Командование морских перевозокКапитан 1 ранга Д. Рюриков В целях обеспечения стратегической мобильности всех компонентов вооруженных сил США, что, по мнению военно-политического руководства страны, приобрело еще большее значение, чем прежде, в связи с наличием реальной опасности возникновения непредсказуемой угрозы национальным интересам в различных регионах мира, в 1987 году было создано объединенное командование стратегических перебросок (ОКСП) ВС США. На новое командование была возложена ответственность за выполнение всего комплекса задач, связанных с обеспечением стратегической мобильности национальных вооруженных сил, в том числе за координацию транспортных перевозок воздушными, морскими и наземными транспортными средствами в интересах МО США. В состав ОКСП вошли соответствующие командования видов ВС: воздушных перебросок ВВС, морских перевозок ВМС и воинских перевозок СВ. Стратегическая мобильность американских ВС достигается, во-первых, экстренной переброской оперативных формирований сил быстрого развертывания в районы, где возникает угроза национальным интересам; во-вторых, наличием в передовых районах ТВД стационарных наземных складов и заблаговременно развернутых мобильных судов-складов, на которых сосредоточены боевая и военная техника, а также необходимые запасы средств МТО для прибывающих войск, и, в третьих, собственно силами и средствами объединенного командования стратегических перебросок ВС США. Командование морских перевозок (КМП) ВМС США по своей универсальности является одним из важнейших компонентов ОКСП. Задачи, организация и судовой состав КМП и стали предметом рассмотрения в данной публикации. Универсальность КМП ВМС заключается в его способности и активном участии в решении практически всего комплекса задач, связанных с обеспечением стратегической мобильности ВС США. Судовой состав КМП обеспечивает транспортировку морем и своевременную доставку войск и военных грузов в передовые районы с целью усиления группировок ВС и обеспечения их боевой устойчивости. По оценкам западных специалистов, около 95 проц. всего объема транспортируемых войск и военных грузов в интересах МО и видов ВС приходится на судовой состав командования. Часть крупнотоннажных транспортов КМП (в том числе зафрахтованных у частных компаний) комплектуют эскадры судов-складов передового (заблаговременного) складирования ВВТ и предметов МТО для развертываемых в чрезвычайной обстановке экспедиционных формирований МП, СВ и ВВС. Суда подвижного тылового обеспечения и обслуживания из состава КМП обеспечивают повседневную деятельность и боевую подготовку сил флота, а также несение боевой службы в составе передовых группировок ВМС. Специализированные суда командования занимаются разведывательной деятельностью, ведут исследования в интересах МО в области океанографии, гидрографии, космического пространства, испытания ракетного оружия, а также в составе антарктических и арктических экспедиций. Экипажи судов КМП комплектуются в основном гражданским персоналом, но, как правило, включают офицеров и специалистов регулярных сил или организованного резерва ВМС. В 2008 году общая численность персонала КМП составляет около 9 000 человек. Из них более половины - это гражданские моряки КМП (федеральные служащие, так называемые CIVMARs - civil srevice mariners), а остальные - гражданские служащие береговых учреждений, военнослужащие и резервисты ВМС, а также экипажи зафрахтованных судов. Командование морских перевозок ВМС как межфлотское причислено в настоящее время к командованию сил флота США (USFFCOM). Его возглавляет командующий (штатно-должностная категория - вице-адмирал), штаб которого находится в Вашингтоне. Командующий КМП обеспечивает материально-техническую готовность судового состава к экстренной погрузке и транспортировке войск и грузов в интересах как ВМС (по директивам командующего силами флота США и начальника штаба ВМС), так и министерства обороны (по указаниям командующего ОКСП ВС США). По вопросам финансовой политики командующий КМП подчинен помощнику министра ВМС по НИОКР и приобретению техники. В распоряжении командующего КМП находится командование обеспечения флота морских воинских перевозок (Military Sealift Fleet Support Command), а также пять зональных командований морских перевозок тылового обеспечения (Sealift Logistics Command): на Атлантике, в Тихом океане, в Европе, в зоне ответственности ОЦК и на Дальнем Востоке. Зональные командования КМП, как правило, занимаются вопросами заключения договоров о фрахте судов, своевременной обработки грузов, доставляемых судами КМП, а также планированием транспортировки войск и грузов в соответствии с графиком движения транспортных судов в пределах зоны своей ответственности соответствующих оперативных флотов. Командование обеспечения флота морских воинских перевозок (штаб - в ВМБ Норфолк) занимается вопросами подготовки и комплектования гражданскими моряками и военнослужащими ВМС экипажей судов КМП, находящихся в собственности правительства США или зафрахтованных им (более 40 судов, в основном из состава вспомогательного флота), отвечает за техническую готовность судового состава, а также выполняет функции финансового контроля и контрактного обеспечения этих судов. Организацией ремонта, технического обслуживания и снабжения средствами МТО судов КМП занимаются шесть центров командования, расположенные в Неаполе (Италии), Манаме (Бахрейн), Сингапуре, Иокогаме (Японии), Сан-Диего (США, штат Калифорния) и на о. Гуам (Марианские о-ва). Командование морских перевозок тылового обеспечения на Атлантике (штаб в ВМБ Норфолк) обеспечивает транспортировку средств МТО и боеприпасов для ВС США в Западной Атлантике и Мексиканском заливе, а также несет ответственность за тыловое обеспечение сил 2-го и 4-го оперативных флотов ВМС США. Суда КМП этого командования принимают активное участие в обеспечении деятельности ВС США и их союзников в Ираке, а также при проведении совместных учений ВМС на Атлантике. Оперативное управление транспортными перевозками морем войск и грузов, административное руководство и тыловое обеспечение судов КМП, находящихся в пределах зоны своей ответственности, командование морских перевозок тылового обеспечения на Атлантике осуществляет через штаб и представительства в пяти портах США: Санни-Пойнт (штат Северная Каролина), Чарлстон (Южная Каролина), Бомонт (Техас), Порт-Канаверал и Джексонвилл (Флорида).
Командование морских перевозок тылового обеспечения в
Европейской зоне (штаб в г. Неаполь, Италия) возглавляет командующий,
который одновременно является командиром 63-го оперативного соединения 6-го
флота США на Средиземном море. С 2007 года на него возложены также обязанности
по обеспечению сил американского военного присутствия в регионах Центральной,
Западной и Юго-Восточной Африки (в составе 60.3 и 60.5 оперативных групп,
трансформированных позднее в 365-е и 363-е оперативные соединения
соответственно). Таким образом, суда из состава командования обеспечивают
своевременную доставку военных грузов и средств МТО в пределах зоны
ответственности ОК ВС США в Европе, включающей в настоящее время и Африканский
регион. Кроме того, это командование снабжает средствами МТО корабли оперативных
формирований ВМС США и стран НАТО при несении ими боевой службы и проведении
совместных учений, в том числе действующих в Ираке и Афганистане.
Представительства командования имеются в портах Рота (Испания), Роттердам
(Нидерланды) и Суда-Бей (Греция). Командованию подчинена 1-я эскадра
судов-складов. Командование морских перевозок тылового обеспечения на Дальнем Востоке (штаб в Сингапур) обеспечивает перевозку войск и грузов между портами в интересах командования ВС США в Тихоокеанской зоне и 7-го оперативным флотом США в западной части Тихого океана. Обеспечивая средствами МТО корабли ВМС США и других стран в море при несении боевой службы и проведении совместных учений, суда из состава командования посещают также порты стран Юго-Восточной Азии, в частности, с целью оказания населению гуманитарной помощи, в том числе в случае стихийных бедствий. Командование имеет подразделения в Республике Корея (Пусан), на о. Окинава (Наха) и о. Диего-Гарсия. Кроме того, командованию подчинены 2-я (Диего-Гарсия) и 3-я (о-ва Гуам и Сайпан) эскадры судов-складов. Командование морских перевозок тылового обеспечения в восточной и центральной части Тихого океана (штаб в ВМБ Пойнт-Лома, г. Сан-Диего) обеспечивает транспортировку войск и военных грузов между портами в пределах зоны ответственности 3-го оперативного флота США через свое подразделение ВМБ Пёрл-Харбор (Гавайские о-ва) и представительства в Сан-Франциско (штат Калифорния) и Сиэтл (Вашингтон). Суда КМП осуществляют воинские перевозки в интересах как флота, так и расквартированных в регионе войсковых формирований ВС США. Кроме того, они доставляют грузы гуманитарной помощи в порты ряда стран Латинской Америки, а также ежегодно совершают рейсы в Антарктиду, доставляя грузы в порт Мак-Мёрдо для американской научной антарктической экспедиции.
Судовой состав командования морских перевозок ВМС подразделяется на следующие
категории: Вспомогательный флот ВМС включает 40 судов различного назначения, в том числе 30 - подвижного тылового обеспечения и 10 - тылового обслуживания. Экипажи судов укомплектованы преимущественно гражданским персоналом. Однако основные командные должности, в том числе связанные с обеспечением управления и связи, хранения боеприпасов и эксплуатацией транспортных вертолетов, занимают, как правило, офицеры и специалисты регулярных сил и организованного резерва ВМС. Суда подвижного тылового обеспечения обладают большой автономностью плавания и предназначены для восполнения запасов средств МТО боевых кораблей сил флота (как правило в составе АУГ и ЭУГ) и экспедиционных формирований морской пехоты, находящихся на переходе морем или в составе передовых группировок ВМС. Суда тылового обслуживания привлекаются для выполнения таких задач, как обеспечение буксировочных и поисково-спасательных работ, оказание медицинской и гуманитарной помощи. Суда вспомогательного флота входят в состав и учитываются при определении численности корабельного состава ВМС, но ответственность за их содержание в готовность к выполнению свойственных им задач возложена на КМП. Суда специального (целевого) назначения ВМС предназначены и используются для проведения широкого спектра научных исследований, а также разведывательных операций в интересах МО и других правительственных структур США. В настоящее время таких специализированных судов в составе КМП насчитывается 26 единиц. Их классификация по назначению приведена в таблице (см. справочные данные). Корабли измерительного комплекса (T-AGM) предназначены для инструментального контроля за пусками и полетами БР и космических аппаратов, измерения параметров траектории их полета и сбора других телеметрических данных. Суда гидроакустической разведки (T-AGOS) проводят океанографические исследования, а также используются для дальнего гидроакустического обнаружения подводных лодок с помощью буксируемых антенн системы SURTASS. Океанографические суда (T-AGS) занимаются гидрографическими исследованиями, оборудованием океанских (морских) ТВД навигационными средствами обеспечения безопасности мореплавания, а также проводят магнитометрические и гравитометрические съемки, в том числе в интересах стратегических ядерных сил морского базирования, а кабельное судно «Зевс» (T-ARC 7) - прокладкой и ремонтным обслуживанием подводных кабелей связи. Специализированные суда типов «Си», «Чест» и HOS используются КМП по фрахту (или лизингу) у частных компаний для обеспечения ПЛ и сил специальных операций (ССО)' ВМС. Плавбаза ПЛ «Эмори С. Ленд» (AS 39), переданная в КМП из состава флота в 2008 году, предназначена для тылового обеспечения и обслуживания многоцелевых подводных лодок (вторая ПБС ПЛ этого типа - «Фрэнк Кейбл» - остается в составе флота и обслуживает атомные ракетные подводные лодки). На штабных кораблях типа «Блю Ридж» размещается обычно походный штаб оперативного флота. Один из них (LCC 19) относится к амфибийно-десантным силам флота, другой - LCC/JCC 20 «Маунт-Уитни» - числится в составе КМП.
Суда заблаговременного складирования ВВТ и запасов МТО заранее размещены в
передовых районах ТВД, имея на борту вооружение и военную технику, а также
запасы средств МТО, предназначенные для трех экспедиционных бригад морской
пехоты, соединений сухопутных войск и ВВС на случай их экстренного
развертывания. Личный состав развертываемых соединений перебрасывается в район
боевого предназначения воздушным транспортом. В состав этой категории судов
входят 15 судов-складов МП (Maritime Prepositioning Ships), девять СВ (Army
Prepositioned Stocks-3 ships), три ВВС, два авиации МП, один ВМС и три
вспомогательных судна. Большая часть этих судов организационно сведена в три
эскадры, которые заблаговременно развернуты и базируются: 1-я эскадра - в портах
европейских стран Средиземноморского бассейна и Восточной Атлантики (Т-АК 3008
«Джон П. Бобо» и T-AKR 3016 «Рой М. Уит»), 2-я эскадра -в ВМБ Диего-Гарсия
(архипелаг Чагос, Индийский океан -Т-АК 3005 «Матей Ко цак», Т-АК 3006 «Юджин А.
Обрегон», Суда обеспечения стратегических морских перевозок используются для океанских и морских перевозок войск и военных грузов в передовые районы для усиления и повышения боевой устойчивости группировок ВС США, развернутых или дополнительно развертываемых на ТВД. Кроме того, эти суда выполняют специальные перевозки грузов в интересах МО и правительства США, а также обеспечивают учения, проводимые ВС США и их союзниками на океанских (морских) и континентальных ТВД. В 1976 году в целях повышения мобилизационных возможностей КМП в его составе был создан резерв КМП первой очереди (Ready Reserve Force). В соответствии с «Добровольным соглашением по обеспечению военных перевозок», заключенным между МО и управлением морского флота министерства транспорта США (MARAD), в судовой состав резерва вошли торговые суда морского флота MARAD, суда частных судоходных компаний, а также американских компаний, зарегистрированных за рубежом и заключивших соответствующие соглашения с министерством транспорта США. По состоянию на октябрь 2008 года резерв КМП первой очереди включает 51 судно: два танкера, шесть крановых судов, два лих-теровоза, два транспорта повышенной грузоподъемности, два сухогруза, семь быстроходных транспортов типа «Алгол» и 27 транспортов класса «ро-ро». В это же число входят сухогруз Т-АК 5029 «Кейп-Джейкоб» и два судна-склада - T-AVB 3 «Райт» и T-AVB 4 «Кёртис», временно задействованные по программе заблаговременного складирования.
Все суда резерва КМП первой очереди (в таблицу не включены) находятся на
стоянках резервного флота национальной обороны США (РФНО): Джеймс-Ривер (штат
Виргиния), Бомонт (Техас) и Сусун-Бей (Калифорния). Суда резерва КМП содержатся
в 4-, 5-, 10- или 20-суточной готовности к выходу в море. Зарубежное военное обозрение. №10 2008 С. 61-65 Смотрите также | |
| |
Просмотров: 6940 | |
Всего комментариев: 0 | |