Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Воскресенье, 11.12.2016, 09:06
Ключевые слова
Национальная гвардия, го, АвБ Дувр, Форт-Монро, Форт-Детрик, Поддержка гражданского населения, К. Мидов, чс

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Финансы [73]
Общевойсковые вопросы [434]
Разведка и контрразведка [77]
ВПК [70]
Календарь [2]

Поиск


Наш опрос
The military tattoo
Всего ответов: 129
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Общевойсковые вопросы » Общевойсковые вопросы

Роль Министерства обороны США в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (2009)

Роль Министерства обороны США в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

К. Мидов

Условия и порядок привлечения сил и средств министерства обороны (МО) США к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) регламентированы пакетом документов, принятых конгрессом после террористических актов осенью 2001 года и дополненных соответствующими директивами министра обороны и председателя комитета начальников штабов (КНШ). Они обеспечили формирование в стране принципиально нового комплекса мер реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, а также на вспышки опасных инфекционных заболеваний, в том числе связанные с терактами. Президентская директива в области внутренней безопасности № 5 «Управление чрезвычайными ситуациями» и разработанный на ее основе национальный план реагирования, вступивший в силу в декабре 2004 года, закрепили ответственность министерства внутренней безопасности (МВБ) за решение данного круга вопросов и утвердили типовые схемы реагирования на различные виды стихийных бедствий, техногенных катастроф и террористических актов.

Министерство обороны стало рассматриваться в качестве стратегического резерва, в типовых случаях (имеющих ряд исключений) привлекаемого к решению указанных проблем, когда возможности уполномоченных действовать в этой сфере федеральных ведомств оказываются недостаточными.

При этом степень привлечения сил и средств МО к участию в данных мероприятиях всегда рассматривается с учетом влияния подобной деятельности на готовность министерства к выполнению им своей основной задачи - защиты границ, территории и населения страны от вооруженных посягательств со стороны других государств.

В соответствии с этими документами первичная ответственность за ликвидацию последствий ЧС и установление причин их возникновения возлагается на местные и региональные власти, возможности которых, как правило, ограниченны и основаны на использовании подразделений полиции, пожарных, национальной гвардии (НГ), служб спасения и органов здравоохранения. В случае недостаточности имеющихся в их распоряжении сил и средств губернаторы пострадавших штатов обращаются с запросом о помощи в МВБ. Обращение анализируется в постоянно функционирующем в составе данного ведомства оперативном центре обеспечения внутренней безопасности. По результатам рассмотрения обращения региональных властей министр МВБ докладывает президенту страны результаты оценки ситуации в пострадавшем штате с рекомендациями относительно необходимых действий со стороны федеральных ведомств. В этом случае глава государства объявляет о «чрезвычайной ситуации национального значения» и поручает Федеральному управлению по действиям в чрезвычайных ситуациях (ФЕМА, входит в состав МВБ) ввести в действие соответствующие положения национального плана реагирования. О подобной ситуации также может быть объявлено при получении МВБ прямого указания от президента страны без запроса от губернаторов штатов (в случае особо значительных по масштабам ЧС), при проведении политических, культурных или спортивных мероприятий общемирового значения (например, Олимпийские игры), а также при необходимости оказания помощи одному из ведомств, действующему в рамках собственных полномочий. Данный вариант реализации национального плана реагирования предусмотрен, в частности, в случае создания такой ситуации в области здравоохранения. В целом только в 2005 году о ЧС национального значения в США было объявлено 32 раза, в том числе и в отношении пострадавших от урагана «Катрина» штатов Алабама, Флорида, Луизиана и Миссисипи.

Тесную координацию действий сил и средств, выделенных федеральными ведомствами для оказания помощи пострадавшим регионам, обеспечивает формируемый в зоне бедствия объединенный полевой штаб (ОПШ). Его возглавляет назначаемый министром внутренней безопасности старший федеральный представитель, осуществляющий общее руководство деятельностью ОПШ и имеющий полномочия привлекать для решения поставленных задач силы и средства любых министерств, ведомств, региональных и местных властей. В том случае, если он не является сотрудником ФЕМА, представитель этого ведомства занимает пост советника. Структура ОПШ может в значительной степени варьироваться в зависимости от вида и масштабов ЧС, степени вовлечения федеральных ведомств, привлекаемых сил и средств. Особый вид она приобретает при совершении на территории США террористических актов.

В соответствии с официальными документами МО США (например, общевойсковой доктриной в области обеспечения внутренней безопасности), Пентагон может привлекаться для оказания помощи федеральным и региональным органам власти в трех случаях:
- При ликвидации последствий ЧС природного или техногенного характера, актов терроризма, а также при проведении политических, культурных или спортивных мероприятий особого режима безопасности, в отношении которых имеется заявление президента о «чрезвычайной ситуации национального значения».
- При действиях в интересах правоохранительных органов. В частности, предусматривается оказание помощи ФБР или МВБ в борьбе с терроризмом и распространением наркотиков, которая обычно заключается в предоставлении необходимого оборудования, специалистов или проведении экспертизы.
- При подавлении восстаний, мятежей или оказании содействия властям штатов в наведении общественного порядка по указанию президента. При этом головным ведомством является министерство юстиции, а масштабы использования подразделений вооруженных сил и порядок применения ими оружия имеют жесткие законодательные ограничения.

В случае возникновения на территории США чрезвычайных ситуаций, масштаб последствий которых не превышает возможностей региональных властей, помощь МО ограничивается задействованием подразделений национальной гвардии СВ и ВВС. Эти формирования в мирное время подчинены губернаторам штатов, на территории которых они дислоцируются (кроме федерального округа Колумбия). Вопросы их материально-технического обеспечения, взаимодействия с федеральными ведомствами и местными властями решает бюро НГ, организационно входящее в состав штаба армии, через генерал-адъютантов, фактически являющихся начальниками штабов при губернаторах.

Финансирование содержания национальной гвардии осуществляется как по линии федерального бюджета (90 проц.), так и за счет средств штата (10 проц.). С объявлением мобилизации или по решению главы государства формирования НГ передаются в состав регулярных войск. В целях повышения готовности местных и региональных властей к реагированию на террористические акты с применением ОМП в соответствии со специальной директивой президента США в каждом штате на базе подразделений национальной гвардии сформированы специальные группы быстрого реагирования на применение ОМП. Они предназначены для оказания практической помощи властям штатов в установлении причины и источника РХБ-заражения, обнаружения и идентификации отравляющих веществ и биологических поражающих агентов, а также для обеспечения последующего развертывания подразделений НГ и сухопутных войск (при ликвидации последствий ЧС национального значения). Эти группы не имеют полномочий по ведению контртеррористических действий и предназначены только для ликвидации последствий терактов и стихийных бедствий.

При объявлении президентом ЧС национального значения и необходимости привлечения сил и средств МО к ликвидации ее последствий уполномоченное ведомство направляет соответствующий запрос в аппарат министра обороны. Запрос оценивается его помощником по вопросам внутренней безопасности на соответствие действующему законодательству и полномочиям МО и в случае положительного решения министра передается для организации исполнения в управление обеспечения военной поддержки КНШ, назначающее ответственную структуру в министерстве. Непосредственная организация и координация действий оборонного ведомства в сфере оказания помощи гражданским властям, как правило, возлагается на объединенное командование (ОК) ВС США в зоне Северной Америки (АвБ Петерсон, штат Колорадо), а в случае ЧС на Гавайских о-вах - на ОК ВС США в зоне Тихого океана (Гонолулу, Гавайи). Командование, в зоне ответственности которого возникла такая ситуация, взаимодействует с МВБ, определяет необходимый масштаб привлечения сил и средств, а затем направляет своего представителя в ОПШ для координации проводимых МО мероприятий в рамках единой программы действий. В некоторых случаях (при отсутствии времени на получение соответствующих указаний) командиры воинских частей и подразделений имеют право на принятие самостоятельного решения об оказании помощи пострадавшим.

Эвакуация пострадавших в ходе стихийного бедствия силами ВВС США: А - доставка раненых на борт санитарного самолета С-17А «Глоубмастер-3»; Б - оказание медицинской помощи пострадавшим на борту самолета
Учебная спецобработка военнослужащими 54-й квартирмейстерской роты СВ США «тела человека, пораженного ОВ»
Подготовка специальных групп быстрого реагирования национальной гвардии США на применение ОМП: 1 - проведение спецобработки военнослужащими группы № 47 (штат Миссисипи) в ходе учений; 2, 3 и 4 - определение степени зараженности местности и инвентаря военнослужащими группы № 10 (Вашингтон) в ходе совместных учений с подразделениями береговой охраны

Кроме того, отработаны алгоритмы поддержки министерством обороны собственных структур, действующих на постоянной основе в интересах гражданских властей: национальной гвардии и инженерного корпуса СВ, а также ФБР.

В случае особенно значительных по масштабам стихийных бедствий или терактов в помощь представителю МО в ОПШ может быть создано объединенное оперативное формирование, которому временно подчиняются все структуры министерства, действующие в пострадавшем регионе (за исключением подразделений национальной гвардии и инженерного корпуса СВ). В частности, такое формирование появилось в августе 2005 года в ходе ликвидации последствий урагана «Катрина», а в целом к участию в данном мероприятии было привлечено 42 990 военнослужащих НГ, 17 417 военнослужащих регулярных войск (сил), 20 кораблей ВМС (в том числе АВМА «Трумэн»), 360 вертолетов и 93 самолета ВВС. При этом общие расходы МО на их задействование превысили 6,5 млрд долларов, компенсированные из специального фонда.
Помощь, оказываемая гражданским властям министерством обороны, как правило, выражается в выделении различных видов транспорта для перевозки пострадавших, медикаментов и медицинского оборудования из своих резервов, направлении медицинских специалистов и подразделений быстрого реагирования на применение ОМП в район бедствия, предоставлении койко-мест в военных госпиталях и др. На случай вспышки инфекционного заболевания в медицинском НИИ инфекционных заболеваний СВ (Форт-Детрик, шт. Мэриленд) имеется 16-местная палата, обеспечивающая изоляцию больных, инфицированных возбудителем второй группы патогенности, и специальный герметичный бокс для четырех пациентов, инфицированных возбудителем первой группы патогенности (натуральная оспа, вирусные геморрагические лихорадки). В этих помещениях созданы оптимальные условия для интенсивного лечения пострадавших с возможностью использования любой диагностической аппаратуры.

Эвакуация пострадавших предусматривается авиационными средствами (рис. 3) и координируется центром контроля за перемещением медицинских пациентов, входящим в состав объединенного командования стратегических перебросок ВС США (АвБ Скотт, штат Иллинойс). Подразделения МО привлекаются также к инженерным работам (расчистка завалов, восстановление энерго- и водоснабжения и др.), тушению пожаров, осуществляют поддержание общественного порядка, проводят режимно-ограничительные мероприятия и др. Кроме того, в случае вспышки зоонозной инфекции на территории страны на инженерный корпус СВ возлагается ответственность за вывоз и уничтожение трупов погибших или забитых животных, а в разработке и проведении карантинных мероприятий принимают участие специалисты ветеринарной службы ВС, входящие в состав объединенного полевого штаба.

Действия МО по ликвидации последствий террористических актов с применением отравляющих веществ и биологических рецептур, а также вспышек инфекционных заболеваний координируются постоянно функционирующим в структуре ОК ВС США в зоне Северной Америки объединенным оперативным формированием «Поддержка гражданского населения» (Форт-Монро, штат Виргиния), укомплектованным профильными специалистами всех видов вооруженных сил. В частности, при вспышке инфекционного заболевания или террористическом акте с применением ОМП предусматривается сбор, транспортировка, патологоанатомическое исследование, идентификация личности и захоронение тел погибших силами прошедших спецподготовку подразделений МО, общая численность которых составляет 1 000 человек. Их широкое привлечение к проведению данных мероприятий обусловливается также подготовкой к работе с зараженными трупами. К числу таких подразделений относятся: специальные квартирмейстерские роты СВ, главный морг ВВС, бюро судебно-медицинской экспертизы ВС, институт патологии ВС, а также служба реагирования на чрезвычайные ситуации с применением опасных химических веществ и биологических агентов морской пехоты ВМС.

Специальные квартирмейстерские роты СВ -это основные подразделения ВС США в рассматриваемой области. 54-я рота, являющаяся регулярным подразделением сухопутных войск, размещается в Форт-Л и (штат Виргиния). В состав резерва СВ входят 311 -я и 246-я роты, дислоцированные на о. Пуэрто-Рико.

По прибытии на место теракта военнослужащие рот разворачивают палатки для сбора и хранения личных вещей погибших, а также специальные палатки для проведения судебно-медицинских исследований и спецобработки тел военнослужащих (рис. 4). Одна такая палатка обеспечивает обработку до 20 тел в течение 12 ч, при этом 54-я и 311-я роты могут одновременно развернуть до 20 палаток каждая, что увеличивает интенсивность подобных мероприятий до 400 тел погибших в день. Возможности 246-й роты ниже - всего пять палаток и 60 тел. В составе каждой роты имеется 13 специалистов по вопросам организации массовых захоронений, четыре специалиста в сфере спецобработки и два врача-патологоанатома.

Главный морг ВВС (АвБ Дувр, штат Делавэр) является основным объектом, куда доставляются тела погибших для обследования представителями бюро судмедицинской экспертизы МО. Интенсивность спецобработки на этом объекте составляет несколько сотен тел военнослужащих в сутки. Идентификация погибших может также проводиться силами мобильных бригад института патологии ВС, в составе которого имеется специальная лаборатория для генетической идентификации, а ее штат насчитывает 120 специалистов.
В случае биологического заражения в интересах минимизации пагубных последствий предусмотрено временное погребение тел, а при инфицировании оспой - кремация. При этом у указанных подразделений ВС отсутствуют возможности для кремации, что обусловливает необходимость использования местных крематориев, основным требованием к которым является наличие средств предотвращения выброса пепла и фильтрации дыма.

Таким образам, законодательная база США предполагает активное участие национальных вооруженных сил в ликвидации последствий террористических актов, стихийных бедствий и техногенных катастроф, в том числе вспышек опасных инфекционных заболеваний. Силы и средства министерства обороны привлекаются в основном для выполнения транспортных, инженерных, санитар-но-карантинных и других вспомогательных функций. Вместе с тем американский опыт свидетельствует о возможности значительного повышения эффективности мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в случае широкого привлечения к участию в них подразделений ВС, располагающих значительной технической, медицинской и научно-исследовательской базой.

Зарубежное военное обозрение №3 2009 С.17-21

Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (20.04.2009) | Автор: К. Мидов

Просмотров: 2645 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов