Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Четверг, 08.12.2016, 03:12
Ключевые слова
В. Ковалёв, Анаконда, Афганистан, Операция

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Структура [133]
Боевые операции [55]
Личный состав, подготовка [90]
НИОКР [181]
Вооружение [211]
Техническое обеспечение [178]
Стратегия и тактика [120]
Форма, знаки различия, награды [6]
ТТХ [13]

Поиск


Наш опрос
Who is more wise President of the United States?
Всего ответов: 406
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » ВВС (Военно-воздушные силы) » Боевые операции

Действия авиации ВС США в операции «Анаконда» (2007)

Действия авиации ВС США в операции «Анаконда»

Подполковник В. Ковалёв

Сейчас, когда командование вооруженных сил США с триумфом объявило о нормализации обстановки в одном из самых неспокойных уголков планеты - Афганистане, невольно возникает вопрос о том, как им удалось достигнуть такого небывалого прогресса? Советская Армия потратила десять лет на то, чтобы вернуть эту страну в русло мирной жизни, а американским ВС и их союзникам удалось сделать это всего за три-четыре года, из которых якобы всего несколько месяцев заняли собственно боевые действия.
Однако эти победные реляции иногда перебиваются сообщениями СМИ, свидетельствующими о том, что иностранные войска укрылись на немногочисленных военных базах за десятками блокпостов и километрами колючей проволоки. Даже сам афганский президент X. Карзай предпочитает перемещаться по стране только под надежной охраной американских военнослужащих, а Кабул напоминает не столицу свободного государства, а осажденный город, поделенный на отдельные укрепрайоны, центрами которых являются иностранные миссии и военные базы.
И хотя тема Афганистана сошла с первых полос СМИ, арабские информационные агентства «Аль-Джазира» и «Аль-Арабия» продолжают настаивать на том, что операция «Несгибаемая свобода» не достигла декларируемых результатов. ВС США согнулись под тяжестью понесенных потерь и неудачно проведенных операций, а обещанной свободы эта страна так и не получила, добившись лишь нежизнеспособного симбиоза из подконтрольного американо-афганскому правительству Кабула и остальной территории, где по-прежнему господствуют ни от кого независимые полевые командиры и террор непобежденных талибов. Наиболее освещенной частью военной операции коалиционных сил «Несгибаемая свобода» является проведенная в марте-апреле 2002 года операция «Анаконда», ставившая своей основной целью уничтожение формирований талибов в Панджшерском ущелье (провинция Пактия). Там, по данным американской разведки, находились несколько сотен боевиков движения «Талибан» и организации «Аль-Каида». Имея подавляющее превосходство в живой силе и технике над противником, руководство коалиционных сил рассчитывало уничтожить эту группировку в течение одного-двух дней.
Общее руководство операцией осуществлял штаб объединенного центрального командования ВС США (г. Тампа, штат Флорида).
Подготовка к операции началась в феврале 2002 года, когда стало известно о концентрации боевиков на территории провинции. На первом этапе планировалось высадить вертолетные десанты в восьми ключевых местах долины, отрезая пути отхода из Панджшерского ущелья, а после этого уничтожить противника ударами с воздуха. Первоначально начать операцию «Анаконда» намечалось в конце февраля, но из-за сложных метеоусловий день «Д» был перенесен на 2 марта 2002 года. К операции были привлечены подразделения 101-й воздушно-штурмовой и 10-й легкой пехотной дивизий сухопутных войск США (1 200 человек), сил специальных операций (ССО) Соединенных Штатов, Австралии, Германии, Дании, Канады, Норвегии и Франции (несколько сотен человек), а также около 1 тыс. афганских военнослужащих.
К выполнению боевой задачи экипажи транспортно-десантных вертолетов СН-47 «Чинук», дислоцированные на авиабазе Баграм (подлетное время до места десантирования составляло около 90 мин), приступили перед рассветом 2 марта. По прибытию в заданный район подразделения 101 вшд и 10 лпд вступили в бой.
Так, в ходе высадки рота 1-го батальона 87-го полка 10 лпд попала в засаду. По десантникам с трех сторон был открыт огонь из различных видов оружия, от винтовок до пулеметов калибра 14,5 мм, а также 82-мм минометов. В результате 28 военнослужащих получили ранения различной степени тяжести, о количестве погибших точная информация была не известна. Окончательное уничтожение роты (86 человек) предотвратили удары стратегических бомбардировщиков В-52Н, самолетов ССО АС-130 и ударных вертолетов АН-64А «Апач». Наведение осуществлял офицер из состава подразделения ССО Австралии, входивший в состав окруженной роты.
Также отмечается, что из-за мощного обстрела районов десантирования экипажи транспортно-десантных вертолетов не смогли доставить в установленный срок пополнение второй волны, как это предусматривалось разработанными планами. Данные разведки относительно численности противника также оказались неточными. В этот день авиация коалиционных сил сбросила в Панджшерской долине более 80 т бомб, включая термобарические массой 907 кг.
Специалисты отмечают, что экипажи ударных вертолетов АН-64А «Апач» наиболее удачно действовали в горных районах. Как известно, после операции в бывшей Югославии технические характеристики этих машин неоднократно подвергались критике, поэтому в Афганистан было направлено всего семь АН-64А (в настоящее время их число в этой стране увеличено).
Тактика действий. Пять ударных вертолетов АН-64А «Апач» из состава 101-й авиационной бригады сопровождали группу СН-47 с десантом. В дневное время непосредственную авиационную поддержку сухопутных войск осуществляли вертолеты АН-64Н, а ночью - самолеты АС-130 (использовать их в светлое время суток опасались из-за угрозы пусков ракет ПЗРК «Стрела» и «Стингер»). Экипажи АН-64А барражировали вдоль долины, нанося удары по заявкам наземных войск или целям, которые были самостоятельно обнаружены с воздуха. Боевая нагрузка вертолетов включала 8-16 ПТУР AGM-114 К «Хеллфайр» и (или) 38-76 70-мм неуправляемых авиационных ракет (НАР), многие цели обстреливались из бортовых пушек М230 калибра 30 мм (1 200 снарядов). Эффективные действия экипажей ударных вертолетов позволили десантникам 101 вшд занять и оборудовать позиции для минометов.
Особенно пристальное внимание американская пресса уделяла самоотверженному поведению пилотов, которые в критических условиях смогли вывести свои машины из-под огня противника. В качестве наиболее яркого примера можно привести два подобных сообщения.
В 6 ч 45 мин рядом с ударным вертолетом «Апач», пилотируемым старшим уорент-офицером Джимом Харди, разорвалась выпущенная из РПГ граната. Осколками были выведены из строя обзорно-прицельная система и пушка, в результате чего боевая машина стала небоеспособна. Через несколько минут повреждения получил второй вертолет АН-64А «Апач». Командир (старший уорент-офицер Кейт Харли) получил пулевое ранение через бронестекло фонаря кабины, был ранен находившийся в кабине оператора систем вооружения командир авиационной роты капитан Билл Райан, а также произошло срабатывание аварийной сигнализации маслосистемы. После посадки на вертолете насчитали 13 пробоин от пуль калибра 12,7 мм.
Командиры обоих вертолетов вышли из боя, взяв курс на передовой пункт дозаправки и снабжения, расположенный в н. п. Пуль-и-Кандагар (80 км от Панджшера). Машина, пилотируемая К. Харли, смогла пролететь всего 1,5 км, прежде чем сработала аварийная сигнализация других бортовых систем. Летчик принял решение о немедленной посадке вертолета в долине. Д. Харди также сумел лишь выйти за пределы досягаемости огня стрелкового оружия, поскольку из маслосистемы полностью вытекло рабочее тело. Несмотря на это, пилот принял решение продолжить полет к н. п. Пуль-и-Кандагар (в руководстве по летной эксплуатации допускается .эксплуатация бортовых систем без масла в течение 30 мин).
Почти в одно время с ударными вертолетами «Апач» повреждения получил вертолет боевого обеспечения UH-60 «Блэк Хок», на борту которого находился командир десанта полковник Фрэнк Вичински, - под фюзеляжем произошел подрыв гранаты РПГ. Летчик совершил вынужденную посадку. В течение дня так или иначе пострадали четыре вертолета «Апач», а у семи были повреждены лопасти.
Специалисты отмечают, что по эффективности воздействия на противника ударные вертолеты в бою 2 марта превзошли летательные аппараты других типов, принимавшие участие в операции. В результате было решено в максимально короткий срок перебросить в Афганистан с континентальной части США дополнительно, наряду с четырьмя транспортно-десантными вертолетами СН-47 «Чинук», 16 АН-64А. Они были доставлены сюда через 37 ч после принятия такого решения.
Осознание необходимости непосредственной авиационной поддержки сил десанта боевыми вертолетами вынудило руководство привлечь к операции подразделения авиации морской пехоты (МП). В частности, недалеко от побережья Омана находился универсальный десантный корабль «Бон Омм Ришар», имевший на борту ударные вертолеты АН-1W «Супер Кобра», транспортные СН-53Е и штурмовики AV-8B «Харриер».
Группа вертолетов авиации МП (пять АН-1W и три СН-53Е) начала работу над Панджшером утром 4 марта. В период с 4 по 26 марта экипажи АН-1W совершили 217 боевых вылетов. Было выпущено 28 ПТУР ТОУ, 42 ПТУР «Хеллфайр», 450 НАР калибра 70 мм и израсходовано 9 300 снарядов к бортовым 20-мм пушкам. Приоритетными целями являлись позиции минометов противника.
В зарубежных СМИ отмечается, что экипажи самолетов штурмовиков AV-8B в ходе операции «Анаконда» выполнили 148 боевых вылетов, сбросили 32 управляемые авиационные бомбыGBU-12 с лазерным наведением и две обычные фугасные авиабомбы Мк82 (226 кг). Экипажи транспортно-десантных вертолетов СН-53Е (общий налет 257 ч, выполнен 191 боевой вылет) выполняли задачи по доставке грузов десантным подразделениям, а также обеспечивали заправку в воздухе других вертолетов, задействованных в операции.
Уже в первый день операции стали очевидны просчеты разведки, поэ тому численность десанта пришлось увеличить за счет привлечения дополнительных подразделений. В Панджшер вертолетами было переброшено дополнительно несколько сотен военнослужащих.
Авиационную поддержку наземным войскам оказывали экипажи самолетов А-1ОА «Тандерболт 2», АС-130 «Спуки», стратегических бомбардировщиков В-1В «Лансер» и В-52Н «Стратофортресс», тактических истребителей F-15E «Страйк Игл», F-16 «Файтинг Фалкон», «Ра-фаль» и «Мираж-2000», палубных истребителей F-14 «Томкэт», истребителей-штурмовиков F/A-18 «Хорнет», штурмовиков AV-8B «Харриер». Отмечается, что французские истребители «Рафаль» совершили здесь первые боевые вылеты. Тактические истребители «Мираж-2000» действовали с авиабазы Манас (Киргизия).
В ночь с 3 на 4 марта к месту выброски первой группы 10 лпд (десантники покинули район высадки) были направлены два вертолета боевого обеспечения МН-47Е 160-го авиационного полка ССО СВ США. Летчики пилотировали вертолеты с использованием приборов ночного видения. На борту машин находились бойцы подразделения специального назначения (SEAL) американских ВМС.
В районе высадки группа попала в хорошо организованную засаду. В результате попадания трех гранат РПГ в вертолет МН-47Е вышла из строя его гидросистема. Экипаж на неисправной машине сумел удалиться на километр от места засады. Оба вертолета приземлились в долине. После осмотра повреждений было принято решение об уничтожении подбитого МН-47Е. На второй вертолет загрузились экипаж и десантники первого, однако обнаружилась пропажа
одного военнослужащего SEAL. «Лишний» десант был выгружен в безопасном месте, затем МН-47Е направился к месту обстрела для поиска спецназовца. К спасательной операции подключили еще две такие машины с рейнджерами 75-го полка СВ США на борту.
Противник выждал, пока вертолеты приземлятся, после чего по ним был открыт огонь из всех видов стрелкового оружия, РПГ и минометов. Один МН-47Е был уничтожен, второй сумел взлететь. Из-за сильного огневого воздействия забрать экипаж и десант уничтоженной машины не представлялось возможным. Избежать уничтожения группы американцам удалось благодаря помощи со стороны австралийских спецназовцев, занимавших одну из окрестных высот. В течение 12 ч они осуществляли наведение тактических истребителей, самолетов ССО и ударных вертолетов, которые не позволяли моджахедам приблизиться к месту посадки вертолетов. Потери десанта составили шесть человек убитыми и 11 ранеными.
Анализ операции 4 марта, проведенный западными экспертами, позволяет говорить либо об утечке информации, либо об отличной подготовке штаба противника: засада была грамотно организована - выбраны удобные позиции для пулеметов и минометов, часть моджахедов имела приборы ночного видения, благодаря которым удалось подбить вертолет МН-47Е в темное время суток.
Планы увеличения парка вертолетов МН-47Е. Изучению опыта применения вертолетов в боевых действиях в Афганистане в последнее время уделяется большое внимание. Различные узкоспециализированные издания постоянно указывают на острую потребность в МН-47Е. Эти машины способны действовать круглосуточно, хорошо вооружены и принимают на борт оптимальное количество десантников.
Изначально американцы имели в своем распоряжении всего четыре вертолета МН-47Е, переброшенные на базу в Узбекистане, но к апрелю 2002 года в операциях на территории Афганистана пришлось задействовать половину всего парка таких машин. К весне 2002 года экипажи этих вертолетов совершили более 200 вылетов (налет составил свыше 2 000 ч). Только за первые три месяца антитеррористической операции, начиная с 19 октября 2001 года, они совершили 72 боевых вылета для переброски подразделений ССО в районы боевых действий и 18 полетов для эвакуации бойцов спецназа^ Длительность боевого вылета достигала в среднем 15 ч. Выполняя полеты на высотах до 5 000 м, экипажи вертолетов пользовались кислородным оборудованием.
В ходе антитеррористической операции в Афганистане экипажи вертолетов МН-47Е впервые летали в облаках, используя для пилотирования только данные РЛС. Ранее летчики по возможности старались не эксплуатировать данную систему.
Экипажи вертолетов 160-го авиационного полка ССО СВ США неоднократно выражали озабоченность возросшей нагрузкой на небольшое количество вертолетов МН-47Е, находящихся в Афганистане.
Командование ССО СВ предполагает содержать в эксплуатационном состоянии максимально возможное количество таких машин. Однако своими силами оно не в состоянии восполнить потери в вертолетах, понесенные в течение нескольких последних лет, к которым теперь добавились и потери в ходе войны в Афганистане. Парк МН-47Е командования ССО СВ США в настоящее время, по некоторым данным, меньше изначального и так небольшого количества, составлявшего 26 вертолетов.
На МН-47Е предполагается установить пулеметы GAU-19, имеющие большую надежность и дальность стрельбы по сравнению со штатными 7,62-мм, находящимися на вооружении вертолетов МН-47Е. Кроме того, планируется закупить 24 комплекта комплексной системы предупреждения о пусках ракет. Наибольшие ожидания связаны с модернизацией в вариант MH-47G всех вертолетов MH-47D и МН-47Е.
Приборное оборудование MH-47G будет включать пять многофункциональных индикаторов и современное БРЭО; несущие винты вертолетов будут иметь новые втулки, требующие технического обслуживания в меньшем объеме. Модернизация вертолетов, однако, приведет к снижению действующего парка МН-47, поскольку работы намечено проводить одновременно на шести машинах.
Серьезную озабоченность командования ССО вызывает и увеличение массы вертолета. К примеру, предполагается установка дополнительного бронирования, защищающего в первую очередь борта фюзеляжа, однако в настоящее время в Афганистане вертолеты МН-47Е выполняют полеты со снятой броней. Ее демонтируют с целью сохранения на приемлемом уровне летных характеристик машины при полетах в горах.
Зарубежные аналитики отмечают, что кроме операции «Анаконда» вертолеты МН-47Е привлекались к ряду других подобных мероприятий, проводимых на территории Афганистана. Так, они участвовали в спасении экипажа транс-портно-заправочного самолета МС-130Р ССО ВВС США, который столкнулся с горой 13 февраля 2002 года. Экипаж успел перед столкновением поднять нос самолета, в результате чего находившиеся на борту люди серьезно не пострадали. Спасательная операция проводилась в условиях ограниченной видимости.
В другом случае (20 января 2002 года) экипаж МН-47Е выполнял задачу по эвакуации военнослужащих потерпевшего аварию вертолета СН-53 МП США. Второй вертолет СН-53 не сумел приземлиться рядом с потерпевшим аварию и вынужден был покинуть район падения, сочтя его экипаж погибшим. Уцелевшие члены экипажа были эвакуированы на МН-47Е.
В настоящее время министерство СВ США также рассматривает возможность закупки для ССО 25 вертолетов МН-47 и десяти МН-60. Действия вертолетных подразделений в Афганистане выявили необходимость количественного увеличения парка вертолетов сил специальных операций.
каким образом, необходимо отметить, что, несмотря на серьезные потери, группировка моджахедов в Панджшерском ущелье не была окончательно разгромлена. Причиной тому явились не только недостаточные выучка личного состава СВ США и количество вертолетов, способных вести боевые действия в горной местности, но и критические просчеты разведки, которая, по полученным позднее сведениям, предоставила заниженные более чем в 3 раза данные о численности боевиков. Многие эксперты указывают также на удивительную осведомленность моджахедов о действиях американских войск. При этом упор делается в основном на то обстоятельство, что в операции были задействованы и вооруженные формирования, подконтрольные правительству X. Карзая. И хотя им не были известны все детали проводимой операции, возможную утечку информации военное ведомство США позднее списало именно на них, потребовав суровых санкций для виновных, которые, впрочем, так и не были обнаружены.

"Зарубежное военное обозрение" 2007 №4

Категория: Боевые операции | Добавил: pentagonus (30.04.2007) | Автор: Подполковник В. Ковалёв

Просмотров: 2622 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов