search
menu
person

NEWS AND UDATES


Роль и место глобальной системы оперативного управления в стратегическом руководстве США (2003)

Роль и место глобальной системы оперативного управления в стратегическом руководстве США

Полковник В. Азов

Стратегическое руководство вооруженными силами (ВС) США предусматривает согласованную деятельность высших государственных и военных органов страны по реализации планов военного строительства, поддержанию всех компонентов ВС в боеготовом состоянии, переводу их с мирного на военное положение, планированию стратегических операций и оперативному управлению вооруженными силами в ходе военных действий. Оно охватывает все области подготовки страны и ее ВС к войне: социально-политическую, экономическую, военную, дипломатическую и разведывательную.
Решающая роль в стратегическом руководстве вооруженными силами принадлежит президенту, который согласно конституции представляет высшую исполнительную власть в стране и является главнокомандующим ее ВС.
В решении задач стратегического руководства вооруженными силами президент опирается на государственные и военные органы, наделенные соответствующими полномочиями и ответственностью. Основными среди них являются: совет национальной безопасности (СНБ), государственный департамент (аппарат государственного секретаря), Центральное разведывательное управление (ЦРУ), Федеральное бюро расследований (ФБР), Федеральное управление по действиям в чрезвычайных условиях (ФЕМА), министерство обороны (МО), комитет начальников штабов (КНШ).
Совет национальной безопасности как высший директивно-консультативный орган при президенте рассматривает важнейшие вопросы в области военной политики страны, вырабатывает и представляет рекомендации для принятия президентом соответствующих решений, а также координирует деятельность всех правительственных и государственных организаций, ведомств и учреждений в области военного строительства. Постоянными членами СНБ, возглавляемого президентом США, являются: вице-президент, государственный секретарь и министр обороны. Председатель КНШ и директор ЦРУ участвуют в заседаниях совета в качестве постоянных советников. В состав СНБ (на правах его членов) входят: помощник президента по национальной безопасности, министр финансов, постоянный представитель Соединенных Штатов Америки при ООН, помощник президента по экономической политике и руководитель аппарата сотрудников Белого дома.
Государственный департамент США - основное министерство, несущее ответственность (под общим руководством президента) за формирование внешней политики и осуществление внешнеполитических мероприятий американской администрации.
Возглавляющий ведомство государственный секретарь выступает в роли главного советника президента по вопросам внешней политики и несет ответственность за поддержание отношений США с другими странами, а также за проведение внешнеполитических акций Соединенных Штатов за границей, в том числе и таких, в которых участвуют другие структуры исполнительной власти. Госсекретарь является первым по старшинству членом кабинета и наряду с президентом, вице-президентом и министром обороны - постоянным членом СНБ.
В структуре госдепартамента имеются, в частности, следующие относящиеся к сфере обеспечения национальной безопасности управления:
- разведывательно-исследовательское, которое помимо анализа информации, поступающей из американских посольств за рубежом, поддерживает контакты с разведывательными учреждениями США;
- военно-политических проблем, занимающееся вопросами национальной безопасности страны и координации деятельности госдепартамента с министерством обороны и другими ведомствами.
Центральное разведывательное управление - общегосударственная разведывательная служба США, которая подчинена непосредственно высшему руководству страны и выполняет как функции координации разведывательной деятельности Соединенных Штатов в общегосударственном масштабе, так и оперативные разведывательные санкции. Главой ЦРУ является директор центральной разведки США.
Федеральное бюро расследований рассматривается как главный орган расследований нарушений федерального законодательства министерства юстиции. Его юрисдикция распространяется на область уголовного и гражданского права, а также обеспечения безопасности. Наиболее приоритетными сферами его ответственности являются следующие: организованная преступность, наркотики, борьба с терроризмом, служебные преступления и контрразведывательная деятельность США за рубежом. Деятельность ФБР тесно увязывается с органами военной контрразведки.
Федеральное управление по действиям в чрезвычайных условиях осуществляет общее руководство и координацию ряда федеральных программ: обеспечения устойчивого функционирования правительственных органов в чрезвычайных условиях; мобилизационной подготовки экономики; обеспечения системы гражданской обороны (ГО), ликвидации последствий стихийных бедствий и экологических катастроф. Во главе управления стоит директор (гражданское лицо), подчиняющийся непосредственно президенту США.
Исходя из военно-стратегических планов министерства обороны Соединенных Штатов ФЕМА разрабатывает планы функционирования экономики страны в военное время, анализирует природные, промышленные и экономические ресурсы страны и определяет их соответствие потребностям военного времени, составляет планы создания запасов и распределения стратегического сырья на случай чрезвычайной обстановки.
ФЕМА совместно с министерством обороны разрабатывает программы ГО, требующие привлечения резервистов (через бюро национальной гвардии), инженерных войск СВ, а также военных структур по управлению и связи. Заместитель министра обороны по вопросам политики представляет министерство обороны в этом управлении.
Военное ведомство занимается вопросами строительства вооруженных сил, мобилизационного развертывания, материального и технического обеспечения, проведения НИОКР в военной области и разработки проекта военного бюджета. Оно также осуществляет административное управление ВС по линии министерств видов вооруженных сил США. МО возглавляет министр обороны (он же главный советник и помощник президента по военным вопросам), который назначается президентом из числа гражданских лиц сроком на четыре года и утверждается сенатом.
Президент и министр обороны образуют национальное военное руководство, которое является высшим звеном в системе оперативного управления ВС, охватывающей область их использования и включающей вопросы стратегического и оперативного планирования, поддержания войск в высокой степени боевой готовности, управления ими в ходе повседневной учебно-боевой деятельности и в военное время.
Согласно американскому законодательству оперативное управление вооруженными силами осуществляется по линии президент - министр обороны - командующие объединенными командованиями ВС. КНШ ВС США выполняет функции штаба национального военного руководства по оперативному управлению вооруженными силами страны. В его состав входят председатель, его заместитель и четыре члена: начальники штабов трех видов ВС (сухопутных войск, ВВС и ВМС) и комендант морской пехоты.
Председатель КНШ назначается президентом по рекомендации и с согласия сената из числа высших генералов (адмиралов) на два года. Срок его полномочий может быть продлен до шести лет. Он оказывает аналитическую и консультативную помощь президенту и министру обороны в выполнении ими функций военного руководства страной. По американским законам председатель КНШ не обладает полномочиями непосредственного руководства вооруженными силами. За ним законодательно закреплена только функция «обеспечения оперативной связи командующих объединенными командованиями с министром обороны и президентом при непосредственном осуществлении последними руководства войсками». Вместе с тем действующий порядок допускает, что часть командных полномочий национального военного руководства может быть делегирована председателю КНШ по решению президента или министра обороны.
Роль и место глобальной системы оперативного управления (ГСОУ) в стратегическом руководстве ВС США определяются ее предназначением, содержанием решаемых задач и организационной структурой.
ГСОУ составляет основу оперативного управления всеми компонентами вооруженных сил. Она предназначена для обеспечения функций высшего военного руководства США (президента, министра обороны, председателя КНШ), связанных с оценкой обстановки, своевременным принятием решений о применении ВС и отданием соответствующих приказов и директив их руководящему составу.
Эта система обеспечивает решение следующих основных задач: - своевременное доведение до высшего военного руководства США информации о состоянии военно-политической обстановки в мире, данных о составе, боевых возможностях и характере деятельности вооруженных сил потенциальных противников;
- тактическое предупреждение о воздушно-космическом нападении на США:
- автоматизацию процессов принятия президентом решений по важным военным вопросам, разработки и уточнения оперативных планов применения стратегических сил и сил общего назначения;
- непрерывный контроль за состоянием боевой готовности всех компонентов ВС и повседневной деятельностью войск;
- доведение распоряжений президента США на перевод вооруженных сил в повышенные степени боевой готовности и их боевое применение;
- непрерывное управление совместными действиями ВС при выполнении ими боевых задач в составе объединенных группировок войск и коалиционных сил;
- управление действиями контингентов вооруженных сил, выделенных для оказания помощи гражданским властям при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий или террористических актов.
В организационном плане ГСОУ является главным связующим звеном между национальным военным руководством и боеготовыми силами и представляет собой многоуровневую структуру, охватывающую органы оперативного управления ВС от КНШ до штабов командований компонентов видов вооруженных сил на континентальной части США и в передовых зонах (см. рисунок).
На верхнем уровне ГСОУ сопрягается с органами управления президента и государственными органами, участвующими в стратегическом руководстве ВС, а на нижнем - с органами управления войсками. Рассредоточенность последних по всему миру и широкие зоны их ответственности, перекрывающие весь земной шар, придают ГСОУ глобальный характер.
Высшую ступень в ГСОУ занимает национальная система оперативного управления (НСОУ), которая включает: основной и запасный командные центры (ОКЦ и ЗКЦ), воздушный командный пункт (ВКП), наземный мобильный командный пункт (НМКП) КНШ. На этом уровне ГСОУ функционально сопрягается с органами управления президента США (Центром слежения за обстановкой (ЦСО) Белого дома и защищенным пунктом управления (ЗПУ) президента в Кэмп-Дэвид); управлениями министерства обороны: управлением информационных систем (УИС), разведывательным управлением (РУМО), национальным управлением видовой разведки и картографии (НУВРК), агентством национальной безопасности (АНБ); основными и запасными командными пунктами штабов видов ВС США; основными, запасными командными пунктами (КП) штабов (пунктами управления) объединенных командований (ОК) ВС США; высшими органами управления ОВС НАТО; ОЦ госдепартамента, ЦРУ, ФБР, ФЕМА.
В интересах национального военного руководства и КНШ ВС США НСОУ обеспечивает:
- доведение до президента, министра обороны и председателя КНШ информации (разведывательной сводки) о военно-политической обстановке в мире, данных о состоянии
Место ГСОУ в системе стратегического руководства ВС США вооруженных сил потенциальных противников, их боевых возможностях, реальных и прогнозируемых действиях;
- доклады о боевом составе, состоянии и деятельности стратегических сил и сил общего назначения США, а также об их ресурсах и боевых возможностях;
- тактическое предупреждение о воздушно-космическом нападении на США;
- автоматизацию процедур разработки и уточнения оперативных планов (вариантов боевого применения стратегических сил и сил общего назначения) в соответствии с изменениями военно-политической обстановки как в глобальном масштабе, так и в различных регионах мира.
Для связи с ЦСО Белого дома и ЗПУ президента США в Кэмп-Дэвид на пунктах управления НСОУ развернуто оконечное приемо-передающее оборудование системы связи военно-политического руководства США «Мистик Стар». Эта система обеспечивает открытой и закрытой телефонной связью экипажи самолетов специальной авиации из состава 89 такр спецназначения (авиабаза Эндрюс, штат Мэриленд), предназначенных для перевозки президента, а также других высокопоставленных лиц администрации и высшего командования США.
Обмен информацией между органами высшего военного руководства США с ОЦ государственного департамента, ЦРУ, ФБР, ФЕМА через НСОУ осуществляется с использованием высокоскоростных защищенных каналов связи. Координация работы этих служб возложена на председателя КНШ.
Следующий уровень управления ГСОУ составляют подсистемы управления объединенных командований. В настоящее время в национальных вооруженных силах имеется девять ОК, в состав которых выделены формирования всех видов ВС. К ним относятся: объединенное командование ВС США в Европейской зоне; объединенное командование ВС США в зоне Тихого океана; объединенное центральное командование; объединенное командование ВС США в зоне Центральной и Южной Америки; объединенное командование ВС США в зоне Северной Америки; объединенное стратегическое командование; объединенное командование стратегических перебросок; объединенное командование специальных операций; объединенное командование единых сил.
Пять командований (в Европейской зоне, в зонах Тихого океана, Северной, Центральной и Южной Америки, а также центральное) являются региональными и играют ключевую роль в реализации концепции «передового присутствия» ВС страны.
Четыре функциональных командования (стратегическое, стратегических перебросок, специальных операций и единых сил) зон ответственности не имеют и решают задачи как в глобальном масштабе, так и в интересах региональных объединенных командований.
На третьем уровне управления ГСОУ находятся подсистемы управления командований компонентов видов вооруженных сил, входящие в состав ОК, а также отдельных командований, имеющих узкую зону ответственности в пределах определенного географического района. На этом уровне ГСОУ сопрягается с органами управления формирований оперативно-тактического звена.
Такая организация оперативного управления позволяет осуществлять как централизованное руководство ВС страны в целом, так и децентрализованное управление войсковыми формированиями вплоть до отдельной части (корабля), ПЛАРБ, стратегического бомбардировщика.
Подсистемы управления каждого из уровней иерархии ГСОУ сами по себе представляют весьма сложную структуру, включающую следующие элементы: основные и запасные командные центры (пункты управления); системы предупреждения (оповещения); системы разведывательного обеспечения; системы связи общего и специального назначения; автоматизированные системы управления, предназначенные для сбора, обработки и распределения информации; средства технического и административного обеспечения (прикладные программы, документацию, формы докладов, а также средства, которые разрешают пользователям вхождение в систему, ввод и вывод сообщений, документов и видеоизображений).
С технической стороны ГСОУ - это территориально распределенная система информационно-вычислительных центров и автоматизированных рабочих мест (АРМ), развернутых на КП штабов и пунктах управления вооруженными силами. Они коммутируются между собой разветвленной сетью каналов открытых и закрытых систем связи, обеспечивающих прохождение различной информации: формализованных распоряжений, приказов, докладов, донесений, а также таблиц, карт и схем. Установленные в информационно-вычислительных центрах и на АРМ современные высокопроизводительные ЭВМ позволяют автоматизировать различные функциональные сферы деятельности органов оперативного управления: прохождение разведывательной информации, тактическое предупреждение, оценку состояния боевой готовности и ресурсов ВС, планирование применения стратегических сил и сил общего назначения, доведение приказов на применение боеготовых сил.
ГСОУ ВС США как структура, предназначенная для обеспечения управления американскими вооруженными силами, начала создаваться в 60-е годы прошлого столетия в соответствии с программой WWMCCS (World Wide Military Command and Control System). В своей эволюции она прошла несколько этапов реорганизации и совершенствования.
Первоначально эта глобальная система представляла собой малосвязанное объединение автономных информационно-вычислительных средств высших военных органов управления различного базирования, обеспечивающих главным образом прием сигналов оповещения о воздушно-космической обстановке, ее оценку и доклад руководству страны данных об угрозе нападения.
С выходом в 1971 году директивы МО США № 5100.30 были уточнены назначение, задачи и структура ГСОУ. В соответствии с этой директивой система должна была обеспечить оперативное управление национальными стратегическими наступательными и оборонительными силами президентом и министром обороны страны во время непосредственной подготовки и в период ведения ядерной войны различного масштаба.
Глубокие изменения в военно-стратегической обстановке в мире в начале 90-х годов прошлого столетия обусловили пересмотр американским военным руководством взглядов на характер, формы и способы ведения современных войн, повышение роли сил общего назначения в решении задачи установления глобального военного господства Соединенных Штатов. В основу их строительства и боевого применения были положены четыре концепции: «стратегическая гибкость», «передовое присутствие», «распространение силы», и «обеспечение решающего превосходства». В целях обеспечения централизованного и гибкого управления американскими ВС во всех возможных сценариях развития кризисных ситуаций военным руководством страны в этот период была принята программа модернизации глобальной системы оперативного управления вооруженными силами, получившая название глобальная система управления - GCCS (Global Command and Control System). Ее выполнение было тесно скоординировано с реализацией в американских ВС программы создания единой информационно-управляющей структуры, которая объединила системы управления, связи, информатики и разведки (C4IFTW- Command, Control, Communication. Computer and Intelligence For The Warrior) различных звеньев управления, обеспечивающих функционирование ГСОУ.

Место ГСОУ в системе стратегического руководства ВС США

При условии полной реализации требований концепции C4IFTW командование ВС США рассчитывает получить в свое распоряжение в 10 - 20-х годах этого века качественно новую систему управления вооруженными силами, которая: будет характеризоваться полной оперативно-технической совместимостью составляющих ее элементов; позволит организовать вертикальные и горизонтальные связи на всех уровнях управления и взаимодействия; обеспечит оперативное автоматическое обновление баз данных у всех пользователей; откроет возможность для получения по запросу из любой точки земного шара и в любое время необходимых данных; обеспечит автоматизацию процессов принятия решения командирами всех уровней и гарантированную защиту информации от несанкционированного доступа. В оперативно-техническом плане необходимым условием для интеграции командно-информационных систем различного назначения признано формирование общей операционной среды, которая позволит выполнять различные функции и предоставлять услуги ее пользователям в процессе управления.
В звене управления «КНШ - объединенные командования» важнейшими элементами формируемой глобальной информационно-управляющей структуры ВС США станут единая АСУ ГСОУ, развертываемая по программе GCCS (функциональный элемент), и интегрированная сеть телекоммуникационных систем министерства обороны DISN (Defense Information System Network) - каналообразующий элемент.
В звене управления «объединенные командования - командования компонентами видов вооруженных сил» планы развития ГСОУ в соответствие с концепцией C4IFTW обобщены в виде соответствующих программ видов американских ВС, координация которых осуществляется управлением информационных систем МО DISA.
В СВ в настоящее время реализуются программы GCCS-Аи «Энтерпрайз» (Army Enterprise Strategy). В ВВС и ВМС работы по модернизации ГСОУ ведутся в рамках двух взаимоувязанных программ: GCCS-AF/«roprooHT» (в ВВС) и GCCS-M/«KonepHHK» (в ВМС).
Программами GCCS-A, -AF и -М предусматривается развертывание автоматических систем управления командований СВ, ВВС и ВМС на континентальной части США и в передовых зонах, полностью совместимых с единой АСУ GCCS. В соответствии с программами «Энтерпрайз», «Горизонт» и «Коперник» планируется создание в масштабе командований компонентов видов вооруженных сил интегрированных сетей телекоммуникационных систем по типу DISN, полностью с ней совместимых.
Ожидается, что в результате реализации этих программ будет обеспечен качественно новый уровень развития систем управления командований СВ, ВВС и ВМС по надежности, гибкости и оперативности, что позволит успешно решать задачи в рамках общей информационной инфраструктуры ГСОУ американских ВС.
Принципы построения и организация функционирования единой АСУ GCCS и АСУ командований видов вооруженных сил во многом схожи. Различие между ними будет состоят лишь в объеме функциональной нагрузки, определяемом перечнем задач, решаемых органами управления тех или иных командований.
Новые подходы к реформированию вооруженных сил страны, изложенные во «Всестороннем обзоре состояния и перспектив развития ВС США» (опубликован в октябре 2001 года) предъявляют повышенные требования к модернизируемой в настоящее время глобальной системе оперативного управления. В первую очередь они касаются расширения возможностей системы за счет доведения ее функциональных элементов до потребителей оперативно-тактического звена. При этом особое внимание уделяется обеспечению доступа к ГСОУ органов управления объединенными оперативными формированиями адаптивного типа, формируемых для выполнения конкретных боевых задач в зонах ответственности объединенных командований ВС США. Как отмечено во «Всестороннем обзоре состояния и перспектив развития ВС США», деятельность таких формирований будет ориентирована на решение одной из наиболее сложных оперативных задач будущих военных действий, которая связана с приданием войскам (силам) способности осуществлять поиск мобильных целей противника, находящихся на любых дальностях, непрерывно отслеживать их перемещение и быстро наносить по ним удары высокоточным оружием.
Реализация этих возможностей ГСОУ позволит обеспечивать как централизованное, так и децентрализованное управление объединенными группировками вооруженных сил в условиях их немедленного задействования в случае резкого изменения военно-политической обстановки в любом регионе мира, с минимально допустимым по времени периодом подготовки к ведению боевых действий, в том числе и на необорудованных ТВД. Одновременно это позволит командованию объединенных оперативных формирований США осуществлять адаптивный подход к планированию операций, быстро реагировать на изменения обстановки в зоне боевых действий, опережать противника в принятии решений и в конечном итоге обеспечить стратегическое и тактическое превосходство.

ЗВО №6 2003 с 2-7

Смотрите также
Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (09.06.2003) | Автор: Полковник В. Азов
Просмотров: 11078 | Теги: АСУ, В. Азов, управление | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar