search
menu
person

NEWS AND UDATES


Перспективы развития стратегических транспортно-заправочных самолётов ВВС стран НАТО

Перспективы развития стратегических транспортно-заправочных самолётов ВВС стран НАТО

Полковник Л. Борисов

Ведущие европейские страны НАТО и США в целях дальнейшего повышения мобильности вооруженных сил, а также расширения боевых возможностей военной авиации осуществляют работы по модернизации существующих и созданию новых транспортно-заправочных самолетов (ТЗС). При этом следует отметить, что задачи заправки авиационной техники топливом в воздухе в настоящее время решают не только стратегические и тактические ТЗС. В ряде случаев для данных целей могут использоваться специально доработанные машины различного назначения, в том числе тактические истребители (например, F/A-18E и F) и вертолеты (МН-47, МН-60). Кроме того, в перспективе эти задачи предполагается возложить на беспилотные летательные аппараты. В частности, уже сейчас исследования в этой области ведутся в ряде ведущих авиастроительных государств.

Основные ТТХ транспортно-заправочного самолёта КС-767А
Экипаж, человек 3
Масса, т:
пустого
90,7
максимальная топлива, в том числе отдаваемого 87,5/63,4
максимальная взлетная 179,2
Крейсерская скорость полета, км/ч 865
Масса передаваемого топлива, т: на удалении от аэродрома базирования 4 600 км 25
на удалении от аэродрома базирования 2 800 км 41
Темп заправки с использованием; гибкой балки, л/мин 3400
подвесных агрегатов заправки, л/мин 1500
Геометрические размеры, м:
размах крыла

47,6
длина фюзеляжа 48,5
высота 15,8

Однако основной объем дозаправок в воздухе обеспечивается стратегическими транспортно-заправочными самолетами. За последние 10-15 лет потребность в таких машинах значительно возросла. Это объясняется прежде всего возросшим количеством военных конфликтов и миротворческих операций в различных регионах мира, в которых принимают участие подразделения стран НАТО. Например, в соответствии с современными требованиями интенсивность заправок топливом в воздухе самолетов различных типов в интересах обеспечения повседневной деятельности только американских вооруженных сил должна быть не менее 30 тыс. т/сут. Кроме того, это также обусловлено тем, что существующий парк стратегических ТЗС значительно устарел.
Так, на вооружении ВВС США в настоящее время состоят транспортно-заправочные самолеты КС-135 «Стратотанкер» модификаций Е, R и RT (более 500 единиц) и КС-10А «Экстендер» (около 60). Эти машины переоборудованы из пассажирских (грузопассажирских) самолетов (Боинг 707 и DC-10 соответственно) и оснащены дополнительными мягкими топливными баками (ТПБ), а также аппаратурой и агрегатами системы заправки топливом. Срок службы большинства данных ТЗС превышает 20-25 лет, а некоторые из них (например, самолеты КС-135Е) состоят на вооружении более 40 лет.
В связи с этим проводятся работы по их усовершенствованию, направленные в основном на продление ресурса планеров и бортовых систем, улучшение характеристик силовых установок, а также повышение эффективности использования самолетов в любых метеоусловиях и ночью благодаря установке современного навигационного оборудования. В целом, в соответствии с текущими планами командования ВВС США, реализация программ модернизации существующего парка ТЗС позволит эксплуатировать эти машины до 2040 года.
Модернизация ТЗС обусловлена также необходимостью снижения стоимости их технического обслуживания. Так, по оценкам специалистов ВВС США, ежегодные затраты на эксплуатацию одного самолета КС-135Е составляют до 5 млн долларов, в то время как для машины последующей модификации КС-13 5R данный показатель не превышает 4 млн.
Вместе с тем в связи с моральным устареванием существующих самолетов и их невысоким модернизационным потенциалом назрела необходимость уже в ближайшей перспективе принятия на вооружение нового ТЗС. В частности, в США рассматриваются несколько вариантов, при этом большинство из них в целях значительного сокращения сроков работ и объемов финансовых затрат на их создание базируются на переоборудовании в транспортно-заправочный вариант существующих самолетов гражданской авиации. Одним из них является проект нового стратегического ТЗС, построенного на базе широкофюзеляжного лайнера Боинг 767 и получившего обозначение КС-767А. К основным его достоинствам, наряду с повышенной дальностью полета и увеличенной массой передаваемого топлива, можно отнести возможность обеспечения одновременной дозаправки в воздухе по различным схемам заправки («штанга - конус» или гибкая телескопическая балка) нескольких самолетов, а также малое время переоборудования из заправочного варианта в транспортный.
Командование ВВС США в конце 2003 года заключило контракт с фирмой «Боинг» на приобретение 100 таких самолетов, которые в период до 2017 года должны были заменить 120 машин КС-135Е. Однако в связи с коррупционным скандалом в 2004 году данное соглашение было аннулировано.

Основные ТТХ транспортно-заправочных самолётов, создаваемых по программе MRTT
Характеристики: А310 А330
Экипаж, чел. 3 3
Масса: пустого, т 80,8 120,5
максимальная топлива, т 76,1 111,3
максимальная взлетная, т 164,0 233,0
Масса передаваемого топлива: на удалении от аэродрома базирования 1000 км 53 т 92 т
на удалении от аэродрома базирования 4000 км 22 т 51 т
Темп заправки с использованием, л/мин: гибкой балки 4540
подвесных агрегатов заправки 1580
Геометрические размеры, м: размах крыла 43,9 60,3
длина фюзеляжа 47,4 59,7
высота 15,8 17,9

В настоящее время руководство военного ведомства США завершает рассмотрение на конкурсной основе несколько вариантов обновления парка самолетов транспортно-заправочной авиации, в которых наряду с американскими принимают участие и европейские авиастроительные фирмы. В частности, среди них проекты разработки новых ТЗС на базе дальне-магистральных широкофюзеляжных лайнеров Боинг 777 и А.ЗЗО фирм «Боинг» и «Аэробус» соответственно. Тем не менее, по оценке экспертов, вариант машины КС-767А по-прежнему имеет хорошие шансы. Кроме того, этот самолет уже поступает на вооружение ВВС Италии и Японии, а интерес к нему проявляют также ряд других, в том числе европейских, стран.
Парк транспортно-заправочной авиации ведущих западноевропейских стран в настоящее время тоже включает в свой состав в основном устаревшие ТЗС, разработанные в 1960-1970-х годах. К ним, в частности, относятся машины европейского (VC.10, «Тристар», С. 160 «Трансалл») и американского (КС-130, КС-135) производства. В этой связи в ВВС данных государств в целях продления ресурса и повышения эффективности использования данных машин в различных условиях также осуществляется ряд программ их модернизации.
Однако основное внимание уделяется качественному обновлению парка ТЗС. Так, в рамках общеевропейской программы MRTT (Multi-Role Tanker/Transport) ведутся работы по созданию перспективных многоцелевых транспортно/транспортно-заправочных самолетов. В них участвуют ряд ведущих европейских авиа- и двигателестроительных фирм, в том числе «Талес», «Кобхэм» и «Роллс-Ройс», а также концерн EADS.
Новые машины разрабатываются на базе широкофюзеляжных лайнеров A310 и A330 фирмы «Аэробус». Комплекс мероприятий по переоснащению базовых машин включает: усиление пола грузового отсека и оборудование его боковым люком, доработку топливной системы, а также установку соответствующих комплексов бортового радиоэлектронного оборудования военного назначения и необходимого внешнего светотехнического оборудования.

Транспортно-заправочный самолет А.310 MRTT
Транспортно-заправочный самолет А.ЗЗО MRTT
Концептуальный облик перспективного ТЗС фирмы «Локхид-Мартин», выполненного по схеме «присоединенное крыло»
Транспортно-заправочный самолет КС-767А ВВС Италии
Концептуальный облик перспективного ТЗС фирмы "Боинг" выполненного по схеме "летающее крыло"

Большое внимание в рамках программы MRTT уделялось разработке телескопической балки ARBS (Advanced Air Refuelling Boom System) системы дозаправки топливом в воздухе. Процесс дозаправки осуществляется с помощью электродистанционной системы управления балкой, скомплексированной с системой управления самолета. Этим процессом руководит оператор, рабочее место которого расположено в кабине экипажа. Для этого на многофункциональный индикатор передается изображение с видео- и инфракрасных камер заднего обзора. Для работы в ночных условиях возможно использование двух бортовых огней подсветки, а при необходимости снижения заметности машины применяется инфракрасный маркер.
По оценкам западных экспертов, новая балка ARBS европейской разработки превосходит по своим характеристикам американские аналогичные устройства, в том числе и уже используемые на ТЗС КС-767А. В частности, она имеет расширенный диапазон разрешенных высот и скоростей полета при проведении дозаправки (200-12 000 м и 320-640 км/ч соответственно), а темп заправки увеличен более чем на 30 проц. Кроме того, европейскими специалистами разработаны новые подвесные агрегаты заправки Мк32В-900Е и высокопроизводительные насосы перекачки топлива, также превосходящие по своим характеристикам американские аналоги."
Первый ТЗС А.310 MRTT поступил на вооружение германских ВВС в начале 2004 года, а всего министерством обороны ФРГ текущими планами предусматривается переоборудование четырех самолетов. Кроме того, в соответствии с контрактом, заключенным руководством МО Канады и концерном EADS, по программе MRTT также переоснащены два военно-транспортных самолета А.310 (канадское обозначение СС-150).
В частности, доработка топливной системы самолета А.310 MRTT предусматривает установку пяти съемных дополнительных топливных баков в фюзеляже, что позволило увеличить запас топлива на борту на 36 000 л, а также телескопической балки
ARBS и подвесных агрегатов заправки Мк32В-900Е.
Переоборудование машин осуществляется на германских авиапредприятиях концерна EADS. Интерес к ТЗС А.310 MRTT проявили и ряд других европейских государств.
Транспортно-заправочный самолет А.ЗЗО MRTT предусматривается построить на базе модификации лайнера А.330-200. Комплекс работ по переоборудованию машины аналогичен мероприятиям по переоснащению ТЗС А.310 MRTT.
Военное руководство Великобритании в начале 2004 года в рамках программы FSTA (Future Strategic Tanker Aircraft) выбрало самолет А.ЗЗО MRTT в качестве основного ТЗС национальных ВВС. Контрактом стоимостью около 25 млрд долларов предусматривается до 2030 года замена 28 устаревших машин (VC.10, «Тристар»). Контракты на поставку ТЗС А.ЗЗО MRTT для национальных ВВС также уже подписали военные ведомства Испании, Франции и Австралии. Кроме того, этот самолет принимает участие в конкурсе на поставку новых ТЗС для ВВС США. При этом предусматривается, что в случае положительного решения американского военного руководства сборка машин будет осуществляться на территории США, а в оснащении данных ТЗС (предварительное обозначение КС-30) специальным оборудованием примет участие американская фирма «Нортроп-Грумман». Заинтересованность в этом самолете проявляют также ряд других стран.
Вместе с тем активно ведутся работы по созданию транспортных и транспортно-заправочных самолетов нового поколения. В частности, по мнению европейских специалистов, в качестве базовых машин для ТЗС можно использовать современные (например, А.400М) и перспективные транспортные или грузопассажирские (в том числе, Боинг 787, А.350, А.380) самолеты. В США фирмы «Локхид-Мартин» и «Боинг» ведут исследования концепций перспективных машин, построенных по схемам «присоединенное крыло» и «летающее крыло» соответственно.
В целом военно-политическое руководство стран НАТО активизирует усилия по совершенствованию самолетов транспортно-заправочной авиации. Принятие на вооружение ВВС этих государств новых ТЗС позволит существенно уменьшить время переброски крупных авиационных формирований в любой район земного шара, сократить парк таких машин и снизить стоимость их жизненного цикла. Это также приведет к уменьшению потребного количества дозаправок в воздухе (за счет увеличения массы передаваемого топлива) при одновременном увеличении радиуса действия и времени патрулирования авиационной техники военного назначения, и прежде всего самолетов ударной и военно-транспортной авиации.

Схема топливной системы транспортно-заправочного самолета А.310 MRTT:
1 - два дополнительных топливных бака в передней части фюзеляжа;
2 - центральный ТПБ;
3 - топливный бак во внутреннем крыльевом отсеке;
4 - ТПБ во внешнем крыльевом отсеке;
5 - центровочный топливный бак;
6 - три дополнительных ТПБ в хвостовой части фюзеляжа

Зарубежное военное обозрение №11 2007 с. 54-58



Другие материалы по теме
Смотрите также
Категория: НИОКР | Добавил: pentagonus (21.11.2007) | Автор: Полковник Л. Бориcов
Просмотров: 8656 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar