Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Среда, 19.12.2018, 06:25
Ключевые слова
стратегический, Миджитмэн, подвижный грунтовый ракетный компле, МБР

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Финансы [80]
Общевойсковые вопросы [462]
Разведка и контрразведка [83]
ВПК [72]
Календарь [2]

Поиск


Наш опрос
Кибервойска в своей основе предназначены для
Всего ответов: 76
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Общевойсковые вопросы » Общевойсковые вопросы

О разработке в США подвижного грунтового ракетного комплекса стратегического назначения «Миджитмэн»

О разработке в США подвижного грунтового ракетного комплекса стратегического назначения «Миджитмэн»

Генерал-майор М. Вильданов,
профессор Академии военных наук,
кандидат военных наук

С 1913 по 1983 год военное руководство США исследовало различные способы базирования межконтинентальных баллистических ракет (МБР), обеспечивающих высокую живучесть и способность ракетных комплексов к нанесению ответных ракетно-ядерных ударов. С учетом критерия «эффективность/стоимость» были приняты к разработке боевой железнодорожный (БЖРК) и подвижный грунтовый (ПГРК) ракетные комплексы.1

ПГРК разрабатывался с 1983 года в соответствии с программой опытно-конструкторских работ (ОКР) «Миджитмэн» («Карлик»). На основе уникальных конструкторско-технологических решений создавался ПГРК в составе одной транспортно-пусковой установки (ТПУ) с высокими тягово-динамическими и минимальными массогабаритными характеристиками с новой малогабаритной и высокоточной МБР «Миджитмэн». Согласно тактико-техническим характеристикам ПГРК отличался высокой готовностью к пуску ракеты с боевой стартовой позиции (БСП) и маршрутов боевого патрулирования, а также обладал возможностью оперативного рассредоточения и маневра по смене полевых позиций (по закону случайных чисел) на значительной территории. При этом численность личного состава ограничивалась расчетом ТПУ, включающим командира и механика-водителя. Управление боевым патрулированием и пусками ракет на марше предусматривалось (по радио и космическим каналам связи) с защищенного подвижного пункта управления (ПУП). Принять на вооружение и развернуть ПГРК планировалось в 1991 году на инфраструктуре ракетных комплексов «Минитмэн» и MX. Программа получила статус «наивысшего национального приоритета» и находилась на контроле конгресса США.

МБР «Миджитмэн» представляла собой малогабаритную трехступенчатую твердотопливную ракету с последовательным соединением ступеней, выполненную в одном калибре, что обеспечивало наиболее компактную конструкцию2. Ее ТТХ приведены в таблице 1.

В составе маршевых ступеней использовались три ракетных твердотопливных двигателя, корпуса которых были изготовлены из композиционного материала на основе органического волокна типа кевлар с добавкой графитовых нитей. Двигатели имели по одному частично утопленному в камеру поворотному соплу, что позволяло уменьшить длину МБР. Астроинерциальная система управления с БЦВК обеспечивала высокую точность наведения ракеты на высокозащищенные и малоразмерные объекты вероятного противника. Головная часть оснащалась боеголовкой Мк 21 (с ракеты MX) и эффективным комплексом средств преодоления системы ПРО вероятного противника. С целью защиты ракеты от поражающих факторов ядерного оружия применялись оригинальные конструкторские и функциональные меры защиты. Система «холодного старта» обеспечивала выброс ракеты на высоту около 30 м с последующим запуском маршевого двигателя первой ступени. Летно-конструкторские испытания ракеты были запланированы на 1989 год3.

Таблица 1  Основные ТТХ МБР «Миджитмэн»
Предельная дальность стрельбы,км 11000
Длина ракеты, м 13,5
Диаметр ракеты, м 1,1-1,25
Стартовая масса, т 16,8
Масса полезной нагрузки, т 0,5-0,6
Число боеголовок, ед. 1
Мощность заряда, Мт 0,6
Точность стрельбы (КВО), м 150

Защищенная ТПУ предназначалась для транспортировки, подготовки и проведения пуска ракеты с пунктов постоянной дислокации и маршрутов боевого патрулирования. Демонстрационные образцы колесной (разработчик - корпорация «Боинг») и гусеничной («Мартин-Мариетта») ТПУ прошли транспортные испытания на АвБ Мальмстром и автомобильном полигоне США. По их результатам была выбрана установка, которая представляла собой седельный тягач с полуприцепом (собственно пусковая установка) на многоосном колесном шасси с управляемыми осями. Контейнер с ракетой находился внутри полуприцепа и прикрывался металлическими раскрывающимися створками. Тягач оснащался четырехтактным 12-цилиндровым двигателем с турбонаддувом мощностью 1 200 л. с.4. Прогнозируемые характеристики ТПУ представлены в таблице 2.

Пусковая установка имела обтекаемую форму, надежно крепилась к стартовой площадке с выравниванием наружного и поддонного давления в период воздействия ударной волны. При подготовке к пуску она опускалась на грунт и за счет силы тяжести врезалась в него. Далее агрегат автоматически стопорился с использованием специальных буров и штырей, а тягач отводился в сторону. Характерно, что он был минимально защищен, а его местонахождение во время пуска не определено. По некоторым данным, ТПУ оснащалась механизмом выравнивания грунтовой площадки. В связи с этим она обладала относительно достаточной защищенностью и устойчивостью, выдерживала давление во фронте ударной волны до 2,1 кг/см2. При этом расчет ТПУ выполнял операции только по транспортировке, выбору пригодного участка, развертыванию агрегата для пуска ракеты и экстренному выводу установки с полевой позиции после выполнения боевой задачи.

Примечательно, что на ТПУ было сконцентрировано все наземное проверочно-пусковое оборудование. Так, отмечается оптимальное размещение аппаратуры прицельно-навигационного комплекса, системы боевого управления и связи, электроснабжения, термостатирования, контроля технического состояния систем и оборудования ракеты и ТПУ, предстартовой подготовки и пуска ракеты, фильтровентиляции и защиты от проникающей радиации и др. В интересах маскировки предполагалось использовать технологию «стелт» в сочетании с применением маскировочных, камуфляжных и противорадиолокационных средств.

Экспериментальная ТПУ (на колесном ходу) на транспортных испытаниях
Экспериментальная ТПУ (на гусеничном ходу) на транспортных испытаниях

Для обнаружения диверсионно-разведывательных и террористических формирований, а также посторонних лиц в ближней зоне (до 1 км) на ТПУ устанавливались радиолокационные датчики системы предупредительной сигнализации е автоматическим оповещением аэромобильных подразделений охраны. Конструкция агрегата обеспечивала защиту ракеты и основных систем ТПУ от воздействия легкого стрелкового оружия. Сведения об автономности боевого патрулирования ПГРК в зарубежных материалах отсутствуют, хотя этот важнейший параметр, видимо, определялся ресурсом ходового двигателя тягача и бортовой электростанции при соответствующем материально-техническом обеспечении.

Развертывание ПГРК «Миджитмэн» планировалось провести в позиционных районах МБР типа «Минитмэн» и MX на АвБ Мальмстром, Элсворт и Уоррен, что позволяло максимально использовать существующую инфраструктуру без значительных затрат на строительно-монтажные работы. На каждой БСП предусматривалось построить лишь специальное сооружение (с раздвижными крышами) для одной или двух ТПУ с ракетой и оборудовать помещение для расчета ТПУ. Кроме того, требовались незначительное расширение территории БСП, а также модернизация систем электроснабжения, боевого управления, связи и охраны. Существенно упрощалась организация технического и других видов обеспечения. ПГРК объединялись в отряды, эскадрильи и крылья. Боевой состав отряда включал 10-15 МБР «Миджитмэн», эскадрильи - до 50, крыла - до 250.

Управление и боевое применение ПГРК. Предполагалось, что в условиях мирного времени ПГРК несут боевое дежурство на БСП в двухминутной готовности к пуску ракет, и в пятиминутной к выходу на маршруты боевого патрулирования. Согласно планам боевой подготовки часть ПГРК могла отрабатывать учебно-боевые задачи боевого патрулирования. В период нарастания военной угрозы и при переводе СНС США с мирного на военное время или с получением сигнала предупреждения о ракетном нападении вероятного противника осуществлялось экстренное рассредоточение ПГРК в районах развертывания. При этом на один ПГРК выделялось около 40 км2 площади, количество полевых позиций было неограниченно. В ходе боевого патрулирования ПГРК находился в 10-минутной готовности к проведению пусков ракет с любого пригодного участка маршрута.

Управление пусками ракет ПГРК с БСП осуществлялось путем передачи соответствующих приказов (сигналов) в общей системе боевого управления МБР «Минитмэн» или MX. Управлять ПГРК на марше предусматривалось с защищенного ПУП, который решал следующие задачи: определения местонахождения и доведения до ПГРК распоряжений о смене полевых позиций; проведения дистанционного опроса критичных параметров ракеты и ТПУ; приведения его в состояние готовности к пуску; переприцеливания, предстартовой подготовки и пуска ракет; сбора данных о результатах пуска, анализа обстановки и др. С этой целью ПУП оснащался комплексом аппаратуры автоматизированной системы боевого управления и связи с использованием космических и радиоканалов, из расчета один ПУП на 10—15 ПГРК. По некоторым данным, предусматривалась возможность проведения пуска ракет всего крыла. К сожалению, в зарубежных источниках не приводятся оценки военно-географических свойств местности и вероятностных характеристик вскрытия и идентификации ПГРК в районах боевого патрулирования.

Таблица 2 Прогнозируемые характеристики  ТПУ
Габариты на БСП и на полевой позиции, м 20,5x3,8x1,8
Габариты на марше, м 30 х 3,8 х 2,8
Масса ПУ с ракетой, т 80-90
Масса ПУ, т 70
Грузоподъемность ПУ, т 24
Средняя скорость движения, км/ч:  
- по шоссе около 60
- по пересеченной местности около 20
- по улучшенным фунтовым дорогам около 40
Запас хода, км 300
Расход топлива на 100 км пути, л 400
Время развертывания ТПУ на полевой позиции в положение максимальной защищенности и устойчивости, мин около 2
Время свертывания ТПУ и подготовки к маршу при смене полевой позиции (без учета времени подъезда тягача), мин около 5

 Однако в начале 1988 года в конгрессе США появились мнения о предпочтительности разработки БЖРК, поскольку ракета MX считалась уже отработанной. Многие конгрессмены, лоббирующие интересы ВМС, учитывая принятие на вооружение БРПЛ «Трайдент-2», заявляли о сомнительной эффективности ракетной системы «Миджитмэн» и критически оценивали одновременное развертывание двух типов наземных мобильных ракетных комплексов. Считалось нецелесообразным увеличение номенклатуры ракетных комплексов до пяти-шести типов, поскольку возрастали затраты на содержание и эксплуатацию вооружения СНС США. Кроме того, как показали дополнительные исследования, переход к полномасштабной разработке ПГРК потребует огромных финансовых затрат в расчете на одну боеголовку, тем более что ракета имела ограниченные энергетические возможности по переоснащению на разделяющуюся головную часть.

В результате в 1989 году финансирование программы ОКР «Миджитмэн» было прекращено, в работах, связанных с ней, естественно, наступил перерыв, а часть кооперации распалась. Главным в принятии решения о приостановлении разработки ПГРК «Миджитмэн» оказался военно-политический фактор - это завершение процесса подготовки Договора между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-1). По мнению зарубежных аналитиков, вероятность его заключения была высокой и американцы намеревались «разменять идею на железо», то есть склонить Советский Союз к отказу от своих мобильных ракетных комплексов в качестве ответной меры на неразвертывание в Соединенных Штатах ракетной системы «Миджитмэн».

Прогнозировалось также, что рано или поздно ВПР страны под благовидным предлогом откажется от ПГРК и БЖРК в пользу развития ПЛАРБ с БРПЛ «Трайдент-2». Вполне объяснимо, что в связи с подписанием 31 июля 1991 года Договора СНВ-15 президент США в своем обращении к нации 28 сентября 1991 года объявил о закрытии программы ОКР «Миджитмэн».

Одновременно американское ВПР заявило, что создан значительный научно-технический задел, позволяющий возобновить полномасштабные испытания и приступить к развертыванию ракетной системы «Миджитмэн» с 1994 года, хотя реальная отработка основных систем ПГРК находилась на уровне 15-20 проц. Так, по программе летно-конструкторских испытаний планировалось провести 22 пуска ракет, в том числе с реальных маршрутов боевого патрулирования. Однако первый пробный пуск опытной ракеты по техническим причинам оказался неудачным.

В ходе бросковых испытаний были проверены лишь элементы системы «холодного» старта. Из-за отсутствия опытной ТПУ не проводились ресурсные и транспортные испытания агрегата с исследованиями поведения ракеты в условиях воздействия ударных и вибрационных нагрузок. Не удалось разработать формы и способы боевого применения ПГРК, систему организации боевого дежурства и управления ракетно-ядерным оружием на БСП и маршрутах боевого патрулирования, порядок рассредоточения и маневрирования, основы технического обслуживания и эксплуатации, маскировки, инженерной подготовки маршрутов боевого патрулирования, организации охраны и обороны ПГРК, а также другие виды всестороннего обеспечения. К реализации планов строительно-монтажных работ на БСП авиабаз МБР американские специалисты и не думали приступать.

Тем не менее военно-промышленный комплекс США за восемь лет реализации программы ОКР «Миджитмэн» в силу различных военно-политических причин не создал ПГРК, что однозначно подтверждается положениями Договора СНВ-1. Так, в «Меморандуме о договоренности об установлении исходных данных в связи с Договором между СССР и США о сокращении и ограничении СНВ» американская сторона заявила только прототип и две учебные модели ракеты «Миджитмэн» (без ТТХ), а фотографий этой МБР и ТПУ (в порядке взаимного обмена с советской стороной) не представила. Объекты по производству, ремонту, хранению, загрузке и развертыванию МБР не указала6. Кроме того, американцы добились, чтобы основные ограничительные и ликвидационные положения и процедуры в отношении боевых железнодорожных и подвижных грунтовых ракетных комплексов СССР (РФ) были включены в текст Договора и его приложений, хотя свою мобильную группировку МБР развивать не стали. В то же время советская (российская) сторона, делая односторонние уступки, заявила в Договоре СНВ-1 всю штатную группировку БЖРК и ПГРК «Тополь» и объекты инфраструктуры.

Необходимо признать, что при наличии политической воли американского руководства и соответствующем финансировании работ создание и развертывание группировки ПГРК «Миджитмэн» было бы вполне реальным. Высокий уровень развития ракетостроения и тяжелого автомобилестроения в США сомнений не вызывает. Сравнительный анализ мобильных ракетных комплексов, находящихся на вооружении некоторых государств, показывает, что создаваемый ПГРК «Миджитмэн» имел достойные оперативно-стратегические характеристики по подготовке и проведению пусков ракет с БСП, оперативному рассредоточению и выполнению боевых задач с маршрутов боевого патрулирования, отличался достаточной защищенностью, живучестью, скрытностью действия и способностью к участию в ответных действиях.

1 См.: Зарубежное военное обозрение. - 2009- № 2. - С. 19-22.

2 См.: К. Монье. Планы модернизации СНС США//Дефенс Насьональ». Перевод. М.: Военная академия ГШ
ВС РФ.-1985.

3 Подробнее см.: Башилов А. И. Стратегические ракетные комплексы иностранных государств. М.: Военная академия РВСН. - 2001.

4 См.: Вестник противовоздушной обороны. - 1987. - № 8. - С. 96.

5 Подробнее см.: Зарубежное военное обозрение. - 1991-№ 10. -С. 3-13.

6 См.: Договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений.1991.

Зарубежное военное обозрение №6 2009 С.24-27

Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (28.07.2009) | Автор: Генерал-майор М. Вильданов

Просмотров: 9654 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2018

Рейтинг Военных Ресурсов