search
menu
person

NEWS AND UDATES


Перспективы развития БЛА в США (2006)

Перспективы развития БЛА в США

Подполковник Е. Чекунов

Функционирование современной системы управления боевыми действиями подразумевает получение информации об оперативной обстановке от различных источников, ее обработку и своевременное распределение Потребителям. Важная роль в обеспечении подразделений разведывательными данными в последнее время отводится беспилотным летательным аппаратам (БЛА). Их преимуществами является малая вероятность обнаружения и поражения средствами ПВО при высокой эффективности бортовых комплексов разведки и относительно невысокой стоимости закупки и эксплуатации.
В настоящее время армией США используются беспилотные системы ближнего («Пойнтер», «Равен», рис. 1, 2) и малого («Пионер», «Хан-тер», «Шэдоу 200», рис. 3-5) радиуса действия.
Основным недостатком существующих аппаратов, по мнению военных, является то, что для обеспечения их применения необходим специально обученный персонал и подготовленные взлетно-посадочные площадки. Перспективные машины должны отличаться многофункциональностью, способностью выполнять задачи как на открытой местности, так и при ведении боевых действий в населенных пунктах, сниженной стоимостью производства и эксплуатации.
В соответствии с масштабом решаемых задач и своими тактико-техническими характеристиками такие аппараты, разрабатываемые по программе Future Combat System, подразделяются на четыре уровня (класса): взводный, ротный, батальонный и бригадный (1, 2, 3 и 4-й классы соответственно).
Летательные аппараты 1 -го класса с высотой ведения разведки до 150 м и радиусом действия 8 км будут включены в индивидуальную экипировку военнослужащего и смогут применяться в различных вариантах боевой обстановки, в том числе внутри укрытий, зданий и сооружений, для получения информации о противнике и определения наличия агентов био-
логического оружия и отравляющих веществ. Подобные аппараты разрабатываются по программе создания миниатюрных летательных аппаратов габаритным размером до 15 см.
Однако при создании подобных микро-БЛА разработчики столкнулись с существенными трудностями. К основным из них относятся низкая эффективность использования аппаратов в сложных условиях боевой и метеорологической обстановки (например, воздействие ударной волны, сильного ветра), невозможность выполнения промежуточных посадок и отсутствие режима висения.
Летательные аппараты 2-го класса с массой полезной нагрузки до 5 кг разрабатываются в рамках программы «Штатные БЛА подразделений» (OAV - Organic Air Vehicle).
Они предназначены для разведки и выдачи целеуказания системам оружия на дальностях 15-40 км, в первую очередь в интересах артиллерийских частей и подразделений. Планируется функционально объединить такие аппараты с перспективными боевыми машинами, оснащенными аппаратурой управления полетом БЛА, средствами обработки и распределения поступающей от них информации.
Создаваемые БЛА должны удовлетворять следующим требованиям:
возможность реализации вертолетных режимов полета (вертикальный взлет и посадка, висение); применение в любых метеоусловиях и время суток с неподготовленных площадок или непосредственно с транспортного средства-носителя (боевая машина, в том числе дистанционно управляемая, рис. 6); подготовка и обслуживание силами двух военнослужащих. Кроме того, полет должен осуществляться в полностью автономном или в полуавтоматическом режиме с минимальным участием оператора в процессе управления. Предусматривается использование БЛА в качестве средства наблюдения за противником в дежурном режиме с временной посадкой в выбранном районе и последующим взлетом по команде оператора или от бортовых устройств безопасности (датчиков движения, сейсмодатчиков и др.). В зависимости от назначения и решаемых задач от четырех до 20 таких аппаратов планируется размещать на перспективных боевых машинах в качестве штатного оборудования.
Считается, что в наибольшей степени данным требованиям будет удовлетворять аппарат, выполненной по схеме «винт в кольце» («ducted-fan»). При такой компоновке двигатель с винтом фиксированного шага устанавливается внутри кольцевого корпуса с профилированным воздушным каналом. Это позволяет увеличить КПД силовой установки и снизить уровень акустических шумов. Кроме того, воздушный винт надежно защищается при полете аппарата среди препятствий (растительность, строения, проводная сеть и т. п.).
В результате конкурсной оценки в качестве наиболее перспективного БЛА 2-го класса выбран проект «Истар» фирмы «Эллайд аэроспейс» (Allied Aerospace), разработавшей по одной конструктивной схеме семейство таких аппаратов, отличающихся массогабаритными и тактико-техническими характеристиками. Кроме того, малые габариты и масса опытного образца «Истар-9» (рис. 7) позволяют использовать его в качестве базового при создании БЛА взводного уровня.
В состав разведывательной аппаратуры БЛА 2-го класса могут входить телевизионная и инфракрасная камеры, акустические датчики, датчики радиационного, химического или биологического заражения и др. Для непосредственного уничтожения обнаруженной цели исследуется возможность оснащения этих беспилотных аппаратов боевой частью или самонаводящимися боеприпасами.
В качестве основных аппаратов 3-го и 4-го классов рассматриваются машины вертолетного типа.
Аппарат «Файрскаут» (рис. 8), созданный фирмами «Нортроп-Грумман» и «Швейцер» на базе легкого вертолета Швейцер ЗЗОС, в 2000 году победил в конкурсе по разработке в интересах ВМС США тактического БЛА с вертикальным взлетом и посадкой и в настоящее время проходит летные испытания на кораблях различных классов.
Модернизированный вариант машины с четырехлопастным несущим винтом выбран командованием сухопутных войск среди остальных беспилотных систем благодаря его значительной полезной нагрузке (массой до около 90 кг). В зависимости от варианта использования БЛА комплект оборудования, в частности, может включать в себя аппаратуру видовой разведки, например оптоэлектронную станцию, бортовую РЛС с синтезированием апертуры антенны и системой селекции движущихся объектов.
Разведывательный БЛА большой продолжительностью полета А160 «Хамингбёрд» (рис. 9), разработанный фирмой «Фронтьер», выполнен по нормальной одновинтовой вертолетной схеме с трехлопастным несущим и двухлопастным рулевым винтами.
Его силовая установка включает высокоэкономичный поршневой двигатель с максимальной мощностью 298 кВт, обеспечивающий патрулирование в заданном районе на высоте до 9 000 м в течение не менее 48 ч. Такие высокие тактико-технические характеристики БЛА достигнуты в результате практической реализации передовых технологических достижений. В частности, на вертолете используется бесшарнирный несущий винт с адаптивным электромеханическим управлением лопастями и изменяемой частотой вращения.
Не исключено, что на первом этапе развертывания в войсках задачи БЛА 3-го и 4-го классов будут выполняться одной из машин, выбранной на конкурсной основе.
В целом поступление в сухопутные войска США новых БЛА различных типов позволит на более высоком уровне решать задачи разведки и информационного обеспечения боевых действий и существенно повысить эффективность подразделений, оснащенных перспективными системами вооружения.

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БЛА

  «Пойнтер» «Равен» «Пионер» «Хантер» «Шэдоу 200» «Истар-9» «Истар-29»
Масса, кг:
максимальная взлетная

4,55

2,3

200

726

144
2,6 33,1
полезной нагрузки 0,9 0,18 45 113 27 0,5 9,1
Радиус действия, км 8 10 185 200 80    
Максимальная скорость полета, км/ч 80 64 175 204 230 90 180
Продолжительность полета, ч 2 1,5 6 12 6 50 мин 95 мин
Геометрические размеры, м

размах крыла

длина фюзеляжа

2,74

1,83

1,33

91

5,11

2,9

8,9

6,9

3,89

3,4

   
«Пойнтер» «Равен»
«Шэдоу 200» Истар 9
«Пионер» «Хантер»
Файрскаут А160 Хамингбёрд
 

"Зарубежное военное обозрение" 2006 №12 С. 44-47

Смотрите также
Категория: НИОКР | Добавил: pentagonus (28.12.2006) | Автор: Подполковник Е. Чекунов
Просмотров: 5843 | Теги: БЛА, Е. Чекунов | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
avatar