Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Воскресенье, 17.11.2019, 16:28
Ключевые слова

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Структура [140]
Боевые операции [55]
Личный состав, подготовка [91]
НИОКР [204]
Вооружение [220]
Техническое обеспечение [196]
Стратегия и тактика [128]
Форма, знаки различия, награды [7]
ТТХ [13]

Поиск


Наш опрос
Журналы на Pentagonus.ru я скачиваю через
Всего ответов: 62
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » ВВС (Военно-воздушные силы) » Личный состав, подготовка

Использование тренажёров в подготовке иностранных лётчиков в США

Использование тренажёров в подготовке иностранных лётчиков в США

Полковник Ю.Воронцов, кандидат военных наук

Интенсивное использование тренажерной аппаратуры при подготовке (переучивании) летного состава значительно сокращает сроки приобретения устойчивых навыков в технике пилотирования и боевого применения осваиваемого типа самолета. По оценкам американских военных специалистов, около 80 проц. полетных заданий могут быть успешно отработаны на авиационных тренажерах. Кроме существенного сокращения сроков подготовки летного состава, это дает значительную экономию материальных затрат. Установлено, что предварительная отработка элементов полетных заданий на тренажере способствует более качественному усвоению их во время учебно-тренировочного полета.
Тренажерная аппаратура широко используется в учебно-тренировочных и учебно-боевых частях и подразделениях ВВС США не только при подготовке национальных летных кадров, но и иностранных летчиков. В частности,. в 425 утаэ (авиабаза Льюис, Аризона) боевого авиационного командования ВВС США функционирует подразделение, занимающееся подготовкой летчиков иностранных ВВС с помощью тренажеров, имитирующих выполнение полетных заданий на истребителе F-5. Тренажер данного самолета выбран из-за широкой распространенности F-5 в ВВС зарубежных стран (1200 самолетов в 30 странах), а также потому, что после модернизации он будет находиться в боевом составе ВВС зарубежных стран до второй половины 90-х годов. Па его базе создан учебно-тренировочный самолет Т-38 (рис. 2), который также широко используется по многих странах.
Программа подготовки на тренажере (34 ч "налета") проводится в течение семи недель и включает: переучивание, обучение применению управляемых ракет классов "воздух -воздух" и "воздух - поверхность". За это время слушатели, отработав на тренажерной аппаратуре 30 учебных заданий (упражнений), полностью подготовлены к выполнению полетов на самолете F-5.
Программа переучивания одного слушателя стоит 30 тыс. долларов и рассчитана па 19 ч занятий, в ходе которых обеспечивается изучение авиатехники и процесс её эксплуатации. Затраты на обучение применению оружия (15 ч занятий) составляют также 30 тыс. долларов.
С целью привлечения иностранных слушателей разработаны два демонстрационных курса. Однодневный предполагает знакомство в течение одного дня представителей командования ВВС зарубежных государств с работой этого учебного подразделения и программой обучения. Если какая-либо страна проявила заинтересованность в обучении своих летчиков, её представители проходят специальный четырехдневный курс.
Особое значение в концепции обучения придается проведению индивидуальных занятий. Руководители учебного заведения стремятся к созданию атмосферы, аналогичной той, которая сложилась в авиационной эскадрилье. Слушатели и инструкторский состав носят летное обмундирование, и единственным отличием в распорядке дня является лишь выполнение "полетов" на тренажере, а не на самолетах.
Максимально реализуются возможности технических средств обучения и контроля. Необходимая для летчика информация , которая имеется в различных документах, в том числе и инструкция по эксплуатации самолета, записана на лазерные компакт-диски, так что при наличии сенсорного экрана визуальные средства можно использовать как тренажер для обучения действиям в полете. Текстовой информации, отображенной на экране индикаторной панели, соответствуют конкретные действия на реальном пульте управления, которые должны осуществляться в определенной последовательности. Таким образом, учебный материал, представленный в письменном виде, дополняется осязательными ощущениями и визуальными признаками.
У каждого этапа программы свой цветовой код, который указывает слушателю, какое упражнение он отрабатывает. Начальные разделы имеют индикаторную панель светлых тонов (белого и желтого), а последние - темных (синего и черного). Все это помогает летчикам заниматься в индивидуальном темпе. Поскольку у каждого из обучающихся скорость усвоения материала различна, учебное время и фонды оптимизированы. Если слушатель дважды не ответит на один и тот же контрольный вопрос или его пульт будет бездействовать дольше положенного времени, инструктор, следящий за ним по видеомонитору, отметит это и выделит дополнительное время для индивидуального объяснения.
Система подготовки летчиков самолетов V-5 на тренажерной аппаратуре, по замыслу её разработчиков, должна дополнять существующие программы летной подготовки и ни в коей мере не заменяет полеты на самолетах.
Учебный процесс состоит из трех частей: теоретического курса, занятий на тренажерах и инструктивных занятий. Оптимальное сочетание всех этих элементов обеспечивается учебными планами, в которых определяется последовательность и темп изложения мате-"риала. Успешность функционирования такой комплексной системы подготовки зависит во многом от того, как инструкторы планируют занятия и излагают теоретический материал, проводят инструктажи, занятия на тренажерах и последующие их разборы. В обязанности инструкторов входит также ведение документации и выполнение других административных функций.
Почти весь преподавательский состав - бывшие летчики ВВС США, многие из которых принимали участие в боевых действиях в. Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке. Большой практический опыт инструкторов повышает доверие обучаемых к содержанию учебной программы.
В отделе работают 23 преподавателя, а также административно-технический персонал по эксплуатации тренажной аппаратуры и ЭВМ. Значительное количество сотрудников нелетного состава по отношению к инструкторам дает возможность последним полностью сосредоточиваться на подготовке слушателей.
Учебный процесс начинается и закапчивается теоретической подготовкой. В основу теоретического курса положена система подготовки с использованием видеоаппаратуры, управляемой ЭВМ. Её преимуществом является возможность организации учебной работы в индивидуальном темпе, взаимодействие слушателя с обучающим устройством и стандартизация процесса обучения.
Положительным моментом теоретической подготовки является гибкость учебного плана, достигнутая благодаря использованию модульной структуры обучающей программы и наличию широких возможностей системы выдачи информации на ЭВМ. Общая программа разбита на модули с определенным объёмом информации, при этом каждый её вид хранится в собственной кабине для индивидуальных занятий. Учебный материал не дублируется. Его логическая форма определяется уровнем сложности. При такой иерархии обучающих программ система подготовки с использованием ЭВМ применяется для быстрого планирования и составления специальных курсов для одного слушателя или группы обучаемых. Учебные курсы учитывают индивидуальные потребности каждого в зависимости от уровня подготовки при поступлении и тип самолета, на котором он летал. Хотя весь теоретический курс полностью укладывается в учебный материал, выдаваемый на уроках с помощью ЭВМ, роль летчика-инструктора нисколько не уменьшилась. Он больше не привязан к аудитории и формальным рамкам лекции, а может индивидуально заниматься с любым обучаемым, когда возникает такая необходимость.
Для проведения теоретических занятий спроектирован рабочий пульт обучаемого. Он состоит из двух цветных мониторов, один из которых является сенсорным и размещается в отдельной кабине. Во время отработки задания слушатель пользуется не клавиатурой как таковой, а сенсорным экраном или малой клавиатурой (оба этих устройства вполне заменяют друг друга). На рабочем месте находятся стол и полки для книг. Здесь же преподаватель проводит индивидуальные занятия.
Тренажер представлен кабиной самолета F-5E, сопряженной с разработанной специалистами фирмы "Дженерал электрик" видеосистемой, которая текстурирует элементы изображения, что дает дополнительный эффект реальности изображаемых объектов.
Тренажер позволяет отрабатывать технику пилотирования, моделировать выполнение практически любой задачи (нанесение ударов по наземным объектам, атаки воздушных целей с применением управляемых ракет и т.д.). Обстановка отображается на сферическом экране с полем зрения 220° по горизонтали и 60 - 80° по вертикали. Земная поверхность проецируется в цветном изображении с высокой степенью детализации и в основном точно соответствует местности в районе авиабазы.
Проходящий подготовку летчик выполняет все учебные задания полностью экипированным - в шлеме, перчатках, противоперегрузочном костюме и другом стандартном снаряжении. Противоперегрузочный костюм реагирует на сигналы органов управления полетом (яркость накала контрольной лампочки свидетельствует о степени перегрузки). Тренажер не имитирует движения самолета, так как, по мнению авиационных специалистов, создание подвижных тренажеров нецелесообразно из-за непомерно высоких финансовых издержек. Реальность полета достигается благодаря наличию комплекса точных зрительных и слуховых ощущений в сочетании с вибросигнализатором кресла и противоперегрузочным костюмом. Вибросигнализатор создает эффекты воздействия турбулентности и разрыва снарядов зенитной артиллерии. Полностью воспроизводятся эффекты от применения оружия. Летчик видит немедленные результаты применения управляемых ракет и бомбардировок. Он также наблюдает огонь зенитных орудий и следит за движением ракеты противника. Создаваемое впечатление, как свидетельствуют летчики, очень реалистично, и причем настолько, что некоторые из них испытывают головокружение при работе с системой визуализации, установленной на тренажере.
Тренажер самолета может эксплуатироваться 20 ч в сутки, что позволяет готовить примерно 230 летчиков в год. Дополнительным преимуществом является возможность повторного просмотра видеозаписи с немедленным повторением учебного задания, что хорошо закрепляет знания и практические навыки, полученные летчиком во время занятий.
В процессе обучения важная роль отводится инструктору, который является как бы связующим звеном между всеми элементами программы подготовки. Он осуществляет инструктаж и разбор занятий на тренажере, контролирует прохождение пилотом программы, связывая всю систему обучения в одно целое и обеспечивая не-- прерывность учебного процесса. Инструкторский состав уделяет максимальное внимание обучению слушателей и значительно меньше - выполнению административных обязанностей.
Комплексирование учебного процесса осуществляется путем подключения монитора системы обучения с помощью ЭВМ на пульте инструктора, рабочих пультов обучаемых и персональных компьютеров к локальной сети ЭВМ. Такая система подготовки имеет следующие достоинства:
1. Расширяются возможности слушателя и инструктора, намного снижается рабочая нагрузка. На столе инструктора находится интерфейс пользователя (сопряжение осуществляется через сенсорный экран). С его помощью можно быстро запрограммировать различные исходные данные и в реальном масштабе времени ввести в
ЭВМ сведения об аварийных ситуациях и другие параметры. Если потребуется, весь процесс программирования может быть полностью автоматизирован.
Через сеть ЭВМ на рабочий пульт инструктора могут направляться команды по сценарию, отобранному из учебной программы. Таким образом осуществляется "программирование" тренажера, который приводится в готовность к тому моменту , когда инструктор и летчик приходят на занятия . На экране монитора пульта инструктора можно воспроизводить изображение, получаемое с помощью телевизионной камеры коллиматорного индикатора, то есть наблюдать то, что обучаемый видит сквозь свой прицел. Все результаты применения оружия (бомб, неуправляемых и управляемых ракет и т.д.) регистрируются и передаются в центральный регистрационный файл. Инструктор получает эти данные при заполнении им ведомости успеваемости обучаемого. Такая система проста в обращении, сё структура даст возможность быстро вносить изменения в методику обучения. Инструктору нет необходимости выполнять обязанности оператора или второстепенного технического работника, а все свое внимание он может уделять преподаванию и контролю за работой обучаемых.
2. Осуществляется автоматизированное планирование учебной работы и контроля выполнения учебных планов. Программа планирования включает планы теоретических занятий и подготовки на тренажере, которые и составляют курс обучения. При этом автоматически контролируется процесс обучения и регулируется время, отводимое на теоретические дисциплины и работу на тренажерах. Скорректированные учебные планы каждого из обучаемых могут воспроизводиться в центре на любом мониторе. Имеются и их отпечатанные копии. Все, что в действительности происходит, регистрируется, и это позволяет в процессе контроля и анализа проводить сравнение с запланированным порядком работы.
3. Повышаются возможности инструктора в использовании необходимой информации во время инструктажа и разбора занятий. В распоряжении преподавателя постоянно находится видеозапись показаний коллиматорного индикатора (прицела), произведенная во время последнего занятия. Кроме того, сразу после каждого занятия
на тренажере к нему поступают записи с электронного комплекса дистанционного обучения тактике ведения ближнего воздушного боя и другие данные.
4. Обеспечивается эффективность обучения и активное вмешательство инструктора в работу системы. Ведомости успеваемости составляются с помощью ЭВМ на основании данных, содержащихся в программе обучения. Следовательно, при их составлении инструктор должен иметь доступ к системе. В случае необходимости он может порекомендовать слушателю провести дополнительное занятие, а необходимые данные ввести в систему или же в учебный план.
5. Полностью автоматизируются административные функции с помощью интерфейса, сопрягающего систему обучения, локальную сеть ЭВМ и персональные компьютеры.
Отдел имеет в своем роде первую и полностью автоматизированную систему подготовки, которая обеспечивает высококачественное, соответствующее современным требованиям обучение летного состава. Здесь нашла новое применение учебная видеоинформация, управляемая с помощью ЭВМ. Вычислительная техника используется для комплексирования всего учебного процесса. Благодаря этому значительно снижается рабочая нагрузка инструкторов, которые имеют возможность больше внимания уделять самой подготовке.

"Зарубежное военное обозрение" 1993 №4



Другие материалы по теме
Категория: Личный состав, подготовка | Добавил: pentagonus (23.12.2007) | Автор: Полковник Ю.Воронцов

Просмотров: 4725 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2019

Рейтинг Военных Ресурсов