search
menu
person

NEWS AND UDATES


Обзор состояния и перспектив развития ядерных сил США часть 1
ОБЗОР СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ЯДЕРНЫХ СИЛ США

Министерство обороны Соединенных Штатов мерики в начале 2002 года представило президенту и конгрессу "Обзор состояния и перспектив развития ядерных сил США", который основывается на положениях "Всестороннего обзора состояния и перспектив развития вооруженных сил США". В документе изложены коренные изменения в подходах руководства МО к определению роли стратегических сил в современных условиях и концепции реформирования ядерных сил ВС США.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО МИНИСТРА ОБОРОНЫ США ДОНАЛЬДА РАМСФЕЛДА

Конгресс США поручил министерству обороны (МО) провести всесторонний обзор состояния и перспектив развития ядерных сил США для выработки направления их развития в предстоящие пять - десять лет. МО завершило работу над обзором и представило настоящий документ...
Настоящим документом вводится понятие новой триады, состоящей из ударных наступательных систем вооружения (как ядерных, так и неядерных), оборонительных систем вооружения (как активных, так и пассивных) и обновленной оборонной инфраструктуры, которая обеспечит своевременное внедрение боевых возможностей в интересах противодействия появляющимся угрозам.
Компоненты новой триады объединены в единое целое усовершенствованной системой связи, управления и разведки.
Создание новой триады позволит снизить нашу зависимость от ядерного оружия (ЯО) и нарастить потенциал сдерживания возможного нападения в условиях распространения оружия массового поражения (ОМП) за счет следующих двух факторов:
- Включение в новую триаду оборонительных систем (наряду с перспективами совершенствования в соответствии с требованиями времени боевых возможностей соединений и частей, а также систем связи, управления и разведки) означает, что Соединенные Штаты при решении задач сдерживания не будут более в такой степени зависеть от наступательных сил, как это было в период "холодной войны".
- Включение неядерных ударных сил (удар обычными средствами и информационные операции) означает, что Соединенные Штаты по возможностям сдерживания станут менее зависимы от ядерных сил. Сочетание новых возможностей, создаваемых компонентами новой триады, обеспечивает снижение риска для страны в период сокращений стратегических наступательных сил (СНС) до уровня в 1 700 - 2 200 оперативно развернутых боезарядов, заявленного президентом Дж. Бушем 13 ноября 2001 года. Основные положения документа сводятся к следующему. Соединенные Штаты отказываются от практики планирования применения ядерных сил, существовавшей в период "холодной войны". За десятилетие, прошедшее с момента распада Советского Союза, планирование применения ядерных сил США претерпело незначительные изменения, несмотря на новые отношения между Соединенными Штатами и Россией. Практически не произошло изменений в боевом составе и структуре СНС сверх того, что предусматривал Договор СНВ-1. В то же время средства, выделяемые на обеспечение критически важных элементов этих сил, не были адекватны планам их боевого применения.
Результатом проведения настоящего обзора является то, что Соединенные Штаты при планировании применения, определении боевого состава и обеспечения своих ядерных сил более не будут исходить из того, что Россия представляет для них такую же угрозу, как и Советский Союз, только в уменьшенном варианте. В соответствии с установками "Всестороннего обзора состояния и перспектив развития вооруженных сил США", настоящий документ предписывает также отказаться от модели планирования применения ядерных сил времен "холодной войны", основанной на угрозах, в пользу модели, базирующейся на боевых возможностях. В течение следующего десятилетия этот подход должен обеспечить надежное, отвечающее интересам безопасности США и наших союзников сдерживание при наличии минимального уровня ЯО.
Мы также пришли к выводу, что ядерная стратегия, базирующаяся исключительно на возможностях стратегических наступательных ядерных сил, не может обеспечить сдерживание потенциальных противников, с которыми нам придется столкнуться в XXI столетии. Террористы или страны-изгои, обладающие ОМП, вероятно, подвергнут испытаниям обязательства в сфере безопасности, которые Соединенные Штаты имеют перед своими союзниками и партнерами. В свою очередь, нам потребуются новые возможности, чтобы убедить как союзников, так и противников в решительности наших намерений. Для того чтобы убедить другие государства не предпринимать каких-либо действий в политической, военной и технологической областях, которые могли бы угрожать безопасности Соединенных Штатов или их союзников, потребуется даже более широкий спектр боевых возможностей. Вооруженные силы США должны обладать мощным потенциалом сдерживания вероятных противников, имеющих доступ к современным военным технологиям, включая ядерное, химическое и биологическое оружие, а также средства их доставки большой дальности. Наконец, необходимо, чтобы стратегические силы США обеспечивали президенту возможность широкого выбора способов нанесения поражения любому агрессору.
Для достижения целей национальной обороны в XXI столетии первый Компонент новой триады (наступательные ударные системы) выйдет за рамки традиционной триады периода "холодной войны", состоящей из МБР, БРПЛ и СБА (стратегической бомбардировочной авиации) с ядерным оружием. МБР, БРПЛ и СБА, конечно, по-прежнему будут играть важную роль. Однако они станут только частью первого компонента новой триады, включающего также ударные неядерные силы, что в конечном счете позволит повысить потенциал сдерживания наступательных сил.
Второй компонент новой триады требует разработки и развертывания как активных, так и пассивных оборонительных систем, что является признанием того, что только наступательные силы, возможно, не обеспечат сдерживание агрессии в условиях новой обстановки в области безопасности в XXI столетии. События 11 сентября прошлого года подчеркнули эти реалии. Активные и пассивные оборонительные системы не будут совершенными. Тем не менее, путем уменьшения или сведения к нулю эффективности ограниченных ударов или нападений, оборонительные системы могут заставить противника отказаться от них, что создаст новые возможности для разрешения кризисов и обеспечит гарантии для случаев, когда традиционное сдерживание не срабатывает.
Третьим компонентом новой триады является гибкая оборонная инфраструктура. После окончания "холодной войны" оборонная инфраструктура Соединенных Штатов сократилась, а соответствующая ядерная инфраструктура утратила свои возможности. Обновленные подходы к разработке и приобретению систем с повышенными возможностями формируются исходя из того, чтобы период от начала разработки систем вооружения нового поколения до ввода их в строй не превышал 20 лет. Что касается ядерной инфраструктуры, то она нуждается в модернизации для повышения надежности развернутых сил, уничтожения невостребованного вооружения и снижения риска технических отказов. Поддержание способности наших ВС адекватно реагировать на серьезные изменения стратегической обстановки позволит США уменьшить ядерные арсеналы и в то же время удержит их противников от попыток развязать гонку ядерных вооружений.
Эффективность новой триады зависит от управления, разведки, связи, а также от адаптивного планирования. В высшей степени качественная разведка, обеспечивающая вскрытие намерений и возможностей противника и предупреждение о них, позволит своевременно осуществить необходимые изменения в ВС, которые обеспечат эффективное проведение наступательных и оборонительных операций. Способность гибко и быстро планировать применение наступательных и оборонительных сил даст Соединенным Штатам существенное преимущество в возможностях по урегулированию кризисов, сдерживанию нападения и ведению боевых действий.
Создание новой триады, сокращение количества оперативно развернутых боезарядов и повышение гибкости наших ядерных сил связано с большими расходами. Снятие с вооружения старых систем и создание новых потребует значительных средств. Обновление оборонной инфраструктуры, разработка и развертывание стратегических оборонительных систем, совершенствование планирования, систем связи, управления и разведки, а также создание неядерных ударных систем потребуют реализации новых инициатив и инвестиций в национальную оборону. Тем не менее эти инвестиции могут обеспечить Соединенным Штатам большую безопасность при меньшей зависимости от ядерного оружия.
"Всесторонний обзор состояния и перспектив развития вооруженных сил США" создал основу для разработки оборонной стратегии США после окончания "холодной войны". Его положения послужат базисом для анализа состояния и перспектив развития ядерных сил США и трансформации наступательной ядерной триады времен "холодной войны" в новую триаду, ориентированную на потребности следующих десятилетий.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДОКЛАДА

(несекретные выдержки из секретного доклада министра обороны США конгрессу о новой ядерной стратегии США)
"Ядерное оружие играет критически важную роль в формировании оборонных возможностей Соединенных Штатов, их союзников и партнеров. Обладание им позволяет иметь надежные средства военного сдерживания целого ряда угроз, в том числе и связанных с возможным применением противником ОМП или широкомасштабным использованием сил общего назначения. Наши ядерные силы обладают уникальными возможностями, позволяющими Соединенным Штатам поражать самые различные объекты, в том числе и такие, уничтожение которых позволяет достичь важных военно-стратегических и политических целей".
"В то же время стратегические ядерные силы США, взятые сами по себе, не могут быть задействованы в рамках большинства кризисно-конфликтных ситуаций, к участию в которых мы готовимся. Защита интересов Соединенных Штатов и их союзников может и не требовать нанесения ядерных ударов. Поэтому необходимо создать новое сочетание наступательных ядерных и обычных и оборонных возможностей, направленных против различных потенциальных агрессоров и непредсказуемых угроз, с которыми США могут столкнуться в грядущих десятилетиях".
"При планировании и организации применения ядерных сил требуется гораздо большая гибкость, нежели та, которая была предусмотрена в годы "холодной войны". Наиболее значимые для потенциальных противников объекты в настоящее время сильно различаются, и в ряде случаев взгляды американских стратегов на то, какие из объектов поражения представляют наибольшую ценность для противников, могут пересматриваться. Поэтому, невзирая на то, что общее число ядерных боезарядов, необходимых для поражения таких целей сокращено, ядерные силы США должны иметь возможность поражать широкий спектр целей. Эта возможность является ключевой в обеспечении эффективной стратегии сдерживания за счет устрашения потенциальных противников возможностью применения ядерных сил в случае возникновения конфликтов. Варианты нанесения ядерных ударов, различающиеся по масштабу, целям и задачам, должны быть сочетаемы с другими военными возможностями. Это сочетание может обеспечить появление новых возможностей по эффективному устрашению агрессоров, чьи ценностные предпочтения и оценки риска могут сильно отличаться от тех, которые были характерны для наших противников в прошлом".
"Преимущества в оборонных технологиях позволят Соединенным Штатам объединить свои ядерные и обычные военные возможности с активной и пассивной обороной в интересах сдерживания путем устрашения и обеспечения защиты от ударов (атак), сохранить свободу действий и укрепить союзы с американским участием и подтвердить американские обязательства".
"Противоракетные системы США начинают рассматриваться как средства, которые могут оказывать значительное влияние на стратегические расчеты потенциальных противников. В настоящее время системы ПРО могут обеспечить активную оборону от ракет средней и малой дальности".
"ВС США сами по себе, включая стратегические ядерные силы, в настоящее время должны быть использованы для "разубеждения" противников от реализации военных программ или проведения военных операций, которые могут угрожать американским интересам и интересам союзников и друзей США".
"Системы ПРО, способные перехватывать баллистические ракеты, могут уменьшить необходимость в ЯО, предназначенном для уничтожения пусковых установок противника"
"Поддержание оружейного ядерного сектора промышленности на современном уровне является совершенно необходимым, особенно в условиях сокращения уровня развернутого ядерного арсенала".
"Процесс планирования для новой триады сил должен включать не только разнообразные гибкие ядерные и обычные стандартные варианты действий, но также предполагать достаточную адаптивность при разработке дополнительных кризисных вариантов действий в условиях жесткого дефицита времени или в случае непредвиденных конфликтов".

ВКЛАД НОВОЙ ТРИАДЫ В ДОСТИЖЕНИЕ ОБОРОННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ

"Гарантирование. Ядерные силы США будут по-прежнему обеспечивать гарантированную защиту своим партнерам по безопасности, особенно в условиях существования известных или предполагаемых угроз нападения с использованием ядерного, биологического или химического оружия, а также в случае непредсказуемого развития обстановки. Это будет способствовать ограничению факторов, стимулирующих союзные государства приобретать собственное ЯО для сдерживания подобных угроз и обстоятельств. Кроме того, ядерная мощь гарантирует американскому народу отсутствие возможности насильственных действий в отношении Соединенных Штатов, основанных на не соответствующих действительности оценках потенциальными противниками слабых сторон США".
"Оборона американской территории и защита передовых баз увеличивают способность Соединенных Штатов противостоять угрозам насильственных действий с использованием ОМП и применять демонстративные силовые меры для защиты союзников и дружественных стран".
"Разубеждение. Системы, способные поражать широкий диапазон целей на территории вероятного противника, могут способствовать разубеждению его в намерении угрожать США. Например, демонстрация возможности объединения в едином комплексе высокоточного оружия большой дальности и функционирующих в реальном масштабе времени разведывательных систем способна разубедить потенциального противника в намерении инвестировать значительные средства в мобильные баллистические ракеты".
"Оборонительные системы способны сделать для потенциального противника исключительно трудным и затратным соревнование с США в военной области или ведение войны. Демонстрация технологий и систем противоракетной обороны (ПРО) способна оказать разубеждающее воздействие на вероятного противника. Проблема преодоления противоракетной обороны, особенно эшелонированных систем ПРО, ставит вероятного противника перед необходимостью решения тяжелых, затратных и долговременных задач".
"Возможности нашей инфраструктуры по модернизации существующих систем оружия, массовому производству вооружения и военной техники или разработке и внедрению в новую триаду перспективных систем способны разубедить другие страны в намерении конкурировать с США в военной области".
"Сдерживание. Противоракетная оборона территории США и группировок американских войск на территориях иностранных государств в совокупности с несомненной способностью Соединенных Штатов наносить ответные удары может улучшить баланс американских ставок и рисков в условиях региональной конфронтации и тем самым повысить доверие к гарантиям Соединенных Штатов, призванным сдерживать нападение на союзнические и дружественные страны".
"Оборонная научно-исследовательская и промышленная инфраструктура должна обеспечить уверенность в надежности ядерных арсеналов и способности системы управления и связи противостоять нападению. В более широком смысле эта инфраструктура способствует сдерживанию агрессии, обеспечивая США более широкие возможности угрожать особо важным целям в условиях стремления вероятного противника их замаскировать, защитить и рассредоточить".
"Поражение. Ударный компонент новой триады, включающий как обычные, так и ядерные системы оружия, способен обеспечить большую гибкость при разработке и проведении военных операций с целью нанесения решительного поражения противнику. Возможности неядерных ударных сил необходимо учитывать в случае необходимости минимизировать сопутствующий ущерб и предотвратить эскалацию конфликта. ЯО может быть использовано против целей, способных выдержать неядерные удары (например, находящиеся на большой глубине под землей бункеры, а также объекты химического и биологического оружия)".
"ПРО способна отразить относительно небольшие по масштабам ракетные атаки, имеющие целью вынудить Соединенные Штаты отказаться от защиты союзнических и дружественных стран, ведущих боевые действия. Оборонительные системы, обеспечивающие защиту ударных компонентов новой триады и других группировок войск, предназначенных для демонстрации силы, увеличат возможности США, их союзников и дружественных стран для контратаки противника. Они также способны предоставить президенту возможность управлять кризисной ситуацией с участием одного или более противников, обладающих ОМП и ракетными средствами его доставки".

УПРАВЛЕНИЕ, ПЛАНИРОВАНИЕ И РАЗВЕДКА

"По мере трансформации сил в соответствии с требованиями, предъявляемыми к компонентам новой триады, возрастает роль системы управления в обеспечении эффективности остальных компонентов ВС. Ударные операции потребуют применения сложных алгоритмов планирования, гибкости и взаимодействия с должностными лицами, принимающими решения, на протяжении всего периода боевых действий. Система управления станет более сложной, потребует наращивания возможностей, обеспечивающих ее функционирование, систем и платформ, их модернизации и замену". .
"Точная и своевременная информация о целях позволяет увеличить как поражающие способности ударных средств, так и возможность использовать обычные средства поражения вместо ядерных, а также обеспечить своевременное развертывание на необходимых направлениях средств противоракетной обороны".

ОБОРОННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ЯДЕРНОМ ОРУЖИИ

"В условиях нестабильной ситуации в области безопасности невозможно точно предсказать размеры ядерных сил, которые понадобятся в будущем. Целью сокращения в предстоящем десятилетии оперативно развернутых американских ядерных сил до уровня 1 700 - 2 200 боезарядов является обеспечение степени гибкости, необходимой для соответствия изменениям в обстановке, которые могут оказать влияние на потребности в ЯО".

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРА ЯДЕРНЫХ СИЛ

"При определении потребностей в ударных ядерных силах необходимо различать чрезвычайные обстоятельства, к которым США должны быть готовы. Такие обстоятельства могут быть классифицированы как весьма вероятные, потенциальные или внезапные".
"Весьма вероятные чрезвычайные обстоятельства включают хорошо известные угрозы. Существующими примерами таких обстоятельств являются нападение Ирака на Израиль или соседние страны, КНДР на Республику Корея или вооруженная конфронтация вокруг статуса о. Тайвань".
"Потенциальные чрезвычайные обстоятельства относятся к разряду правдоподобных, однако не являются весьма вероятными угрозами. Например, возникновение новой, враждебной по отношению к США или их союзникам военной коалиции, один или несколько членов которой обладают ОМП и средствами его доставки, является потенциальным чрезвычайным обстоятельством, которое может оказать значительное влияние на планы строительства и использования ВС, включая ядерные силы".
"Внезапные чрезвычайные обстоятельства представляют собой неожиданные и непредсказуемые вызовы безопасности, например, такие, как карибский кризис. Современными иллюстрациями подобных обстоятельств могут служить неожиданные смены правящих режимов, в результате которых существующие ядерные арсеналы попадают в руки новых, враждебно настроенных руководящих группировок. Кроме того, к числу таких примеров относится неожиданное получение информации о наличии у противника ОМП".
"КНДР, Ирак, Иран, Сирия и Ливия входят в число стран, которые могут быть вовлечены в весьма вероятные, потенциальные и внезапные чрезвычайные обстоятельства. Все эти страны испытывают долговременную враждебность по отношению к США и их партнерам по безопасности; КНДР и Ирак, в частности, уделяют гипертрофированное внимание наращиванию своей военной мощи. Все перечисленные страны поддерживают или укрывают террористов и активно разрабатывают ОМП и ракетные системы".
"В связи с тем, что Китай по-прежнему преследует далеко идущие стратегические цели и продолжает модернизацию ядерных и неядерных сил, он может быть вовлечен в ситуацию весьма вероятных или потенциальных чрезвычайных обстоятельств".
"Россия обладает наиболее мощными наряду с США ядерными силами и существенными, хотя и недостаточно эффективными, возможностями в области обычных вооружений. Вместе с тем в настоящее время нет тех идеологических причин для конфликта с Москвой, которые существовали во время "холодной войны". США заинтересованы в укреплении сотрудничества с Россией и отходят от политики сбалансированного устрашения, которая по определению является выражением взаимного недоверия и враждебности. Таким образом, чрезвычайные обстоятельства с участием России (предполагающие нанесение ядерного удара), хотя и возможны, но не ожидаются".
"Однако российские ядерные силы и программы продолжают вызывать беспокойство. РФ сталкивается со многими стратегическими проблемами вокруг ее границ, и ее будущий курс не может быть спрогнозирован со всей определенностью. США обязаны принимать это в расчет при планировании. В случае, если российско-американские отношения значительно ухудшатся в будущем, для Соединенных Штатов может возникнуть необходимость пересмотра своей ядерной политики и взглядов на требуемые уровни сил".
"Уточнение потребностей США в ядерных силах на ближайшую перспективу, ставшее результатом осознания изменившихся взаимоотношений с Россией, является важнейшим шагом на пути отхода от политики взаимной уязвимости, существовавшей в годы "холодной войны", по направлению к отношениям более тесного сотрудничества".

ОПЕРАТИВНО РАЗВЕРНУТЫЕ ЯДЕРНЫЕ СИЛЫ И РЕЗЕРВ ЯДЕРНЫХ БОЕПРИПАСОВ ДЛЯ ОПЕРАТИВНОГО ДОРАЗВЕРТЫВАНИЯ

"Оперативно развернутые силы имеют состав, необходимый для выполнения оборонительных задач при возникновении внезапных и непредвиденных угроз. Достаточные силы должны быть в готовности к немедленному применению для отражения заранее известных угроз с сохранением небольшого дополнительного запаса на случай неожиданного развития ситуации. Оперативно развернутые силы, которые США планируют иметь в 2012 году, будут включать 1 700 - 2 200 боезарядов".
"Резерв ядерных боеприпасов для оперативного доразвертывания предназначен для усиления оперативно развернутых сил при возникновении возможных непредвиденных обстоятельств. Он позволит руководству увеличить количественный состав оперативно развернутых сил до уровня, необходимого для того, чтобы остановить развитие кризиса. Этот резерв может находиться в готовности к использованию в течение недель, месяцев и даже лет. Например, необходимое количество бомб может быть доставлено из неразвернутого запаса в течение нескольких дней или недель. Напротив, для установки дополнительных боеголовок на эскадрилью МБР потребуется до одного года. Резерв ядерных боеприпасов для оперативного развертывания также способен обеспечить замену оперативно развернутых боезарядов при возникновении проблем с их надежностью".
ЯДЕРНЫЕ СИЛЫ США
"В соответствии с нынешними планами, оперативно развернутые силы в количестве 1 700 - 2 200 стратегических ядерных боезарядов к 2012 году обеспечат действенность американской политики сдерживания за счет угрозы уничтожения ценностей противника, включая политическую власть и военную мощь, и заставят его отказаться от своих военных целей. Целями для поражения должны являться как объекты высшего руководства, так и вооруженных сил, в особенности ОМП, командные пункты и другие объекты управления, а также инфраструктура обеспечения ВС".
"Планируемая структура сил в 2012 году будет включать 14 ПЛАРБ с БРПЛ "Трайдент" (две из которых будут находиться на капитальном ремонте), 500 МБР "Минитмен", 76 бомбардировщиков В-52Н и 21 В-2".

НАПРАВЛЕНИЯ СОКРАЩЕНИЯ ЯДЕРНЫХ СИЛ

"Направлениями сокращения оперативно развернутых сил до уровня 1 700 - 2 200 боезарядов в 2012 году являются ликвидация МБР MX, вывод из боевого состава стратегических сил четырех ПЛАРБ типа "Огайо", а также снижение количества боезарядов, числящихся за ПЛАРБ, МБР "Минитмен" и бомбардировщиками В-52Н и В-2. В 2007 году планируется иметь 3 800 оперативно развернутых стратегических ядерных боезарядов (боезаряды БРПЛ находящихся на капитальном ремонте ПЛАРБ не будут засчитываться как оперативно развернутые, поскольку эти лодки не будут готовы к выполнению задач боевого патрулирования)".
"Последующие сокращения до уровня ниже 3 800 оперативно развернутых боезарядов могут быть достигнуты различными способами. Конкретный способ будет определен в ходе периодических обзоров, которые МО будет проводить, начиная с 2003 года. Эти обзоры будут проводиться под руководством министра обороны с участием председателя КНШ и главнокомандующего ОСК ВС США, а также руководителя национальной администрации по ядерной безопасности".

СОЗДАНИЕ НОВОЙ ТРИАДЫ

"В интересах создания новой триады необходим коренной пересмотр существующих возможностей. Это включает совершенствование инструментов разработки и реализации планов нанесения ударов таким образом, чтобы национальное руководство могло адаптировать предварительно подготовленные планы либо разработать новые в условиях меняющейся ситуации в период кризиса".
"Технологическая база и производственные мощности инфраструктуры МО и национальной администрации по вопросам ядерной безопасности должны быть модернизированы таким образом, чтобы США были способны реагировать на быстроменяющуюся ситуацию... Уточнения могут возникнуть для приведения в соответствие возможностей сохраняющихся ядерных сил и новых задач... Может возникнуть необходимость модификации, модернизации или замены компонентов существующих ядерных сил либо разработки концепций перспективных систем ЯО, в большей степени отвечающих национальным потребностям. Представляется маловероятным, чтобы структура сокращенного ядерного арсенала времен "холодной войны" в точности бы соответствовала потребностям, которые будут необходимы США в 2012 году и далее".
"Наставление МО по планированию на 2004 финансовый год определит направления работ по координации и преодолению несоответствий требований к ядерным и неядерным системам вооружения". ',
"Перспективный план министерства обороны на 2003 - 2007 финансовые годы включает следующие перспективные программы:
Мобильные объекты поражения. МО предполагает разработать единый для всех видов ВС системный подход в интересах решения задач поражения важнейших мобильных целей.
Поражение высокозащищенных и заглубленных целей. МО намерено реализовать программу, направленную на существенное повышение возможностей по обнаружению, классификации и определению характеристик целей, а также нацеливанию средств поражения на хорошо защищенные и заглубленные объекты противников.
Удары на большую дальность. МО будет реализовывать системный подход, обеспечивающий поражение важнейших стационарных и мобильных целей на различных дальностях, в любых погодных и географических условиях, включая районы, закрытые для доступа американских войск.
Подводные лодки - носители крылатых ракет. МО предлагает финансировать переоборудование четырех ПЛАРБ, выводимых из состава стратегических наступательных сил, в подводные лодки, оснащенные крылатыми ракетами морского базирования.
Высокоточные удары. Планируются мероприятия по увеличению количества целей, которые могут быть атакованы в ходе одного боевого задания. Данная программа включает, в частности, создание "системы распределения информации о сбоях и неисправностях", предназначенной для обеспечения функционирования "помехозащищенной, закрытой цифровой сети передачи информации, исключительно важной для нанесения ударов. Высокоточные удары будут наноситься ракетами типа JASSM, бомбами малого калибра, а также боевыми беспилотными летательными аппаратами".
Новая ударная система вооружения. В 2002 году МО приступает к исследованию концепции новой ударной системы вооружения, которой в перспективе могут быть оснащены переоборудованные подводные лодки - носители крылатых ракет морского базирования. Предварительные требования к новому оружию включают возможность выхода на цель в определенное время, повышенную точность и возможность быстрого перенацеливания".

ПРОТИВОРАКЕТНАЯ ОБОРОНА

"Президент заявил, что задачей системы противоракетной обороны является защита от ракетных ударов территории всех 50 штатов, наших передовых войсковых группировок, друзей и союзников. В связи с этим МО пересмотрело программу ПРО, которая отныне будет базироваться на следующих принципах:
- противоракетная оборона наиболее эффективна тогда, когда она является многоэшелонной, то есть способна обеспечить перехват баллистических ракет любой дальности действия на любом участке траектории их полета;
- США нуждаются в эффективной системе ПРО, обеспечивающей отражение удара малым количеством баллистических ракет большой дальности и большим количеством баллистических ракет малой и средней дальности;
- системы ПРО, как и любые системы В и ВТ, не могут обеспечить 100-процентную эффективность и в то же время должны иметь важнейшее значение для безопасности страны за счет повышения роли фактора устрашения, а если этот фактор не сыграет своей сдерживающей роли - для сохранения большого количества жизней".
"США пока не приняли решения о принятии на вооружение и развертывании каких-либо противоракетных систем, за исключением "Пэтриот" ПАК-3. Такие решения будут определяться эволюцией угроз и процессом развития технологий".
"МО исследуется ряд подходов к организации и построению системы ПРО. При этом наша программа ПРО развивается в двух направлениях. Первое предполагает создание системы, которая уже в ближнесрочной перспективе может быть использована для защиты от ракетного удара, ставшего следствием внезапно развившейся чрезвычайной ситуации. Что касается второго направления, то оно предусматривает дальнейшее и весьма существенное развитие наших начальных, ближнесрочных возможностей, что в конечном итоге должно будет привести к развертыванию мощной и эффективной системы ПРО".
"В качестве наиболее перспективных на ближний и средний срок (2003 - 2008) для создания ПРО рассматриваются следующие средства:
- самолетный комплекс лазерного оружия, с помощью которого будут осуществляться испытания по перехвату баллистических целей. Он сможет также быть использован в случае проведения ограниченных противоракетных операций как средство поражения баллистических целей любой дальности действия;
- прототип противоракетного комплекса наземного базирования с небольшим количеством противоракет (ПР), развернутых в интересах реализации программы испытаний, и модернизированная РЛС "Кобра Дейн" на Аляске. Они могут в комплексе быть применены против угрожающих США баллистических ракет большой дальности действия;
- система "Иджис" морского базирования также в перспективе может быть применена как ограниченное по возможностям средство поражения баллистических ракет средней и меньшей дальности".
"Развивая указанные средства с использованием достижений технического прогресса, США уже в 2006 - 2008 годы смогут развернуть реально действующие системы ПРО: два-три самолетных комплекса лазерного оружия, дополнительные площадки с размещенными ПР, четыре корабля, оснащенные противоракетными комплексами дальнего перехвата, противоракетные комплексы ближнего перехвата, к которым относятся ЗРК "Пэтриот" ПАК-3 и противоракетные комплексы THAAD, которые, как ожидается, смогут быть приняты на вооружение до 2008 года".
"Для обеспечения системы ПРО МО создаст низкоорбитальную группировку спутников "Сбирс-лоу". С их помощью можно будет сопровождать вражеские баллистические ракеты и осуществлять селекцию боеголовок".

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

"Министр обороны учредил федеральный комитет советников (ФКС), задачей которого является проведение всестороннего независимого обзора всей деятельности, связанной с поддержанием на высочайшем уровне стандартов по обеспечению безопасности ядерного оружия, его защищенности, надежности и контролю за его состоянием. Работа над "Всесторонним обзором..." началась одновременно с работой над "Обзором состояния и перспектив развития ядерных сил США", однако к моменту завершения последнего не была еще закончена. Поскольку на сегодняшний день не существует окончательного варианта "Всестороннего обзора...", ФКС представил министру только срочные предварительные предложения, связанные с тем, что после событий 11 сентября 2001 года стала очевидной необходимость расширить архитектуру системы управления ядерными силами таким образом, чтобы она стала действительно национальной системой управления и связи".
"Атаки, совершенные 11 сентября, отчетливо высветили необходимость в защищенных широкополосных линиях связи между стационарными и мобильными центрами управления и руководством страны. В МО разрабатываются архитектура широкополосных защищенных систем связи, а также процедуры, определяющие порядок их использования".
"В 2003 году МО начнет работы по созданию перспективной широкополосной спутниковой системы связи, в состав которой войдут интероперабельные лазерные системы связи. Ожидается, что эта система будет способна удовлетворить требованиям не только оборонного, но и разведывательного сообщества, в том числе и по обеспечению пользователей тактического звена защищенной радио- и радиорелейной связью. Запуск первого спутника системы намечен на 2009 год.
МО работает над внедрением широкополосных средств связи во все элементы системы управления стратегическими силами. Наделение этой системы свойством широкополосности не будет означать отказ от требований защищенности, живучести и устойчивости".
"Закон 2001 года о выделении дополнительных ассигнований в связи с необходимостью ликвидации последствий террористических атак на США" требует немедленной модернизации воздушных командных пунктов (ВКП). МО в связи с этим запланировало финансирование работ по выполнению дооборудования широкополосными средствами связи ВКП КНШ".
"До 2008 года запланировано вывести три спутника перспективной системы связи "Милстар-3", которые позволят организовать устойчивую к ядерному воздействию, помехозащищенную систему связи, обеспечивающую передачу данных на малых и средних скоростях пользователям всех звеньев управления (от стратегического до тактического)".
"В 2003 году МО начинает работы по программе создания спутниковой систем
  • Новая ядерная стратегия США (2002)
  • Обзор общего состояния и перспективы развития ядеорных сил США часть 2
  • Секретный план администрации Буша, предусматривающий усиление американских ядерных сил
  • Эволюция стратегии "ядерного сдерживания" США (2002)
  • Стратегические ракетные силы наземного базирования ВС США: состояние и перспективы развития (2006)
  • Совершенствование ядерного обеспечения в ВС США (2008)
  • О разработке в США боевых железнодорожных ракетных комплексов (2009)
  • 20-я воздушная армия космического командования ВВС США (2009)
  • Разработка межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования в США (2009)
  • В США рассекречиваются данные о ядерном арсенале Пентагона (2010)
  • Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (09.12.2007) | Автор: ЗВО №4 2002 с 2-20
    Просмотров: 6773 | Теги: ЯО | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    avatar