Тяжёлые и средние дистанционно управляемые машины военного назначения В. Зубов, кандидат технических наук Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по созданию наземных дистанционно управляемых машин военного назначения проводятся во многих странах мира. Они не ограничиваются только лишь рамками различных программ создания боевой техники будущего (например, в США такая программа была широко известна как FCS - Future Combat Systems, но, как было заявлено в западных военных СМИ, она в настоящее время свернута). Параллельно в инициативном порядке ряд фирм создают подобные типы машин военного назначения, которые в будущем, возможно, найдут свое место в структуре вооруженных сил.
В данной статье рассматриваются некоторые наземные аппараты тяжелого и среднего класса, которые уже созданы или находятся на стадии испытаний опытных образцов. При этом необходимо учитывать то, что западные военные специалисты, занятые в НИОКР по созданию таких машин, к тяжелому классу относят аппараты с боевой массой до 6 т, а к среднему - до 2 т. Тяжелую дистанционно управляемую машину «Крашер» первоначально планировалось создать на базе шестиколесной платформы массой 5-6 т в двух вариантах: ARV-RSTA- для выполнения задач разведки, ARV-Assault - для решения огневых задач и обеспечения защиты войск. Работы по этим двум вариантам в рамках существовавшей программы FCS были приостановлены, но несколько организаций вели их самостоятельно. В частности, данная машина военного назначения разрабатывалась национальным робототехническим инженерным центром (NREC) университета Карнеги Меллон при поддержке управления перспективных исследований и разработок МО США (DARPA). На сегодняшний день эти работы продвинулись достаточно далеко, вплоть до создания опытного образца автономной платформы (Autonomous Platform Demonstrator) с уникальными характеристиками. «Крашер» - достаточно мощная машина, которая обладает высокой проходимостью по пересеченной местности и при боевой массе 6,5 т способна развивать максимальную скорость движения 42 км/ч за 7 с. Она может дистанционно управляться оператором, находящимся на удалении несколько километров. Машина также способна автономно, без вмешательства оператора, добраться по пересеченной местности из одной точки в другую, используя возможности системы космической радионавигационной системы «Навстар» (GPS) или по заранее обозначенным маршрутам, заложенным в электронную память бортового компьютера. Если на пути попадается препятствие, то она сама выберет объездной путь. Корпус машины изготовлен из алюминиевых сплавов, а рамная конструкция- с применением титана. В передней части машины есть стальной бампер, который воспринимает удар при столкновении с препятствиями, например такими, как небольшие деревья. Шасси имеет шестиколесную базу с независимой подвеской. Благодаря этому «Крашер» сохраняет способность передвигаться, если из строя вышло одно или два колеса и делать развороты на 360° на месте. Клиренс машины изменяется от 0 до 0,76 м, что способствует проезду в нижнем положении корпуса под нависающими препятствиями (например, деревьями), а также позволяет преодолевать естественные и искусственные наземные преграды в его верхнем положении. Силовая установка представляет собой комбинированный дизель-электрический двигатель, который обеспечивает практически бесшумную работу. Бортовые электрические двигатели имеются на каждом колесе. Полного заряда аккумуляторных батарей хватает на движение без подзарядки на расстояние от 3 до 16 км в зависимости от скорости, груза и условий местности. Максимальная грузоподъемность машины 3,6 т. Во время полевых испытаний она продемонстрировала высокую подвижность при движении по пересеченной местности со сложным рельефом. Как считают специалисты-разработчики, при действиях в передовых порядках «Крашер» можно будет использовать с разведывательной целью. В связи с этим один из вариантов компоновки машины имеет выдвижную телескопическую мачту, на которой крепятся датчики лазерного дальномера и видеокамеры. Кроме того, она может быть оснащена автоматической пушкой или крупнокалиберным пулеметом. В настоящее время проводятся исследования по изучению возможностей автономного и телеуправляемого движения этого средства. Они ведутся в рамках выполнения программы RVCA (Robotic Vehicle Control Architecture), предполагающей отработку и оценку возможности автономной навигационной системы ANS, установленной на машине, анализ аппаратных и программных компонентов комплексной платформы управления транспортным средством, комплексной компьютерной системы и другие элементы. Следующим вариантом тяжелой дистанционно управляемой машины является усовершенствованная платформа APD (Autonomous Platform Demonstrator), которая создавалась уже в соответствии с требованиями по массе, мобильности и габаритам. APD должна перемещаться с максимальной скоростью 80 км/ч по пересеченной местности, а ее масса и габариты позволят транспортировать сразу два таких средства на борту самолета С-130 «Геркулес». Серьезную проблему для конструкторов представляла необходимость обеспечения управляемого заноса на максимальной скорости. Чтобы удовлетворять этим требованиям, были усовершенствованы подвеска, конструкция корпуса и бортовые приводы- Полевые испытания опытного образца должны начаться в 2011 году. Дистанционно управляемая машина SMSS (Squad Mission Support System) - это транспортное средство обеспечения подразделений и оно относится к среднему классу. Данная модель разрабатывалась в инициативном порядке корпорацией «Локхид-Мартин». Онало некоторым показателям имеет сходство с уже существующей машиной «Мул>у'и будет использоваться в качестве транспортного средства личного состава до отделения включительно или для перевозки грузов, боеприпасов и имущества солдат, следуя за ними в одних порядках. Машина массой 1 814 кг способна передвигаться по пересеченной местности со скоростью 40 км/ч, перевозить груз массой около 450 кг преодолевать ступенчатые препятствия высотой 56 см и рвы шириной 70 см. Запас хода по дорогам около 160 км и 80 км по пересеченной местности. В перспективе эту машину предполагается использовать для экстренной эвакуации с поля боя одновременно двух раненых военнослужащих. Это средство сможет передвигаться автономно при помощи команд, поступающих с бортового компьютера, а также под управлением оператора, который подает сигналы на маневрирование с помощью пульта дистанционного управления. Кроме транспортной системы SMSS разрабатывается вариант с вооружением, а также разведывательное средство. Если установить на выдвижной телескопической платформе специальные сенсоры, то машина сможет вести разведку местности на значительном расстоянии, и, по мнению разработчиков, ее можно будет использовать при ведении боевых действий в условиях города. Такие машины могут быть оснащены легким стрелковым вооружением, крупнокалиберным пулеметом, станковым гранатометом или ПУ ПТУР (например, «Джавелин»). В перспективе они станут универсальными средствами поддержки подразделений СВ и сил специальных операций. Такие машины в настоящее время управляются оператором дистанционно, но в дальнейшем планируется создать полностью автоматизированные средства. В настоящее время в США создаются и другие средние боевые средства. В частности, управление морских исследований ВМС США (Office of Naval Research) и управление перспективных исследований и разработок МО США (DARPA) в рамках выполнения программы TUGV (Tactical Unmanned Ground Vehicle - тактическая наземная дистанционно управляемая машина) финансируют создание машины, получившей название «Гладиатор». Разработку опытного образца вели на конкурсной основе корпорация «Локхид-Мартин» и лаборатория университета Карнеги Меллон. «Гладиатор» - это машина боевой поддержки с дистанционным управлением. Она способна выполнять поисково-разведывательные действия в потенциально опасных районах, в обстановке возможного обстрела, а также при угрозе химического, бактериологического или радиационного заражения. Основное преимущество этого средства по сравнению с другими машинами схожего типа - его броневая защита. Создатели боевых наземных дистанционно управляемых машин сталкиваются с дилеммой: рассматривать ли их как средство, не требующее какой-либо специальной защиты, или защитить их броней от пуль стрелкового оружия, осколков артиллерийских снарядов и мин. В первом случае стоимость аппарата будет ниже, а маневренность выше, но велика вероятность, что оно будет уничтожено первым , же выстрелом из обычного оружия. Во втором - возрастет стоимость и боевая масса машины, но снизится маневренность и потребуются более мощные двигатели. Разработчики машины «Гладиатор» пошли по второму пути, ис-. пользуя бронирование корпуса. Оно способно выдерживать попадания пуль стрелкового оружия калибра до 7,62 мм. Первый прототип машины был на гусеничном ходу, вооружен 7,62 мм пулеметом и имел значительно меньшие массогабарит-ные характеристики, чем последующие варианты. Размеры второго варианта: длина 1,78 м, ширина 1,12 м, высота 1,35 м. Боевая масса машины в зависимости от комплектации составляет от 730 кг до 1 000 кг. На ней смонтирована дистанционно управляемая стабилизированная система SWARM (Stabilised Weapon And Reconnaissance Mount), включающая установку для крепления стрелкового автоматического оружия, а также прицелы дневного и ночного видения. Кроме того, на машине размещаются пусковые установки дымовых гранат, грузовые контейнеры, разведывательное и другое оборудование. На одном из вариантов этого средства были размещены 12 многоствольных метательных установок, выполненных по технологии Metal Storm. Электронная система такой установки позволяет производить выстрелы с очень коротким интервалом времени. Как заявляют разработчики, темп стрельбы Metal Storm 40-мм гранатами может составлять до 20 000 выстр./мин. В арсенале аппарата имеются также видео- и ИК-камеры, которые позволяют вести наблюдение в темное время суток и в условиях задымления местности. «Гладиатор» оснащен гибридной силовой установкой, бортовые электромоторы питаются от аккумуляторов, которые заряжает дизель-генератор. Для обеспечения бесшумного и скрытного движения машина может двигаться с выключенным дизелем только на одних аккумуляторах. Максимальная скорость ее движения по шоссе 26 км/ч, по пересеченной местности — около 12 км/ч. Она способна преодолевать ров шириной 1 to, а также водную преграду глубиной 70 см. Управление данным средством осуществляется оператором с помощью джойстика. В настоящее время эта дистанционно управляемая машина проходит всесторонние полевые испытания. В случае их успешного завершения министерство обороны США планирует разместить заказ на ее приобретение в количестве 200 единиц. Таким образом,/по мнению западных военных специалистов, НИОКР по созданию дистанционно управляемых машин тяжелого и среднего класса необходимо продолжать. Основной целью принятия их на вооружение остается обеспечение безопасности военнослужащих, снижение потерь среди личного состава при ведении боевых действий, особенно в таких потенциально опасных районах, как Афганистан. Зарубежное военное обозрение №8 2010 С. 49-54 Смотрите также | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
Просмотров: 17000 | | |
Всего комментариев: 0 | |