Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Воскресенье, 11.12.2016, 03:18
Ключевые слова
М. Шигов, информационные войны

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Структура и организация [233]
Боевые операции [67]
Личный состав [122]
Вооружение [213]
Законы, Уставы [52]
Подготовка [150]
НИОКР [133]
Техническое обеспечение [200]
Форма, знаки различия, награды [20]
Кадры [14]
Информационное противоборство [78]
Тактика и стратегия [148]
ЗВО [1]
ТТХ [9]
ВУС [11]

Поиск


Наш опрос
Who is more wise President of the United States?
Всего ответов: 407
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Армия (Сухопутные войска) » Информационное противоборство

Роль Пентагона в системе внешнеполитической пропаганды США (2006)

Роль Пентагона в системе внешнеполитической пропаганды США

М. Шигов

Мировое общественное мнение, настроенное явно не в пользу Соединенных Штатов, послужило катализатором для активных поисков руководством страны методов улучшения своего имиджа в мире. Кроме того, проблему обозначили и ведущие американские политики, осознавшие опасность нынешней линии администрации, проводимой без соответствующей информационно-пропагандистской и внешнеполитической поддержки. Так, шесть бывших советников президента США по национальной безопасности обратились в Белый дом с письмом, в котором призвали правительство резко увеличить бюджетные расходы на внешнеполитическую деятельность. В письме подчеркивается, что работа американских дипломатов за рубежом и всех структур госдепартамента требует увеличения финансирования, так как это «послужит жизненно важным подкреплением вооруженных сил и разведки в длительной борьбе нашей страны с глобальным террором». При этом экс-советники напомнили, что в годы администрации Р. Рейгана, например, бюджетные расходы на внешнеполитическую деятельность на 30 проц. превышали текущий уровень госрасходов на данные цели.
Кроме того, в недавнем материале, опубликованном во многих американских, европейских и ближневосточных газетах и на веб-сайтах, президент Фонда Карнеги Джессика Тучман Мэтьюс указывает, что американские политики до сих пор не имеют такого плана, который позволял бы вести эффективную борьбу с существующими беспорядками. И до тех пор пока США не разработают его с учетом сложившейся обстановки, «вооруженные силы будут вынуждены пребывать в ситуации стой-иди-стой, когда солдаты напрасно лишаются жизни, а безопасность только ухудшается». Как отмечают эксперты, требуется выработать политику, которая бы со всей серьезностью учитывала то, что думают иракцы о причинах начала войны и намерениях Белого дома. «Убеждения, что США пришли только для того, чтобы «наложить лапу на иракскую нефть», укрепить безопасность Израиля, создать марионеточное правительство и осуществлять постоянное военное присутствие, что позволит им контролировать Ирак и остальной регион, ошибочны. Тем не менее все это значительно влияет на поведение иракцев», - считают проправительственные аналитики.
Руководство Белого дома незамедлительно отреагировало на тревожные предупреждения экспертов и неоспоримые факты «антипатии к первой стране мира». Независимая комиссия по публичной дипломатии, которая была сформирована администрацией Дж. Буша для выработки рекомендаций по улучшению имиджа США за рубежом, опубликовала специальный доклад. В документе среди прочих содержатся предложения о введении в Белом доме должности координатора по внешнеполитической работе с общественностью и об увеличении бюджетных расходов на меры борьбы с антиамериканскими настроениями в мире, прежде всего в мусульманских и арабских странах. Как отмечается в докладе, враждебность по отношению к Соединенным Штатам достигла шокирующего уровня. Эксперты предупреждают, что подобные настроения в арабских и мусульманских странах приобрели особо агрессивный характер из-за войны в Ираке и арабо-израильского конфликта. «Для улучшения имиджа США в зарубежных странах требуется не просто изменение тактики, а стратегическая и радикальная трансформация всей работы по внешнеполитическому пиару». Резкий рост антиамериканских настроений в мире комиссия объяснила недостаточными расходами на внешнеполитическую пропагандистскую работу и публичную дипломатию, а также на недальновидное свертывание проводившихся ранее в этой области государственных программ. Среди причин того, что США оказались незащищенными, авторы отмечают «процесс одностороннего разоружения в сфере «средств убеждения», продолжавшийся в течение последних 10 лет».
Принимая во внимание рекомендации комиссии и экспертов, Белый дом увеличил расходы на пропагандистское вещание на страны Ближнего Востока до 40 млн долларов в год. Данная сумма на треть больше потраченной на аналогичные нужды в 2003 году. Главной задачей вещания на ближневосточные страны администрация Буша считает преодоление негативного отношения к США, а также «развенчание мифов об американском обществе и американской политике».
В настоящее время администрация Буша особенно обеспокоена тем, что негативные сообщения доминируют в новостях из Ирака. В частности, как заявил сотрудник агентства США по международному развитию, оно ограничит распространение доклада, составленного нанятой им организацией Кгоll Security International, который подтверждает, что за последние несколько месяцев число терактов со стороны иракских повстанцев резко возросло. Количество атак доходит до 70 в день, между тем как в момент прихода к власти премьер-министра Алауи их было 40-50. Однако документы, подготовленные Kroll, - не единственные из числа составленных негосударственными организациями, где говорится, что ситуация в Ираке ухудшается. Беспорядки здесь стали более частым явлением и носят более кровавый характер, чем это готовы признать иракские лидеры, свидетельствует доклад частной компании по безопасности Special Operations Consulting - Security Management Group. В целом большинство сообщений в СМИ также содержит пессимистическую оценку ситуации в Ираке и роли США в ее развитии. Так, канадская газета «Торонто стар» предлагает взглянуть на еще один мрачный аспект этой войны, о котором редко упоминается на первых полосах газет. Речь идет о госпитале в Германии, куда эвакуируют раненых американских солдат. Газета сообщает, что до войны в Ираке госпиталь принимал не более 10 раненых американских солдат в год. Теперь лишь из Ирака и Афганистана ежедневно туда обычно привозят от 30 до 55 военнослужащих.
Один из методов решения этой проблемы - сокращение числа сообщений, которые свидетельствуют, что ситуация в Ираке ухудшается. Примером того, как администрация и военные пытаются сдержать поток негативной информации, является намерение военного трибунала осудить проходящего службу в этой стране сержанта ВС США с 20-летним стажем Эла Лоренца на 20 лет тюрьмы за «предательство и неподчинение». Он опубликовал на антивоенном сайте LewRockweil. com статью, в которой подверг критике оккупацию Ирака. Статья не содержала никакой секретной информации, однако в своем комментарии сержант дал «мрачную оценку ситуации».
Еще один способ борьбы с негативными сообщениями - решение Белого дома посылать американцев иракского происхождения с хорошими новостями о ситуации в Ираке на военные базы, расположенные на территории США. В частности, Пентагон спонсирует «турне» группы таких американцев и бывших чиновников коалиционной администрации по этим военным базам с целью предоставления информации о событиях в Ираке «из первых рук».
В настоящее время особенностью американской внешнеполитической пропагандистской деятельности является активное использование ресурсов военного ведомства США. Дипломаты делегировали часть своих пропагандистских функций Пентагону, представители которого иногда первыми оказывались в фокусе общественного мнения и СМИ. Особенно четко это проявилось во время ведения операции в Ираке. Именно из военного пресс-центра в Катаре велась информационно-пропагандистская кампания США на весь мир.
Министерство обороны уже давно самостоятельно пытается решать вопросы улучшения международного имиджа вооруженных сил посредством влияния на общественные настроения в различных регионах. Военное руководство не только применяет методы ведения информационно-психологического противоборства в боевых операциях, но и активно пользуется приемами, заимствованными у органов психологической войны, для обеспечения поддержки военно-политического курса США в мирное время.
В армии США большое внимание уделяется работе со средствами массовой информации. Без интенсивной пропагандистской обработки СМИ не начинается ни одна серьезная операция американских войск. За три месяца до боевых действий в Ираке Пентагон провел так называемый курс начальной военной подготовки для журналистов, которым предстояло работать в зоне проведения военной операции против Ирака. Этим вопросом занимались представители всех служб Пентагона, в том числе специалисты по ведению психологических операций из состава 4-й группы ПсО. Наряду с рассказами о военных традициях и правилах поведения, боеприпасах, методах оказания первой медицинской помощи, основах защиты от поражающих факторов на случай атомной, химической и биологической атаки сотрудникам СМИ мягко, но настойчиво напоминали о гражданском долге перед страной, патриотизме и ведущей роли США в мире как гаранта стабильности и процветания на планете. Курировал занятия пресс-секретарь Пентагона Б. Уитмэн. Он отметил, что курс военной подготовки ни в коем случае не следует рассматривать как предпосылку для зачисления журналистов в состав действующих армейских подразделений или как давление на прессу. По словам главы военного ведомства Д. Рамсфелда, освещение действий армии в СМИ «почти всегда полезно», хотя «бывают времена, когда это неуместно». Сразу после этого заявления в американских информационных источниках появились комментарии, что именно для того, чтобы исключить случаи «неуместного освещения» предстоящих событий в Ираке, Пентагон и затеял «промывку мозгов» американским репортерам.
Командование ВС США, например, обеспокоено размыванием границ между использованием дезинформации и предоставлением достоверных фактов другим странам. По мнению сторонников агрессивного пиара, незначительный обман только на пользу США. В качестве примера военные специалисты приводят случай, когда летом 2004 года в репортаже Си-эн-эн прошла заведомо ложная информация. Сотрудник пресс-службы группировки американских войск в Ираке объявил в эфире о начале наступления на г. Эль-Фаллуджа. В результате иракские партизаны обнаружили себя и удалось выявить слабые места в их обороне. Есть и другое мнение. Согласно ему, сознательная ложь в эфире Си-эн-эн дискредитировала и телеканал, и Пентагон, а значит, принесла больше вреда, чем пользы.
По сведениям некоторых источников, власти США намерены сделать информационную войну государственным приоритетом. Согласно утверждениям ряда американских экспертов, руководство Пентагона обсуждает возможность возрождения так называемого управления по стратегическому влиянию, расформированного в 2002 году. Как ожидается, в военном ведомстве возродится если не сама эта структура, то, по крайней мере, ее методы. Ожидается также, что Вашингтон будет ежегодно увеличивать расходы на противодействие антиамериканским настроениям в мире, прежде всего в мусульманских, и преимущественно арабских, странах. Согласно сообщениям СМИ, возможно восстановление ряда закрытых программ по стратегическому влиянию. Следует ждать, например, возобновления информационной войны в Интернете. Эксперты Пентагона будут дискредитировать мечети, в проповедях которых звучат антиамериканские нотки, на специальных интернет-сайтах и в прессе. Планируется также переводить на арабский язык больше западной литературы и создавать американские информационные центры в мусульманских странах. В связи с этим разведслужбы США за последнее время увеличили количество переводчиков с фарси и арабского языка как минимум втрое. Не исключено также, что Пентагон вернется к практике оплаты услуг профессиональных журналистов и использования в качестве репортеров военнослужащих. Такие методы были распространены во времена «холодной войны».
Несмотря на расформирование управления по стратегическому влиянию, опыт работы вооруженных сил в этом направлении не остался без внимания, и его специалисты все равно были востребованны. США заявили о намерении значительно усилить продвижение демократических ценностей в мусульманских странах. Для этого Вашингтон не намерен применять некую жесткую формулу политических преобразований, а планирует использовать индивидуальный подход к каждой из стран мусульманского мира. Таким образом, США рассчитывают постепенно преобразовать их авторитарные механизмы управления в современные и уникальные для каждого случая системы власти.
Информация о новых формах влияния попала в СМИ почти одновременно с сообщением для прессы о решении администрации создать так называемый отдел глобальных связей. Новая структура будет функционировать как координационный центр внешнеполитической пропаганды, придя на смену аналогичному органу с приставкой коалиционный, - тому, что был создан после трагедии 11 сентября для аккумулирования мирового негодования и направления этой энергии в выгодное для США русло. Именно тогда американцы всерьез задумались над тем, отчего в остальном мире накопилось столько откровенной неприязни к их богатой и процветающей стране и почему так широко распространилась нелюбовь к Соединенным Штатам, несмотря на то что они подают столь много достойных примеров для подражания.
Однако поиски ответов на эти вопросы не стали сколько-нибудь заметной тенденцией в развитии общественного сознания. И сегодня для американского мышления по-прежнему характерна склонность пренебрегать чужим мнением.
Теперь в Вашингтоне считают, что сферу публичной дипломатии надо реформировать под нынешние условия, которые не стали более благоприятными для США. Место достаточно предсказуемого цивилизованного оппонента в лице СССР занял неприятель-невидимка, неприятель-экстремист, квинтэссенция антиамериканских настроений, в которых перемешаны социальная безысходность, обычная людская зависть, решимость отстаивать свое понимание справедливости, недоверие к процессам глобализации и т. д.
Как законодатели, так и военное руководство страны главной задачей в области внешней пропаганды считают рассеивание антиамериканских настроений, формирование позитивного образа США. Предлагается использовать старые формы и методы применения такого способа воздействия, которые еще плохо приспособлены к новым условиям с учетом развития технических средств. Однако даже несмотря на высокий профессионализм специалистов по ведению информационно-психологических операций, они способны лишь частично и временно повлиять на мировое общественное сознание. Для более серьезного и глубокого воздействия на обширные аудитории союзников, нейтралов и тем более «изгоев» необходима не пропаганда «хорошей» политики, а изменение самой политической направленности внешнего курса США. Иными словами, нужны поступки, способные поколебать в массе откровенных врагов и европейских оппонентов этой страны старые убеждения и сформировать новые, выгодные для ее интересов. Если же Белый дом будет пытаться навязывать свои ценности с помощью грубого массированного идеологического давления, подкрепляемого военной мощью, Соединенные Штаты столкнутся с еще большим неприятием в мире.

Зарубежное военное обозрение 2006 №4

Категория: Информационное противоборство | Добавил: pentagonus (17.04.2006) | Автор: М. Шигов

Просмотров: 1751 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов