Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Среда, 07.12.2016, 13:33
Ключевые слова
сетецентрическая война, кибервойны, Управление ВС

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Финансы [73]
Общевойсковые вопросы [434]
Разведка и контрразведка [77]
ВПК [70]
Календарь [2]

Поиск


Наш опрос
Who is more wise President of the United States?
Всего ответов: 405
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Общевойсковые вопросы » Общевойсковые вопросы

Современные тенденции в совершенствовании системы управления ВС ведущих зарубежных стран в информационную эпоху. ч2 (2009)

Современные тенденции в совершенствовании системы управления ВС ведущих зарубежных стран в информационную эпоху.  ч2

Полковник С. Паршин,
подполковник Ю. Кожанов

В первой части статьи1 был дан анализ современных научно-теоретических исследований в области управления вооруженными силами, развивающих положения основополагающей концепции США «Управление ведением боевых действий на основе единого информационно-коммуникационного пространства» (концепция «сетецентрической войны»). Сделан вывод о том, что центральным аспектом реформирования и модернизация ВС является трансформация модели командования и оперативного управления. Даны характеристики различных моделей управления, отличающихся уровнем централизации. Приведены факторы, влияющие на выбор модели командования и оперативного управления.

Концептуальную основу современного командования и оперативного управления составляет разработка и внедрение объединенных оперативно-стратегических концепций ВС США (см. схему), конкретизирующих и развивающих положения концепции «УВБД на основе ЕИКП». Такой подход к формированию нового облика вооруженных сил США стал отражением фундаментального вывода американской военной науки, что «революция в военном деле происходит только тогда, когда технологические прорывы перерастают в инновационные решения в оперативных концепциях». Эти концепции в 2003 году, пришедшие на смену концептуальному документу «Единая перспектива-2020»2, представляют собой серию утверждаемых совместно министром обороны и председателем КНШ документов, в которых задачи, поставленные перед ВС в «Национальной военной стратегии США», конкретизируются и сводятся в комплекс определенных действий, необходимых при планировании и проведении операций.

В рамках системы объединенных оперативно-стратегических концепций перспективные взгляды и теоретические исследования в области командования и оперативного управления в информационную эпоху документально оформлены в виде соответствующих объединенных функциональных концепций (ОФК) и объединенных интегрирующих концепций (ОИК), в том числе:
- ОФК «Командование и оперативное управление»;
- ОФК ««Единое информационно-коммуникационное пространство»;
- ОИК «Объединенное командование и оперативное управление»;
- ОИК «Сетецентрическое операционное пространство».

Тот факт, что в рамках объединенных оперативно-стратегических концепций вопросы, касающиеся управления, отнесены к категории ОФК и ОИК, свидетельствует о том, что концепция «УВБД на основе ЕИКП» может определять только способы управления войсками (силами) в операциях XXI века, а не формы и способы ведения боевых действий.

Наличие этих концепций обусловлено многогранностью или многоаспектностью процессов командования и оперативного управления и их прикладным значением для структуры вооруженных сил, комплексным характером решаемых задач в информационную эпоху и определяет интегрированный подход к реализуемой в настоящее время программе трансформации МО США.

Первые две из объединенных оперативно-стратегических концепций заслуживают более подробного рассмотрения.

Объединенная функциональная концепция
Объединенный разведывательный центр в составе объединенного оперативного формирования ВС США

«Командование и оперативное управление» определяет формы и способы деятельности командира (командующего) объединенных войск (сил) по организации объединенного командования и оперативного управления. В соответствии с ее положениями возможности командира (командующего) объединенных войск (сил) по обеспечению бесшовности и мобильности командования и оперативного управления, характеризуемого способностью к быстрой структурно-функциональной адаптации во всем спектре военных действий, будут определяться наличием единого информационного пространства и устойчивой к ошибкам, безопасной и интегрированной коммуникационной сети, находящейся в его распоряжении.

Объединенная функциональная концепция «Единое информационно-коммуникационное пространство» - это концепция, основанная на использовании информации и превосходстве в принятии решений и определяющая формы и способы деятельности объединенных войск (сил) в полносвязном сетевом пространстве. Ее положениями предусматривается кардинальное повышение эффективности и результативности решения задач за счет полного использования объединенными войсками (силами) коллективных знаний и наличия гарантированной коммуникации между всеми их компонентами.

Техническим аспектом в реализации функций современного командования и оперативного управления является единое информационно-коммуникационное пространство - неотъемлемый компонент успешного внедрения организационных решений в области управления объединенными войсками (силами) в информационную эпоху. Формирование ЕИКП обусловлено особенностями происходящей в настоящее время революции в информационной сфере, характерными чертами которой являются расширение объемов циркулирующей в сетях информации и предоставление к ней доступа независимо от пространственно-временного положения источника и ее потребителя, а также качества межведомственных и внутриведомственных взаимосвязей на основе использования перспективных технологий.

Центр оперативного управления ВМС США
Общий вид объединенного центра управления действиями авиации ВВС США

Важнейший принцип, заложенный в саму идею построения ЕИКП, - отказ от определения в первую очередь потребностей (требований) к информационному обмену, а затем удовлетворения этого требования в каждом отдельно рассматриваемом случае в пользу признания необходимости универсальной возможности взаимодействия и широко распространенной функциональной совместимости информационно-коммуникационных систем различных звеньев управления.

При этом военные ученые США и НАТО акцентируют внимание на том, что техническая среда (ЕИКП), в которой осуществляется командование и оперативное управление, безусловно, имеет важное значение, однако по мере возможности, во избежание подмены функций должностных лиц, принимающих решения, эта среда должна быть использована лишь для помощи в реализации функций командования и оперативного управления, а не для необдуманной адаптации командования и оперативного управления к среде.

С практической точки зрения формирование ЕИКП предусматривает объединение локальных, территориальных и глобальных сетей с целью охвата системами и средствами передачи информации наземного, морского и воздушного пространства. В конечном итоге создание ЕИКП постулируется как главное условие обеспечения «информационного превосходства»3 над противником. Под этим понимается превосходство в сборе, обработке и распределении информации, что приводит к превосходству в скорости и обоснованности принятия решений и их дальнейшей реализации4.

ЕИКП формирует общую виртуальную среду, объединяющую любые источники информации, системы оружия и органы управления всех уровней, реализуя, таким образом, один из основополагающих принципов концепции «Управление ведением боевых действий на основе ЕИКП» - совместную выработку и принятие решений по управлению рассредоточенными в пространстве боевыми и вспомогательными формированиями объединенных войск (сил).

В практическом плане создание ЕИКП лежит в плоскости строительства единой информационно-коммуникационной инфраструктуры министерства обороны США, получившей наименование «Глобальная информационно-управленческая сеть» (ГИУС) МО США (Global Information Grid)5. Сеть предназначена для информационного обеспечения всех элементов системы национальной безопасности страны, в том числе и вооруженных сил. Она объединяет взаимосвязанные распределенные вычислительные системы коллективного пользования, локальные вычислительные сети, системы связи, базы данных, системы компьютерной и сетевой безопасности, средства обучения пользователей, а также другие элементы, предназначенные для централизованного удовлетворения всех информационно-технических потребностей системы управления войсками и органов административного управления. Основные направления строительства ГИУС утверждены директивой МО США № 8100.1 от 19 сентября 2002 года (DODD 8101.1, Global Information Grid (GIG) Overarching Policy, 19 September 2002). Для понимания грандиозности масштабов программы достаточно отметить, что на ее создание в ближайшие 10 лет планировалось израсходовать порядка 200 млрд долларов.

Научно-технологические принципы построения систем управления ВС США и ОВС НАТО основываются на внедрении сервисно-ориентированной архитектуры, которая дает возможность реализовать информационные потребности за счет использования модели «размещение и интеллектуальное извлечение по запросу». Изменение технологического подхода позволяет сместить акцент решения проблемы с собственника информации, чьей задачей являлось определение как можно большего количества потенциально заинтересованных потребителей, в сторону потребителя, информационные потребности которого реализуются посредством определения потенциальных источников этой информации.

Внедрение сервисно-ориентированных архитектур будет осуществляться с использованием стандартов и технологии «открытой архитектуры» и программно-аппаратных средств коммерческого назначения в целях сокращения расходов и снижения зависимости от производителя (поставщика).

При этом особого внимания заслуживает одна специфическая особенность нацеленности на применение коммерческих стандартов в системах связи и информационного обеспечения военного назначения. Если применяются методы канального шифрования адресной и смысловой информации, то на фоне активного использования аналогичных стандартов, например в коммерческой спутниковой связи, радио- и радиотехнической разведке противника, весьма сложно вскрыть даже на статистическом уровне работу или изменения в активности военных систем, а в США применение коммерческих ИСЗ для организации связи группировок на ТВД может достигать 70-80 проц.6

Структура и содержание программ по формированию ЕИКП показывают, что они направлены на формирование инфраструктуры, предоставляющей возможности совместного использования информационных ресурсов как в рамках вида ВС, так и за счет сетевого обмена информацией между всеми видами ВС США.

Практические мероприятия по развитию системы управления вооруженными силами находятся в неразрывной взаимосвязи с приоритетами, ролью и местом ВС в достижении национальных военно-политических целей. В этой связи в соответствии с «Национальной военной стратегией» США применение вооруженных сил будет характеризоваться их полной интеграцией (объединенностью), экспедиционностью, сетецентричностью, децентрализованностью, адаптивностью, превосходством в принятии решений и высокой поражающей мощью. Полная интеграция (объединенность) предполагает сосредоточение усилий на достижении конечной цели; экспедиционность - способность к быстрому развертыванию, а также к эффективному применению и обеспечению во всем глобальном боевом пространстве; сетецентричность - взаимосвязанность и синхронизация усилий по целям, времени и задачам; децентрализованность - способность низших эшелонов самостоятельно вести боевые действия на основе единого замысла операции; адаптивность - способность быстро реагировать на внезапно меняющуюся обстановку с использованием соответствующих возможностей; превосходство в принятии решений - способность на основе более точной и полной информации принимать правильные решения и выполнять их быстрее, чем противник может реагировать; высокая поражающая мощь - способность поражать противника и его боевые системы в любых условиях обстановки.

Концепция «УВБД на основе ЕИКП» предполагает наличие высокой адаптивности структур командования и оперативного управления (органов управления), а также процессов управления. Это означает, что они должны иметь модульную структуру, обеспечивать возможность межвидовой, межведомственной и международной координации, использовать возможности удаленного доступа к информационным ресурсам пунктов постоянной дислокации и информационным продуктам вышестоящих органов управления как часть их естественных функций КиОУ, быть в состоянии принимать решения очень быстро в условиях интенсивных боевых действий, но при этом сохраняя контроль над темпом операции в условиях наличия резерва времени для выработки более глубокого понимания обстановки и уточнения подходов для достижения конечного успеха, а также быть способными быстро прогнозировать и распознавать изменения в боевом пространстве.

Таким образом, процессы трансформации вооруженных сил ведущих зарубежных стран направлены на то, чтобы ВС стали присущи высокий уровень гибкости и адаптивности и они были способны выполнять задачи разного характера для любого сценария развития событий, которые могут возникнуть в будущем.

Поиск перспективных организационных и функциональных решений в области управления объединенными войсками (силами) в информационную эпоху реализуется в том числе в рамках следующих программ:
-программа формирования постоянных штабов объединенных оперативных формирований;
- программа реорганизации (упразднения) типовых структур штабов региональных ОК ВС США и формирования на их основе штабов с динамической структурой (уже реализовано на примере ОК ВС США в Европе и ОК ВС США в Центральной и Южной Америке);
- программа формирования бригад модульного
типа в СВ США;
- программа оснащения формирований сухопутных войск новым поколением ударных средств, связи и разведывательно-информационного обеспечения - «Боевые системы будущего»;
- программа упразднения штабов воздушных армий и создания вместо них постоянных штабов оперативных экспедиционных формирований ВВС для каждого объединенного командования вооруженных сил США в передовых зонах;
- программа создания авиационных экспедиционных формирований;
- программа создания постоянных штабов оперативных формирований ВМС в составе командования сил флота ВМС США;
- программа создания экспедиционных ударных групп (соединений) ВМС США.

Общий вид командного пункта экспедиционного формирования морской пехоты США
Терминал АСУ FBCB2 с отображением единой картины тактической обстановки, установленный в машине управления командира роты боевой бригадной группы сухопутных войск США

Таким образом, из вышесказанного можно сделать следующие выводы: -Концепция «Управление ведением боевых действий на основе единого информационно-коммуникационного пространства» (концепция «сетецентрической войны») является именно концепцией управления, а не концепцией ведения войны, и, по сути, отражает технологические подходы к реализации концепции «объединенное™» управления ВС США. Анализ показывает, что ее главным аспектом является изменение содержания и функций командования и оперативного управления войсками (силами), при этом быстрота (оперативность) управления и самосинхронизация систем управления являются сутью изменившегося процесса управления.

-Сложность обеспечения национальной безопасности в современных условиях и необходимость адекватного реагирования на возникающие в этой области проблемы, по взглядам ведущих экспертов США, превзошли не только теоретические модели принятия решений, но и способность даже лучших командиров управлять этими сложными условиями. Данные факторы обусловили то обстоятельство, что традиционная иерархия более не может рассматриваться как оптимальная модель организации управления для военных ведомств.
- Традиционные принципы, а также практика командования и оперативного управления претерпевают эволюционные изменения, обусловленные характером угроз, особенностями применения войск (сил) в современных условиях и прогрессом в развитии информационных технологий. Помимо возможностей, определяемых условиями выполняемых задач, войска (силы) информационной эпохи должны обладать двумя основополагающими свойствами: функциональной совместимостью (интероперабель-ностью) их элементов и способностью к быстрой структурно-функциональной адаптации к этим задачам.
- Единое информационно-коммуникационное пространство является неотъемлемым компонентом успешного внедрения организационных решений в области управления объединенными войсками (силами) в информационную эпоху.
- Представление о совершенствовании системы управления только как о внедрении высокотехнологичных решений в сфере технического оснащения вооруженных сил является ошибочным и обусловлено главным образом консерватизмом в применении технократических подходов индустриальной эпохи к обеспечению национальной безопасности. Это лишь подтверждает актуальность известного афоризма знаменитого английского военного историка лорда Б. Г. Лиддл-Гарта: «Единственная вещь, которая еще сложнее, чем привить новую идею уму военного, - это вытравить старую идею».
- Эволюционные процессы являются относительно медленными. Революция в военном деле свершилась, однако во многих направлениях внедрение ее достижений проходит достаточно медленно, чтообъяснсется недостаточным пониманием особенностей формирования пространства безопасности в информационную эпоху, даже в среде американского командования, являющегося активным сторонником новых идей и концепций.
- Теория без практики мертва, а это означает, что американцы не бросаются в омут с головой и не спешат внедрять ее постулаты в практику деятельности войск без осуществления комплексной целевой программы экспериментирования, призванной объективно проверить выводы теоретических исследований.

Таким образом, самый главный вывод о сути трансформации вооруженных сил США состоит в том, что «Сетецентрическая трансформация» в основе своей не отождествляется с развертыванием новых физических инфокоммуникационных сетей; она также не связана ни с обеспечением взаимодействия отдельных людей, ни с формированием единой картины знаний об оперативной обстановке на поле боя. В действительности она отражает изменение взглядов на принципы и функции процессов управления, которые могут быть реализованы с помощью новейших информационных технологий.

1 См.: Зарубежное военное обозрение. - 2009. - № 6. - С. 3-10.

2 Концептуальные документы серии «Единая перспектива» отражают развитие американского военного искусства, при этом первый («Единая перспектива-2010») был разработан в 1996 году. В 2000 году появился документ «Единая перспектива-2020», который в дальнейшем планировалось заменить документом «Единая перспектива-20хх».

3 Functional Concept for Battlespace Awareness, US DoD, 31 December 2003.

4 Важно подчеркнуть, что формирование ЕИКП нацелено в том числе на предоставление органам стратегического и оперативного управления возможности поддерживать связь и включать в процесс планирования и исполнения любой или даже все элементы военной и государственной машины, негосударственного сектора, а также союзных государств или государств - участников международной коалиции.

5 Concept of Operations for Global Information Grid Net Ops (Net Ops CONOPS) Final Version, MoD USA, 2002.

6 www.fcw.com Army too dependent on commercial satellites, Oct. 13, 2006.

Зарубежное военное обозрение №7 2009 С.3-9

Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (15.08.2009) | Автор: Полковник С. Паршин

Просмотров: 6263 | Рейтинг: 4.0/2 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов