Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Суббота, 10.12.2016, 06:03
Ключевые слова
УАБ, К. Кириллов, НИОКР ВВС

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Структура [133]
Боевые операции [55]
Личный состав, подготовка [90]
НИОКР [181]
Вооружение [211]
Техническое обеспечение [178]
Стратегия и тактика [120]
Форма, знаки различия, награды [6]
ТТХ [13]

Поиск


Наш опрос
The military tattoo
Всего ответов: 129
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » ВВС (Военно-воздушные силы) » НИОКР

Основные программы разработки в США новых УАБ (2007)

Основные программы разработки в США новых УАБ

Майор К. Кириллов

В США ведется активная разработка новых и совершенствование существующих образцов управляемых авиационных бомб (УАБ). Наибольший приоритет отдается созданию относительно недорогих блоков управления и наведения для бомб различного калибра и назначения, новых боевых частей (БЧ), а также работам по увеличению дальности применения, что обеспечит использование авиабомб без захода носителя в зону действия средств ПВО противника.
Так, в рамках программы JDAM (Joint Direct Attack Munition) разработаны универсальные блоки управления, предназначенные для оснащения неуправляемых авиабомб с боевыми частями серий Мк82, 83 и 84. Основными компонентами такого блока являются инерциальная система управления (ИСУ), сопряженная с космической радионавигационной системой (КРНС) NAVSTAR, и аэродинамические рули. На вооружение ВВС и авиации ВМС США поступают оснащенные этими блоками осколочно-фугасные и проникающие авиабомбы калибров 2 000, 1 000 и 500 фунтов, получившие обозначения GBU-31,-32 и-38 соответственно.
Эти бомбы оборудованы специальными аэродинамическими гребнями для облегчения выхода УАБ на положительный угол атаки и обеспечения стабилизации в падете.
Вместе с тем проведенный специалистами ВВС США анализ применения этих УАБ в ходе последних вооруженных конфликтов выявил ряд проблем. Основными недостатками существующих управляемых бомб считаются прежде всего малая дальность бомбометания и недостаточная точность. В связи с этим наряду с серийным производством блоков JDAM осуществляется модернизация УАБ. Наиболее приоритетными направлениями являются увеличение дальности полета, повышение помехозащищенности имеющихся блоков управления и разработка новых, применение тепловизионной или радиолокационной системы самонаведения на конечном участке траектории для поражения мобильных целей, а также оснащение бомб новыми бетонобойными БЧ или специальным снаряжением.
Для повышения дальности полета в рамках программы JDAM-ER (Extended Range) проводятся работы по оборудованию УАБ складывающимся крылом. По результатам конкурсных исследований был выбран проект «Даймонд Бэк» фирмы «Алениа - Маркони». Конструкция разработанного модуля (масса не более 150 кг) включает складывающиеся аэродинамические поверхности (аэродинамическая схема «присоединенное крыло»), источник питания и механизм раскрытия. В состав последнего входят перемещаемый вдоль корпуса бомбы модуль каретки и электропривода. Крыло представляет собой четыре узких стальных профиля, шарнирно соединенные между собой, а также с корпусом и кареткой, которая при раскрытии крыла (время раскрытия 3-4 с) совершает поступательное движение по направляющим.
Применение крыла обеспечивает возможность выполнения авиабомбой аэродинамических маневров с перегрузкой до 5 g: кратковременного набора высоты, переворота с последующим пикированием и спирали. Это позволяет значительно увеличить область разрешенного бомбометания и исключить необходимость точного соблюдения летчиком навигационных параметров полета носителя при заходе на цель.
Модули «Даймонд Бэк» разработаны для УАБ GBU-31 и -32. Их использование позволило довести максимальную дальность полета этих бомб до 80 км. В дальнейшем данным модулем предусматривается оснастить и другие бомбы серии JDAM.
В целях повышения точности указанные УАБ могут оснащаться также новым блоком управления «Харрис», тепловизионным координатором цели (ТКЦ) или полуактивной лазерной головкой самонаведения. Блок «Харрис» должен обеспечивать устойчивый прием сигналов КРНС практически в любой точке земного шара в условиях помех и точность (квадратичное вероятное отклонение, КВО) не менее 5 м. Тепловизионный координатор цели предназначен для обнаружения, распознавания цели и коррекции конечного участка траектории УАБ. Данное устройство может выполняться как со следящим приводом (для поражения подвижных целей), так и без него, устанавливается в носовой части бомбы и использует штатный источник питания. Основными элементами ТКЦ являются оптическая система, матрица чувствительных элементов и электронно-вычислительный блок, обеспечивающие формирование и преобразование изображения.
Вместе с тем, по мнению специалистов ВВС США, при выполнении боевых задач в сложной помеховой обстановке и условиях однородной подстилающей поверхности использование оптического координатора не обеспечит заданную вероятность поражения цели. В связи с этим предусмотрено также оснащение УАБ относительно дешевой радиолокационной головкой самонаведения с синтезированием апертуры. Рассматривается также возможность их оснащения РЛС миллиметрового диапазона или комбинированными системами (радиолокационная и оптоэлектронная).
Наряду с этим в США реализуется ряд программ по созданию новых УАБ. В частности, фирма «Боинг» в рамках программы SDB ведет полномасштабную разработку малогабаритной управляемой авиационной бомбы калибра 250 фунтов, предназначенной для поражения стационарных (GBU-39/B) и мобильных наземных (GBU-40/B) целей на дальности до 100 км. Этими УАБ планируется оснащать самолеты стратегической и тактической авиации, а также боевые беспилотные летательные аппараты.
Данная бомба (общая масса 120 кг, взрывчатого вещества 25 кг; длина 1,8 м, диаметр корпуса 0,19 м) обеспечивает пробитие армированного бетонного перекрытия толщиной до 2 м и может применяться из внутренних отсеков вооружения и с внешних узлов подвески при скорости носителя, соответствующей числу М = 1,7, с точностью (КВО) не более 3 м. Эти УАБ предполагается оснастить инерциальной системой управления с коррекцией по данным КРНС NAVSTAR, крылом, аэродинамическими решетчатыми рулями и программируемым взрывательным устройством FMU-152.
Авиабомбу GBU-39/B планируется принять на вооружение в 2007 году, a GBU-40/B, оснащенный дополнительно аппаратурой систем перенацеливания в полете и самонаведения для поражения мобильных целей, - к 2012-му. Для подвески УАБ разрабатываются универсальные пневматические бомбодержатели типа SMER (Smart Eject Rack). Они предназначены для подвески двух-шести УАБ, оснащены автономной системой сброса, питания и целераспределения и могут устанавливаться как на внешние пилоны, так и во внутренних отсеках вооружения, например, на роторную ПУ Для приме-
нения бомб разработана автоматизированная система ввода полетного задания, при этом время подготовки одной УАБ составит не более 60 с.
Поступление на вооружение новых УАБ существенно повысит эффективность боевого применения самолетов благодаря значительному (в 6-12 раз) росту числа пораженных в одном самолетовылете целей, что достигается увеличением количества авиабомб на борту носителя (для перспективных машин типов F-35 и F-22 - 24 и 30 единиц соответственно, а для стратегических бомбардировщиков - до 300 ед.). Текущими планами предусматривается закупка до 2015 года около 25 тыс. бомб GBU-39/B и GBU-40/B и до 3 000 четырех-позиционных бомбодержателей BRU-61/A типа SMER. Общая стоимость данных работ составит 2,5 млрд долларов.
В интересах ВВС фирмами «Боинг» и «Нортроп-Грумман» ведется отработка концепции применения проникающих и осколочно-фугасных БЧ сверхбольших (15-30 тыс. фунтов) калибров, предназначенных для поражения важных высокозащищенных целей. Такими БЧ будут снаряжаться УАБ с инерциальной системой управления с коррекцией траектории по данным КРНС NAVSTAR. Эти бомбы могут быть включены в состав вооружения транспортно-десантных самолетов сил специальных операций МС-130Н «Комбат Талон» и стратегических бомбардировщиков В-2А, В-52Н, имеющих наибольшие массу боевой нагрузки и геометрические размеры бомбоотсеков. На бомбардировщиках подвеску боеприпасов в зависимости от калибра намечено осуществлять на доработанную роторную пусковую установку или пилоны в бомбоотсеке.
В частности, в рамках данной концепции по программе МОАВ (Massive Ordnance Air Blast) в 2004 году принята на вооружение фугасная УАБ специального назначения GBU-43/B. Эта бомба калибра 21 500 фунтов (9 800 кг) имеет длину 9,2 м, диаметр 1,03 м и снаряжена взрывчатым веществом повышенного могущества массой 8 200 кг. В целях повышения дальности бомбометания она оснащена крылом малого удлинения, а ее управление на траектории осуществляется решетчатыми аэродинамическими рулями. Блок управления и широкохордное крыло обеспечивают КВО не более 10 м и дальность относа до 7 км при сбросе с высот не менее 6 100 м.
В ходе проведения военной операции в Ираке несколько таких бомб были развернуть! на передовых авиабазах ВВС США в Юго-Восточной Азии и подготовлены к боевому применению с самолетов МС-1 ЗОН «Комбат Талон».
На основе полученных в ходе создания этой бомбы технологических и конструктивных решений научно-исследовательской лабораторией ВВС США и группой американских фирм на конкурсной основе начата разработка по программе МОР
проникающей УАБ калибра 30 000 фунтов. Она предназначена для уничтожения заглубленных целей, защищенных перекрытием, эквивалентным по прочности армированному бетонному толщиной не менее 15-20 м.
В отличие от фугасной бомбы УАБ МОР будет иметь высокопрочный корпус со стенками значительной толщины, несколько сниженную массу ВВ, а также развитые аэродинамические рули и крестообразное крыло. Боевое применение бомбы предусмотрено из внутренних бомбоотсеков бомбардировщиков с высот не менее 12 000 м.
Общая длина разрабатываемого боеприпаса составит 6,5 м, длина проникающего корпуса - около 5,5 м, диаметр - 0,8 м, а толщина стенок - не менее 0,1 м. Масса бомбы (13 600 кг) ограничивается прочностью узлов подвески носителей, при этом масса проникающей боевой части, выполненной из высокопрочного сплава, составит не менее 9 000 кг, а масса В В более 3 500 кг. Считается, что толщина пробиваемой железобетонной преграды будет 30-35 м, а заряд ВВ обеспечит достаточное фугасное действие для поражения защищенных целей через их внешние элементы (входы, вентиляционные коллекторы и др.).
Текущими планами предусматривается провести демонстрационные испытания УАБ МОР. Ее принятие на вооружение ВВС США намечено на 2009 год.
Таким образом, увеличение темпов работ, а также большое количество планируемых к поставке УАБ демонстрируют стремление руководства ВС США к созданию значительных запасов бомб нового поколения. При этом с учетом опыта боевого применения управляемого авиационного вооружения разработчики придерживаются принципа последовательного наращивания боевой эффективности оружия, в том числе благодаря поэтапной поставке в войска новейших средств информационно-разведывательного обеспечения и управления.

Управляемая авиационная бомба GBU-32 с осколочно-фугасной боевой частью Управляемая авиационная бомба GBU-39/B
Управляемая авиационная бомба GBU-43/B Управляемая авиационная бомба с модулем "Даймонд Бэк", разработанная по программе JDAM-ER

"Зарубежное военное обозрение" 2007 №4

Категория: НИОКР | Добавил: pentagonus (01.04.2007) | Автор: Майор К. Кириллов

Просмотров: 4191 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов