Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Воскресенье, 11.12.2016, 03:18
Ключевые слова
С. Печуров, объединённое командование

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Структура и организация [233]
Боевые операции [67]
Личный состав [122]
Вооружение [213]
Законы, Уставы [52]
Подготовка [150]
НИОКР [133]
Техническое обеспечение [200]
Форма, знаки различия, награды [20]
Кадры [14]
Информационное противоборство [78]
Тактика и стратегия [148]
ЗВО [1]
ТТХ [9]
ВУС [11]

Поиск


Наш опрос
Who is more wise President of the United States?
Всего ответов: 407
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Армия (Сухопутные войска) » Структура и организация

К вопросу о создании постоянных штабов объединённых оперативных формирований ВС США (2005)

 К вопросу о создании постоянных штабов объединённых оперативных формирований ВС США

Полковник С. Печуров, доктор военных наук

В преамбуле увидевшей свет в начале 2004 года обновленной «Национальной военной стратегии США» председатель комитета начальников штабов генерал Ричард Майерс подчеркивает намерение американского руководства наращивать усилия на пути формирования по-настоящему единых вооруженных сил страны. Далее, в разделе, озаглавленном «Организационная адаптация», констатируется необходимость создания таких блоков (модулей) ВС, которые бы «обеспечивали возможность быстрой перестройки объединенных возможностей под решение конкретных задач». Этому якобы должны способствовать создаваемые в каждом из региональных объединенных командований ВС США постоянные штабы объединенных оперативных формирований. «Эти штабы, - указывается в стратегии, - будут обеспечивать быстрое воплощение межвидовых (объединенных) возможностей для реагирования на конфликты и кризисы по всему миру. Будучи надлежащим образом укомплектованы, натренированы и оснащены, данные штабные структуры станут главным инструментом, позволяющим более эффективно управлять боевыми действиями в любом конфликте». О каких же постоянных штабах объединенных оперативных формирований идет речь?
Впервые вопрос о создании постоянных штабов объединенных оперативных формирований (ПШ ООФ) в ВС США был поднят в 80-е годы прошлого века, в период интенсивных теоретических проработок концепции межвидового взаимодействия (так называемая концепция «объединенности») и фактически первых реальных шагов американского руководства по претворению ее в жизнь (более подробно см. «Зарубежное военное обозрение» № 1,2002 год).
Напомним, что главной целью всех этих мероприятий являлось достижение эффекта создания качественно новых вооруженных сил через подготовку нормативно-правовой базы «сверху» и параллельно с этим - практическое внедрение в войска идеи «объединенности» «снизу» - через создание межвидовых объединенных оперативных формирований. Поскольку данный феномен военного строительства был принципиально новым явлением для американского военного искусства, сначала рассматривалась возможность проверки их (ООФ) путем проведения различного рода экспериментов и испытаний в реальных конфликтах. В результате руководство ВС США склонилось к решению формирования ООФ под конкретные задачи, то есть главным образом на временной основе. Тогда же и возникла идея о необходимости заблаговременного создания органов их управления - штабов, но уже преимущественно на постоянной основе. Один из наиболее известных американских военных теоретиков адмирал Уильям Оуэне, активно выступавший за претворение этой идеи в жизнь и чуть позднее в 90-е годы занявший пост заместителя председателя КНШ ВС США, безапелляционно ратовал за создание штабов ООФ именно на постоянной основе. Его поддерживали многие конгрессмены и политики, но в среде военной верхушки данная идея в те годы не находила должного отклика. Это объяснялось многими причинами, но главная заключалась в нежелании представителей видов ВС и даже уже функционирующих межвидовых (объединенных) структур делиться какими-либо полномочиями, что специалисты назвали «элементарным видовым эгоизмом». Но все это отнюдь не означало, что концепция «объединенности» в целом была предана забвению. Как и ожидалось, с временными откатами, отступлениями она продолжала развиваться и реализовываться, в том числе за счет все более интенсивного применения на практике объединенных оперативных формирований.
Очередной импульс идея о создании постоянных штабов ООФ получила на рубеже двух тысячелетий, с приходом в Пентагон нового руководителя американского военного ведомства Дональда Рамсфелда. Так, уже в одном из первых своих интервью после официального вступления в должность в 2001 году он подчеркнул, что «вопрос не стоит о том, следует ли создавать постоянные штабы ООФ, а о том, каким образом они должны быть организованы».
Между тем в опубликованном в сентябре того же года фундаментальном, рассчитанном на четырехгодичный период «Всестороннем обзоре состояния и перспектив развития ВС США» еще не делались однозначные акценты на обязательном формировании подобных структур, хотя и указывалось на желательность их создания. Многие обозреватели объясняли это тем, что данный документ готовился в основном представителями старой, клинтоновской администрации. Но уже в увидевших свет до конца года других важных документах Пентагона содержалось требование к соответствующим инстанциям сосредоточить внимание на оперативной разработке и внедрении «концепции ПШ ООФ». Более того, в озвученных впервые в это время наметках всеобъемлющей реформы американской военной машины, инициатором которой был сам глава военного ведомства США, прямо подчеркивалось, что «создание постоянных штабов ООФ является одним из главных направлений реформирования вооруженных сил».
Период с осени 2001 до весны 2002 годов стал временем весьма широких дискуссий, в том числе на страницах открытых специализированных изданий, и острой полемики вокруг данной концепции. Предлагались и обосновывались различные варианты этих штабов, в частности их численного состава: от 10-12 до 100-200 офицеров и гражданских лиц. В первом случае они бы выполняли роль скорее дежурной смены, которой вменялся быстрый сбор также ограниченного количества (10-12) специалистов-военнослужащих для укомплектования вакантных должностей постоянного штаба. Но поддержку министра получил подход, в соответствии с которым постоянный штаб должен включать несколько десятков военнослужащих от различных видов ВС и гражданских лиц, собранных вместе на три - четыре года с целью формирования слаженного в работе коллектива. Причем подразумевалось, что такие штабы приблизительно аналогичной численности должны быть созданы во всех региональных межвидовых оперативно-стратегических объединенных командованиях ВС США, вокруг которых (штабов) в случае необходимости, первоначально на временной основе, и формируются под конкретную задачу (задачи) ООФ. Сроки для создания и «обкатки» в работе таких штабов были определены весьма жесткие - к концу 2005 финансового года они должны функционировать во всех ОК вооруженных сил США.
Примечательно, что дискуссии и многочисленные проработки вопроса опирались на недавний опыт формирования штабов ООФ для проведения натовской операции против Югославии (1999). Причем этот опыт рассматривался американскими специалистами как негативный. Как подчеркивает известный специалист в области военного строительства Вине Краули,в спешном порядке созданный формально накануне операции «штаб ООФ так и не смог эффективно начать работать даже к концу 78-дневной кампании». Что якобы недвусмысленно указывает на необходимость иметь слаженный штабной коллектив на постоянной основе. Именно из-за неудачи с формированием штаба под конкретную операцию в Югославии американцы отказались от идеи создания подобной структуры для руководства операцией в Афганистане, наделив этими функциями штаб объединенного центрального командования.
Осенью 2001 года в соответствии с указанием Д. Рамсфелда председатель КНШ генерал Ричард Майерс поручил объединенному командованию единых сил (ОКЕС), в обязанности которого входит, в частности, претворение в жизнь концепции «объединенности», заняться конкретной проработкой вопроса создания постоянных штабов ООФ в каждом из региональных ОК ВС США. И уже в феврале следующего, 2002 года в подчиненном командующему ОКЕС центре объединенных боевых действий (г. Саффолк, штат Виргиния) был создан так называемый экспериментальный постоянный штаб ООФ со штатом 55 человек - гражданских и военных специалистов в области планирования военных действий, информационного противоборства, операторов и других направлений для проверки «рабочей версии ПШ ООФ», главным образом в ходе исследовательских и полевых учений.
Как отмечалось в СМИ, командующий ОКЕС получил от председателя КНШ указания переориентировать уже разрабатываемый сценарий крупного межвидового учения «Олимпик чэллендж» на проработку вопросов, связанных с формированием постоянных штабов ООФ.
Осенью 2003 года под эгидой ОКЕС и при активном участии ВМС США была проведена весьма полезная, по словам одного из непосредственных разработчиков научно-исследовательских учений в ОК Дейва Озолека, военная игра «Юнифайд корс-2004», посвященная отработке вопросов десантирования и введения войск на территорию противника («операция вторжения»). Важность этого мероприятия, как подчеркнул Д. Озолек, заключалась прежде всего в том, что оно однозначно продемонстрировало «невозможность организации выполнения такой сложной задачи штабом ООФ, сформированным на временной основе». Отрабатывались и другие вопросы, в частности связанные с оптимизацией подбора специалистов в постоянные штабы.
Так, было выявлено, что целесообразно в штате такой структуры иметь представителя (ей) разведорганов не только разведуправления штаба конкретного ОК, но и других организаций, занимающихся сбором и анализом информации. Не случайно, видимо, в открытой прессе приводится факт участия в указанной . военной игре представителей агентства
национальной безопасности и разведывательного управления министерства обороны США.
Вообще же главное в рамках проверки концепции заключается в том, что было принято решение сделать серию крупнейших исследовательских учений «Миллениум чел-лендж», охватывающих учебные центры, как общевойсковые, так и видовые, в том числе с применением компьютерного моделирования и непосредственно войск на полигонах и стрельбищах. При этом заключительный «эксперимент» с ПШ ООФ было решено провести в конце 2004 года, чтобы по его результатам сформировать наконец подобные штабные структуры во всех региональных ОК. Более того, в открытой прессе появилась информация о том, что «первые, весьма позитивные результаты проработки концепции в ходе учений и экспериментов и, соответственно, рекомендации в этой области уже приняты к исполнению в группировках американских войск в Афганистане и Ираке».
Постепенно в ходе анализа проблемы и, как следствие, ее отработки в ходе учений была определена оптимальная численность личного состава постоянного штаба ООФ, то есть своего рода, как называют это американские аналитики, «скелет управляющей структуры ООФ». Это 50-70 военных и гражданских специалиста в областях, необходимых для нормального функционирования штаба. Кроме того, в конце 2003 года министр Д. Рамсфелд пошел на такой неординарный шаг, как разрешил каждому из региональных ОК увеличить сокращаемую (по его же ранее изданному указанию) 15-процентную квоту штабных должностей на 58 единиц специально под штатные должности ПШ ООФ.
Вместе с тем руководство МО США указывает на недопустимость «стандартизации» в формировании постоянных штабов. Командующие ОК наделены широкими правами в определении того, какими же конкретно специалистами следует укомплектовывать подчиненные им постоянные штабы ООФ, какой должностной категории должен соответствовать его начальник и т. д. Кроме того, представитель инстанции - разработчика концепции ПШ ООФ (ОКЕС) Том Маккин, парируя замечание оппонентов относительно возможности дублирования функций штаба ОК и подчиненного ему постоянного штаба ООФ, подчеркнул, что даже минимальное дублирование исключено в связи с тем, что «обе штабные структуры призваны выполнять качественно разные задачи. Вся деятельность ПШ ООФ будет концентрироваться на решении конкретных задач по управлению ООФ».
В конце лета 2003 года по инициативе руководства ОКЕС была сформирована так называемая рабочая группа в составе высокопоставленных представителей данного командования, всех региональных ОК, видов ВС и министерства обороны для подведения итогов теоретических изысканий и экспериментов и представления рекомендаций Д. Рамсфелду относительно создания ПШ ООФ. И уже в ноябре того же года, не дожидаясь заключительных экспериментов, по рекомендации ОКЕС в объединенном командовании ВС США в Тихоокеанской зоне был сформирован первый такой штаб. Эту инициативу поддержало руководство другого регионального объединенного командования - в зоне Центральной и Южной Америки, также приступившего к формированию ПШ ООФ. Министр обороны Д. Рамсфелд не только одобрил эти шаги двух ОК, но и настоятельно рекомендовал руководству объединенного командования в зоне Северной Америки форсировать процесс создания подобного органа.
За возникшей и реализуемой в США перспективной концепцией постоянных штабов объединенных оперативных формирований внимательно следят в штаб-квартире НАТО. По просьбе военного руководства альянса было решено привлечь соответствующих должностных лиц из союзного командования стратегических исследований (г. Норфолк, США) к организованному специальному исследовательскому учению «Многонациональный эксперимент-3», состоявшемуся в феврале 2004 года и имевшему своей основной целью продемонстрировать натовским генералам преимущества организации штаба на постоянной основе для руководства конкретными боевыми действиями оперативного формирования. Это тем более важно сделать как можно быстрее, полагает руководитель данного эксперимента Эд Уолен, поскольку «уже в недалеком будущем (2006) в рамках альянса предусматривается создать полноценные силы реагирования, которые будут нуждаться в качественном и всеобъемлющем руководстве». Если концепция этого эксперимента разрабатывалась в основном американцами при минимальном участии представителей Великобритании, то, как подчеркивается в открытой прессе, к разработке сценария намеченного на 2005-й год «Многонационального эксперимента-4» привлечены военные стратеги и операторы из других стран НАТО, а также из Австралии. По поступившим сведениям, натовские офицеры уже сформулировали ряд предложений по оптимальной реализации концепции ПШ ООФ, которые, как подчеркивает американский специалист в области военного строительства Джон Беннетт, были учтены его коллегами при окончательной доработке итоговых предложений для министра обороны.
Таким образом, фактически состоявшееся формирование постоянных штабов ООФ в каждом из региональных объединенных командований ВС США не только повышает уровень реагирования военной машины Соединенных Штатов на потенциальные военные кризисы и конфликты в мире (о чем констатируется в новой военной стратегии), но и является очередным важным шагом в направлении дальнейшего качественного совершенствования американских вооруженных сил, превращения их в «действительно единые ВС».

Зарубежное военное обозрение 2005 №1 с. 8-12

Категория: Структура и организация | Добавил: pentagonus (10.12.2007) | Автор: Полковник С. Печуров

Просмотров: 2090 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов