ВВС модернизированными радиостанциями AN/ARC-164 для установки на самолетах (заказано около 7000 станций) и на земле (5000) фирмы занимаются по программе "Хэв Квик" (на нее выделено около 100 млн. долларов). Программа SINCGARS нацелена на создание наземной и самолетной аппаратуры УКВ диапазона, ее рабочий диапазон 30-300 МГц, а стоимость выпущенных для нее средств связи превосходит 100 млн. долларов.
Значительное внимание при решении задачи повышения надежности управления командование ВВС США уделяет и развитию средств и систем разведки, что нашло отражение в соответствующих программах. В частности, в иностранной печати выделяются программы совершенствования систем предупреждения о ракетно-ядерном ударе - "Имеюс", "Бимьюс" и "Пейв Пос"; контроля космического пространства; средств обнаружения воздушных целей, а также средств воздушной и космической разведки. В оперативно-тактическом звене основное внимание уделяется программам развития технических средств разведки и центров обработки и распределения разведывательной информации.
Наряду с совершенствованием техники при решении задачи улучшения надежности управления командование ВВС проводит и организационные мероприятия, устанавливающие порядок и правила работы должностных лиц, использования командных пунктов и средств управления.
Высокая оперативность управления ВВС, как отмечается в иностранной печати, может быть достигнута за счет широкого применения в рамках единого замысла в стратегическом и оперативно-тактическом звеньях тех средств обработки, отображения и передачи данных, которые составляют основу автоматизированных систем управления. В связи с тем что управление ВВС осуществляется не только собственными, но и вышестоящими органами управления, решение проблемы повышения оперативности управления связано с совершенствованием и развитием средств автоматизации, которыми оснащаются пункты управления ВВС, вооруженными силами США, прежде всего КНШ и главнокомандующих объединенными командованиями.
В настоящее время, как сообщает зарубежная печать, средствами автоматизации оснащены наземные пункты управления КНШ (АСУ NMCS), его ВКП; наземные пункты управления министра и штаба ВВС (АСУ 473L), командующих специальными командованиями (например, САК - АСУ 465L, КВКО - АСУ 427М и т. д.), главнокомандующих объединенными командованиями вооруженных сил США; воздушные командные пункты главнокомандующих объединенными командованиями вооруженных сил США в зонах Европы, Тихого и Атлантического океанов и командующего САК. В оперативно-тактическом звене используются технические средства автоматизации в рамках АСУ боевыми действиями тактической авиации 485L.
Судя по материалам американской печати, основные усилия при решении проблемы повышения оперативности управления направлены на совершенствование имеющихся и разработку новых технических средств автоматизации мобильных пунктов управления, прежде всего воздушных. В частности, в 1984 году командованием ВВС заключен контракт на модернизацию 39 самолетов ЕС-135. Программа рассчитана на семь лет, общая стоимость работ около 200 млн. долларов. Вместе с тем уделяется внимание и дальнейшему развитию технических средств автоматизации, устанавливаемых на наземных пунктах управления. Об этом свидетельствует программа создания новой АСУ для военно-транспортного авиационного командования. По мнению американских специалистов, она позволит представлять всю необходимую исходную информацию командующему ВТАК при подготовке решения не позже чем через 1 мин после запроса.
В оперативно-тактическом звене намечена программа дальнейшего совершенствования АСУ 485L. Она направлена на сокращение времени доведения принятых решений до подчиненных сил и расширение ее возможностей по корреляционной обработке поступающих данных, их накоплению и своевременному представлению.
При решении проблемы повышения гибкости управления командование ВВС в первую очередь стремится наиболее полно реализовать способность системы управления приспосабливаться к изменению обстановки. При этом особое внимание оно уделяет достижению гармоничного единства и преемственности структуры управления для работы в обычных условиях мирного времени, при подготовке к началу военных действий и в ходе войны, в том числе с применением ядерного оружия.
Стремясь к повышению скрытности управления, командование ВВС США преследует цель сохранить в тайне от противника планируемые мероприятия и действия останов управления и подчиненных сил. Поскольку система управления ВВС насыщена техническими средствами управления, прежде всего радиоэлектронными, но все наиболее важные вопросы обеспечения скрытности решаются командованием безопасности и РЭБ. Оно проводит в жизнь целый комплекс специальных и технических мероприятий, в частности контроль за работой технических средств передачи информации, контроль за соблюдением установленных правил и режимов радиообмена, использование аппаратуры закрытия каналов связи и т. д.
Таким образом, командование вооруженных сил США в общем комплексе мероприятий по повышению боевой мощи ВВС значительное место отводит созданию соответствующей современным требованиям системы управления военно-воздушными силами, способной выполнять свои функции в различных условиях, в том числе и при ведении длительной войны с применением ядерного оружия.

Зарубежное военное обозрение №5 1986



Другие материалы по теме
Категория: Структура | Добавил: pentagonus (23.05.2003) | Автор: Полковник В. Таманский

Просмотров: 5592 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2019

Рейтинг Военных Ресурсов