Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Воскресенье, 04.12.2016, 21:23
Ключевые слова
Р. Щербинин, защита ЛА

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Структура [133]
Боевые операции [55]
Личный состав, подготовка [90]
НИОКР [181]
Вооружение [211]
Техническое обеспечение [178]
Стратегия и тактика [120]
Форма, знаки различия, награды [6]
ТТХ [13]

Поиск


Наш опрос
Who is more wise President of the United States?
Всего ответов: 405
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » ВВС (Военно-воздушные силы) » Техническое обеспечение

Системы индивидуальной защиты летательных аппаратов от ПЗРК (2005)

Системы индивидуальной защиты летательных аппаратов от ПЗРК

Полковник Р. Щербинин

В США, ведущих европейских государствах и Израиле уделяется повышенное внимание созданию технических средств защиты военно-транспортных самолетов (ВТС) и гражданских воздушных судов от террористических актов. Одним из приоритетных направлений в этой области является разработка для таких самолетов систем индивидуальной защиты (СИЗ) от переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК), оснащенных управляемыми ракетами с инфракрасными головками самонаведения.

Гиростабилизированный блок
подсистемы постановки активных помех с оптическим датчиком сопровождения ЗУР и наведения лазерного излучения

Отмечается, что на современном этапе участились также случаи применения ПЗРК различными бандформированиями и террористическими организациями для поражения тактических истребителей, вертолетов и военно-транспортных самолетов. Несмотря на наличие на машинах современных бортовых комплексов обороны (БКО) в составе систем предупреждения о лазерном облучении и радиотехнических средств предупреждения о радиолокационном облучении, пусках ракет, а также автоматов сброса ложных тепловых целей (ЛТЦ), в большинстве случаев обеспечивается успешное поражение атакуемого самолета. Высокая эффективность использования ПЗРК обусловливается прежде всего неспособностью таких БКО обнаружить факт подготовки и пуска ракеты, а также организацией засад на маловысотных участках полета (или в местах зависания вертолетов), в основном в районах взлета или посадки машин, до начала отстрела ЛТЦ в ручном режиме или по программе. Пуск ракет производится, как правило, в заднюю полусферу самолета, что исключает возможность его визуального обнаружения экипажем. Большое внимание оператором ПЗРК уделяется также выбору оптимальных условий для применения комплекса, в том числе оценке угрозы со стороны боевых самолетов или вертолетов сопровождения, а также наземных подразделений, и снижению естественных помех головке самонаведения ракеты с учетом времени суток и метеоусловий.
Так, в декабре 2003 года при взлете с аэродрома в г. Багдад огнем ПЗРК был поврежден стратегический военно-транспортный самолет С-17А «Глоубмастер» (в частности, его правый внутренний двигатель), в январе 2004-го - стратегический военно-транспортный самолет С-5 А «Гэлакси» (левый внешний двигатель).

Гиростабилизированный блок
подсистемы постановки активных помех СИЗ «Немезис», установленный на самолете ССО ВВС США АС-130 и «Спуки»
Контейнер СИЗ фирмы «Нортроп-Грумман» с системой «Немезис»

В данных случаях стрельба из ПЗРК (предположительно, комплекс «Стрела-3») велась из строений по курсу взлета самолетов «вдогон» при работе двигателей машин на максимальном взлетном режиме и наборе ими высоты до 300—500 м. При взлете сброс ЛТЦ не производился, сам факт пуска ракет и поражения был замечен экипажами только в момент взрыва. Оба самолета совершили успешную вынужденную посадку на аэродроме.
Наибольшую опасность ПЗРК представляют для гражданских летательных аппаратов, которые не оснащены бортовыми комплексами самообороны. По американским данным, с начала 1970-х годов огнем ПЗРК поражено более 40 гражданских самолетов и вертолетов, из которых 30 сбито, при этом погибло более 1 000 человек, в том числе на земле: например, самолет «Фалкон-50» президента Бурунди (1994 год), лайнер Боинг 727 авиакомпании «Конго эрлайнс» (сбит с 40 пассажирами на борту при взлете из аэропорта Кинду в 1998 году), не менее 20 атак гражданских самолетов в Шри-Ланке террористической группировкой «Тамил Тайгерс» (погибло более 20 человек), лайнер Боинг 757 израильской авиакомпании «Аркиа эрлайнс» (обстрелян двумя УР ПЗРК «Стрела» при наборе высоты после взлета из аэропорта г. Момбаса в Кении, ноябрь 2002 года), транспортный самолет А.300. B4F американской компании DHL эуэйс (поражен управляемой ракетой ПЗРК «Игла» 22 ноября 2003 года при взлете в аэропорту Багдада).
Как правило, пуск ракет по данным машинам осуществлялся в заднюю полусферу на этапе набора высоты (до высот менее 1 000 м) при максимальном взлетном режиме работы двигателей.
Наиболее активные работы по созданию систем индивидуальной защиты гражданских самолетов от ПЗРК проводятся в США и Израиле. В частности, в США в декабре 2003 года начата реализация специальной программы Counter-MANPADS под общим руководством министерства внутренней безопасности. Это ведомство обеспечивает координацию действий министерства обороны, разработчиков и производителей гражданских воздушных судов, а также фирм «Нортроп-Грумман» и «БАе системз», ведущих НИОКР в области разработки радиоэлектронного оборудования, в том числе систем защиты для боевой авиационной техники.

Контейнер и основные элементы СИЗ фирмы «БАэ системз»:
1 - датчики подсистемы обнаружения пуска ракет; 2 - ЭВМ подсистемы обнаружения пуска ракет; 3 - блок управления СИЗ; 4 - блок управления генератором помех; 5 - гиростабилизированный блок подсистемы постановки активных помех с оптическим датчиком сопровождения зенитных управляемых ракет и наведения лазерного излучения

Эти фирмы предлагают разработать СИЗ авиалайнеров на базе систем, созданных для боевой авиационной техники. Такие системы позволяют обнаруживать пуск ракеты с помощью бортовых инфракрасных (по факелу двигателя) или радиолокационных датчиков, рассчитывать траекторию ее полета, а также момент встречи с целью и выводить из строя головку самонаведения мощным узконаправленным ИК-излучением или уводить ракету от защищаемой машины ложной тепловой целью.
Обобщенным тактико-техническим заданием определены основные технические требования к создаваемой СИЗ. Она должна обеспечивать защиту самолета с геометрическими размерами и массой, как у Боинг 737, и машин даже с большими параметрами на этапах взлета и посадки, в том числе при наборе высоты или снижении продолжительностью не менее 10 мин каждый. При этом вероятность срыва атаки при многократных последовательных пусках ракет ПЗРК должна составлять не менее 0,9 и при двух одновременных пусках таких УР с разных направлений - не менее 0,8.
Планируемая установка на самолет комплекта СИЗ массой до 450 кг не должна снижать аэродинамическое качество машины на крейсерской высоте и скорости полета более чем на 1 проц. Кроме того, согласно предъявляемым требованиям количество ложных срабатываний СИЗ составит не более одного на каждые 100 взлетов/ посадок или на 17 ч непрерывной работы.
Разработка такой системы реализуется в два этапа. В рамках первого из них, который оценивается в 6 млн долларов, в конце 2004 года фирмами-разработчиками представлены варианты СИЗ, предложения по ее установке на самолеты и порядку ее применения, а также расчетные показатели ее эффективности. На втором этапе со сроком завершения в начале 2006 года и стоимостью более 100 млн долларов намечено выбрать окончательный вариант системы и провести его летные испытания на гражданских самолетах различных типов.
В первую очередь такими СИЗ предполагается оснастить более 300 машин гражданского резерва ВВС США, осуществляющих значительную часть воздушных перебросок личного состава и военных грузов в районы военных конфликтов.

Вид против направления полета
Размещение элементов СИЗ WIPPS на самолете А.340
Автоматы сброса ЛТЦ и пульт управления (устанавливается в кабине экипажа)

Фирма «Нортроп-Грумман» ведет разработку такой системы на базе созданной и применяемой на самолетах и вертолетах ВВС США СИЗ LAIRCM (Large Aircraft InfRared Counter Measures) AN/AAQ-24(V) и ее усовершенствованного совместно с фирмой «БАэ системз» варианта - DIRCM (Direct InfRared Counter Measures) «Немезис» (британское обозначение ARI 18246).
Обе СИЗ включают подсистему предупреждения о пуске ракет AN/AAR-54(V) фирмы «Нортроп-Грумман», аппаратура которой (четыре датчика с полем обзора 120° каждый) обнаруживает в ультрафиолетовом диапазоне длин волн факт пуска ракеты по излучению факела ее двигателя. Полученные данные после обработки в БЦВМ системы позволяют рассчитать траекторию полета ракеты, осуществить ее сопровождение оптическим датчиком и определить время и направление постановки по-мехового излучения для срыва захвата цели головкой самонаведения.
Основным отличием этих СИЗ является использование в системе LAIRCM AN/AAQ-24(V) в качестве генератора помех цезиевой лампы, а в системе «Немезис» - лазерного источника «Вайпер». Последний имеет меньшие массогабаритные характеристики и потребляемую мощность, расширенный диапазон длин волн постановки помех, перекрывающий практически весь рабочий диапазон головок самонаведения ракет современных ПЗРК.
Серийное производство и установка первой партии системы AN/AAQ-24(V) на военно-транспортные самолеты американских ВВС начаты в 2002 году. Всего такой СИЗ оснащены 12 самолетов С-17 (AN/AAQ-24(V) 12) и восемь ВТС С-130 «Геркулес» (AN/AAQ-24(V)13). В 2005 году предполагается завершить установку системы еще на 43 ВТС С-17 и 24 С-130, а также на 12 стратегических транспортно-заправочных самолетах КС-135 «Стратотанкер».
ВВС США закуплено более 60 комплектов системы «Немезис», которыми оснащены самолеты сил специальных операций AC-130H/U «Спектр»/ «Спуки» и МС-130Е/Н «Комбат Талон», а Великобританией - более 180 комплектов, которые будут установлены на 21 тип летательных аппаратов, в том числе на 13 самолетах ВАе 146, предназначенных для перевозки высшего военно-политического руководства страны.
В целях снижения стоимости монтажных работ при оснащении гражданских самолетов этой фирмой разработан контейнерный вариант автономной системы, которая получает от носителя только электропитание. Контейнер предполагается устанавливать в нижней части фюзеляжа машины.
Летные испытания системы планируется провести на самолетах Боинг 747 и MD-11. По заявлению руководства фирмы, данный комплект может быть сертифицирован Федеральным управлением гражданской авиации США в текущем году, а его установка на 300 машин гражданского резерва ВВС США возможна в течение 28 месяцев после принятия решения.
Закупка комплекта и работы по его установке на самолет оцениваются в 1,9 млн долларов, а стоимость эксплуатации и технического обслуживания составит27 долларов/летный час. При увеличении количества оснащаемых машин до 1 000 единиц стоимость комплекта и его установки снизится почти до 1 млн долларов.
Аналогичная система представлена фирмой «БАэ системз». Она также выполнена в виде автономного подвесного контейнера и является упрощенным вариантом бортового комплекса обороны AN/ALQ-212(V) ATIRCM (Advanced Threat InfRared Counter Measures), устанавливаемого на вертолеты армейской авиации и сил специальных операций сухопутных войск США, а также британские ударные вертолеты «Апач» Мк. 1. Ее основу составляют подсистема предупреждения о пуске ракет AN/AAR-57(V) и лазерный генератор помех «Агиле Аи» TADIRCM (Tactical Aircraft Directable InfRared Counter Measures), разработанный по заказу ВМС США и планируемый для оснащения палубных тактических истребителей-штурмовиков F/A-18. Стоимость устанавливаемого на самолет комплекта составляет около 1 млн долларов.
Согласно предварительным оценкам американских экспертов, финансовые затраты на оснащение СИЗ зарегистрированных в США около 6 900 машин гражданских самолетов составят более 10 млрд долларов.
Группа американских фирм во главе с «Юнайтед эрлайнс» разработала еще один проект СИЗ для гражданских самолетов, который не прошел конкурсную оценку в США, но применяется на машинах других стран. Основу представленной системы WIPPS (Widebody Integrated Platform Protection System) составляют две подсистемы предупреждения о пуске ракет: AN/AAR-47(V)1, работающая в ультрафиолетовом диапазоне длин волн и обеспечивающая обнаружение факта пуска ракеты, и активная доплеровская радиолокационная MWS-20 (масса процессора 10 кг, комплекта антенн около 9 кг), по данным которой осуществляется сопровождение ракеты, расчет ее траектории и выдаются команды на автомат AN/ALE-47 отстрела ложных тепловых целей. Общая масса комплекта системы около 120 кг.
Все элементы СИЗ встроены в наиболее доступные места конструкции самолета. В частности, в соответствии с контрактом, который оценивается в 12 млн долларов (стоимость СИЗ 700 тыс.), системой WIPPS оснащен самолет А.340 короля Иордании. Датчики и антенны подсистем обзора передней полусферы расположены в районе центроплана под носком корневой части крыла, а обзора задней полусферы и автомат отстрела ЛТЦ - в спонсонах ниш шасси.
В Израиле разработку СИЗ ведут несколько фирм. В частности, «Элта» создала систему «Флай Гард», основу которой составляют радиолокационная подсистема предупреждения о пуске ракет EL/2160 и автоматы сброса ЛТЦ Данной системой уже оснащены более 150 летательных аппаратов вооруженных сил 10 стран, в том числе европейские военно-транспортные самолеты С. 160 «Трансалл», и она рассматривается как промежуточный вариант для оснащения гражданских самолетов.
Так, с фирмой-разработчиком заключен контракт стоимостью около 1,5 млн долларов на проведение дополнительных летных испытаний СИЗ и получение сертификации израильского управления гражданской авиации.
Компания «Рафаэль» начала производить летную оценку СИЗ «Брайтнинг» в составе ИК-системы предупреждения о пуске ракет Guitar-350, включающей четыре датчика; гиростаби-лизированного лампового генератора помех и автоматов сброса ЛТЦ. По оценкам специалистов фирмы, такая система (масса около 100 кг) может обеспечить эффективную защиту двух-двигательного самолета типа Боинг 777. Для защиты более крупных машин, например четырехдвигательных Боинг 747 или А.340, предполагается оснастить их двумя генераторами помех. В этом случае масса устанавливаемой системы увеличится до 160 кг. Потребляемая СИЗ мощность в режиме обзора составляет 300 Вт, а в боевом режиме —10 кВт.
Вместе с тем необходимо отметить, что оснащение гражданских воздушных судов СИЗ не позволит в полной мере обеспечить их безопасность, особенно во время посадки. Наличие значительного (более 15—20 км) участка прямолинейного полета на малой (250 м и менее) высоте при скорости до 300 км/ч с полностью выпущенной механизацией крыла и стойками шасси практически исключает возможность выполнения самолетом маневра уклонения и позволяет террористам применять наравне с ПЗРК и другие средства поражения. Так, в последнее время в районах различных конфликтов участились случаи обстрела авиационной техники как на земле, так и в воздухе такими средствами поражения, как ручные или станковые противотанковые гранатометы и противотанковые ракетные комплексы. В частности, несколько военно-транспортных самолетов С-130 «Геркулес» и многоцелевых вертолетов UH-60 «Блэк Хок» в Ираке получили значительные повреждения в результате попаданий противотанковых гранат из РПГ-7.

Зарубежное военное обозрение №12 2005 с. 37-42

Категория: Техническое обеспечение | Добавил: pentagonus (26.12.2005) | Автор: Полковник Р. Щербинин

Просмотров: 7887 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 1
avatar
1
Интересно было бы узнать, что в России делается аналогичного этим СИЗ и оснащен хотя бы один наш самолет подобными средствами защиты.

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов