search
menu
person

NEWS AND UDATES


Противолодочные самолёты основных капиталистических государств

Противолодочные самолёты основных капиталистических государств

Полковник П. Иванов

Противолодочные самолеты, состоящие на вооружении базовой патрульной (БПА) и палубной авиации ВМС1 капиталистических государств, являются одним из важных средств, обеспечивающих обнаружение, слежение и уничтожение не только подводных лодок, но и надводных кораблей (судов) противника. Наиболее значительные силы БПА (в количественном и качественном отношении) сосредоточены в США, Японии, Великобритании и Франции. Кроме того, США и Франция располагают не только базовыми патрульными самолетами (БПС), но и палубными противолодочными, состоящими на вооружении авианосной авиации. Ниже дается краткое описание противолодочных самолетов перечисленных стран, а их основные летно-технические характеристики приведены в таблице.

Базовый патрульный самолет Р-3 «Орион» (рис. 1), разработанный .фирмой «Локхид», имеет три основных варианта: Р-3А, В и С. Опытный образец Р-3А впервые взлетел еще в 1958 году. Всего было построено 157 таких машин. Для поиска подводных лодок (ПЛ) они оснащались гидроакустическими буями (РГБ) систем «Джули» (активная) и «Джезебел» (пассивная), магнитным обнаружителем, РЛС и газоанализатором. В качестве вооружения самолет мог нести торпеды, глубинные бомбы, УР «Буллпап» и НАР калибра 127 мм.

Второй вариант БПС (Р-3В), разработанный в период 1963-1965 годов, отличается от Р-3А в основном более мощными и экономичными двигателями. Это позволило увеличить крейсерскую скорость полета и продолжительность патрулирования при двух работающих двигателях (до 8 ч на удалении 1850 км). Радиус действия Р-3В также увеличился и составил около 4000 км. Всего, судя по данным зарубежной печати, было построено 144 такие машины.

В настоящее время самолеты Р-3А и В остаются в резервных подразделениях, а основным является Р-3С, который начал поступать на вооружение в 1969 году. Кроме того, самолеты Р-3 «Орион» различных модификаций поставлялись на экспорт в ряд стран мира: 20 Р-3С - Австралии, шесть - Ирану, 13 - Нидерландам, шесть Р-3К - Новой Зеландии, 11 (Р-3В и С) - Норвегии, шесть Р-3Р - Португалии, семь Р-3А - Испании. Помимо этого, Р-3С производятся в Японии (см. цветную вклейку) по американской лицензии (всего планируется построить около 100 самолетов2, оснащенных частично аппаратурой национального производства), а 18 модифицированных БПС, получивших обозначение СР-140 «Аврора», поставлены Канаде в начале 80-х годов.

Лётно-технические характеристики основных противолодочных самолётов
Наименование самолета (страна-
разработчица), год принятия на вооружение
Экипаж, человек Макс. взлетная масса (пустого), т Макс. скорость, км/ч (на высоте, м) Перегоночная дальность (радиус действия1), км Размеры: длина х высота х размах крыла, м Вооружение или полезная масса, кг)
количество двигателей х тяга. кгс (или мощность, л. с.) практический потолок, м время патрулирования, ч (на удалении, км) площадь крыла, м2

Базовые патрульные самолеты

Р-7А (США)2 1995 * 77,7(*) *(*) *(*) 34,3х10х32,4 ПНР «Гарпун», торпеды, мины, бомбы, 150-300 РГБ (12 860, в том числе 3400 без учета наружных узлов подвески)
4 х (5150) 10 670 4 (3500) или 6 (3000) 133,5
P-3C «Орион» (США), 19693 10-12 64,4 (27,9) 760 (4600) 7600 (3100-4000) 35,6х10.3х30,4 8 ПКР «Гарпун», торпеды, бомбы, мины. НАР. 87 РГБ (9000)
4 х (4910) 8600 3 (2500) 120
«Нимрод» MR.2 (Великобритания). 1979 12 87 (39) 920 (10 000) 9000 (*) 38,6х9х35 ПКР «Гарпун», торпеды, глубинные бомбы. УР AS.12 (6100)
4 х 5500 12 800 *(*) 197
Бреге 1150 «Атлантик» {Франция, ФРГ, Италия), 1965 12 43,5 (24) 660 (6000) 8000 (1000-3600) 31,8x11,3х36,3 Торпеды, глубинные бомбы, ПКР «Экзосет» и УР AS.12 (5500)
2 х (6100) 9100 *(*) 120,3
«Атлантик-2» (Франция, ФРГ, Италия), 1989 12 46,2 (26,5) 590 (0) 9070 (до 3650) 31,6х10.9х37,4 3 Торпеды, бомбы, ПКР АМ-39 «Экзосет» (3000)
2 х (6100) 9100 8(1100) 120
P-2.J4 (Япония). 1969 12 34(19,3) 400 (*) 4500 (2200) 29,2х8,9х30,9 Торпеды, глубинные бомбы, мины. НАР (3600)
2х1550 и 2х(3060) 9150 (*) 92,2

Палубные противолодочные самолеты

S-2E «Треккер» (США), 1962 4 13,2 (8,5) 430 (0) 1600 (370) 13,3х5,1х22,1 Торпеды, глубинные бомбы, НАР, 32 РГБ (2200)
2 х (1525) 6400 6(*) 46,1
S-3A «Викинг» (США), 1974 4 23.8 (12) 830 (0) 5500 (850 - * ) 16,3х6,9х20,9 Торпеды, бомбы, мины, НАР (4500)
4 х 4080 10 700 * (*) 55,6
«Ализе» (Франция), 1959 3 8,2 (5,7) 470 (3000) *(600) 13,7х5х15,6 Торпеды, бомбы, УР AS.I2, НАР (980)
1 х (1975) 6250 *(*) 36
1 В зависимости от боевой нагрузки и профиля полета.
2 Проект LRAACA.
3 В вооруженных силах Канады этот самолет имеет наименование СР-140 «Аврора».
4 Разработан фирмой «Кавасаки» на базе американского самолета P-2V7 «Нептун».

Вооружение самолета P-3C размещается в отсеке (2х0,8х3,9 м) и на десяти наружных узлах подвески. Варианты загрузки ( в фюзеляжном отсеке вооружения): одна мина Мк25, 39, 55 или 56 (калибр 2000 фунтов); три мины Мк36 или 52 (1000 фунтов); три глубинные бомбы Мк57; восемь бомб Мк54; четыре торпеды Мк44 или 46 (общей массой 3200 кг). На наружных узлах могут подвешиваться мины, торпеды, НАР, УР «Буллпап» и ПКР «Гарпун». Самолет оснащается морскими маркерами, двумя батитермографическими буями и осветительными бомбами, сбрасываемыми на парашютах.

На протяжении всего периода эксплуатации P-3C их бортовое радиоэлектронное оборудование (РЭО) постоянно совершенствовалось. Сначала была первая модификация (Update-I), затем вторая (Update-II), а после нее третья (Update-Ill). Самолет P-3C с оборудованием третьей модификации поступил на вооружение в 1984 году.

В настоящее время завершается программа испытаний нового РЭО четвертой модификации (Update-IV), которое, по оценкам западных специалистов, будет иметь в 5 раз большие возможности по обнаружению современных подводных лодок, обладающих малой шумностью. В частности, считается, что его возможности по обработке данных от гидроакустических средств возрастут в 2,5 раза, в 8 раз увеличится емкость запоминающего устройства (ЗУ) ЭВМ обработки сигналов, в 30 - емкость ЗУ ЭВМ управления средствами отображения и в 5 - среднее время наработки на отказ. В итоге, как сообщает зарубежная печать, вероятность успешного решения задач, стоящих перед самолетами P-3C, может возрасти до 0,97.

Рис. 1. Силуэты самолета Р-3С «Орион»
Рис, 2. Силуэты самолета S-3A "Викинг"
Рис. 3. Силуэты самолета S-2E «Треккер»
Рис. 4. Силуэты самолета «Нимрод» MR. 2
Рис, 5, Силуэты самолета "Атлантик"
Рис. 6. Базовый патрульный самолет «Атлантик-2»
Рис. 7. Силуэты самолета «Ализе»
Рис. 8. Силуэты самолета P-2J

Update-IV разрабатывается фирмой «Боинг» по контракту стоимостью 244 млн. долларов, заключенному с ВМС в июле 1987 года. Его опытный комплект фирма должна поставить в середине текущего года, а спустя год или полтора начать установку нового оборудования на существующие самолеты (всего планируется закупить не менее 80 комплектов). Кроме того, аналогичную аппаратуру планируется установить и на перспективный базовый патрульный самолет Р-7А, разрабатываемый фирмой «Локхид» по программе LRAACA (Long Range Air Antisubmarine Warfare Capability Aircraft)3. В ее состав входят:

- Система распределения данных на базе значительного числа микро-ЭВМ фирмы «Мотороллла», собранных на больших и сверхбольших интегральных микросхемах. Считается, что использование таких ЭВМ позволит производить взаимную корреляцию данных от различных средств обнаружения, что обеспечит большую надежность сопровождения выявленной цели.

- ЭВМ AN/UYS-2 обработки сигналов от РГБ, которая может обрабатывать сигналы одновременно от 54 буев системы «Дифар», поступающие через приемник AN/ARR-76, и от новых РГБ AN/SSQ-75. Система регистрации сигналов буев, обладающая высокой производительностью, позволит вести запись данных со скоростью 30Мбайт/с в течение 7,4 ч.

- РЛС AN/APS-137 с инверсной синтезированной апертурой антенны, позволяющая обнаруживать и идентифицировать надводные корабли на значительных удалениях и обеспечивающая целеуказание для ПКР «Гарпун».

- Инфракрасная станция переднего обзора AN/AAS-36.
- Аппаратура радиоэлектронной разведки AN/ALR-66(V)5, спутниковой связи, спутниковой системы навигации НАВСТАР, радионавигационной системы «Омега».

- Стандартная инерциальная навигационная система.

Базовый патрульный самолет СР-140 «Аврора» фактически является модификацией P-3C «Орион», созданной фирмой «Локхид» в конце 70-х годов по заказу Канады. Конструктивно (планер, силовая установка, основные системы) он подобен своему прототипу. Главные отличия заключаются в компоновке отсека операторов и комплектации радиоэлектронного оборудования, частично состоящего из элементов РЭО самолетов P-3C и S-3A «Викинг», а также из новых систем.

Экипаж самолета 11 человек: два летчика, бортинженер, шесть операторов бортовых систем и два наблюдателя.

Основой радиоэлектронного оборудования самолета СР-140 является центральная ЭВМ AN/AYK-10 с емкостью запоминающего устройства 65500 слов (имеется возможность увеличить ее еще на 127 000 слов). К поисковой аппаратуре относятся РЛС AN/APS-116, ИК станция переднего обзора OR-89/AA, магнитный обнаружитель ASQ-501 и до 100 РГБ систем «Лафар» и «Дифар» (с процессом обработки сигналов OL-82). В состав бортового оборудования входят, кроме того, инерциальная навигационная система LN-33, доплеровская РЛС APN-208, аппаратура радионавигационных систем «Омега» и «Такан», а также опознавания и посадки по приборам, станция радиоэлектронной разведки AN/ALR-47, средства KB и УКВ радиосвязи, радиовысотомер. На БПС может устанавливаться и аэрофотоаппарат (АФА) КА-107, который будет использоваться как днем, так и ночью (при подсветке цели с самолета).

Вооружение БПС размещается в бомбоотсеке (максимальная нагрузка 2180 кг) и на десяти подкрыльевых узлах подвески с расчетной нагрузкой от 280 до 1100 кг. В состав вооружения могут входить ПКР «Гарпун», торпеды, глубинные бомбы и мины.

Всего для ВВС Канады в 1981 - 1982 годах было поставлено 18 машин СР-140 -«Аврора».

Палубный противолодочный самолет S-3A «Викинг» (рис. 2), разработанный американской фирмой «Локхид», впервые взлетел в январе 1972 года, а серийное производство (187 машин) для авиации ВМС США завершено в 1978-м. S-3A заменил устаревшие самолеты аналогичного назначения S-2 «Треккер».

Крыло самолета «Викинг» трапециевидное, со стреловидностью по передней кромке 15°. Для удобства размещения на авианосцах его консоли складываются. Силовая установка состоит из двух двухконтурных ТРД TF-34-GE-2 тягой по 4080 кгс. Емкость внутренних топливных баков 7190 л. Для увеличения дальности полета под крылом самолета могут устанавливаться два подвесных сбрасываемых топливных бака по 1140 л.

Поисковое оборудование самолета входит в состав боевой информационно-управляющей противолодочной системы A-NEW (наряду с пилотажно-навигационным и связным оборудованием, а также подсистемой управления оружием) и включает: РЛС AN/APS-116, выдвижную ИК станцию переднего обзора, магнитный обнаружитель AN/ASQ-81, до 60 РГБ (систем «Лафар», «Дифар», «Касс», «Дикэсс»), а также панорамный АФА КВ-18А. Для обработки информации все компоненты A-NEW объединяются с ЭВМ AN/AYK-10.

Вооружение самолета размещается в бомбоотсеке (четыре мины МкЗ6 или Мк53; четыре торпеды Мк46 или четыре бомбы Мк82 калибра 500 фунтов; две глубинные бомбы Мк57; четыре глубинные бомбы Мк54) и на двух подкрыльевых узлах подвески (мины Мк52, 55 или 56, бомбовые кассеты Мк20-2, НАР калибра 70 или 127 мм).

С целью повышения боевых возможностей самолетов «Викинг» командование ВМС США заключило в 1986 году контракт с фирмой «Локхид» по их модернизации путем оснащения комплектами более совершенного радиоэлектронного оборудования. Как сообщается в зарубежной печати, на модернизированные самолеты, получившие обозначение S-3B, устанавливается улучшенный процессор обработки сигналов РЛС, что повышает ее разрешающую способность, новая аппаратура приема и обработки сигналов РГБ, радиотехнической разведки и РЭБ. Предусматривается также возможность подвески на подкрыльевые узлы S-3B двух ПКР «Гарпун». Первый комплект нового электронного оборудования (из 22 заказанных) был установлен на самолет «Викинг» в конце 1987 года. Всего, судя по данным зарубежной печати, для модернизации потребуется около 160 таких комплектов.

В более отдаленной перспективе возможна замена S-3B «Викинг» новым самолетом - SV-22A «Оспрей» с поворотными двигателями.

Палубный противолодочный самолет S-2 «Треккер» (рис. 3) разработан американской фирмой «Грумман». Опытный образец впервые поднялся в воздух в конце 1952 года. За период производства (до 1968 года) было построено более 1000 машин различных модификаций этого типа, которые поставлялись не только для авиации ВМС США, но и на экспорт. Последняя из них (S-2E) принята на вооружение в 1962 году. В частности, сообщалось, что 26 таких самолетов было поставлено Нидерландам, 40 - Италии, шесть - Аргентине, 12 - Бразилии, 60 - Японии, 14 - Австралии, 25 - Южной Корее, 32 - Тайваню, семь - Таиланду, 33 - Турции, 8- Венесуэле, 11 - Перу. Кроме того, по лицензии фирмы «Грумман» около 100 машин было построено в Канаде, где они получили обозначения CS-2F1 и CS-2F2. В перечисленных выше странах самолеты «Треккер» были включены главным образом в состав противолодочной авиации берегового базирования.

Основными самолетными средствами поиска подводных лодок (ПЛ) являются РГБ систем «Джули» и «Джезебел», магнитный обнаружитель, газоанализатор, РЛС и прожектор. Его вооружение располагается в бомбоотсеке (две торпеды или две глубинные бомбы) и на шести подкрыльевых узлах подвески (торпеды, глубинные бомбы, НАР). Для удобства размещения на палубе авианосца консоли крыла самолета могут складываться.

Базовый патрульный самолет «Нимрод» создан английской фирмой «Хаукер Сиддли» на базе пассажирского самолета «Комета»4С. Первый вариант БПС («Нимрод» MR.1) строился с 1968 года. Всего для ВВС Великобритании было поставлено 46 таких машин, из которых 11 были впоследствии переоборудованы самолеты ДРЛО. 35 оставшихся БПС были модернизированы и оснащены более совершенным радиоэлектронным и поисковым оборудованием, после чего они получили обозначение «Нимрод» M.R.2 (рис. 4). Программа переоборудования была начата в 1975 году, а в 1979-м первый самолет «Нимрод» MR.2 поступил в авиационные части ВВС.

По конструкции БПС представляет собой четырехдвигательный моноплан с низкорасположенным крылом, стреловидность которого по передней кромке составляет 20°. Двигатели двухконтурные типа RB168-20 «Спей» Мк250 фирмы «Роллс Ройс». Два внешних двигателя оснащены устройствами реверса тяги. Топливо размещается в фюзеляжных, интегральных крыльевых и двух внешних крыльевых топливных баках (общая емкость 48 780 л). Для увеличения дальности полета до шести дополнительных топливных баков могут устанавливаться в бомбоотсеке.

Экипаж самолета включает 12 человек - два летчика, бортинженер, штурман, оператор контроля тактической обстановки, радист, оператор РЛС, два оператора управления гидроакустическими средствами, оператор управления магнитным обнаружителем и средствами радиоэлектронной разведки и два наблюдателя.

В состав бортового оборудования БПС «Нимрод» MR.2 входят:
- поисковая РЛС «Сёрчуотер» с цифровым процессором обработки сигналов FM1600D, предназначенная для обнаружения надводных кораблей и ПЛ под перископом, которая позволяет одновременно сопровождать несколько целей и может работать в условиях применения средств РЭБ;
- система обработки гидроакустических сигналов AQS-901 (ее основу составляют дзе цифровые ЭВМ типа 920-АТС), которая может обрабатывать сигналы РГБ таких систем капиталистических государств, К£к «Барра» (Австралия), «Тандем» (Канада), «Джезебел», «Дикасс», «Дифар» и "Рэнджер" (США) и CAMBS (Великобритания); для приема сигналов от буев на самолете установлен 96-канальный приемник AD130, работающий в диапазоне частот 140-176 МГц;
- магнитный обнаружитель, размещенный в хвостовой балке самолета;
- средства радиоэлектронной разведки;
- доплеровская навигационная РЛС;
- аппаратура радионавигационных систем «Такан» и «Лоран»;
- поисковый прожектор (сила света 70 млн. кд), расположенный в передней части правого внешнего крыльевого топливного бака);
- активные и пассивные РГБ и их пусковые установки, размещаемые в герметичном отсеке БПС (длина 9,14 м).

Вооружение самолета «Нимрод» MR.2 располагается в негерметичном бомбоотсеке длиной 14,78 м. В 1982 году, в период англо-аргентинского военного конфликта из-за Фолклендских (Мальвинских) о-вов, 16 БПС «Нимрод» MR.2, а затем и остальные прошли модернизацию, обеспечившую возможность подвески на них УР «Сайдвиндер» класса «воздух - воздух» (для самообороны), ПКР «Гарпун» и торпед «Стингрей». Кроме того, самолеты были оснащены системой дозаправки топливом в воздухе, что позволило (при наличии дополнительного летчика и штурмана) увеличить продолжительность их полета до 19 ч.

Базовый патрульный самолет Бреге 1150 "Атлантик" (рис. 5) разработан совместно фирмами «Дасео-Бреге» (Фракция), «Дорнье» и МВВ (ФРГ), «Фоккер» (Нидерланды) и «Аэриталиа» (Италия). Они же участвовали в производстве отдельных элементов планера, а сборку БПС вела фирма «Дассо- Бреге». Опытный образец самолета совершил свой первый полет з 1961 году. Серийное производство началось в 1965 году и завершилось в 1774 м. Всего было построено 87 машин, из которых 40 поставлены Франции, 20 - ФРГ (см. цветную вклейку), 18-Италии и девять - Нидерландам.

По своей конструкции самолет представляет собой свободнонесущий моноплан со среднерасположенным крылом. Его силовая установка состоит из двух турбовинтовых двигателей «Тайн» Мк21. Общая емкость внутренних топливных баков 21 000 л.

Экипаж самолета 12 человек: два летчика (командир или первый пилот, второй пилот), координатор тактической обстановки (главный оператор), штурман, два оператора системы РГБ, бортмеханик, радист, оператор РЛС, оператор средств РТР и два наблюдателя.

Поисковое оборудование самолета «Атлантики включает РЛС, магнитный обнаружитель, расположенный в хвостовой балке, систему РГБ и морские маркеры.

Основное вооружение самолета, размещаемое в бомбоотсеке, - стандартные бомбы, состоящие на вооружении стран НАТО, американские или французские глубинные бомбы, НАР и торпеды типов Мк44 и (или) L4. Кроме того, на четырех подкрыльевых узлах подвески может размещаться по одной УР класса «воздух - поверхность».

Базовый патрульный самолет «Атлантике», созданный для замены в 1989-1996 годах БПС Бреге 1150 «Атлантик», должен, по замыслу военного руководства Франции, более эффективно решать задачи по борьбе с современными подводными лодками и надводными кораблями противника. Он разработан на базе планера своего предшественника и отличается от последнего более совершенным поисковым оборудованием, составом вооружения и улучшенным антикоррозийным покрытием. Кроме того, при его проектировании были использованы новые технологические и конструкторские решения, позволившие улучшить эксплуатационные характеристики БПС и увеличить его ресурс, как минимум, до 12 000 летных часов.

Разработка БПС «Атлантик-2» (рис. 6) началась в конце 1978 года, а уже в 1981-м его опытный образец (создан путем модернизации «Атлантик») совершил свой первый полет. Второй, аналогично созданный образец впервые взлетел в 1982 году. Решение о развертывании серийного производства нового БПС было принято s 1984 году (фактически началось в 1988 м). Всего для ВМС Франции в период до 1996 года планируется построить 42 таких самолета со средним темпом производства пять-шесть машин в год. Производство «Атлантик-2» также осуществляется на межнациональной основе с участием фирм, которые были заняты и в реализации программы строительства БПС «Атлантик».

Поскольку основой нового самолета послужил «Атлантик», то его аэродинамическая схема и силовая установка остались неизменными. Однако запас топлива на БПС «Атлантик-2», размещаемый в четырех интегральных крыльевых топливных баках, увеличен и составляет 23 120 л. Его экипаж 12 человек: два летчика, штурман, бортинженер, оператор средств РЭБ, РТР и магнитного обнаружителя, оператор РЛС, координатор тактической обстановки, два оператора гидроакустических средств и три наблюдателя (один в носовой части фюзеляжа и два в хвостовой).

В состав поискового оборудования нового самолета входят:
- РЛС переднего обзора с высокой разрешающей способностью «Игуана» (размещается на выдвижной платформе в нижней части фюзеляжа перед бомбоотсеком), которая позволяет обнаруживать крупные надводные корабли на дальностях 275-370 км, а подводные лодки под РДП - 40-65 км (при спокойном море);
- система радиогидроакустических буев (до 78 РГБ) и морских маркеров;
- магнитный обнаружитель (в хвостовой балке) с цифровой обработкой сигнала;
- ИК станция переднего обзора (под носовой частью самолета);
- средства радиоэлектронной разведки и РЭБ;
- аэрофотоаппараты;
- газоанализатор.

Обработка сигналов, поступающих от различных средств обнаружения, производится с помощью центральной ЭВМ типа 125Х с емкостью ЗУ 512 тыс. слов. Обработанные данные отображаются на соответствующих индикаторах.

Другими радиоэлектронными системами самолета являются KB и УКВ радиостанции, радиовысотомер, радиокомпас, две инерциальные навигационные системы, аппаратура спутниковой навигационной системы НАВСТАР, система опознавания и система посадки по приборам.
Основное вооружение самолета, размещаемое в бомбоотсеке, включает: две ПКР «Экзосет» (АМ-39) либо восемь торпед Мк46; семь торпед «Мурена» либо девять глубинных бомб калибра 250 кг; могут также подвешиваться обычные и глубинные бомбы, состоящие на вооружении стран НАТО. Типичным вариантом загрузки бомбоотсека считается одна ПКР «Экзосет» (АМ-39) и три торпеды. Кроме того, под крылом БПС имеются четыре узла подвески для УР, НАР и контейнеров с оборудованием. Суммарная расчетная нагрузка этих узлов 3500 кг.

В иностранной печати отмечается, что самолеты «Атлантик-2» могут поставляться (в случае заказа) и в другие страны,прежде всего в те, которые ранее приобрели самолеты Бреге 1150 «Атлантик». Сообщается также, что ФРГ решила заменить устаревшие самолеты «Атлантик» не новой его модификацией, а разрабатываемым американским самолетом Р-7А (LRAACA).

Французский палубный противолодочный самолет Бреге 1050 «Ализе» (рис. 7) принят на вооружение в 1959 году. Всего для ВМС Франции было заказано 75 таких машин, из которых к настоящему времени осталось 30 (из них девять учебных). Поисковое оборудование включает РЛС с выдвигаемой из фюзеляжа антенной и ограниченное количество РГБ, размещаемых в передних частях крыльевых гондол основных стоек шасси.

Вооружение самолета находится в бомбоотсеке (одна торпеда или до трех бомб калибра 175 кг) и на двух подкрыльевых узлах (по одной УР AS-12 или по три НАР калибра 127 мм). В целом самолет Бреге 1050 «Ализе» считается устаревшим, поскольку его оборудование и вооружение не позволяют вести успешную борьбу с современными подводными лодками.

Базовый патрульный самолет P-2J (рис. 8) разработан японской фирмой «Кавасаки» на базе американского самолета аналогичного назначения P-2V7 «Нептун» и относится к устаревшим образцам. Его серийное производство началось в 1969 году. Всего фирма построила 83 самолета, последний из которых поставлен ВМС Японии в 1979 году. В настоящее время они заменяются новыми БПС Р-3С «Орион».

По конструкции самолет представляет собой моноплан со среднерасположенным прямым крылом. Особенностью силовой установки, состоящей из четырех двигателей, является то, что два внутренних двигателя типа T64-IHI-10E турбовинтовые, а два внешних типа J3-IHI-7D турбореактивные. Топливо размещается в крыльевых топливных баках общей емкостью 11430 л. Экипаж самолета 12 человек, включая двух летчиков и десять операторов бортовых систем.

Основными элементами поискового оборудования являются: РЛС AN/APS-80-N, магнитный обнаружитель HSQ-101, РГБ систем «Джули» и «Джезебел», индикатор отображения тактической обстановки HSA-116 и поисковый прожектор в передней части контейнера, установленного на конце правой консоли крыла.

Вооружение самолета, размещаемое в бомбоотсеке и на подкрыльевых узлах подвески, может включать до 16 глубинных бомб, четыре торпеды, мины и НАР калибров 55 и 127 мм4.

1 В некоторых странах (Великобритании, Канаде, Австралии и других) базовая патрульная авиация организационно входит в состав ВВС. - Ред.

2 Подробнее об этом см.: Зарубежное военное обозрение. - 1989. - № 12. - С. 61- 64. - Ред.

3 Подробнее об этом см.: Зарубежное военное обозрение, - 1988. - № 8. - С. 47 - 52; № 9 - С. 52-57. - Ред.

4 Подробнее об этом см.: Зарубежное военное обозрение. - 1988. - № 9. - С 55- 56. - Ред.

Зарубежное военное обозрение №6 1990 С.53-60

Смотрите также
Категория: Авиация | Добавил: pentagonus (02.07.2006) | Автор: Полковник П. Иванов
Просмотров: 8904 | Теги: орион, Р-3, S-3A, П. Иванов, противолодочный самолёт, викинг, Р-7А, S-2E | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar