search
menu
person

NEWS AND UDATES


Состояние и перспективы развития авиации ВМС США ч2 (2004)

Состояние и перспективы развития авиации ВМС США часть 2

Капитан 1 ранга Д. Рюриков,
капитан 2 ранга А. Васильев

Базовая авиация флота первоначально предназначалась в основном для ведения разведки и наблюдения за оперативной обстановкой в определенных районах океанских (морских) ТВД, поиска и слежения за подводными лодками и надводными кораблями с целью определения характера их деятельности и в случае необходимости борьбы с ними. Эти задачи не потеряли своей актуальности и в современных условиях, но после окончания периода «холодной войны» более приоритетными могут быть такие, как:
- ведение разведки в прибрежных районах и на приморских направлениях, где возникает напряженность и существует вероятность развития кризисной ситуации или вооруженного конфликта;
- участие в демонстрации военного присутствия на начальном этапе развития конфликта, а в случае необходимости военного вмешательства - выдача данных целеуказания кораблям - носителям КР, наведение ударной авиации на вскрытые морские и наземные цели, а также самостоятельные действия по поражению выявленных целей.
В специальном исследовании, которое было проведено в ВМС в конце 90-х годов прошлого столетия по перспективам развития базовой авиации флота до 2010 года, особо подчеркивается, что разведка и наблюдение за оперативной обстановкой в прибрежно-приморских кризисных районах остается одной из важнейших задач базовой авиации флота.
Становится регулярным привлечение самолетов базовой авиации для наблюдения за деятельностью иностранных судов в территориальных водах, экономической зоне и открытом океане (море) с целью воспрепятствования нарушения ими американских федеральных законов и международного морского права, пресечения нелегальной транспортировки мигрантов и контрабандных грузов в США маломерными и быстроходными судами, катерами и легкими самолетами. .
По-прежнему велики роль и значение базовой авиации в боевом обеспечении оперативных формирований сил флота и конвоев на переходе морем и в районах боевого предназначения, а также функционирования воздушной резервной системы ТАСАМО, предназначенной для связи с ПЛАРБ, находящимися на боевом патрулировании, с использованием самолетов-ретрансляторов Е-6А/В «Меркурий».
Наличие на вооружении базовой авиации флота около 200 патрульных самолетов Р-ЗС «Орион» и самолетов РТР и РЭП ЕР-ЗЕ «Ариес 2», обладающих большой дальностью (до 9 400 км) и продолжительностью (6-8 ч) полета, а также широкой сети авиабаз на континентальной части США и за ее пределами позволяет командованию ВМС активно привлекать эти самолеты для выполнения свойственных им задач практически во всех районах Мирового океана.
Патрульные самолеты Р-3С «Орион» созданы на базе однотипной машины ранней модификации Р-ЗВ и стали поступать на вооружение в 1969 году. Они последовательно усовершенствовались по программам «Апдейт I, II, III» и в настоящее время проходят модернизацию по программе «Апдейт III» с целью расширения боевых возможностей и повышения эффективности при выполнении штатных задач на уровне требований XXI века, а также для продления сроков эксплуатации их в частях до поступления новой авиационной техники. В ходе модернизации патрульные самолеты Р-ЗС «Орион» оснащались усовершенствованным БРЭО, в том числе поисковой РЛС AN/APS-125, приемником сигналов с РГБ и устройством их обработки, аппаратурой РТР, а также дополнительной РЛС AN/APS-137(V) и датчиками для обнаружения малошумных дизельных ПЛ в прибрежных водах.
Комплекс вооружения этих самолетов может включать: мины, глубинные бомбы, торпеды, ПКР, УР класса «воздух - земля» и неуправляемые авиационные ракеты (НАР). Экипаж t самолета 12 человек.
В целях контроля за техническим состоянием патрульных самолетов Р-ЗС, содержания их в частях в боеготовом состоянии и разработки для их замены новой авиационной техники намечены и реализуются три основные программы: SRP, SLAP и ММА.
Программа SRP (Sustained Readiness Program) имеет целью обеспечить содержание максимального количества самолетов Р-ЗС в готовности к выполнению боевых задач. В ходе ее реализации (начиная с 1998 года) на 13 машинах проведена замена систем и агрегатов, которые в связи с их неудовлетворительным техническим состоянием ограничивали возможности самолетов по выполнению свойственных им задач и снижали их боеготовность.
В соответствии с программой SARP (Aircraft Recovery Program), которая служит как бы продолжением предыдущей, на 19 самолетах Р-ЗС проводятся аналогичные работы по модернизации БРЭО и авионики, а также по усилению элементов конструкции фюзеляжа.
В ходе реализации программы SLAP (Service Life Assessment Program), начатой в 1999 году, было проверено техническое состояние и определена степень износа основных элементов конструкции самолетов Р-ЗС, установлены предельные сроки их эксплуатации в частях, а в соответствии с программой AIP (Aircraft Improvement Program) предусматривается завершить капитальный ремонт и модернизацию в общей сложности 146 машин. В процессе модернизации самолеты переоснащаются новыми средствами РТР, навигации и связи с целью обеспечения дальнего (загоризонтного) целеуказания кораблям - носителям КР и самолетам ударной авиации, а также возможности применения новых образцов ракетно-бомбового оружия как по морским, так и по наземным целям.
В конце 2002 года по проекту FSFT (Full-Scale Fatigue Test), который считается элементом программы SLAP, была завершена всесторонняя проверка износа основных элементов конструкции самолетов Р-ЗС, определен объем и характер работ, которые необходимо выполнить для сохранения их боеспособности и продления сроков их службы до 2015 года, то есть до Начала поступления новой авиационной техники.
Программа ММА (Multimission Maritime Aircraft) была инициирована командованием ВМС в связи с общим устареванием самолетного парка базовой авиации флота (патрульные самолеты Р-ЗС «Орион» и самолеты РТР и РЭП ЕР-ЗЕ «Ариес 2» к 2007 году достигнут предельных сроков эксплуатации, и в связи с этим возникнет острая необходимость в их замене). Цель программы - создание нового многоцелевого (многофункционального) самолета, который был бы способен вести разведку и наблюдение за оперативной обстановкой не только на океанских (морских) ТВД, но и в прибрежных районах и на приморских направлениях, используя новейшие технические средства, выдавать в реальном масштабе времени данные по загоризонтному целеуказанию в соответствующие центры, ударным самолетам и кораблям - носителям КР для нанесения ракетно-бомбовых ударов по выявленным морским и наземным целям. Новые самолеты должны иметь на вооружении различные средства поражения и оснащаться новейшим БРЭО, обеспечивающим обнаружение и опознавание движущихся наземных, надводных и подводных целей, а также управление БЛА.
Командование ВМС первоначально предполагало закупить для базовой авиации флота 251 самолет, в том числе 229 в поисково-ударном варианте (ММА Search and Attack) для замены патрульных самолетов Р-ЗС, и 22 - в варианте РТР (ММА Surveillance and Intelligence) для замены самолетов РТР и РЭП ЕР-ЗЕ «Ариес 2». Новый патрульный самолет при выполнении типовых задач должен отвечать, в частности, следующим основным требованиям:
- при боевых действиях против подводных лодок на малых (150 м) или больших (от 3 150 до 7 625 м) высотах боевой радиус действия самолета должен быть до 2 780 км, продолжительность патрулирования в зоне - не менее 4 ч, а в составе вооружения необходимо иметь четыре торпеды, четыре глубинные бомбы и 120 РГБ;
- в действиях против надводных кораблей на малых и больших высотах самолет должен иметь в составе вооружения четыре ПКР, две глубинные бомбы и 50 РГБ, быть способен пролететь 185 км со скоростью 650 км/ч над морем и патрулировать в зоне в течении 4 ч при боевом радиусе около 2 780 км;
- при ведении разведки и наблюдения (без бортового оружия и РГАБ) должна обеспечиваться продолжительность полета 6 ч на удалений до 2 780 км от базы;
- выполняя задачи РЭБ, самолет должен находиться в полете в течение 6 ч на высоте 7 625 м и более в радиусе до 1 850 км от базы с максимальной скоростью до 670 км/ч;
- минные постановки в заданном районе при отсутствии угрозы самолет должен осуществлять в течение 1 ч на высоте 60 м и удалении от базы до 1 850 км, имея на борту шесть мин по 900 кг.
Самолеты РТР и РЭП ЕР-ЗЕ «Ариес 2» поступили на вооружение двух эскадрилий базовой авиации флота, которые базируются на авиабазах Уидби-Айленд (штат Вашингтон) и Рота (Испания), в середине 90-х годов прошлого столетия. Командование ВМС предусматривает иметь на вооружении этих эскадрилий 12 самолетов ЕР-ЗЕ (экипаж 24 человека), использовать их для добывания и анализа сведений о типе, назначении и местоположении работающих РЭС противника, а также для передачи полученных данных в соответствующие командно-штабные органы ВМС. В 2003 году ВМС приступили к реализации очередного этапа программы модернизации БРЭО и радиотехнических средств разведки этих самолетов с тем, чтобы расширить их возможности по решению свойственных им задач. В этом же году командование ВМС отказалось от приобретения самолетов в варианте РТР (программа ММА) для замены самолетов РТР и РЭП ЕР-ЗЕ «Ариес 2» и возлагает надежды на приобретение самолетов РЭБ, разработка которых ведется для тактической авиации ВВС США.
Одновременно было принято решение о сокращении общего количества закупаемых самолетов в поисково-ударном варианте до 150 единиц. Ожидается, что в 2012 году новые машины начнут поступать в части для замены патрульных самолетов Р-ЗС. В разработке нового самолета принимают участие два авиастроительных концерна - «Локхид-Мартин» и «Боинг». «Боинг» планирует создать новый самолет на базе авиалайнера В-737-800, который будет способен, в частности, находиться в зоне поиска подводных лодок в течении 4 ч при радиусе действия около 2 250 км (с экипажем из восьми человек). Самолет будет оснащен техническими системами для управления беспилотными летательными аппаратами и передачи в соответствующие центры поступающих от них разведывательных данных. Концерн «Локхид-Мартин» предлагает создать новый патрульный самолет - «Орион 21» на базе Р-ЗС, сохранив фюзеляж (с заменой крыла) и оснастив его новой авионикой.
Окончательный выбор из представленных концернами вариантов самолетов командование ВМС планирует сделать в 2004 году. Первую боевую авиаэскадрилью в составе 10 самолетов нового типа предполагается сформировать в конце 2014 года.
В целом военно-политическое руководство США, придавая важное значение в новых геополитических реалиях силам общего назначения ВМС, в том числе и авиации флота, в вопросах обеспечения национальной безопасности, уделяет постоянное внимание дальнейшему развитию всех ее компонентов.

Зарубежное военное обозрение №2 2004 с. 62-65

Смотрите также
Категория: Авиация | Добавил: pentagonus (10.02.2004) | Автор: Капитан 1 ранга Д. Рюриков
Просмотров: 7334 | Теги: Д. Рюриков, Авиация ВМС | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar