Взгляды на проблему использования кассетных боеприпасов за рубежом С Матвеев На сегодняшний день 28 стран производят более 210 разновидностей кассетных бомб, ракет или снарядов. По меньшей мере 13 государств экспортируют свыше 50 типов КБ как минимум в 60 стран мира. Самыми большими запасами за рубежом такого оружия располагают США, Китай, Бразилия, Пакистан и Индия. Оно использовалось с 1943 года в 21 стране в более чем 30 вооруженных конфликтах и войнах. Международное гуманитарное право, регламентирующее применение оружия в конфликтах и войнах, базируется на ряде принципов, определяющих его использование, основными из которых являются:
Применение некоторых видов оружия и боеприпасов не позволяет придерживаться вышеуказанных принципов, и в большей степени, по мнению представителей ряда влиятельных общественных организаций, это относится к кассетным боеприпасам (КБ). Проблема использования кассетного оружия не является новой темой в разоруженческой деятельности. Первые попытки ограничить или запретить применение КБ предпринимались еще в связи с использованием США подобного оружия во Вьетнаме. Однако особое внимание эта тема привлекла после военных конфликтов в Югославии, Афганистане, Ираке и Ливане. До недавнего времени проблематика кассетных боеприпасов рассматривалась как часть более общего вопроса в рамках Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (так называемая Конвенция о «негуманном» оружии - КНО). В ноябре 2003 года в рамках КНО был принят протокол № 5 по взрывоопасным пережиткам войны (ВПВ), В нем устанавливается ответственность за разминирование, удаление и уничтожение неразорвавшихся боеприпасов и оставленных взрывоопасных предметов, а также содержится призыв принять все возможные меры предосторожности в целях защиты гражданского населения от связанных с ними опасностей и последствий. В документе кассетные боеприпасы не упоминаются, хотя считается, что причиной образования большей части ВПВ в конфликтах являются именно неразорвавшиеся суббоеприпасы кассетного оружия. В связи с этим под давлением международных общественных организаций было принято решение о начале работы в рамках КНО над новым, отдельным протоколом, который бы регламентировал применение кассетных боеприпасов. Но для ряда государств, прежде всего Норвегии, Австрии, Дании, Ирландии, Швейцарии, и влиятельных неправительственных организаций (НПО) этот путь показался слишком медленным. Они стали активно выступать за параллельный формату КНО процесс, итогом которого должна была стать разработка юридически обязывающего документа, запрещающего производство, применение, хранение и передачу всех типов КБ. Официально о начале такого процесса объявил министр иностранных дел Норвегии 24 ноября 2006 года на обзорной конференции КНО. Новое движение получило название «процесс Осло», по месту проведения в феврале 2007 года первой встречи государств -сторонников норвежской инициативы. Важными вехами этого процесса стали конференции в Лиме, в которой приняли участие 68 государств, Вене (136), Веллингтоне (164) и Дублинская дипломатическая конференция (109), где был окончательно согласован текст соглашения. Были проведены также региональные встречи в Бельгии, Камбодже, Коста-Рике и Сербии. На состоявшейся в Осло 3-4 декабря 2008 года учредительной конференции была открыта к подписанию новая Конвенция но кассетным боеприпасам. В ее работе приняли участие представители 125 государств. 94 из которых подписали документ. Новое соглашение является бессрочным и вступит в силу через шесть месяцев после сдачи документов о его ратификации не менее чем 30 государствами. Однако ведущие производители и экспортеры кассетных боеприпасов, обладающие более чем 80 проц. мировых запасов этого вооружения, - Бразилия, Израиль, Индия, Китай, Пакистан, США и Россия - в конференции не участвовали. В соответствии с конвенцией под ограничения подпадают кассетные боеприпасы, содержащие взрывчатые суббоеприпасы массой менее 20 кг. Документ не распространяется на высокотехнологичные КБ, включающие в себя менее десяти элементов массой более 4 кг каждый, оснащенные средствами самонаведения, самоуничтожения, самодеактивации и предназначенные для поражения индивидуальных целей. Конвенция не охватывает также боеприпасы, содержащие осветительные, дымовые, пиротехнические заряды, дипольные отражатели, электроразрядные устройства, генераторы электромагнитных излучений или предназначенные исключительно для целей противовоздушной обороны. Положения конвенции накладывают запрет на разработку, производство, применение, накопление и передачу «третьим странам» боеприпасов, подпадающих под ограничения. После присоединения к договоренности страна-участница берет на себя обязательство уничтожить имеющиеся запасы КБ в течение восьми лет, а не позднее чем через 10 лет удалить и ликвидировать неразорвавшиеся боевые элементы на своей территории. При этом участник конвенции обладает правом сохранять и приобретать ограниченное количество КБ, заявленных для подготовки соответствующего персонала по их обнаружению и обезвреживанию. Разрешение на разработку и применение современных высокотехнологичных типов кассетных боеприпасов, оснащенных средствами самонаведения, самоуничтожения и самодеактивации, было внесено в текст документа с учетом интересов ведущих западных государств, которые уже имеют на вооружении подобные образцы вооружения. Это позволяет им без ограничений производить и экспортировать КБ, «якобы отвечающие международным гуманитарным нормам». Кроме того, в отличие от проекта документа итоговый текст не содержит запрета на проведение совместных операций вооруженных сил стран-участниц с государствами, не подписавшими ее и планирующими применять такое оружие. Указанный пункт был скорректирован под давлением стран НАТО, и прежде всего США, которые не намерены присоединяться к этой конвенции и рассматривают определенные ею ограничения в качестве фактора, существенно снижающего боевые возможности войск альянса. На сегодняшний день Соединенные Штаты являются крупнейшим в мире производителем и экспортером кассетных боеприпасов, поставляя их в 27 стран мира. Австралию, Аргентину, Бахрейн. Бельгию, Великобританию, Гондурас, Грецию, Данию, Египет, Израиль, Индонезию, Иорданию, Испанию. Италию, Канаду, Марокко, Нидерланды, Норвегию, ОАЭ, Оман, Пакистан, Польшу, Республику Корея, Саудовскую Аравию, Таиланд, Турцию, Францию, Швецию и Японию. В реализации своей политики в отношении использовании КБ руководство США придерживается мнения, что введение ограничений по развитию и применению данного вида оружия приведет к существенному снижению боевого потенциала вооруженных сил. Официальная позиция Вашингтона в данной сфере основывается на соответствующем меморандуме, подписанном главой военного ведомства в июне 2008 года. Документ, в частности, предусматривает: Вместе с тем критика со стороны ряда стран, в том числе западноевропейских сою ушков, и неправительственных организаций, за отказ присоединиться к Конвенции по кассетным боеприпасам вынуждает Вашингтон проводить дальнейшую работу по выдвижению собственных инициатив на данном направлении. В этой ситуации, признавая значимость и роль кассетного оружия в вооруженных конфликтах, американцы стремятся выдвинуть такие идеи, которые бы не затрагивали интересов Пентагона и одновременно демонстрировали стремление уменьшить негативные последствия его применения-Представители американской администрации, указывая на несостоятельность любых созданных без участия США гуманитарно-правовых основ применения кассетных боеприпасов, заявляют, что смогут в обозримом будущем решить гуманитарные проблемы, связанные с использованием данного вида оружия. В марте 2009 года президент США подписал одобренный обеими палатами конгресса законопроект о финансировании деятельности ряда правительственных ведомств, который в том числе вводит ограничения на поставку такого оружия другим государствам. Документ содержит положения, запрещающие передачу другим странам КБ с вероятностью срабатывания менее 99 проц. и при отсутствии гарантий со стороны получателей, что они не будут использоваться в густонаселенных районах н против гражданских лиц. Срок действия новых ограничений не указан, что трактуется сторонниками запрета кассетных боеприпасов как постоянно действующий. Кроме того, в настоящее время на рассмотрении в конгрессе находится еще один законопроект, предусматривающий введение требований к степени надежности КБ, используемых непосредственно вооруженными силами Соединенных Штатов. Подобные решения вызываю! настороженную реакцию в министерстве обороны США, так как они в перспективе могут потребовать корректировки некоторых положений специального меморандума по вопросам применения кассетного оружия, подписанного главой военного ведомства в июне 2008 года. В нем определено, что Пентагон оставляет за собой право на «экспорт и задействование боеприпасов данного вида всех типов вплоть до 2018 года. Между тем новые законодательные инициативы, регламентирующие использование КБ, направлены на юридическое закрепление норм применения современных видов кассетного оружия в вооруженных конфликтах и в целом не противоречат проводимой ныне политике США. На сегодняшний день фактически только Соединенные Штаты и ряд развитых западных стран имеют возможности для того, чтобы начать утилизацию старых и производство новых, высокотехнологичных КБ, в том числе предназначенных на экспорт. В качестве решения гуманитарных проблем предлагается проводить работы по техническому совершенствованию кассетного оружия путем повышения надежности их срабатывания, оснащения механизмами самоликвидации, самонейтрализации и самодеактивации. При этом Вашингтон ссылается на главный аргумент противников КБ, что основной угрозой мирному населению являются неразорвавшиеся боевые элементы (25-30 проц. общего количества примененных) по причине недостаточной надежности их штатного срабатывания. Придерживаясь курса на введение на национальном, а в последующем и на международном уровне стандартов производства и использования КБ, Вашингтон стремится ослабить какал критики в отношении неприсоединения к Конвенции по кассетным боеприпасам, сохранив при этом боевые возможности своих подразделений. Это также позволит США добиться военно-технических и экспортно-конкурентных преимуществ на мировом рынке оружия в условиях вынужденного ухода с него производителей низкотехнологичных видов КБ. Помимо всего, Соединенные Штаты и западные страны могут получить дополнительный инструмент политического давления на ряд стран - обладателей крупных запасов устаревших типов кассетного оружия, обвиняя их в использовании «негуманных» видов боеприпасов. Таким образом, ситуация вокруг применения кассетных боеприпасов складывается следующим образом. С одной стороны, странами - участницами движения за запрещение кассетного оружия, так называемого «процесса Осло», выработана и открыта к подписанию Конвенция по кассетным боеприпасам. В настоящее время свои подписи под ней поставили 94 и ратифицировали шесть государств - Австрия, Ватикан, Ирландия, Лаос, Норвегия и Сьерра-Леоне. Анализ основных положений документа свидетельствует о том, что ведущим западноевропейским странам удалось минимизировать для национальных вооруженных сил негативное влияние его ограничений и одновременно продемонстрировать «приверженность гуманитарным нормам». Следует отметить, что в условиях, когда основные производители и экспортеры кассетного оружия проигнорировали данную договоренность, ее влияние на процессы производства и использования таких боеприпасов представляется незначительным. Причем темпы ратификации нового соглашения остальными странами, подписавшими его в Осло, будут зависеть от поиска адекватной замены состоящих на вооружении КБ их более высокотехнологичными аналогами, а также от решения комплекса юридических, технических и финансовых вопросов, касающихся ликвидации имеющихся запасов кассетного оружия. С другой стороны, обладатели наибольших запасов КБ выступают за рассмотрение этой проблемы исключительно в рамках Конвенции о негуманном оружии путем принятия специального дополнительного протокола. И хотя в ходе работы в данном формате представителям этих стран удалось достичь определенного компромисса, тем не менее остающиеся разногласия по ряду принципиальных вопросов (определение КБ, продолжительность переходного периода, обязательства, в том числе финансовые, по ликвидации последствий применения кассетных боеприпасов и пр.) не позволят им в ближайшем будущем достичь поставленной цели. Использование кассетных боеприпасов, по мнению сторонников запрета данного оружия, представляет собой серьезную гуманитарную проблему уже на протяжении нескольких десятилетий, что подтверждается событиями в Косово, Афганистане и особенно в Ливане в 2006 году, когда из 4 млн суббоеприпасов, выпущенных израильскими войсками, 25 проц. не сработали и в настоящее время представляют опасность для населения. Это обстоятельство способствовало тому, что вопрос о последствиях применения КБ приобрел ощутимое политическое значение в мире, и прежде всего в западноевропейских государствах, находящихся под политическим давлением общественности и неправительственных организации. Более того, игнорирование и отстранение любого государства от поисков путей ослабления гуманитарной угрозы применения кассетных боеприпасов будут иметь для него ощутимые негативные политико-пропагандистские последствия. Зарубежное военное обозрение №2 2010 С.54-59 Смотрите также | |||
| |||
Просмотров: 3808 | | |
Всего комментариев: 0 | |