search
menu
person

NEWS AND UDATES


Авиационные средства дальнего радиолокационного обнаружения и управления иностранных государств (Е-2С) (2006)

Авиационные средства дальнего радиолокационного обнаружения и управления иностранных государств (Е-2С)

Капитан А. Бобков

Палубный самолет Е-2С «Хокай» является основным самолетом ДРЛО и управления военно-морских сил США. Он предназначен для своевременного обнаружения, сопровождения и распознавания воздушных и надводных целей, управления действиями тактической авиации, сбора и передачи данных о надводной и воздушной обстановке на наземные, воздушные и корабельные ПУ. Е-2С создан на базе палубного военно-транспортного самолета (ВТС) С-2А «Грейхаунд», оснащенного двумя турбовинтовыми двигателями Т56-А-427 фирмы «Аллисон» максимальной взлетной мощностью по 3 660 кВт. Над его фюзеляжем установлена фазированная антенная решетка (ФАР), размещенная в надфюзеляжном вращающемся куполе.
Экипаж самолета состоит из двух летчиков, находящихся в передней кабине, и трех операторов (в фюзеляжном отсеке). Первый оператор отвечает за работу всего комплекса, второй - за управление боевыми действиями ТА, третий - за управление аппаратурой разведки и наблюдения.
Элементы бортового радиоэлектронного комплекса условно сведены в шесть основных связанных между собой подсистем: обнаружения, опознавания, навигации, связи и передачи данных, обработки данных, отображения и управления. Основу подсистемы обнаружения составляет трехкоординатная РЛС AN/APS-145 дециметрового диапазона длин волн. Ее главным отличием от предыдущей модификации AN/APS-138 является возможность дальнего обнаружения воздушных и надводных целей на фоне сложной подстилающей поверхности. Станция может одновременно сопровождать до 1 200 целей и наводить истребители на 40 из них. РЛС включает в себя приемопередающую аппаратуру, ЭВМ, дисплеи и ФАР AN/APA-171. Скорость вращения антенны в зависимости от режима работы 5-6 об/мин. Подсистема опознавания предназначена для решения задач опознавания государственной принадлежности воздушных объектов по принципу «свой-чужой» и управления воздушным движением. Она состоит из запросчика типа RT-988/A и процессора обработки сигналов OL-76/AP. Антенна запросчика размещается в обтекателе совместно с ФАР РЛС. Запросчик обеспечивает работу со всеми существующими международными стандартами опознавания. Подсистема навигации используется для определения местоположения, пространственного положения и скорости самолета-носителя для точной географической привязки объектов разведки и стабилизации положения антенны РЛС. Основными элементами данной системы являются приемник КРНС NAVSTAR и инерциальная навигационная система AN/ASN-92. В ее состав входят также: радиостанции дальней навигации AN/ASN-50 и системы ближней радионавигации TAKAN AN/ ARN-52(V), доплеровский измеритель скорости и угла сноса AN/APN-153(V), радиокомпас AN/ARA-50, радиовысотомер AN/APN-171(V), маркерный и аварийный радиомаяки.
Аппаратура подсистемы связи и передачи данных обеспечивает связь оперативной группы самолета Е-2С с наземными (корабельными) ПУ и самолетами в воздухе. Она включает: УКВ-радиостанции AN/ARC- 182(V), AN/ARC-10 и TRA6020; аппаратуру системы связи и распределения данных «Джитидс» («Линк-16») AN/URQ-33; станции спутниковой связи УКВ-диапазона (ЛТ и AN/USC-42), усовершенствованный модем MD-1295/A. Кроме того, возможна установка УКВ-радиостанций AN/ARC-201D и -164.
К 2009 году самолеты планируется оснастить перспективной многофункциональной аппаратурой связи серии «ДжейТРС» (JTRS), работающей в диапазоне частот 2-2 500 МГц. Новые четырехканальные перепрограммируемые радиостанции модульного типа заменят устаревшие KB- и УКВ-радиостанции, а также аппаратуру связи и распределения данных «Джитидс».

Автоматизированное рабочее место оператора - внешний вид АРМ

Подсистема обработки данных выполняет функции, аналогичные тем, что возложены на систему обработки данных самолета Е-3. В ее состав входит центральная ЭВМ OL-76/ASQ (L-304) с процессором компании «Нортроп-Грумман», обеспечивающим обработку данных в масштабе времени, близком к реальному. ЭВМ, собранная на базе коммерчески доступных модулей, имеет процессор с тактовой частотой 165 МГц и накопитель на жестком магнитном диске емкостью 9 Гбайт.
Подсистема отображения и управления состоит из трех автоматизированных рабочих мест (АРМ) AN/UYQ-70, объединенных в локальную сеть. АРМ выполнены на базе коммерческих компонентов и включают в себя: процессоры RISC-архитектуры фирмы «Хьюлетт-Паккард» с тактовой частотой 100 МГц, оперативное запоминающее устройство емкостью 64 Мбайт (возможно расширение до 256 Мбайт), цветные дисплеи, шаровые манипуляторы типа «трэкбол» и сенсорные панели. Дисплеи имеют разрешение 1 280 х 1 024 пикселя и диагональ 36 см.
В 1994 году командование ВМС США выделило 155 млн долларов на проведение модернизации самолета Е-2С, который после ее завершения получил наименование «Хокай 2000». В ходе работ заменены программно-аппаратные средства, установлены новые терминалы автоматизированной системы боевого управления корабельных соединений СЕС (Cooperative Engagement Capability), средства связи и передачи данных, а также системы кондиционирования испарительного типа и дозаправки самолета в воздухе.
Главным моментом в процессе модернизации стала замена центральной бортовой ЭВМ L-304 на машину с открытой архитектурой модели 940 фирмы «Рейтеон». В состав средств связи и передачи данных планируется дополнительно включить комплект аппаратуры спутниковой связи и многоканальный терминал MATT (Multimission Advanced Tactical Terminal), обеспечивающий прием данных видовой, радио- и радиотехнической разведки, а также метеоданных разведки, передаваемых по спутниковым каналам связи.
Летные испытания опытного образца Е-2С «Хокай 2000» начались в 1997 году, а поставки в войска первых серийных машин - в 2001-м. Всего в соответствии с заключенным контрактом стоимостью около 1,5 млрд долларов в течение пятилетнего периода предусматривается принять на вооружение авиации ВМС США 21 новый самолет. Кроме того, рассматривается вопрос о доработке машин, находящихся в эксплуатации, до стандарта «Хокай 2000». В 2004 году министерство ВМС США заключило дополнительный контракт стоимостью 580 млн долларов на закупку и поставку к сентябрю 2009 года трех самолетов Е-2С «Хокай 2000» и пяти учебных ТЕ-2С этого типа.
Интерес к данной программе модернизации проявили Япония и Египет, на вооружении которых находится этот самолет. Также было изготовлено два новых самолета для Тайваня (см. цветную вклейку) и один для Франции.
Следующий этап работ по модернизации получил обозначение «Усовершенствованный Хокай».
Основные усилия на этом этапе сосредоточены на создании новой РЛС, разрабатываемой по программе RMP (Radar Modernization Program), ИК-системы обнаружения пус¬ков и сопровождения БР, а также на совершенствовании оборудования кабины экипажа. Летные испытания двух опытных образцов предполагается начать в 2007 году, а принятие на вооружение самолетаЕ-2С«Усовершенствованный Хокай» - в 2010-м. Всего до 2012- го министерство ВМС США планирует затратить на программу его модернизации около 2,1 млрд долларов, половина из которых будет направлена на разработку РЛС AN/APS-XX. Оно намерено к 2017 году закупить 75 новых машин Е-2С.
Данный этап модернизации самолета Е-2С рассматривается как промежуточный. В перспективе в надфюзеляжном вращающемся куполе самолета планируется разместить три неподвижные активные ФАР, которые полностью обеспечат круговой обзор пространства в азимутальной плоскости за счет электронного сканирования луча диаграммы направленности. Кроме того, модернизированная РЛС будет работать в более высоком диапазоне частот.
В связи с закупками иностранными государствами модернизированных вариантов Е-2С «Хокай 2000» компания «Нортроп-Грумман» приняла решение сохранить на заводе в г. Сент-Огастин (штат Флорида) линию сборки этих самолетов до 2008 года, то есть до начала производства Е-2С «Усовершенствованный Хокай». Заинтересованность в такой авиатехнике кроме ВМС США проявляют ВМС Великобритании, Египта и Сингапура.

ОСНОВНЫЕ ТТХ РЛС AN/APS-145

Максимальная дальность обнаружения воздушных целей, км

570
Рабочая частота (средняя), МГц 430
Мощность передатчика: импульсная, МВт 1
средняя, кВт 3,8
Зона обзора, град: по азимуту 360
по углу места ±24
Ширина антенной решетки, м 7,3
Масса (без ЭВМ и дисплеев), кг 1760

"Зарубежное военное обозрение" 2006 №6

Смотрите также
Категория: Вооружение | Добавил: pentagonus (01.06.2006) | Автор: Капитан Л. Бобков
Просмотров: 8985 | Теги: А. Бобков, E-2C, ДРЛО | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar