Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Воскресенье, 04.12.2016, 19:17
Ключевые слова
В. Анисин, стратегия, геополитика

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Финансы [73]
Общевойсковые вопросы [434]
Разведка и контрразведка [77]
ВПК [70]
Календарь [2]

Поиск


Наш опрос
Who is more wise President of the United States?
Всего ответов: 405
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 15
Гостей: 14
Пользователей: 1
pentagonus

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Общевойсковые вопросы » Общевойсковые вопросы

Американская инициатива "Каспийская охрана" (2007)

Американская инициатива "Каспийская охрана"

 

Полковник В. Анисин,
полковник Б. Ташлыков

В 2004 году администрация США объявила о начале реализации инициативы по оказанию помощи ряду прикаспийских стран СНГ в создании систем контроля акватории Каспийского моря, а также формировании специальных сил для охраны экспортных магистральных трубопроводов. Она получила название «Каспийская охрана» (Caspian Guard). Первоначально на выполнение данной программы предусматривалось выделить в течение семи лет свыше 130 млн долларов США.
Важность Каспийского региона для Соединенных Штатов отмечалась и ранее. Еще в 2001 году в докладе вице-президента США Д. Чейни главе государства внимание, в частности, акцентировалось на том факте, что углеводороды - это не только сырье, позволяющее решать энергетические проблемы, но и основа существования страны. При этом указывалось, что безопасность Соединенных Штатов находится под угрозой из-за несоответствия степени доступности углеводородных ресурсов уровню их потребности. Было заявлено о необходимости принятия контрмер, и в связи с этим особое внимание было обращено на страны Центральноазиатского и Каспийского регионов, в первую очередь Азербайджан и Казахстан, обладающие значительными запасами нефти и газа.
Спустя три года в американских СМИ впервые были опубликованы сведения об инициативе «Каспийская охрана», которая была представлена в качестве совместного проекта Соединенных Штатов, Азербайджана и Казахстана. Основное ее предназначение декларировалось Вашингтоном как оказание содействия Баку и Астане в улучшении их способности предотвращать и, если необходимо, противостоять терроризму, распространению ОМП, наркотрафику, торговле людьми, а также другим транснациональным угрозам в регионе Каспия.
Впоследствии в докладе командующего ОК ВС США в Европейской зоне генерала К. Джонса (7 марта 2006 года), представленном комитету по вооруженным силам сената, «Каспийская охрана» была определена как рамочная программа, имеющая целью координацию действий Азербайджана, Казахстана, ОЦК ВС США (CENTCOM), министерств и ведомств Соединенных Штатов в сфере обеспечения безопасности Каспия. К числу последних были отнесены государственный департамент, министерство обороны с управлением по снижению угрозы МО США (DTRA), а также министерство энергетики. Отмечалось также, что в рамках этого проекта формируется система интегрированного контроля морской акватории и воздушного пространства региона, а в целом инициатива содействует повышению уровня взаимодействия оборонных ведомств Азербайджана и Казахстана в чрезвычайных обстоятельствах. В частности, в этих двух странах планировалось создать командно-контрольные центры (Command-and-control Centre), аналогичные тем, что имеет министерство внутренней безопасности США, а также центры управления операциями по обеспечению безопасности в воздухе и на море. Особо подчеркнуто, что реализация инициативы предусматривает проведение комплекса мероприятий по реформированию военно-морских сил обоих государств, что позволит им стать наиболее перспективным видом национальных ВС.
Другие проекты, которые Вашингтон предлагает реализовать в рамках выдвинутой инициативы, включают обучение представителей силовых структур Азербайджана и Казахстана организации специальных морских операций, мероприятий по обнаружению ОМП с использованием специального оборудования, а также поставки средств связи и разведки, участие в решении пограничных проблем и подготовке сил пограничного контроля.
Кроме того, по данным одного из представителей ОК ВС США в Европейской зоне, в рамках проекта американцы проводят работу по созданию специальных подразделений для охраны объектов нефтяного и газового промысла в Каспийском регионе и пресечения возможных террористических актов на них. В связи с этим следует отметить, что его реализация направлена и на оказание помощи странам-участницам (Азербайджан и Казахстан) в обеспечении безопасности и бесперебойного функционирования как уже проложенных по их территории участков экспортных магистральных трубопроводов, в первую очередь нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан и газопровода Баку -Тбилиси - Эрзурум, так и планируемых к освоению маршрутов, в частности Актау (Курык) - Баку, Туркменбаши - Баку.
В рамках инициативы «Каспийская охрана» основная часть выделяемых Вашингтоном финансовых средств на данном этапе предназначается Азербайджану. С политической и военной точек зрения эта закавказская республика в настоящее время является для Белого дома более важным партнером, так как занимает выгодное географическое положение вблизи богатейших месторождений углеводородного сырья Каспийского региона. Через воздушное пространство над территорией страны с начала проведения операции в Афганистане постоянно совершаются многочисленные перелеты самолетов боевой и военно-транспортной авиации США, а также других стран НАТО. В то же время сотрудничество с Азербайджаном важно для американской стороны для реализации своих планов по осуществлению возможных санкций против Ирана.
Общая координация мероприятий по выполнению инициативы «Каспийская охрана» в Азербайджане является одной из функций ОК ВС США в Европейской зоне, в зоне ответственности которого находится данная закавказская республика, а также ОЦК ВС США.
В 2004 году Пентагон объявил результаты распределения военных контрактов, среди которых упоминался проект на сумму 19,6 млн долларов по оказанию содействия в реорганизации силовых структур Азербайджана. Зарегистрированная в г. Кливленд (штат Огайо) компания «Вашингтон групп интернэшенл» получила тогда заказ стоимостью 10 млн долларов. Первоначально речь шла о программах помощи азербайджанским морским пограничникам. Работы по контракту намечалось выполнить в Азербайджане (87 проц.) и США (13 проц.) к июлю 2005 года. Их содержание и направленность не разглашались.
В 2005 году в Баку был создан центр управления и контроля по руководству контртеррористическими операциями в зоне Каспийского моря. Пентагон намерен придать ему постоянный статус, а также оснастить мощной радиолокационной станцией, которая будет выполнять следующие функции: обеспечение охраны азербайджанского участка нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан, обнаружение и опознавание кораблей и судов практически во всей морской акватории, контроль воздушного пространства над Каспийским морем.
В опубликованной в журнале «Джейнс интернэшенл дефенс ре-вью» статье уточняется, что в Баку развернут один из вариантов современной системы береговой охраны «Хокай» американского производства, действие которой основывается на применении РЛС, систем видеонаблюдения и других сенсорных средств, способных обнаруживать и опознавать движущиеся морские объекты в зоне ответственности, а также автоматизированной информационной системы.
К этому центру в дальнейшем планировалось подключить две радиолокационные станции типа TRML-3D, размещенные в окрестностях г. Астара (вблизи границы с Ираном) и населенного пункта Хызы (на севере страны). Указанные наземные РЛС производства Европейского авиационно-ракетно-космического консорциума - EADS (European Aeronautic Defence and Space Company) имеют дальность обнаружения от 200 до 300 км. Подрядчиком выступила «Вашингтон групп интернэшенл».
По заявлениям американцев, РЛС не направлены против «вторых или третьих стран», а установлены в интересах оказания помощи Баку в обеспечении контроля национального воздушного и морского пространства в рамках выполнения Индивидуального плана действий партнерства (IPAP) между Азербайджаном и НАТО.
В Вашингтоне отмечают, что существует угроза незаконной перевозки по Каспию вооружения, наркотиков, а также переправки людей, и поэтому их предотвращение служит интересам как Азербайджана, так и США. Американской стороной не отрицается тот факт, что радиолокационные станции могут выполнять и задачи по слежению за «незаконными» перевозками грузов из Ирана в другие прикаспийские республики СНГ, а также за поставками из России в Иран и обратно ядерных компонентов. Кроме того, западные военные специалисты считают также, что с учетом складывающейся вокруг Ирана ситуации азербайджанская территория наиболее удобна для ведения эффективного наблюдения за дальними подступами к воздушному пространству этой страны, а в случае необходимости и других государств региона.
Соединенные Штаты передали Азербайджану также несколько судов береговой охраны, которые, как ожидается, должны повысить возможности национальных ВМС по выполнению задач патрулиро-
вания территориальных вод и защиты азербайджанских нефтепромыслов на Каспии. По мнению некоторых западных военных экспертов, эволюция в развитии боевой мощи военно-морских сил этой страны стала возможной только благодаря американской инициативе «Каспийская охрана».
Программа предусматривает и такой важный элемент, как участие американских военнослужащих в учениях и других мероприятиях оцеративной и боевой подготовки азербайджанских ВС. В частности, в 2004 году группа специалистов ВМС США провела несколько совместных с личным составом подразделения специального назначения военно-морских сил республики тренировок, в ходе которых отрабатывались вопросы обеспечения безопасности объектов добычи нефти на море. Финансовые затраты на указанные мероприятия полностью возместил Пентагон.
В то же время в Вашингтоне всячески опровергают периодически публикуемые в СМИ статьи, в которых указывается на наличие у США планов по размещению на азербайджанской территории американских военных сил для обеспечения безопасности на Каспии. Между тем, по информации издания «Джейнс сентинел», еще в первой половине 2004 года в Пентагоне начали размышлять о возможности расширения военной составляющей участия Соединенных Штатов в оказании помощи Азербайджану, в том числе регулярное использование его аэродромов в ходе реализации программы «Обучение и оснащение». При финансовой и технической поддержке Вашингтона в республике проведена модернизация аэродромов Кюрдамир, Кала и Насосный. Всего же в интересах перебросок военных формирований из США, как считают американские эксперты, предусматривается задействовать семь объектов, включая аэродром Баку.
Большое значение для успешной реализации инициативы «Каспийская охрана» в США придают участию в ней Казахстана. В частности, в интервью для казахских СМИ (2005) бывший заместитель министра обороны США Р. Перл заявил, что Казахстан и Азербайджан не могут быть полностью независимы в вопросах безопасности, поэтому столь важно создание в этих странах оборонительных институтов.
В поддержку развития военных связей с Астаной выступил в том же году посол США в Казахстане Дж. Ордуэй, который заявил, что правительство Соединенных Штатов рассматривает возможность оказания содействия вооруженным силам республики в обеспечении безопасности в казахстанском секторе Каспийского моря. При этом было отмечено, что помощь будет включать поставку различных технических средств, в том числе радиоэлектронной разведки, их размещение на побережье Каспия, а также обучение персонала работе на технике. Эксперты считают, что подобный интерес к Казахстану вызван прежде всего наличием на его территории значительных запасов углеводородов, которые, по некоторым оценкам, составляют до 4 млрд т нефти и 1,8 трлн м3газа (доказанные и извлекаемые запасы).
В 2006 году Соединенные Штаты безвозмездно передали пограничной службе республики три катера, изготовленные компанией «Сейф боатс интернэшенл». Их общая стоимость составляет 1,8 млн долларов. Вашингтон оказал также содействие Астане в подготовке казахских моряков, которые прошли в США курс обучения по управлению данными катерами.
Кроме того, в рамках подписанного в 2003 году обеими сторонами пятилетнего плана сотрудничества в военной сфере Соединенные Штаты обязались поставить для военно-морских сил Казахстана боевой корабль водоизмещением около 1 500 т.
Официальные американские лица неоднократно подчеркивали, что инициатива «Каспийская охрана» не направлена против Российской Федерации, которую, как они утверждают, даже приглашали принять участие в ее создании. Вместе с тем, по информации издания «Джейнс сентинел», «стратегическое предназначение плана Белого дома как раз и состоит в том, чтобы обеспечить противодействие военным флотам России и Ирана», а также «создать потенциал для серьезного улучшения возможности Азербайджана и Казахстана противостоять военной активности на Каспии».
Тем не менее, по мнению некоторых западных военных специалистов, необходимость реализации американского проекта «Каспийская охрана» вызывает серьезные сомнения. Они считают, что, хотя угроза терроризма действительно присутствует в регионе, до сих пор боевики не осмеливались совершать вылазки на территорию Азербайджана и Казахстана. Что же касается Ирана, то он не проявляет какой-либо агрессивности на море. Кроме того, предлагаемая США организация системы безопасности на Каспии с участием только двух стран региона вряд ли способна привести к серьезному успеху в деле борьбы с угрозами в этом районе мира. В целом в настоящее время, по оценке экспертов, баланс сил в Каспийском регионе позволяет обеспечить поддержание безопасности на достаточно высоком уровне. Между прибрежными государствами, несмотря на нерешенность проблемы статуса Каспия, отсутствуют противоречия, способные вызвать вооруженный конфликт. Наряду с этим страны региона имеют возможность адекватно реагировать на потенциальную деятельность террористов. В данных условиях часть экспертов заявляют, что «им непонятно, какие угрозы существуют в Каспийском регионе, для предотвращения которых необходимо участие США».
В самих Соединенных Штатах неоднократно высказывались предположения о том, что «Каспийская охрана» - это продолжение антииранской политики администрации Дж. Буша и ее ближайшая цель состоит в блокировании Ирана и вытеснении его с моря с последующим присоединением к этой программе Туркменистана, Узбекистана и, возможно, Турции. В Тегеране подобные действия были объявлены «вмешательством во внутренние дела стран Каспийского региона».
Оценивая результаты проделанной работы, командующий ОК ВС США в Европейской зоне генерал К. Джонс в 2006 году заявил: «Мы достигли огромного прогресса в ... продвижении от концепции развития к претворению в жизнь инициативы «Каспийская охрана» по созданию интегрированного режима контроля в воздухе, на воде и на сухопутных границах для Азербайджана и Казахстана».
В 2006 году название инициативы было изменено на «Программу безопасности Каспия» (ПБК, Caspian Security Programme). Данный шаг Вашингтона вызван его стремлением исключить возможность интерпретировать наименование проекта («Каспийская охрана» - Caspian Guard) как фактическое участие американских военных в непосредственном обеспечении безопасности прикаспийских стран. По заявлению официальных американских представителей, замысел ПБК не предполагает использования военной силы. Она якобы объединяет ряд других программ, направленных на защиту границ Азербайджана, Казахстана и берегов Каспия, и не предусматривает несение службы американскими военными в этих странах.

PS
*
В рамках реализации концепции новой системы базирования американских войск (сил), именуемой в общем плане термином «реконфигурация военного присутствия ВС США за рубежом»*, военно-политическое руководство Соединенных Штатов особое внимание в настоящее время уделяет изучению и подготовке необходимой инфраструктуры в странах СНГ, а также в государствах Центральной и Восточной Европы. Главный принцип перегруппировки американских войск (сил) на зарубежных ТВД - наращивание сил в стратегически важных районах и на ключевых направлениях, где проходят основные морские транспортные коммуникации и имеются значительные месторождения природных ресурсов.
С целью формирования условий для возможного развертывания своих войск на территории ряда стран содружества Соединенные Штаты оказывают им всестороннюю поддержку в реформировании национальных армий и других силовых структур, совершенствовании военной инфраструктуры, а также предлагают участвовать в совместных проектах, которые финансируются в основном Вашингтоном.
**Трубопроводы Баку - Тбилиси -Джейхан и Баку - Тбилиси - Эрзурум были построены международными консорциумами с целью диверсификации маршрутов транспортировки каспийских углеводородов на Запад и уменьшения зависимости европейских стран от России в сфере энергетики. Они проходят по территории Азербайджана, Грузии и Турции в обход Российской Федерации.
Срок эксплуатации нефтепровода Баку - Тбилиси -Джейхан протяженностью около 1 700 км и пропускной способностью до 60 млн т нефти в год 20-40 лет. Предполагается, что на максимальную мощность он выйдет через четыре года, а прибыль начнет приносить в 2013—2014-м.
Газопровод Баку - Тбилиси - Эрзурум протяженностью 970 км предназначен для транспортировки на Запад в обход России газа, добываемого на месторождении «Шах-Дениз», запасы которого оцениваются в 1,6 трлн м3 и около 0,4 млрд т конденсата. Ожидается, что на первом этапе добыча углеводородов составит 4-5 млрд м3 в год. При этом предполагается, что целесообразность и рентабельность эксплуатации указанных трубопроводов будут значительно выше только в случае перекачки по ним нефти с терминалов в Казахстане и газа из Туркменистана.
***Таким образом, администрация США активно реализует проект по оказанию помощи ряду прикаспийских стран СНГ («Каспийская охрана» или ПБК), направленный на усиление американского контроля над регионом, где находятся богатейшие месторождения углеводородного сырья. Указанные действия Вашингтона являются следствием принятой в Соединенных Штатах военной доктрины, предполагающей «проекцию силы на зоны стратегических интересов страны», к числу которых относится также и Каспийский регион. При этом в рамках указанного проекта предусматривается наращивание военной и другой помощи дружественным, по оценке официального Вашингтона, прикаспийским государствам, которые в конечном счете становятся все более зависимыми от проводимого Белым домом курса. Кроме того, создаются необходимые условия для возможного развертывания американских войск на территории этих стран.

ЗВО №4 2007

Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (18.12.2007) | Автор: Полковник В. Анисин

Просмотров: 2817 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов