Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Суббота, 03.12.2016, 22:39
Ключевые слова
Navy, авианосец, ВМС

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
ВМС общие вопросы [153]
Флот [140]
Авиация [87]
Морская пехота [77]
Уставы и руководства [7]
вооружение [86]
снаряжение [18]
Боевые операции [33]
Структура и организация [110]
Стратегия и тактика [74]
Техническое обеспечение [98]
История [24]
ТТХ [12]
НИОКР [83]

Поиск


Наш опрос
Who is more wise President of the United States?
Всего ответов: 405
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » ВМС » ВМС общие вопросы

Военно-морские силы США - курс в XXI век ч1

Военно-морские силы США - курс в XXI век ч1 ч2

Капитан 1 ранга В. Константинов

 * Численность корабельного состава американского флота наряду с оснащением его самыми современными и высокотехнологичными системами вооружения и военной техники (В и ВТ) продолжает оставаться одним из важнейших критериев, определяющих уровень боевых возможностей ВМС в мирное время, в кризисных ситуациях или в условиях войны. Структуре флота, претендующего на роль ведущего в мире, а также его действующему боевому составу военное руководство страны по-прежнему уделяет пристальное внимание. Тенденция к последовательному сокращению корабельного состава ставит, по мнению американских адмиралов, под угрозу успешность выполнения стоящих перед флотом задач уже в ближайшем будущем. Так, за последнее десятилетие американский флот сократился с 550 боевых кораблей и вспомогательных судов (без учета транспортных средств командования морских перевозок) в 1988 году до 330 в 1999-м, а в настоящее время насчитывает уже до 315 единиц. Если новая американская администрация сохранит в силе существующие планы, то к 2003 году произойдет дальнейшее сокращение корабельного состава - до 305 единиц (табл. 1), обеспечивающих тем не менее формирование 12 авианосных многоцелевых групп (АМГ), включающих 11 авианосцев в регулярном флоте и один учебный в резерве, десять регулярных и одно резервное авиакрыло палубной авиации, а также 12 амфибийно-десантных групп (АДГ, 39 десантных кораблей); развертывание 14 ракетных (ПЛАРБ) и 50 многоцелевых атомных (ПЛА) подводных лодок, 116 надводных кораблей классов крейсер, эсминец и фрегат (четыре в экстренном резерве), 19 минно-тральных кораблей (восемь в экстренном резерве) и 55 вспомогательных судов. При сохранении темпов строительства новых кораблей примерно по шесть-семь в год (программой 1999 - 2003 годов предусматривалось финансирование постройки 33 кораблей в размере 39 млрд долларов) численность флота снизится в дальнейшем, по расчетам специалистов, до 250 боевых единиц, что, по оценкам командования, поставит под угрозу обеспечение национальной безопасности. По мнению ряда военных обозревателей, чтобы избежать в перспективе дальнейшего сокращения корабельного состава, потребуется существенно увеличить ассигнования на кораблестроительные программы, выделяя дополнительно по 900 - 1 600 млн долларов в год, и после 2005 года ежегодно финансировать строительство 10-12 кораблей.

Таблица 1 Динамика изменения корабельного состава ВМС США
Категории и классы кораблей Финансовые годы
1988 19991 2003
Авианосцы 14 12 (1)2 12(1)
Линкоры 3 -  
Крейсера 38 27 27
Эскадренные миноносцы 68 51 62
Фрегаты 97(12) 37 (10) 27(4)
ПЛА 100 57 50
ПЛАРБ 37 18 14
Десантные корабли 53(2) 41(2) 39
Минно-тральные корабли 17(13) 27(15) 19(8)
Суда обслуживания 66 24 21
Суда подвижного тылового обеспечения 58 38 34
ВСЕГО 551 332 305
1 По состоянию на 1.07.99.
2 В скобках - в том числе корабли экстренного резерва.

В последней кораблестроительной программе на 2000 - 2005 финансовые годы (табл. 2) прослеживается тенденция к некоторому увеличению количества планируемых к постройке кораблей (до восьми в год), но эти цифры по-прежнему не удовлетворяют командование ВМС. Вместе с тем нельзя не отметить следующие особенности бюджетной заявки на 2000 - 2001 финансовые годы. При постоянной доле ВМС в бюджете министерства обороны США, составляющей 31,2 проц., они запросили на 2000 год 83,3 млрд долларов с возможным увеличением этой суммы в 2001-м до 87,3 млрд. При этом, если в текущем году расходы на НИОКР снижаются на 11,3 проц. по сравнению с 1999 годом, а в 2001 -м -еще на 2,5 проц., то на приобретение В и ВТ они существенно возрастают (с 17,4 млрд долларов в 1999 году до 22 и 26 млрд в 2000-м и 2001-м соответственно), а затраты на строительство кораблей в эти годы составят 6,3; 6,8 и 12,1 млрд долларов.

Рассматриваемая программа призвана обеспечить достижение ряда долгосрочных целей - поддержание корабельного состава флота на уровне 300 единиц, позволяющем развертывать 12 АМГ (преимущественно с атомными авианосцами во главе) и 12 АДГ, каждая из которых будет состоять из универсального десантного корабля (УДК), десантно-вертолетного корабля-дока (ДВКД) и десантного корабля-дока (ДКД). По завершении финансирования строительства последней серии эсминцев УРО типа "Орли Бёрк", с 2004 года намечено перейти к постройке так называемых "эсминцев XXI века" - DD-21. Устаревшие десантные корабли будут полностью заменены новыми, а 12 транспортов (T-ADC) восполнят состав групп подвижного тылового обеспечения. Штабные корабли новой постройки существенно повысят возможности по управлению силами в море.

Помимо постройки новых надводных кораблей и подводных лодок, в эти же годы намечено провести ремонт с перезарядкой ядерных реакторов двух авианосцев и выполнить работы по модернизации 26 десантных катеров на воздушной подушке типа LCAC.

Авианосцы. Корабли этого класса олицетворяют боевую мощь американского флота. В настоящее время в строю находятся 12 авианосцев - девять атомных (АВМА) и три с обычной энергетической установкой (АВМ). Ни одна страна в мире не располагает такими крупными боевыми кораблями (водоизмещением 80-100 тыс. т), способными нести на борту авиакрыло в составе 80 самолетов и вертолетов, включая 50 ударных самолетов, до 3 тыс. т авиационных боеприпасов, десятки тысяч тонн авиационного топлива и пополнять запасы с судов снабжения непосредственно в районе боевых действий. Тем не менее командование ВМС утверждает, что для качественного выполнения возлагаемых на авианосные силы задач как в военное, так и в мирное время в составе флота необходимо иметь, как минимум, 15 авианосцев. Только таким их количеством (с учетом небоеготовых) можно обеспечить, по его оперативным расчетам, постоянное по времени прикрытие трех традиционно главных зон ответственности-западной части Тихого океана, Средиземного моря и Персидского залива.

Таблица 2 Кораблестроительная программа  ВМС на 2000-2005 финансовые годы
Классы и типы кораблей 2000 2001 2002 2003 2004 2005 Итого
АВМА типа "Нимитц" (CVN77)   1         1
ПЛА типа "Вирджиния"   1 1 1 1 1 5
ЭМ УРО типа "Орли Бёрк" 3 3 3 3     12
ЭМ типа DD-21         1 3 4
УДК типа "Уосп"           1 1
ДВКД типа "Сан-Антонио" 2 2 2 2 2   10
ТР типа Т-АDС(Х) 1 1 2 2 3 3 12
ШК типа JCS         1 1 2

ВСЕГО

6 8 8 8 8 9 47

Однако реально учитывая высокую (более 5 млрд долларов) стоимость строительства этих кораблей и необходимость плановой замены авианосцев, построенных в 60-е годы, специалисты ВМС полагают, что, если только не будет принято решение о расконсервации кораблей, переданных в резерв, вряд ли следует ожидать увеличения их количества в ближайшем будущем. В1998 году вошел в строй АВМА "Трумэн" (CVN-75, типа "Нимитц"), заменивший в составе флота АВМ "Индепенденс". Ведется строительство АВМА "Рейган" (CVN-76), который в 2003 году будет передан флоту и придет на смену АВМ "Констеллейшн". Согласно утвержденной кораблестроительной программе в период 2001 - 2008 годов намечается построить десятый и последний авианосец типа "Нимитц" - CVN-77 (для замены АВМ "Китти Хок"). После этого должно быть развернуто строительство авианосцев нового типа СVX, проектирование которого ведется с 1996 года.

На начальном этапе работ над проектом авианосца распоряжением министра ВМС была сформирована консультативная комиссия, которая, сотрудничая с экспертами флота и промышленности, в частности, по проблемам перспективных технологий, призванных "повысить оперативную гибкость" нового авианосца, выработала следующие рекомендации. Корабль должен иметь водоизмещение не менее 100 тыс. т и большую полетную палубу для базирования на нем авиакрыла полного состава и обеспечения полетов перспективных самолетов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов (БЛА) практически в любых метеоусловиях. Целесообразным признано оснащение авианосца ядерной энергетической установкой (ЯЭУ), позволяющей осуществлять его экстренный переход в район предназначения на высокой скорости хода без дозаправки топливом (в связи с этим проект получил обозначение CVNX). Единая электроэнергетическая система должна обеспечить не только работу вспомогательных механизмов, но и применение перспективных систем оружия. В интересах повышения живучести корабля комиссия рекомендовала принять меры по снижению акустической и электромагнитной сигнатур, а в целях экономии средств - сократить численность экипажа, стоимость строительства и эксплуатационные расходы, а также исключить необходимость перезарядки ядерных реакторов.

Приняв эти рекомендации, командование ВМС вместе с тем отказалось от первоначального варианта проекта из-за его высокой стоимости (имелась в виду разработка совершенно нового архитектурно-конструктивного типа корабля) и предпочло эволюционный переход к проектированию нового корпуса после завершения дополнительных исследований и внедрения в практику кораблестроения новейших технологий. На это, по оценке разработчиков, потребуется около 20 лет, в течение которых будут построены три корабля: CVN-77, CVN-78 (или CVNX-1, период строительства 2006 - 2013 годы) и CVN-79 (или CVNX-2, войдет в состав флота в 2018-м) с корпусом авианосца типа "Нимитц". Наряду с целевой установкой на создание авианосца, существенно превосходящего по боевым возможностям существующие корабли этого класса, перед проектировщиками была поставлена задача обеспечить снижение стоимости жизненного цикла корабля на 20 проц. Поскольку при 50-летнем сроке службы она может составить 21-22 млрд долларов, командование ВМС намерено изыскивать меры, которые не только позволят в условиях финансовых ограничений содержать в составе флота намеченное количество авианосцев, но и использовать сэкономленные средства на создание и развитие других видов вооружений и военной техники. Поскольку до 40 проц. (около 9 млрд долларов) вышеуказанной суммы приходится на содержание личного состава, предусматривается значительное сокращение численности экипажа авианосца - с 3,5 до 2,5 тыс. человек. Это требование частично будет реализовано уже при строительстве CVN-77, который станет промежуточным между существующими АВМА типа "Нимитц" и кораблями нового проекта по конструкции, характеристикам и техническим решениям.

После Второй мировой войны американские авианосцы интенсивно применялись в ряде войн и многочисленных вооруженных конфликтах (Корея, Вьетнам, Персидский залив и др.) и продемонстрировали не только гибкость и эффективность боевого использования, но и неуязвимость. Что же касается конфликтов XXI века, то командование ВМС США обеспокоено тем, что некоторые страны "третьего мира" или террористические группы могут попытаться уничтожить или повредить корабль даже такого класса, чему способствует широкое распространение в мире высокоточного оружия. Угрозу для авианосцев могут представлять управляемые ракеты, кумулятивные боеприпасы, новейшие торпеды, самолеты, несущие напалм или крылатые ракеты как с обычными, так и, возможно, с химико-биологическими боевыми частями. В связи с этим наряду с совершенствованием конструктивной защиты и средств самообороны разработчики проекта стремятся снизить радиолокационную и оптоэлектронную заметность перспективных авианосцев. На современных кораблях этого класса одна только надстройка, возвышающаяся на 30 м над верхней палубой, обладает эффективной поверхностью рассеяния (ЭПР), равнозначной ЭПР эсминца УРО типа "Орли Бёрк". Исследования по проекту CVNX подтвердили целесообразность замены крупной надстройки двумя небольшими, применения конформных антенн, закругленного сопряжения бортов с полетной палубой, специальных покрытий и других мер, связанных с использованием технологии "стелт", а также все или часть самолетоподъемников разместить не побортно, а в диаметральной плоскости корабля. Речь идет не о том, чтобы сделать новый авианосец "невидимым", задача разработчиков - настолько снизить ЭПР, чтобы радиолокационное изображение АВМА не отличалось от остальных кораблей походного или боевого ордера.

АВМА CVN-78 (с корпусом авианосца типа "Нимитц") будет оборудован новой ЯЭУ и электроэнергетической системой, которая позволит обеспечить оснащение корабля электромагнитными катапультами и высокоточным оружием самообороны, энергопитание новых РЛС и перевод на электроэнергию вспомогательных паровых систем. Эти и другие нововведения получат дальнейшее развитие при проектировании АВМА CVN-79, у которого будет корпус новой (возможно катамаранной) конструкции, что позволит увеличить площадь полетной палубы, и перспективная система электродвижения.

Срок службы авианосцев предыдущих типов варьировался в зависимости от типа энергетической установки. Например, АВМ "Америка", выведенный из состава флота в 1996 году, эксплуатировался в течение 31 года, а АВМА "Энтерпрайз", подлежащий выводу в 2013 году, прослужит 52 года. Для перспективных авианосцев период эксплуатации составит ориентировочно 50 лет. С учетом прошлого опыта, в течение этого срока корабль, как прогнозируют разработчики проекта, сможет принять участие в трех крупных региональных конфликтах и не менее чем в 20 - меньшего масштаба, обеспечить 500 тыс. взлетов и посадок самолетов, провести 6 000 сут в море и пройти около 3 млн миль. С учетом ротации членов экипажа за это время на его борту пройдут службу до 100 тыс. человек.

Наряду с разработкой нового проекта предпринимаются меры по совершенствованию действующих авианосцев, в первую очередь за счет оснащения их современным радиоэлектронным вооружением и обновления самолетного парка. В последние годы повышены возможности корабельного разведывательного центра: оборудование системы спутниковой связи "Челлендж Атена" позволяет осуществлять обмен данными между авианосцем и взаимодействующими силами со скоростью 1,54 Мбит/с, включая прием и передачу видеоизображений в цифровой форме, обеспечивающей формирование полной и достоверной картины обстановки в заданном районе в реальном масштабе времени. Полученные изображения могут, в частности, использоваться при планировании и выполнении ударов крылатыми ракетами с помощью системы JSIPS (Joint Services Imaging Processing System). Другая цифровая система - DCRS (Digital Camera Receiving Station) поможет осуществлять сбор и обработку данных от разведывательных самолетов.

Типовое, или стандартное, авиакрыло авианосной авиации в настоящее время включает не менее 76 машин, в том числе: 14 самолетов F- 14А "Томкэт", 36 истребителей-штурмовиков F/A-18C/D "Хорнет", по четыре самолета ДРЛО Е-2С "Хокай" и РЭБ - ЕА-6В "Проулер", восемь противолодочных самолетов S-3B и два РТР ES-3 А "Викинг", шесть противолодочных вертолетов SH-60 и два вертолета обеспечения НН-60 "Си Хок".

С 1992 года ведется разработка самолета F/A-18 "Супер Хорнет" в двух модификациях: Е (одноместный) и F (двухместный), которые будут иметь увеличенные полезную нагрузку и радиус действия. Начиная с 1996 года семь опытных образцов машины, поставленных фирмой "Боинг", выполняют трехлетнюю программу летных испытаний. Предварительные морские испытания проводились с борта АВМА "Стеннис" в 1997 году, а основные - в IV квартале 1999-го. Принятие самолета на вооружение намечено на 2001 год. Его серийное производство, планируемое до 2015 года включительно, составит от 548 до 785 машин.

Создание истребителя-штурмовика "Супер Хорнет" имеет целью компенсировать те потери, которые понесла авианосная авиация со снятием с вооружения штурмовиков А-6 "Интрудер", поскольку пришедший на смену F/A-18C при всех его достоинствах уступает ему по таким характеристикам, как радиус действия, боевая нагрузка и всепогодность. Как отмечается в американской печати, изменения, внесенные в конструкцию, позволили на 33 проц. увеличить запас топлива и соответственно дальность полета. Благодаря более совершенным аэродинамическим формам и применению радиопоглощающих материалов снижена ЭПР самолета. Количество узлов подвески возросло с девяти до 11, а боевая нагрузка превышает 8 000 кг. Самолет сможет нести различные виды оружия: УР "Сайдвиндер", "Спарроу", AMRAAM класса "воздух - воздух", противокорабельные ракеты (ПКР) "Гарпун", УР "Слэм", "Слэм-ER", "Мейверик" класса "воздух - поверхность", ракеты РЭБ "Харм", "Шрайк", управляемые ("Уоллай") и неуправляемые авиабомбы, мины, неуправляемые ракеты, а также новейшие боеприпасы типов JDAM и JSOW. Он будет оснащен многофункциональной РЛС APG-73 и разрабатываемой системой РЭБ - IDECM.

Самолет "Томкэт" F-14, созданный как дальний перехватчик, после оборудования прицельно-навигационной системой AAQ-14 LANTIRN способен наносить удары по наземным объектам. Кроме того, он может привлекаться к выполнению разведывательных задач при оснащении его подвесным контейнером TARPS, содержащим оптоэлектронную аппаратуру для получения изображений, которые передаются по УКВ линиям связи на дальность более 300 км. В связи с устареванием и поступлением на флот F/A 18Е/ F "Супер Хорнет" самолеты F-14 будут сниматься с вооружения: сначала F-14A (130 единиц) и F-14В (74) к 2007 году, а затем и F-14D (47) к 2010-му.

Помимо собственных программ развития авиации, ВМС принимают участие в программе JSF, предусматривающей разработку единого для всех видов вооруженных сил истребителя-штурмовика. При удачном завершении испытаний заказ на производство этого самолета может быть выдан в 2008 году.

Самолеты "Хокай" и "Проулер" состоят на вооружении с начала 70-х годов. С тех пор они неоднократно модернизировались, но, как и у противолодочного самолета "Викинг" (теперь он чаще используется в качестве заправщика или разведчика) или транспортного "Грейхаунд", в следующем десятилетии их срок службы заканчивается. На замену им ВМС рассчитывают к этому времени создать самолет CSA (Common Support Aircraft). Поскольку самолеты предназначаются для выполнения различных задач, они будут иметь (в одном фюзеляже) разновариантное оборудование. В то же время осуществляется программа модернизации 22 самолетов "Хокай" ("Хокай-2000") путем оснащения их новыми РЛС, вычислительной техникой и средствами связи.

Программы усовершенствования авиационной техники распространяются и на вертолеты. В первом десятилетии XXI века противолодочный вертолет SH-60F будет модернизирован, получит на вооружение ПКР и станет многоцелевым (SH-60R). В более отдаленной перспективе (2010 - 2020 годы) планируется создание единого палубного вертолета JRA.

В результате реализации упомянутых выше программ в состав авиакрыла 2015 года могут входить 24 F/A-18E, 14F/A-18F, 12 JSF, четыре F/A-18 в варианте самолета РЭБ, 14-16 самолетов CSA, шесть вертолетов. Оснащение этих самолетов высокоточным оружием позволит, как считают в штабе ВМС, изменить расчет наряда самолетов для выполнения задачи, исходя при этом не из количества самолето-вылетов для поражения одной цели, а из числа целей, которые может уничтожить один самолет.

Опыт применения авианосной авиации в Югославии и в ходе операции "Буря в пустыне" против Ирака показал, что в современных конфликтах до 80 проц. целей являются подвижными. По оценке специалистов штаба ВМС, через 20 мин после обнаружения около 90 проц. объектов не меняют своего местоположения, через 50 мин -лишь 50 проц., а через 160 мин - только 10 проц. обнаруженных целей остаются на прежнем месте. Поэтому традиционный ("пленочный") способ предоставления информации не обеспечивает своевременное применение оружия. Существующий 12 - 36-часовой цикл "обнаружение - планирование - удар" эффективен при действиях по стационарным объектам и не более чем по 10 проц. подвижных целей. ВМС планируют к 2003 году сократить этот цикл до 1 ч благодаря передаче полученных изображений с помощью цифровых линий связи. Вооружение боеприпасами с наведением по изображению объекта позволит в дальнейшем сократить его до 20 мин, чему, в частности, будет способствовать разрабатываемая система DPSS (Digital Precision Strike Suite), основное предназначение которой -сопоставлять полученные изображения с теми, что хранятся в банке данных. Система позволит использовать национальную базу данных для определения координат обнаруженных подвижных объектов и выработки целеуказания для оружия.

Как известно, авианосцы действуют в составе авианосных многоцелевых (АМГ) и ударных (АУГ) групп, который в зависимости от поставленных задач и наличия боеготовых сил может меняться. Типовым считается следующий состав группы: один авианосец с полным авиакрылом, шесть надводных кораблей (в том числе три крейсера или эсминца с системой оружия "Иджис". до четырех кораблей с КР) с противолодочными вертолетами на борту (до десяти), две атомные подводные лодки (из них по крайней мере одна с установкой вертикального пуска КР), универсальный транспорт снабжения.

* HTML clipboardНачало см.: Зарубежное военное обозрение. - 1999. - № 8. - С. 44 - 51

(Продолжение следует)

HTML clipboard

Зарубежное военное обозрение №3 2000 С.40-50

Категория: ВМС общие вопросы | Добавил: pentagonus (02.01.2008) | Автор: Капитан 1 ранга В.Константинов

Просмотров: 5590 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов