search
menu
person

NEWS AND UDATES


Печатная пропаганда в деятельности органов психологических операций ВС США в Афганистане и Ираке
HTML clipboard

Печатная пропаганда в деятельности органов психологических операций ВС США в Афганистане и Ираке

А. Нальдеев

Под печатной пропагандой в ВС США понимается подготовка, издание и распространение среди войск и населения противника, союзных и нейтральных государств пропагандистских листовок, газет, брошюр, книг и другой печатной продукции для оказания на них целенаправленного информационно-психологического воздействия (ИПВ).

В ходе антитеррористической операции ВС США «Несгибаемая свобода» в Афганистане американское командование уделяло повышенное внимание информационному обеспечению боевых действий. Помимо широкомасштабной кампании по формированию позитивного отношения мировой общественности к политике Соединенных Штатов на оперативно-тактическом уровне против формирований талибов и боевиков террористической организации «Аль-Каида» проводился ряд психологических операций (ПсО). Непосредственное руководство ими осуществляла специальная объединенная оперативная группа министерства обороны США с привлечением представителей госдепартамента, ЦРУ, информационного агентства ЮСИА и отдельных СМИ.

Основными целями печатной пропаганды органов ПсО американских ВС в Афганистане являлись:
- деморализация и склонение к прекращению сопротивления и сдаче в плен членов вооруженных формирований «Талибан» и «Аль-Каида»;
- разъяснение народу этой страны целей США и причин появления американских войск в регионе;
- завоевание симпатий и обеспечение сотрудничества со стороны местных жителей.

На перспективу органам ПсО была поставлена задача формирования проамериканской ориентации у местной политической элиты с целью обеспечения долговременного влияния США.

Основные материалы печатной пропаганды в Афганистане издавались и распространялись в форме листовок. Подготовка их текстов возлагалась на специалистов 6-го регионального батальона ПсО, а полиграфическое исполнение - на 3-й батальон подготовки и распространения материалов ПсО. Листовки распространялись с помощью авиации (самолеты С-130, С-141) и беспилотных летательных аппаратов с использованием специальных авиационных тар (вместимость 20-40 тыс. листовок) и авиационных бомб (30-80 тыс.).

С учетом низкой грамотности населения (менее 40 проц.) основной упор при подготовке листовок делался на изобразительные средства наглядной агитации. Тексты были в основном предельно краткими и простыми, рассчитанными на менталитет афганцев. Американские специалисты разработали десятки вариантов адресных листовок, предназначенных для различных слоев афганского общества.

Все информационно-пропагандистские материалы можно условно разделить на две категории: для мирного населения и для членов вооруженных формирований.

В информационно-пропагандистских материалах, предназначенных для членов вооруженных формирований, преобладали листовки устрашающего содержания, из которых следовало, что они обречены, что их лагеря и базы будут «залиты смертоносным ливнем огня с вертолетов». Всячески подчеркивалось техническое превосходство американцев: «Вы будете уничтожены до того, как ваши устаревшие радары засекут наши вертолеты», «наши ракеты попадут точно в твое окно». В некоторых листовках говорилось, что единственный выход для боевиков - «немедленная сдача в плен», как только в Афганистане появятся американские солдаты. Кроме того, в них предлагалось большое вознаграждение за информацию о местонахождении террористов. Делались попытки дискредитировать руководство талибов и «Аль-Каиды» в глазах населения и боевиков.

Кроме листовок и плакатов подразделения ПсО ВС США выпускали газеты. Так, ежемесячная газета «Мир», которая издавалась на языках дари, пушту и английском, освещала все новости в Афганистане, а также содержала материалы, оказывающие ИПВ на различные категории населения. Газеты раздавались в местах большого скопления людей, а также доставлялись в местные школы с учетом того, что многие из них не имели учебного материала для чтения.

Вместе с тем, по мнению бывшего командира 4-й группы ПсО ВС США полковника Ч. Борчини, содержание адресованных боевикам листовок, в которых «не было ничего, кроме элементарного запугивания», могло быть расценено афганцами, особенно пуштунами и белуджами, только как оскорбление и имело скорее отрицательный эффект.

Ошибочным был и расчет на то, что исламский фанатик, который постоянными молитвами и другими средствами самовнушения в лагерях
боевиков приучает себя к мысли о гибели за веру и заранее «отдаляется от земного мира», отреагирует на рассказ о гибели людей в Нью-Йорке и Вашингтоне так же, как американец или европеец, и осудит действия террористов. По его убеждению, террористы были «борцами за веру», а она позволяет мусульманину совершать любые действия против иноверцев, если же среди погибших неверных «торгашей» в небоскребах были добропорядочные люди, то они попали в рай (а недобропорядочные за свою мученическую смерть получили дополнительную возможность не попасть в ад).

Низкая эффективность воздействия большинства листовок объясняется недостаточным учетом американцами национально-психологических особенностей и менталитета местного населения.

Тщательно изучив проведенные психологические операции в Афганистане, эксперты ОКНШ пришли к выводу, что для достижения успешного результата необходимы два условия:
- Во-первых, при подготовке ПсО нужно тщательно продумывать тематику и содержание информационно-пропагандистских материалов. Они должны быть подготовлены с учетом национально-психологических особенностей населения и содержать убедительную информацию о мирном характере политики США в этом регионе.
- Во-вторых, собирать, систематизировать и распространять информацию, дискредитирующую лидеров бандформирований, а не тратить усилия и ресурсы на опровержение распространяемой боевиками информации.

Важным компонентом обеспечения военной операции ВС США «Свобода Ираку» стало проведение психологических операций частями и подразделениями ПсО из состава сил специальных операций ВС США. Главная цель проводимых ПсО заключалась в создании благоприятных условий для действий американских войск, направленных на ликвидацию военного потенциала Ирака (в том числе в области ОМП), свержение режима С. Хусейна и разгром баз террористических организаций, поддерживающих контакты с «Аль-Каидой». В ходе таких операций применялись главным образом традиционные формы ИПВ: радио- и телевещание, печатная и устная пропаганда.

Наиболее интенсивно в Ираке велась печатная пропаганда. В ней четко прослеживалось планомерное увеличение интенсивности' мероприятий по залистованию и тиража распространяемых информационно-пропагандистских материалов. Основным способом распространения листовок являлся их сброс с помощью агитационных бомб М129А1 с истребителей F-16. Для распространения листовок задействовались также самолеты ЕС-1 «Коммандо Соло» и стратегические бомбардировщики В-52Н. Кроме того, подразделениями по работе с гражданским населением (РГН) осуществлялась непосредственная раздача материалов населению. В ходе наземных боевых действий листовки распространялись с помощью 155-мм агитационных артиллерийских снарядов полевой артиллерии СВ и морской пехоты США.

Листовки* разрабатывались специалистами 4-й группы ПсО американских ВС в пункте ее постоянной дислокации (Форт-Брэгг, штат Северная Каролина) и должны были:
- разъяснять цели и задачи военной операции США;
- побуждать иракских военнослужащих к отказу от участия в боевых действиях;
- доказывать неизбежность поражения иракского режима, разгрома иракских войск и бесполезности их сопротивления, запугивать иракских военнослужащих полным уничтожением, склонять их к сдаче в плен, дезертирству, оставлению оружия при отступлении;
- побуждать иракцев к сотрудничеству с коалиционными силами, к отказу от разрушения инфраструктуры страны.

Американцами широко использовались информационно-пропагандистские материалы, призывающие иракские войска и граждан страны слушать радиопередачи американских сил ПсО и сообщающие частоты их радиовещания. Для большей наглядности на них изображались карта Ирака, передающие антенны и радиочастоты станций.

Кроме того, активно распространялись листовки, направленные на дискредитацию С. Хусейна и снижение его поддержки со стороны широких масс населения и армии Ирака. С ноября 2002 года в иракских городах началось распространение листовок с призывом к свержению диктатора «во имя безопасности страны». Он обвинялся, в частности, в организации массовых убийств «лучших сынов Ирака» и геноциде.

Заслуживает внимания еще одна психологическая акция американских сил ПсО. По данным информационного агентства Рейтер, накануне военной операции в офисы багдадских компаний и государственных учреждений поступили сотни посланий, направленных подразделениями ПсО американской армии. В них содержалась просьба к иракскому населению накормить и вылечить потерявшихся солдат. В письмах, в частности, говорилось: «Если вы встретите потерявшегося солдата коалиционных сил или пилота, чей самолет был сбит, пожалуйста, дайте ему воды и пищи, сколько сможете, и окажите медицинскую помощь, если он в ней нуждается. Затем укажите ему путь к безопасному месту, и вы будете вознаграждены!».

В целом специалисты критически оценивают содержание большинства печатных информационно-пропагандистских материалов. Они полагают, что листовки, очевидно, были подготовлены заблаговременно, без учета свежей оперативной информации и данных, отражающих изменения в обстановке и т. д. Цели и содержание некоторых материалов носили неопределенный характер, что снижало их пропагандистский заряд, особенно с учетом не очень высокого уровня образования основной массы населения Ирака. Часть листовок содержала очень резкие, практически неприемлемые и поэтому естественно не воспринимаемые иракским населением эпитеты, такие как «преступный режим Саддама», «жестокий режим» и т. д. Тексты листовок, как правило, были написаны на классическом арабском языке, который с трудом воспринимается в современном арабском обществе, а распространенный в Ираке диалект использовался редко.

По заявлению командующего ВВС США в зоне Персидского залива генерал-лейтенанта М. Мозли, листовки, сброшенные над территорией Ирака, оказали «сильное влияние на иракских военнослужащих, так как активность войск ПВО страны заметно снизилась, в результате чего полеты самолетов ВВС США над территорией этой страны стали более безопасными».

Таким образом, обеспечение боевых действий американских войск в Афганистане и Ираке при проведении психологических операций показало как сильные, так и слабые стороны различных форм пропаганды, в том числе и печатной, которая, однако, остается одним из наиболее эффективных средств информационно-психологического воздействия на войска и население противника.

* На рисунках.(стр. 24 и 25) приведены образцы четырех листовок, подготовленных американскими органами ПсО для распространения их в Афганистане и Ираке. Верхний рисунок - лицевая сторона, нижний - оборотная сторона листовки. Каждая листовка была отпечатана с текстом на английском и арабском языках при идентичности иллюстративного материала.

Зарубежное военное обозрение №8 2008 С.23-25

Смотрите также
Категория: Информационное противоборство | Добавил: pentagonus (20.09.2008) | Автор: А. Нальдеев
Просмотров: 4552 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar