Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 09.12.2016, 08:48
Ключевые слова
F-22, С. Климов

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Структура [133]
Боевые операции [55]
Личный состав, подготовка [90]
НИОКР [181]
Вооружение [211]
Техническое обеспечение [178]
Стратегия и тактика [120]
Форма, знаки различия, награды [6]
ТТХ [13]

Поиск


Наш опрос
Who is more wise President of the United States?
Всего ответов: 406
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » ВВС (Военно-воздушные силы) » Вооружение

В ВВС США поступил 100-й тактический истребитель F-22A «Рэптор» (2007)

В ВВС США поступил 100-й тактический истребитель F-22A «Рэптор»

Полковник С. Климов

Основные ТТХ истребителя F-22A
Масса, кг:
максимальная взлетная 29 483
пустого самолета. 15 422
Силовая установка (2 х F-119-PW-100), максимальная мощность на форсаже, кгс 15 876
Скорость полета:
максимальная (над уровнем моря), км/ч 1 448
максимальная (на высоте 19 000 м), число М 2,5
крейсерская, число М 1,5
Практический потолок, м 19 800
Максимальная скороподъемность, м/с 203,2
Боевой радиус действия без дозаправки топливом
в воздухе, км. 3 220
Максимальная перегоночная дальность
с подвесными баками (4x2 268 л), км 8 050
Длина самолета, м 18,90
Высота, м 5,08
Размах крыла, м 13,60
Площадь крыла, м2 78

В конце августа 2007 года корпорация «Локхид-Мартин» передала ВВС США 100-й истребитель F-22A «Рэптор». Эта юбилейная машина войдет в состав 90-й тактической истребительной авиационной эскадрильи (АвБ Элмендорф, штат Аляска).
Полное укомплектование 90 тиаэ запланировано на конец 2008 года. В общей сложности Пентагон намерен приобрести 183 самолета этого типа. В настоящее время истребители пятого поколения базируются на пяти АвБ ВВС США (Эдварде, Неллис, Тиндал, Ланглей, Элмендорф). В Калифорнии, на авиабазе Эдварде, проводятся испытания новых машин, на АвБ Неллис (штат Невада) разрабатывается тактика боевого применения этих самолетов, а на базе Тиндал во Флориде осушествляется переподготовка летного состава. Боеготовые самолеты базируются на Ланглей (Виргиния) и Элмендорф (Аляска). Кроме того, подготовленные экипажи периодически несут дежурство на базах АвБ Хикам (Гавайи), Холломэн (Нью-Мексико) и Кадена (Япония). Общая численность боеготовых F-22A в составе ВВС США в настоящее время около 60 самолетов.
В июне 1981 года, всего через несколько лет после принятия на вооружение истребителя F-15A «Игл», ВВС США инициировали программу разработки перспективного самолета тактической авиации, получившую наименование Advance Tactical Fighter (ATF). Участие в ней приняли семь ведущих американских авиастроительных фирм. Борьбу за
контракт на разработку перспективного истребителя возглавили компании «Локхид» и «Нортроп».
Первый прототип нового истребителя в рамках программы ATF, совместно разработанный компаниями «Нортроп» и «Макдоннел-Дуглас» YF-23 под номером 87-3998/N22YX, оснащенный специально спроектированной компанией «Пратт энд Уитни» двигательной установкой YF119, поднялся в воздух 27 августа 1990 года. Вскоре, вслед за ним, 29 сентября 1990 года последовал образец компаний «Локхид» и «Боинг» YF-22 (87-3997/N22YF) с альтернативными двигателями YF120 фирмы «Дженерал электрик». По результатам демонстрационных летных испытаний министерство обороны США выбрало в качестве базового варианта для полномасштабной разработки самолет YF-22A с двигателями YF119.
7 сентября 1997 года в воздух поднялся первый из девяти опытных образцов истребителей пятого поколения «Локхид-Мартин»/«Боинг», а в начале 1998-го начались опытно конструкторские испытания новых машин. Трудности в реализации проекта, связанные с необходимостью поиска компромиссов между противоречивыми требованиями низкой заметности, сверхзвуковой крейсерской скорости и высокой маневренности, заставили разработчиков внести значительные изменения в первоначальную конструкцию планера.
8 результате многолетних поисков первый в мире истребитель пятого поколения приобрел следующий облик. Самолет
имеет интегральную схему компоновки: 1/3 размаха крыла приходится на фюзеляж, вмещающий отсеки вооружения и большую часть топлива. Крыло самолета сочетает низкую относительную толщину для сверхзвукового полета с достаточной площадью для удовлетворения требованиям маневренности. Большие предкрылки, изменяющие кривизну профиля по размаху, делают крыло более эффективным на малых скоростях и больших углах атаки, чем треугольные крылья, построенные раньше. Хвостовое оперение F-22 спроектировано так, чтобы самолет мог достигать критических углов атаки, полностью сохраняя управляемость. Для расширения диапазона возможных режимов полета применяется изменение вектора тяги, что особенно эффективно на малых скоростях. Но F-22 управляем на любом режиме и без отклонения сопел двигателей. Конструкция планера самолета в значительной мере изготовлена из композиционных материалов, таких как графитоэпоксидные, графитотермопластичные материалы и материалы типа углерод-углерод. Взлетная масса около 27 т. Крыло, близкое к треугольному, с умеренной (42°) стреловидностью по передней кромке.
F-22 создан с применением технологии «стелт», основанной на преобладании плоских наклонных поверхностей с острыми кромками, и в этом смысле новый истребитель является развитием F-117. Дальнейший прогресс в данной области позволил ввести в конструкцию самолета и некоторые криволинейные поверхности, а также с особой тщательностью выполнить зазоры между управляющими поверхностями. Хотя применение композиционных материалов способствует снижению заметности самолета, конструкция F-22 содержит их меньше, чем планировалось изначально. Однако за счет применения (до 40 проц.) в конструкции планера титана на 25 проц. снизилась неизменная масса самолета, что, в свою очередь, позволило увеличить его полезную нагрузку.
С целью уменьшения эффективной отражающей поверхности вооружение истребителя убрано во внутрифюзеляжные отсеки. В варианте «воздух - воздух» оно состоит из шести ракет дальнего радиуса действия типа AIM-120 (AMRAAM) с радиолокационными головками самонаведения - по три в каждом из двух центральных отсеков и две ближнего радиуса действия AIM-9 «Сайдвиндер» с инфракрасной ГСН в двух боковых отсеках.
Кроме того, на вооружении имеется шестиствольная авиационная пушка калибра 20-мм (М61А2). Для обеспечения малой радиолокационной заметности ее стволы закрыты специальными управляемыми шторками. Авиационная пушка имеет гидравлический привод, ее масса 294 кг й она снабжена специально разработанной для F-22 «линейной» системой подачи с боекомплектом из 480 снарядов.
В середине 90-х годов руководство ВВС поставило перед компанией «Локхид» задачу обеспечить F-22 возможность нанесения ударов по наземным целям.
С этой целью отсеки вооружения были дооборудованы для размещения 450-кг боеприпасов GBU-32JDAM (Joint Direct Attack Munition). В таком варианте истребитель может нести две авиабомбы JDAM либо восемь боеприпасов SDB и по две ракеты AMRAAM и AIM-9. В том случае, когда скрытность не является решающим фактором, F-22 способен нести до 2 270 кг боевой нагрузки на четырех внешних точках подвески. Для увеличения дальности полета на этих же подвесках можно размещать дополнительные топливные баки емкостью 2 268 л каждый.
Первоначально министерство ВВС США планировало закупить 750 перспективных истребителей по программе ATF, однако еще до завершения конкурсной программы общее количество было сокращено до 648 машин. В начале 1994 года заказ был вновь сокращен до 443 самолетов, что не замедлило сказаться на резком увеличении стоимости образца. Наконец, в 1998 году был сформирован заказ на 339 истребителей общей стоимостью 34,7 млрд долларов.
Кроме того, сроки реализации программы неоднократно изменялись как по политическим причинам, так и из-за многочисленных технических проблем, с которыми сталкиваются разработчики. В результате стоимость проекта с 3,7 млрд долларов в 1998 году возросла до 40 млрд в 2005-м, а стоимость каждого истребителя достигла 120 млн долларов. При этом серийное производство вместо 2001 года началось в 2004-м с поступлением на вооружение в 2005-м вместо 2004-го.
Тем не менее в 2003 году 43-я учебно-тренировочная эскадрилья 325-го авиакрыла (АвБ Тиндал, штат Флорида) была переориентирована на подготовку пилотов истребителей F-22. Эскадрилья получила опытный инструкторско-преподавательский состав, в том числе и специалистов, проводивших летные испытания новых машин в испытательном центре ВВС (АвБ Эдварде, штат Калифорния). Трехмесячный курс обучения в 43 утаэ включает месяц теоретической подготовки и два месяца практических полетов на одноместных истребителях. При этом 60 проц. учебного времени непосредственно отводится летной подготовке, а остальная часть - работе на тренажерах, обеспечивающих высокую степень достоверности полета. Всего на вооружении 43 утаэ по состоянию на конец 2006 года состояло 23 истребителя F-22A, а один использовался в качестве стенда для подготовки технического состава. В общей сложности в 2006 году переподготовку прошло около 80 летчиков ВВС США, а также один пилот ВВС Великобритании.
Поступление новых истребителей на вооружение боевых частей началось в 2005 году с 1 иакр (АвБ Ланглей, штат Виргиния). Всего 27 и 94 иаэ планируется поставить по 24 истребителя F-22A. Кроме того, в каждой эскадрильи планируется иметь два резервных самолета. По заявлению руководства министерства ВВС США от 15 декабря 2005 года, 1 иакр достигло начальной боевой готовности. Это означает, что на вооружение крыла было принято 12 машин боевых машин, а личный состав подготовлен и готов к выполнению любых боевых задач. Полной боевой готовности крыло достигнет после окончательного укомплектования личным составом и техникой 94 иаэ. Следует отметить, что впервые в истории военно-воздушных сил США переподготовку на новую технику части регулярных ВВС осуществляют совместно с частями ВВС национальной гвардии. В частности, планируется, что истребители F-22 из состава 1 иакр будут использоваться также летчиками 192 иакр ВВС НГ.
Всего в период до 2010-2011 годов министерство ВВС планирует перевооружить новыми самолетами F-22 «Рэптор» семь истребительных авиаэскадрилий: 27 и 94 тиаэ (АвБ Ланглей, штат Виргиния), 90 и 525 тиаэ (Элмендорф, Аляска), 302 тиаэ (Льюк, Аризона), 199 и 531 тиаэ (Хи-кам, Гавайи). Прибытие первых самолетов этого типа на АвБ Элмендорф ожидается в конце 2007 года, а на АвБ Хикам - в 2010-2011-м.
В 2006 году 27 иаэ неоднократно привлекалась к проведению мероприятий оперативной и боевой подготовки. В частности, впервые 12 истребителей F-22A из ее состава приняли участие в учениях ВС США в ТОЗ «Нозер эйдж-2006», которое проводилось на территории и в воздушном пространстве штата Аляска с 5 по 16 июня.
Кроме того, с января 2006 года эскадрилья привлекается к операции «Благородный орел» в рамках выполнения контртеррористической задачи по защите воздушного пространства континентальной части США. В конце 2007 года министерство ВВС США планирует принять окончательное решение о сроках введения 1 иакр в состав авиационных экспедиционных формирований (АЭФ). После принятия данного решения эскадрильи F-22A могут быть развернуты в передовых зонах и, в частности, принять участие в проводимых Соединенными Штатами операциями в Афганистане и Ираке.
В феврале текущего года руководство военно-воздушных сил с целью демонстрации боевых возможностей нового истребителя потенциальным противникам в Азиатско-Тихоокеанском регионе осуществило переброску 12 F-22A из состава 1 иакр с авиабазы постоянной дислокации на АвБ Кадена (о. Окинава, Япония) с промежуточной посадкой на АвБ Хикам (штат Гавайи). Однако в связи с многочисленными отказами радиоэлектронной аппаратуры и сбоями программного обеспечения мероприятие не удалось осуществить в полном объеме и в установленные сроки.
В частности, при пересечении условной линии перемены дат произошел сбой в программном обеспечении, повлекший за собой отказ бортовых приемников космической радионавигационной системы NAVSTAR. В результате комплекты радиосвязной и навигационной аппаратуры оказались полностью неработоспособными, в связи с чем было принято решение вернуть группу на авиабазу вылета.
Для выяснения причин и устранения неисправностей специалистам инженерно-авиационной службы ВВС США и корпорации «Локхид-Мартин» потребовалось около 7 сут. В ходе повторной попытки перелета на АвБ Кадена два самолета F-22A совершили вынужденную посадку на аэродром о. Уэйк (территория США, Тихий океан) из-за отказа бортовых электрогенераторов.
Всего на проведение мероприятия по переброске 12 истребителей F-22A и около 260 военнослужащих из США в Японию командованию американских ВВС потребовалось более 10 сут.
В целом американские военные эксперты считают, что, несмотря на выявленные в ходе первых лет эксплуатации недостатки, характерные для любой новой системы оружия, истребитель F-22A уже сегодня готов к эффективному выполнению всего спектра возложенных на него задач.

Зарубежное военное обозрение №10 2007 с. 52-55

Категория: Вооружение | Добавил: pentagonus (31.10.2007) | Автор: Полковник С. Климов

Просмотров: 4770 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов