Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Суббота, 16.12.2017, 08:11
Ключевые слова
безопасность, Н. Резяпов, асимметричные угрозы, угрозы

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Финансы [73]
Общевойсковые вопросы [452]
Разведка и контрразведка [79]
ВПК [70]
Календарь [2]

Поиск


Наш опрос
The military tattoo
Всего ответов: 192
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Общевойсковые вопросы » Общевойсковые вопросы

Асимметрические угрозы национальным интересам США (2005)

Асимметрические угрозы национальным интересам США

Капитан 1 ранга Н. Резяпов, кандидат военных наук

Термин «асимметричная угроза (война)» впервые упоминается в 1997 году в официальных документах «Всеобъемлющий обзор состояния и перспектив развития ВС США» (Quadrennial Defense Review) и «Национальная военная стратегия» (National Military Strategy). Но уже в ежегодно издаваемом университетом национальной обороны (National Defense University) документе «Стратегические оценки» (Strategic Assessment) в 1998 году асимметричным угрозам посвящена целая глава, и с тех пор они фактически постоянно находятся в центре внимания военных специалистов и аналитиков Пентагона. В последних официальных документах Соединенных Штатов угрозы национальной безопасности подразделены на три категории: региональные (вооруженные конфликты), транснациональные (наркобизнес, нелегальная торговля оружием, международная преступность, пиратство, экологические угрозы и т. д.) и асимметричные.
Причиной столь повышенного внимания к проблеме асимметричных угроз стало осознание руководством США того обстоятельства, что превосходящая военная мощь еще не гарантирует обеспечения национальной безопасности страны.
На вопрос, «могут ли США потерпеть поражение в войне», неизменно дается утвердительный ответ, если речь идет об «асимметричной войне», которая может вестись по правилам, определяемым противниками Соединенных Штатов.
«Асимметричной», согласно определению КНШ ВС США, считается война, в которой одна из сторон имеет значительное превосходство в чем-либо по отношению к другой. «Асимметричная война» ведется более слабой стороной путем использования нетрадиционных средств с целью уменьшения или нейтрализации преимуществ противника. Зачастую она предполагает применение инновационных технологий или новых средств на базе ограниченных ресурсов, по сравнению с теми, которыми располагает более мощный противник.
Различают асимметричные угрозы тактического, оперативного и стратегического уровня, кратко- и долгосрочного характера. Психологический эффект успешного применения подобных угроз даже на тактическом уровне может иметь стратегические последствия.
На тактическом уровне могут преследоваться следующие цели: повышение уровня потерь группировки ВС США и их союзников, снижение эффективности системы навигации, целеуказания и наведения оружия и другие; на оперативно-стратегическом - затруднение доступа ВС в регион конфликта, снижение мобильности объединений и соединений ВС США, увеличение длительности кампании в неприемлемой для Соединенных Штатов степени и т. п.; на стратегическом -разрушение единства стран Запада, изменение общественного мнения в США в сторону распространения антивоенных движений и т. д.
Применительно к военной сфере, в отличие от военно-политической, в американских уставах асимметричные действия трактуются как применение разнородных средств - вертолетов против танков, авиации против надводных кораблей и подводных лодок и т. д.
Утверждается, что асимметричная угроза основывается на различиях (асимметричности) интересов сторон. Как правило, у противников США под угрозой находится их выживание, тогда как американцы чаще всего преследуют ограниченные цели, не затрагивающие их жизненно важные интересы.
Вследствие этого асимметричная угроза причинения неприемлемого ущерба может удержать США от решительных действий и проведения военной кампании против региональной державы, которая в таких условиях будет способна достичь поставленной цели. Кроме того, неконвенциальные подходы, такие как информационные операции и террористические акты, позволяют скрыть источник угрозы, сделать противодействие неэффективным или значительно замедлить ответную реакцию. Цель асимметричных действий противников США в большинстве случаев - «Могадишо» (Сомали, 1993 г.), а не «Пёрл-Харбор», который мобилизовал политическую волю американского военно-политического руководства1. Примером неэффективной асимметрии является «танкерная война» Ирана в Персидском заливе в 80-х годах XX века, которая лишь способствовала еще большему втягиванию Соединенных Штатов в ирано-иракский военный конфликт в ущерб иранским интересам.
Помимо устрашения, асимметричная угроза может использоваться в целях оказания давления на США и их союзников, а также на приграничные государства. В качестве других целей рассматривается противодействие стратегическим переброскам и развертыванию американских группировок, а также предотвращение вторжения американских сил в кризисные регионы.
Асимметричные угрозы увязываются американскими специалистами со значительной степенью неопределенности в отношении потенциальных источников военных и других угроз, форм и способов ведения войны в будущем. К ним относят угрозы терроризма, применение оружия массового поражения (ОМП), информационное противоборство, а также использование противниками США новых технологий и средств вооруженной борьбы, способных нейтрализовать или ослабить военные возможности Соединенных Штатов.
В последние годы продолжился процесс распространения всех видов ОМП, прежде всего биологического и химического.
Бурное развитие биотехнологий повышает опасность угрозы биологической войны. Наиболее вероятно использование боевых биологических средств негосударственными субъектами. В обладании биологическим оружием США подозревают Китай, Иран, Израиль, Ливию, Северную Корею и Тайвань.

Не исключается попытка применения химического оружия, скорее всего, по группировкам сил союзников США по коалиции в регионе конфликта, а также на территории Соединенных Штатов. В список стран, обладающих химическим оружием (помимо самих США и России), американцы включают Китай, Кубу, Египет, Иран, Израиль, Ливию, Мьянму, Северную Корею, Пакистан, Сирию и Тайвань.
Всего американскими аналитиками выделяется десять видов асимметричных угроз Соединенным Штатам (табл. 1)
Особые опасения американского руководства вызывает возможность противостоящей стороны воздействовать по территории США. В качестве наиболее уязвимых и слабых мест в инфраструктуре выделяют транспорт, предприятия не-фте-, газодобычи и их переработки, водоснабжение, банковскую и финансовую систему, систему связи, электроснабжение, инфраструктуру государственных служб, а также население как объект атаки.
Кроме того, рассматривается вероятность одновременной атаки с использованием разнородных средств - биологического оружия, информационных и других средств. Несмотря на опасность ответного ядерного удара, не исключается возможность нанесения удара и по территории Соединенных Штатов Америки.
Считается, например, что распыление 20 г порошка со спорами сибирской язвы в нью-йоркском метро в «час пик» (1 г может содержать 10 млн смертельных доз) может привести к заражению до 1 проц. населения (около 126 тыс. человек) Нью-Йорка, из которых, вероятнее всего, погибнет до 120 тыс. Первые больные обратятся за медицинской помощью только на 2-3 сут, а причина заболевания может быть установлена только на 4-5-е. Еще около 1,2 млн неинфицированных обратятся в медицинские центры из опасений за свое здоровье, затруднив нормальное функционирование системы медицинского обеспечения. Полностью же система гражданской обороны будет развернута лишь через 30 сут после проведения биологической атаки.
Одновременно существует вероятность кибернетической атаки против системы электроснабжения. Предполагается, что уже через 2 ч после начала информационной атаки через компьютерные сети Нью-Йорк может остаться без электричества. «Взлом» защищенных серверов системы обеспечения электроснабжения способен осуществить тайный агент-сотрудник, работающий в этой службе. Ожидается, что могут быть использованы секретные программные «закладки», так как часть программного обеспечения системы электроснабжения разрабатывается за пределами страны. Несмотря на то что аварийная ситуация в системе энергоснабжения может быть ликвидирована через 6 ч, она способна вызвать панику среди населения и в комплексе с другими средствами нападения может привести к массовым жертвам.
Опасным по своим последствиям считается высотный (около 200 км и выше) ядерный взрыв, способный нарушить работу основной части незащищенных гражданских информационных систем на территории США электромагнитным импульсом (ЭМИ). Подобным взрывом будут выведены из строя одновременно почти все орбитальные спутники над территорией США. Считается, что ядерный взрыв над территорией штата Небраска на высоте 300 км способен охватить воздействием ЭМИ до 90 проц. территории страны.
Исследования, посвященные оценке последствий террористических атак с физическим уничтожением ключевых элементов системы электроснабжения (подстанции, распределители и др.), показали, что до 50 проц. потерь мощности региональной системы электропередач достигается при 8-16 одновременных террористических атаках. Не менее 90 проц. потерь в мощности (фактически полный вывод из строя всей региональной системы) может обеспечиваться при участии в операции 35-40 террористов. Причем для ликвидации последствий атак и восстановления электроэнергетической сети, по оценкам американских специалистов, потребуется несколько недель или месяцев.
Что касается асимметричных угроз группировкам ВС США и их союзников в районах кризисов, то особое внимание обращается на опасность использования противником ЭМИ ядерного взрыва. Считается, что высотный ядерный взрыв
может быть произведен противником в районе ведения военных действий даже над своей территорией или территориями государств-союзников в удаленном регионе. Предполагается, что подобное применение ядерного оружия, возможно, не вызовет немедленного ответного ядерного удара со стороны Соединенных Штатов. По оценкам западных экспертов, воздействие ЭМИ способно вывести из строя все информационные системы региональной группировки ВС США на срок до нескольких суток и почти полностью уничтожить спутниковые информационные системы, обеспечивающие ведение разведки, связь, навигацию, целеуказание и наведение высокоточного оружия.
Озабоченность руководства Соединенных Штатов вызывает возможность противника противодействовать стратегическим переброскам сил как с помощью ОМП, так и обычными средствами с целью затруднения/воспрепятствования доступа ВС США в удаленный регион (табл. 2). Необходимо отметить, что американская система стратегических перебросок обладает весьма уязвимыми звеньями, каковыми считаются линии и узлы коммуникаций - воздушных, морских и сухопутных. Причем для обеспечения стратегических перебросок задействуются весьма уязвимая гражданская инфрастуктура, суда торгового флота и, соответственно, значительное число гражданских лиц. Ожидается использование таких относительно «дешевых» средств, как морские мины, биологическое или химическое оружие в портах, пунктах разгрузки и выгрузки боевой техники и т. д. Выведение из строя информационной системы, обеспечивающей переброски сил, или уничтожение крупного узла коммуникаций может значительно снизить темпы развертывания сил.
Принуждение Соединенных Штатов вести военные действия в городских условиях, джунглях, горной и другой неблагоприятной местности может свести на нет многие преимущества вооруженных сил страны, усложнить ведение маневренных боевых действий, затруднить целеуказание и наведение оружия, снизить точность его применения и эффективность средств обнаружения, позволить повысить потери США и значительно увеличить длительность боевых действий.
В табл. 3 представлена оцениваемая американскими экспертами относительная вероятность использования асимметричных средств на различных этапах кризиса (конфликта).
Работа по поиску способов ослабления нетрадиционных угроз ведется главным образом на уровне видов ВС. Примерами являются проект «Эллис» морской пехоты США и созданное в 2004 году командованием сухопутных войск новое подразделение «по отражению асимметричных угроз»2. Исключение составляет объединенное межвидовое управление по нелетальному оружию (Joint Nonlethal Directorate). Указывается на возрастающее значение разведки в предотвращении неожиданных асимметричных угроз.
Реакцией Пентагона на асимметричные угрозы стала подготовка к превентивным наступательным действиям. На этом фоне сохраняется передовое присутствие сил в удаленных регионах. Развивается система стратегических перебросок, повышается (аэро) мобильность сил, совершенствуются амфибийно-десантные силы, а также оборонительные системы, такие как ПРО национальной территории и ПРО на ТВД, повышается эффективность системы защиты от оружия массового поражения. Ставится задача лишить противников США каких-либо возможностей воздействовать по национальной территории Соединенных Штабов и группировкам сил на удаленных ТВД.
В число рекомендаций военных специалистов, предлагаемых как меры противодействия асимметричным угрозам, входит также ужесточение режима нераспространения ОМП и ракетных технологий, усиление системы гражданской обороны Соединенных Штатов. В частности, предлагается увеличить запасы лекарственных средств в центрах по контролю за эпидемической обстановкой в США и т. д.
Особое внимание обращается на усиление защиты спутниковых систем, вооружения и военной техники от ЭМИ ядерного взрыва, а также на наращивание возможностей по борьбе с морской минной угрозой. С 1950 года уничтожено или повреждено 18 боевых кораблей американских ВМС, причем 14 из них - в результате подрыва на минах. Эти мины оцениваются в 11,5 тыс. долларов, тогда как ущерб, причиненный США, составил несколько десятков миллионов долларов.
Асимметричность, таким образом, становится усиливающейся характерной чертой всей военно-политической деятельности современности, и этот фактор во все большей степени принимается в расчет американским военно-политическим руководством.

Таблица 1 Относительные опасность и вероятность асимметричных угроз США

Угроза Относительная опасность Относительная вероятность
Использование ядерного или биологического оружия на территории США Высшая Высокая
Наступательные информационные операции против США Средняя Высшая
Применение химического или биологического оружия против группировок США и их союзников на удалённом ТВД либо территории союзников США Высокая Высокая
Использование ОМП против системы стратегических перебросок США Высокая Высокая
Информационная атака (в том числе с ЭМИ) против группировок ВС США Высокая Средняя
Принуждение США вести военные действия в городских условиях, джунглях, горной другой неблагоприятной местности Высокая Высокая
Воспрещение/затруднение стратегических перебросок США путём применения обычного вооружения Средняя Высокая
Новые неожиданные тактические приемы и способы боевого применения сил Средняя Высокая
Применение химического оружия на территории США Низкая Средняя


Таблица 2 Цели асимметричного противодействия стратегическим переброскам ВС США

Фазы развёртывания Возможные объекты воздействия Цель мероприятий
Подготовка к развёртыванию Центры дислокации боевых подразделений, система обеспечения сил, стационарные пункты управления. задействуемые гражданские структуры Устрашение, подрыв единства коалиции во главе с США
Переброска сил Средства воздушных, морских и сухопутных стратегических перевозок, линии и узлы коммуникаций - порты погрузки и вырузки, склады, пункты дислокации и др. Срыв / затруднение развёртывания, снижение темпов переброски
Развертывание в районе кризиса (конфликта) Компоненты объединенных сил , критически важные элементы инфраструктуры обеспечения сил Противодействие вторжению


Таблица 3 Вероятность использования асимметричных средств на различных этапах кризиса (конфликта) госудорствами или негосударственными субъектами

противник средства мирный период кризис развёртывание группировок ВС США ведение военных действий завершение военного конфликта
Государства Ядерное оружие Наименьшая Наименьшая Высокая Низкая Наиболее высокая
Химическое оружие Наименьшая Низкая Наиболее высокая Высокая Низкая
Биологическое оружие Наименьшая Низкая Наиболее высокая Низкая Высокая
Информационное воздействие Высокая Наиболее высокая Высокая Высокая Высокая
Новые тактические приемы и способы боевого применения Высшая Наиболее высокая Низкая
Терроризм Высокая Наиболее высокая Высокая Высокая Высокая
Негосударственные субъекты Ядерное оружие Наименьшая Низкая Наиболее высокая Высокая Высокая
Химическое оружие Наименьшая Низкая Наиболее высокая Высокая Высокая
Биологическое оружие Наименьшая Низкая Наиболее высокая Высокая Высокая
Информационное воздействие Наиболее высокая Высокая Высокая Высокая Высокая
Новые тактические приемы и способы боевого применения Низкая Высокая Наиболее высокая Низкая
Терроризм Высокая Наиболее высокая Высокая Высокая Низкая

 

ЗВО №3 2005 с 2-7

Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (09.12.2007) | Автор: Капитан 1 ранга Н. Резяпов, к.в.н.

Просмотров: 4272 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2017

Рейтинг Военных Ресурсов