Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Воскресенье, 17.02.2019, 06:50
Ключевые слова
сотрудничество, политика, В. Малышев

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Финансы [81]
Общевойсковые вопросы [463]
Разведка и контрразведка [84]
ВПК [72]
Календарь [2]

Поиск


Наш опрос
Кибервойска в своей основе предназначены для
Всего ответов: 143
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Общевойсковые вопросы » Общевойсковые вопросы

Политика США в сфере военно-технического сотрудничества с другими странами (2002)

Политика США в сфере военно-технического сотрудничества с другими странами

Подполковник В. Малышев

Американское военно-политическое руководство продолжает рассматривать военно-техническое сотрудничество (ВТС) с другими государствами в качестве важного инструмента обеспечения национальных интересов, вовлечения различных стран в сферу своего влияния и закрепления глобального доминирования. В реализации ВТС задействованы основные федеральные органы власти: госдепартамент, министерства обороны, торговли и финансов, ЦРУ, ФБР, деятельность которых в этой сфере должным образом скоординирована, а применяемые методы характеризуются целенаправленностью, настойчивостью, стремлением сохранить и упрочить ведущие позиции на мировом рынке вооружений и военной техники (В и ВТ).
В директивах президента США, то есть на официальном уровне, цели военно-экспортной политики формулируются следующим образом:
- сохранение технологического превосходства ВС США над вооруженными силами потенциальных противников;
- помощь союзникам и дружественным государствам в отражении агрессии (согласно статье 51 Устава ООН);
- содействие поддержанию стабильности в регионах, имеющих важное значение для интересов государства;
- участие в мирном разрешении конфликтов;
- предотвращение распространения оружия массового поражения, ракетных средств его доставки, содействие контролю над вооружениями и выполнению других международных обязательств в сфере ВТС;
- поддержание способности военно-промышленного комплекса обеспечивать потребности страны в области обороны и сохранение долгосрочного военного превосходства при минимальных расходах.
Таким образом, в ходе ВТС решаются разноплановые задачи в политической, военно-политической, технологической и экономической областях. Обращает на себя внимание декларирование в качестве цели сохранение технологического превосходства ВС США, что остается одним из непременных условий,- американцы весьма осторожно идут на передачу современных военных технологий другим странам, в том числе союзникам по НАТО.
Если оценивать фактическое содержание политики в сфере ВТС, то оно несколько отличается от официально провозглашенных целей. На деле американская администрация всячески поощряет военный экспорт, преследуя при этом вполне конкретные цели по сохранению достаточно стабильного источника получения валютных средств за счет продажи крупных партий В и ВТ, поддержанию требуемой занятости на предприятиях ВПК, упрочению позиций США на мировом рынке оружия, вытеснению с него конкурентов, укреплению, в конечном итоге, политического влияния в различных регионах мира.
Согласно данным, опубликованным в ежегодном докладе исследовательской службы Библиотеки конгресса США - одного из ведущих мировых центров по изучению современных тенденций на рынке В и ВТ, объем продаж оружия на планете в 2000 году увеличился на 8 проц. и составил 36,9 млрд долларов. Крупнейшим экспортером вооружений остаются Соединённые Штаты (объем продаж 18,6 млрд долларов), далее следуют Россия, Франция, Германия и Великобритания (соответственно 7,7; 4,1; 1,1 и 0,6 млрд).
Для достижения целей ВТС государственные органы США (исполнительные в лице администрации, законодательные - конгресса) действуют по двум основным направлениям: первое - поддержка национальных экспортеров В и ВТ с одновременным оказанием давления на реальных и потенциальных соперников; второе - прямое противодействие политике конкурентов на рынке вооружений в различных регионах мира.
В соответствии с провозглашенной экспортной политикой все зарубежные представительства американских государственных ведомств, в первую очередь министерства торговли США, обязаны собирать информацию о потенциальных потребностях той или иной страны в американских товарах, включая продукцию военного назначения. Эти сведения любая компания-экспортер может получить через национальный банк торговой информации министерства торговли США.
Согласно директиве, объявленной администрацией в феврале 1995 года, Белый дом обязывает свои посольства за рубежом оказывать всемерное содействие американским компаниям, участвующим в тендерах на поставку соответствующих видов оружия, политическую поддержку заключению и выполнению контрактов, имеющих для США особое значение, а также содействие Пентагону в участии в международных выставках В и ВТ, включая выделение необходимых финансовых ресурсов.
Представители вооруженных сил США за рубежом не только координируют ВТС с соответствующим государством, но и в случае необходимости обеспечивают информационную и пропагандистскую поддержку заинтересованным американским компаниям - экспортерам В и ВТ. Данная поддержка, как правило, включает предоставление информации о параметрах военного бюджета страны, с которой торгуют американские фирмы, механизме ее оборонных закупок, а также о потребностях страны в различных видах вооружений и конкретных планах руководства по их приобретению.
В свою очередь, агентство по вопросам помощи в сфере безопасности МО США координирует участие американских фирм - производителей вооружения в зарубежных выставках-ярмарках. Через это же агентство Пентагон предоставляет имеющиеся в его распоряжении образцы производимой фирмами спецтехники для демонстрации за рубежом.
В рамках содействия экспорту продукции национального ВПК как законному инструменту государственной внешней политики конгресс США принимает законы, предусматривающие:
- уточнение масштабов бюджетного финансирования в сфере межгосударственного ВТС. Так, например, утверждается размер ежегодной финансовой помощи, выделяемой основным союзникам США и дружественным странам «третьего мира». К числу крупнейших получателей безвозмездной помощи в последние годы относятся Израиль и Египет, а получателями кредитов являются Турция, Греция и некоторые другие государства. Это дает США основание настаивать на том, чтобы такого рода страны производили закупки оружия преимущественно у американских фирм-производителей;
- определение объемов финансирования программы поставок зарубежным клиентам так называемых излишков вооружений из арсеналов Пентагона (программа EDA - Excess Defence Articles), которые предоставляются, как правило, по льготным ценам либо бесплатно. Отдельным законом определяется перечень распродаваемых военных кораблей ВМС и финансовых условий таких поставок - за наличные финансовые средства, в качестве дара, а также путем оплаты только транспортировки;
- запрещение американским фирмам вести ВТС с «неугодными» для Вашингтона странами (Иран, Ливия, Судан, а также другими, не подпадающими под санкции СБ ООН).
Как показывает практика, в ходе военно-технического сотрудничества Соединенные Штаты часто прибегают к политическому давлению на другие государства. Ранее оно оказывалось преимущественно на союзников и зависимые в экономическом и технологическом отношении страны. В период после окончания «холодной войны» США все шире используют в этих целях следующие международно-правовые, торгово-экономические и информационно-психологические методы:
- содействие принятию в международную экономическую организацию или военно-политический союз, в котором США играют доминирующую роль (ВТО, ОЭСР, НАТО);
-режим эмбарго (Куба, Иран, Судан и т. д.), а также обещания изменить позицию по проблеме прав человека (страны Африки, Индонезия, Камбоджа);
- выработка формул, облегчающих погашение внешней задолженности, сотрудничество с кредиторами в целях ее уменьшения;
- оказание непосредственной финансовой помощи для той или иной экономической программы;
- введение при необходимости полного экономического эмбарго (например, в 1997 году против Судана);
- продвижение в конгрессе и на встречах «большой восьмерки» инициатив, предусматривающих регулирование тарифов и сниже-
ние пошлин в торговле для стран, склонных к реформам (например, африканских);
- предоставление привилегий в сфере двусторонних отношений (страны Балтии, Центральной и Восточной Европы, Латинской Америки);
- прямое лоббирование на уровне высших руководителей государств, содействие в организации проамериканского лобби в стране (Бразилия, Кипр, Сирия).
К числу новых форм организации ВТС относится использование в своих интересах деятельности международных финансовых организаций, а также договорных структур, призванных способствовать контролю за распространением обычных вооружений в мире. Например, угроза отказа в финансовой помощи по линии МВФ и МБРР в случае развития (сохранения) военно-технического сотрудничества с Россией отмечалась в отношении Болгарии, Словакии. Румынии, Бангладеш, Индонезии, Республики Корея. В рамках процесса укрепления международного режима контроля за распространением обычных вооружений (вассенаарские договоренности) США стремятся убедить другие государства, подписавшие эти соглашения, внести в ограничительные списки оружия конкурентоспособную военную технику из других стран. Неоднократно предпринимались попытки ввести запретительные так называемые «черные списки» стран, куда, в частности, входят Сирия, Иран, Ливия. КНДР и Судан.
С целью оказания противодействия другим странам - экспортерам вооружений США используют такие формы конкурентной борьбы, как: инспирируемые информационно-пропагандистские кампании в целях дискредитации более эффективных, чем американские, образцов военной техники: компрометация действий правительств тех стран, которые идут на подписание контрактов с другими странами -экспортерами В и ВТ (Колумбия, Эквадор, Словакия, Республика Корея); увязывают предоставление кредитов и финансовой помощи странам «третьего мира» с их обязательством отдавать предпочтение американским вооружениям (Эквадор. Бразилия, Аргентина, Иордания, Танзания): осуществляют выход на рынок вооружений стран с открытием крупными американскими военно-промышленными компаниями своих представительств и скупкой контрольных пакетов акций наиболее конкурентоспособных предприятий местного ВПК.
Таким образом, анализ действий США в сфере оружейного бизнеса свидетельствует о проведении ими активных мероприятий, направленных на срыв экспортных поставок В и ВТ других стран. Приемы, применяемые для достижения указанных целей, во многих случаях сопряжены с оказанием информационно-психологического давления на потенциальных партнеров или конкурентов. Все это, по мнению американского руководства, позволит США не только оставаться единоличным лидером в области торговли вооружениями и военной техникой, но и продолжать укреплять свое влияние в тех регионах планеты, которые, с точки зрения военно-политического руководства страны, представляют собой зону ее «национальных интересов».

ЗВО №6 2002 с 7-8

Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (20.01.2003) | Автор: Подполковник В. Малышев

Просмотров: 5314 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2019

Рейтинг Военных Ресурсов