HTML clipboard
Аварийность в ВВС США
Полковник Б. Родимов
Расследованием и анализом летных происшествий (ЛП) и предпосылок к ним в
авиационных частях и подразделениях ВВС США занимаются специалисты центра
инспекции летной и наземной безопасности, который находится на авиабазе Нортон,
штат Калифорния. Кроме того, здесь изучаются причины ЛП, случившихся в %ессе
обслуживания авиационной техники. Важное место в деятельности названного
учреждения занимает определение тенденций количественных и качественных
показателей тех или иных ЛП по годам, выявление наиболее узких мест в
деятельности ВВС с точки зрения безопасности полетов и прогнозирование состояния
аварийности по авиационным командованиям, типам самолетов и другим параметрам, а
также выработка рекомендаций по ее снижению.
Основной показатель уровня аварийности в ВВС США определяется отношением
количества тяжелых летных происшествий (ТЛП) на 100 тыс. ч налета за 12 месяцев
финансового года, который начинается 1 октября каждого года и завершается 31
октября следующего. К ТЛП относится летное происшествие, которое привело как
минимум к одному из трех последствий: человеческим жертвам или ранениям,
повлекшим полную потерю трудоспособности; потере самолета (его разрушению);
материальному ущербу на сумму, превышающую 1 млн. долларов (до 1989 года эта
сумма составляла 500 тыс. долларов).
За
последние пять лет в ВВС США общие показатели аварийности снижались. Так, в 1989
году, как и в 1988-м. произошло 55 ТЛП (по сравнению с 1985-м меньше на 7
происшествий, или на 11 %.). При этом количество потерянных самолетов
уменьшилось на 12,5 %. и составило 49 единиц (в 1985 и 1987 годах по 56, в
1986-м - 55, в 1988-м - 50). Количество предпосылок к летным происшествиям*
за последние пять лет также сократилось почти в 2 раза.
В
результате случившихся ЛП, по данным американской печати, материальный ущерб в
1989 году составил около 900 млн. долларов, что более чем в 2 раза превышает
аналогичный показатель за 1988 год (405 млн. долларов). Серьезную озабоченность
у командования ВВС США вызвал резкий рост человеческих жертв-76 в 1989 году, в
то время как в 1988-м погибло 48 человек.
При увеличении общего налета в авиационных частях и подразделениях всего на 1 %.
в 1989 году по сравнению с 1988-м уровень аварийности сократился на 2,4 %.- с
1,63 до 1,59. Более низкий уровень аварийности был только в 1986 году (1,53) и в
1984-м (1,54), хотя общий налет в указанные годы был выше.
По
причине отказов и неисправностей силовой установки летательных аппаратов в ВВС
США произошла каждая четвертая предпосылка к летному происшествию, каждое второе
происшествие всех категорий и каждая седьмая потеря самолета.
Среди основных авиационных командований ВВС уровень аварийности и количество ТЛП
распределились таким образом.
Командование ВВС в зоне
Аляски (реорганизовано в ИВА в августе
1990 года) |
4,43 |
1 |
Командование ВВС в
Европейской зоне 3,99 9 Академия ВВС |
3,28 |
2 |
Тактическое авиационное
командование |
2,50 |
16 |
ВВС национальной гвардии |
2,11 |
9 |
Командование ВВС в зоне
Тихого океана |
2,05 |
2 |
Стратегическое
авиационное командование |
1.57 |
7 |
Резерв ВВС |
1,29 |
2 |
Военно-транспортное
авиационное командование |
0,72 |
5 |
Командование подготовки
кадров ВВС |
0,30 |
2 |
Командование тыла и командование разработки систем вооружения ТЛП в 1989 году не
имели.
В-1В |
7,66 |
2 |
F-16 |
3,74 |
4 |
F-111 |
2,99 |
3 |
F-4 |
2,74 |
6 |
А-10 |
2,71 |
6 |
F-15 |
2,60 |
5 |
КС-135 |
1.14 |
3 |
В-52 |
0,93 |
1 |
С-5 |
|
1 |
С-141 |
0,36 |
1 |
С-130 |
0,30 |
1 |
Т-37 |
|
1 |
Т-38 |
|
2 |
А-7 |
|
3 |
За
1989 год командованию ВВС с помощью организационных, методических и
технологических мероприятий уровень аварийности в тактическом авиационном
командовании удалось снизить на 30 %. (с 3,59 до 2,5), а количество ТЛП - на
треть (с 24 до 16). Такие результаты были получены главным образом за счет
уменьшения аварийности в авиационных частях, на вооружении которых находятся
тактические истребители F-16 (всего в ВВС 1489 единиц). Количество ТЛП было
сокращено по сравнению с 1988 годом на 39 % (с 23 до 14), а уровень аварийности
на 45 %. (с 6,8 до 3,74). По типам летательных аппаратов эти показатели
приведены ниже.
По
прогнозам американских специалистов, в последующие годы командование ВВС США
рассчитывает на дальнейшее снижение аварийности в авиационных частях за счет
принятия своевременных мер, выработанных на основе более тщательного анализа
причин летных происшествий и предпосылок к ним.
* Предпосылкой к летному происшествию в
американской авиации считается ситуация, при которой создается угроза жизни
экипажа или повреждения самолете
Зарубежное военное обозрение №12 1990 С.52