Авиация военно-морских сил США: регулярные и резервные компоненты 2007 ч2
Авиация военно-морских сил США: регулярные и резервные компоненты
Капитан 1 ранга М. Юрьев
Резерв авиации ВМС США. Первое подразделение резерва авиации флота было создано в 1916 году. Руководство резервными компонентами авиации ВМС по административной линии идет от министра ВМС к начальнику штаба ВМС (коменданту МП), а затем к командующим резервными компонентами ВМС и МП. Командующим резервами флота и МП подчинены соответственно командующий резервом авиации флота со штабом на АвБ Новый Орлеан (штат Луизиана) и командир 4-го авиакрыла (резервный компонент авиации МП), штаб которого дислоцирован на той же авиабазе.
Главными задачами резервных компонентов авиации флота являются обеспечение подготовки авиационных подразделений резерва к ведению боевых действий с целью восполнения боевых потерь в летном составе и авиатехнике регулярных сил. С началом мобилизационного развертывания все резервные компоненты авиации ВМС передаются регулярным силам. В настоящее время резерв авиации флота включает четыре авиакрыла: тактической поддержки (Tactical Support Wing), патрульное (Reserve Patrol Wing), тылового обеспечения (Fleet Logistics Support Wing) и вертолетное (Helicopter Wing Reserve). При этом первое из них было создано в начале апреля 2007 года на основе бывшего 20-го авианосного авиакрыла (Carrier Air Reserve Wing 20). Особое место в административной организации авиации ВМС занимает авиационно-техническое командование (штаб на АвБ Патаксент-Ривер, Мэриленд), которое отвечает за проведение испытаний новой авиационной техники, вооружения, систем преодоления ПВО, воздушной разведки и целеуказания. В структуру данного командования включен центр боевого применения авиации ВМС (АвБ Патаксент-Ривер), в составе которого имеются два управления: авиационной техники (АвБ Патаксент-Ривер) и авиационных вооружений (АвБ Чайна-Лейк, Калифорния). Начальнику центра подчинен также центр подготовки летчиков-испытателей ВМС (АвБ Патаксент-Ривер) и входящая в его состав смешанная авиагруппа. Управлению авиационной техники подчинено испытательное авиакрыло Атлантического флота (АвБ Патаксент-Ривер), а управлению авиационных вооружений - испытательное авиакрыло Тихоокеанского флота (АвБ Пойнт-Мугу, Калифорния). Подготовка летчиков авиации флота и МП ведется в системе управления подготовки летного состава ВМС США (АвБ Корпус-Кристи, Техас), подчиненного командующему учебным командованием ВМС. До 2002 года данное управление являлось самостоятельным командованием. В настоящее время в состав управления входят пять учебных авиакрыльев (1, 2,4, 5 и 6-е). Их штабы дислоцированы соответственно на следующих авиабазах: Меридиан (Миссисипи), Кингсвилл (Техас), Корпус-Кристи, Уайтинг-Филд и Пенсакола (Флорида). Каждое авиакрыло специализируется на подготовке летного состава определенного рода авиации ВМС. Курс подготовки всех пилотов авиации ВМС начинается с общей летной подготовки на учебных самолетах Т-6А или Т-34С «Турбо Ментор» и для летчиков палубной истребительно-штурмовой авиации завершается отработкой боевого применения авиационного вооружения на самолетах Т-45С «Госхок». Все пилоты палубной авиации, кроме того, отрабатывают взлет и посадку на палубу авианосца на самолетах Т-2С «Бакай» и Т-45 (только в светлое время суток и простых метеоусловиях). К концу курса подготовки летчики авиации флота и МП имеют средний налет 200-300 ч, в зависимости от типа самолета (вертолета). В дальнейшем подготовка летного состава проводится в учебно-боевых эскадрильях авиакрыльев флота и МП, где в полном объеме отрабатываются вопросы техники пилотирования, тактики и боевого применения авиационного оружия на конкретных типах самолетов и вертолетов. Подготовка технического персонала, обслуживающего авиатехнику, ведется в специализированных центрах учебного командования ВМС. Командиры всех авиакрыльев флота, несмотря на существенные отличия в количестве подчиненных подразделений, авиатехники и численности личного состава, имеют штатную категорию кэптен (капитан 1 ранга), а командиры авиакрыльев МП -в звании полковника. Штатная категория командиров авиаэскадрилий - коммандер (капитан 2 ранга)/подполковник. Исключения составляют командиры учебно-боевых, испытательных и отдельных аэ, которые имеют воинское звание кэптен. Каждое авиакрыло, в том числе авианосное, имеет свой герб и девиз, а каждая эскадрилья - герб, девиз, название, буквенно-цифровой индекс и буквенный код, который наносится на плоскости самолетов, а также на вертикальное хвостовое оперение самолетов и вертолетов. Кроме того, на самолетах и вертолетах авиации флота и МП ВМС США наносятся опознавательный знак национальной принадлежности и надпись NAVY или MARINE CORPS (на плоскостях и фюзеляже), серийный номер и тип летательного аппарата (в хвостовой части фюзеляжа), воинские звания и фамилии членов экипажа (на фюзеляже под остеклением кабины), а также порядковый номер машины в подразделении (в носовой части). При этом номера «00», «100», «200», «300», «400», «500», «600» соответствуют самолету (вертолету) командира эскадрильи. На самолетах палубной авиации наносятся также номера авиакрыла и название корабля, на котором базируется машина (обычно в хвостовой части фюзеляжа). На вертикальном хвостовом оперении большинства самолетов и вертолетов изображен герб эскадрильи. Отдельным крупным самолетам вспомогательной авиации (С-9, С-40, С-130, Е-6 и NP-3) присвоены имена собственные, которые, как правило, соответствуют названиям крупных городов США. В ВМС США традиционно командирами авианосцев являются летчики палубной авиации. При этом они выбираются из числа командиров авианосных авиакрыльев. Для получения опыта управления крупным надводным кораблем они назначаются командирами универсальных транспортов снабжения, десантно-вертолетных транспортов-доков и штабных десантных кораблей. После двух лет командования таким кораблем офицеры допускаются к командованию авианосцем. Штатная категория командира авианосца кэптен. Оперативная организация авиации ВМС. Верхнюю ступень оперативной организации ВС США занимает верховный главнокомандующий (президент страны), который руководит вооруженными силами через председателя комитета начальников штабов (КНШ). Председателю КНШ подчинены командующие объединенными вооруженными силами в зонах, а им, в свою очередь, - командующие ВМС в зонах и далее по цепочке командующие оперативными флотами и командиры оперативных соединений (формирований) в передовых зонах. Основу оперативной организации авиации ВМС составляют десять (по пять на Атлантике и Тихом океане) авианосных авиакрыльев (CVW - Carrier Air Wing). Командир авиакрыла (воинское звание кэптен) подчинен командиру оперативного соединения (АУГ), который со своим штабом находится в море на борту того же авианосца, на который базируется Акр. Авианосные авиакрылья комплектуется эскадрильями из состава воздушных сил флотов. Периодически в их состав включаются подразделения из состава 2 и 3 Акр морской пехоты. Каждое авиакрыло закреплено за определенным авианосцем, имеет свой береговой штаб и типовой состав. Береговые штабы всех авиакрыльев Атлантического флота дислоцированы на АвБ Ошеана (штат Виргиния), а Тихоокеанского - на АвБ Лемур (Калифорния). Исключение составляет 5 Акр (АвБ Ацуги, Япония). Передача авиакрыла с одного авианосца на другой - достаточно редкое явление, связанное главным образом с длительными средними и капитальными ремонтами кораблей. В настоящее время штатный состав авианосного авиакрыла включает следующие подразделения: четыре ишаэ (12 самолетов F/A-18E и 12 F/A-18F «Супер Хорнет», 24 -F/A-18C «Хорнет»), одна аэ РЭБ (четыре ЕА-6В «Проулер»), одна аэ ДРЛО (четыре Е-2С «Хокай»), одна аэ плв (четыре вертолета SH-60F «Оушн Хок» и два НН-60Н «Рескью Хок»). Кроме того, в двух авиакрыльях имеется по одной аэ кмо (до восьми самолетов S-3B «Викинг»). Дополнительно, на период отработки боевых задач в море и несения боевой службы в передовых зонах, каждому крылу придается авиаотряд (два самолета С-2А «Грейхаунд») из состава 30 и 40 палубных транспортных аэ. Техническое перевооружение авианосных авиакрыльев. Ориентировочно к 2017 году в авианосных авиакрыльях планируется заменить истребители-штурмовики F/A-18C «Хорнет» палубными истребителями F-35, самолеты РЭБ ЕА-6В на EF-18G «Гроулер», самолеты ДРЛО Е-2С на E-2D, а вертолеты - на MH-60R «Сихок» (четыре-шесть машин) и MH-60S «Найтхок» (до восьми). В 2006 году сняты с вооружения авиации флота палубные истребители F-14 «Томкэт», а в 2008-м планируется расформировать последнюю из двух оставшихся аэ кмо с самолетами S-3B «Викинг», которые передаются на хранение на АвБ Девис-Монтан (Аризона). Эти машины не использовались как противолодочные с 1997 года, а задействовались в основном в качестве заправщиков, морских разведчиков и периодически привлекались для нанесения бомбовых ударов по наземным (Афганистан, Ирак) и морским целям. В настоящее время в авианосном крыле задачи самолетов-заправщиков возложены на истребители-штурмовики F/A-18Е, что в целом снижает его ударный потенциал. Командование американского флота полагает, что некоторое сокращение количества ударных самолетов в составе авианосных крыльев, с учетом применения высокоточных средств воздушного нападения, не скажется в целом на боевых возможностях авианосных сил. В качестве главного аргумента приводится такое положение, что ранее на каждый объект поражения назначалось определенное количество самолетовылетов, а в настоящее время один самолет, которому система ПВО противника не окажет сопротивления, в ходе одного боевого вылета способен поразить несколько целей. Такой подход весьма характерен для американского «военного мышления» в последние годы на всех уровнях: от председателя КНШ до последнего солдата. Подобные воззрения всячески пропагандировались и политическими лидерами, особенно бывшим министром обороны Д. Рамсфелдом и президентом Дж. Бушем, которые считают военное и военно-техническое превосходство США совершенно неоспоримым фактом, а также уверены в том, что никто не в силах оказать какого-либо серьезного сопротивления военной мощи страны, несущей «свободу и демократию» на американский манер. Вместе с тем затягивание конфликтов в ' Ираке и Афганистане, отсутствие близких перспектив урегулирования ситуации, что особенно проявляется в последнее время, неготовность как обывателя, так и большей части американских военнослужащих к тому, что в ходе конфликтов возможны крупные потери личного состава и военной техники, вероятно, приведут к более трезвой оценке своих возможностей и сил потенциального противника. Следует также отметить возрастающую роль авиации морской пехоты в составе передовых группировок. В настоящее время смешанные авиагруппы авиации МП постоянно несут боевую службу в составе экспедиционных ударных групп на борту УДК. Таким образом, частично реализуется практическое использование УДК в качестве легких авианосцев. В последние годы отмечается некоторое снижение активности использования базовой патрульно-разведывательной авиации ВМС в северо-восточной части Атлантики. В частности, в 2006 году прекращены полеты с авиабаз Рота (Испания) и Кефлавик (Исландия). В настоящее время патрульные авиаотряды (два-три самолета Р-ЗС) несут боевую службу (ротация через шесть месяцев) на следующих авиабазах: Сигонелла (о. Сицилия, Италия), Суда (о. Крит, Греция), Диего-Гарсия (архипелаг Чагос, Индийский океан), Кадена (о. Окинава), Масира (Оман), Эль-Удейд (Катар). Кроме того, в интересах борьбы с перевозкой наркотиков в бассейнах Карибского моря и Мексиканского залива используются АвБ Кома-лапа (Сальвадор) и Хато (о. Кюрасао, Нидерландские Антиллы), на каждой из которых базируется по два самолета Р-ЗС и Е-2С. Разведывательная авиация несет боевую службу на АвБ Суда, Манама (Бахрейн) и Кадена (Япония) по два самолета-разведчика ЕР-ЗЕ. Самолеты-ретрансляторы Е-6В «Меркурий» в настоящее время полностью заменили снятые с вооружения ВВС воздушные командные пункты ЕС-135 и несут боевое дежурство на АвБ Патаксент-Ривер, Трэвис (Калифорния) и Оффут (Небраска). В целом военно-политическое руководство США, имея объективное представление о роли, месте и задачах военно-морских сил в системе национальной безопасности, уделяет постоянное внимание вопросам совершенствования регулярных и резервных компонентов авиации ВМС как в организационном плане, так и в техническом отношении, а также всестороннему обеспечению повседневной и боевой деятельности авиационных соединений, частей и подразделений, повышению уровня их боевой подготовки и боеготовности. * Начало Зарубежное военное обозрение №11 2007 с.61-67
Смотрите также
| |
| |
Просмотров: 5157 | | |
Всего комментариев: 0 | |