Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Суббота, 24.02.2018, 03:08
Ключевые слова
го, В. Емельянов, Гражданская оборона

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Структура и организация [239]
Боевые операции [67]
Личный состав [122]
Вооружение [216]
Законы, Уставы [52]
Подготовка [152]
НИОКР [140]
Техническое обеспечение [208]
Форма, знаки различия, награды [21]
Кадры [14]
Информационное противоборство [80]
Тактика и стратегия [151]
ЗВО [1]
ТТХ [9]
ВУС [11]

Поиск


Наш опрос
Who is more wise President of the United States?
Всего ответов: 555
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Армия (Сухопутные войска) » Структура и организация

Системы оповещения в Гражданской обороне стран НАТО

Системы оповещения в Гражданской обороне стран НАТО

Полковник В. Емельянов

Вопросам организации и укрепления гражданской обороны (ГО) капиталистических государств, в первую очередь стран - участниц Североатлантического союза, отводится значительное место в общих планах подготовки милитаристских кругов в ведению войны. В мероприятиях по ГО, проводимых государствами - членами блока НАТО, серьезное внимание уделяется оповещению как одному из важнейших элементов гражданской обороны.

Хотя большинство стран НАТО располагает хорошо развитыми системами оповещения, в рамках Североатлантического союза в целом такой единой, сопряженной системы нет. Все мероприятия по созданию и совершенствованию данных систем осуществляются в национальном масштабе, но координируются комитетом гражданской обороны, входящим в главный комитет НАТО по разработке чрезвычайных планов в гражданской области. В составе комитета ГО имеется группа, вырабатывающая рекомендации и общие положения по вопросам совершенствования и поддержания в постоянной готовности систем оповещения в отдельных странах.

Эти системы, как правило, включают общенациональные и региональные (в округах, штатах, землях, провинциях и т. п.) центры оповещения, а также пункты и посты оповещения. Центры оповещения чаще всего размещаются в оборудованных в противоатомном отношении подземных или заглубленных сооружениях, вынесенных за пределы крупных городов и других вероятных объектов ядерного удара. Пункты и посты оповещения обычно создаются в государственных и общественных учреждениях с круглосуточным режимом работы (полицейских участках, пожарных депо, помещениях местных радиостанций, узлах связи и других). Первичную информацию национальные (иногда и региональные) центры оповещения получают от соответствующих органов ПВО НАТО. Наиболее совершенные и развитые системы оповещения развернуты в США, Канаде, ФРГ, Великобритании, Франции, Норвегии, Дании, Нидерландах и Бельгии.

Основные задачи, возлагаемые на эти системы ГО, сводятся к предупреждению населения и обеспечению всех министерств, ведомств и соответствующих лиц в пределах их полномочий своевременной информацией о кризисе в международной обстановке, начале войны, об угрозе воздушного нападения и радиоактивного заражения местности, сбору сведений о ядерных взрывах, обеспечению гражданских (а в некоторых государствах и военных) органов, а также соответствующих организаций сопредельных стран НАТО данными о характере ядерных взрывов, направлениях движения радиоактивных облаков и уровнях радиации и о возможных стихийных бедствиях, промышленных катастрофах и авариях.

В некоторых системах ГО для информации населения и органов государственной власти применяется не одна, а несколько систем оповещения, использующих различные технические средства и имеющих существенные особенности.

Как подчеркивается в американской печати, посредством системы оповещения гражданской обороны Соединенных Штатов можно передавать информацию в любой момент времени через специально оборудованные оконечные пункты и посты оповещения, размещенные во всех штатах. Ее основу составляет национальная система оповещения NAWAS (National Warning System), которая обслуживает континентальную часть территории страны, включая Аляску, и является самой мощной и разветвленной частью всей системы оповещения ГО.

Национальная система оповещения ГО США включает два национальных центра оповещения (главный и вспомогательный), десять пунктов оповещения в округах ГО, 50 основных и 50 дублирующих пунктов в штатах, а также свыше 3000 оконечных постов. Число последних планируется довести до 5800, главным образом за счет подключения к NAWAS постов оповещения национальной службы погоды NWS (National Weather Service). Передача команд в те районы, которые непосредственно не обслуживаются системой NAWAS, производится ретрансляцией сигналов, получаемых пунктами оповещения штатов, по линиям системы связи ГО. Для этой цели штаты используют радиосвязь служб безопасности, полиции, дорож-но-патрульной, другие ретрансляционные сети, а также телефонную и телетайпную связь. Как правило, к этим сетям подключены средства радиосвязи шерифов графств для передачи сигналов оповещения в зонах их ответственности.
Главный центр оповещения NAWAS входит в состав командного пункта объединенного командования ПВО Североамериканского континента (НОРАД), расположенного в районе г. Колорадо-Спрингс (штат Колорадо). Вспомогательный центр оповещения находится в районе г. Олни (штат Мэриленд). Основной задачей первого является передача сигнала тревоги в случае нанесения по территории США ракетно-ядерного удара, второго - обобщение данных о ядерных взрывах и оценка ущерба, причиненного стране. Итоговые данные докладываются военно-политическому руководству страны, а также сообщаются федеральным и местным органам власти для принятия соответствующих решений.

Сигнал о ракетно-ядерном ударе с национального центра оповещения передается на связанные между собой пункты оповещения округов ГО, далее - на пункты оповещения штатов, входящих в данный округ, и на местные посты оповещения ГО, в задачу которых входит доведение полученных сигналов непосредственно до всего населения. Следует отметить, что пункты оповещения штатов также имеют выходы на национальные центры оповещения и на пункты оповещения других округов ГО. Большинство первых расположено в сооружениях, имеющих коэффициент ослабления радиации не менее 100. Основным средством доведения сигналов тревоги до населения являются сирены. Там, где это возможно, используются телефоны, световые и различные звуковые сигналы.

В системе гражданской обороны США приняты следующие сигналы предупреждения и оповещения населения. Сигнал предупреждения о нападении, означающий начало войны, представляет собой звук меняющегося тона или нарастающий звук, длящийся 3-5 мин. Сигнал «внимание» или «тревога» - протяжный звук постоянного тона продолжительностью 3-5 мин. Он применяется только в местном масштабе для оповещения населения о стихийных бедствиях. В этом случае население ожидает сообщения важных, чрезвычайных сведений.
По мнению американских специалистов ГО, передача сигналов тревоги с помощью звуковой сигнализации - наиболее простое, но недостаточно эффективное средство. Поэтому ведутся поиски более совершенных способов передачи сигналов тревоги или текстов чрезвычайной информации населению в любое время суток.

В конце 60-х годов в целях совершенствования системы национального оповещения в США были начаты работы по созданию автоматизированной системы радиооповещения DIDS (Decision Information Distribution System). В случае полного развертывания она должна была включать две радиостанции управления, десять передающих радиостанций и до 50 тыс. оконечных автоматических приемных устройств, находящихся в различных пунктах страны. К середине 70-х годов были завершены работы по вводу в строй ее первой очереди, включающей передающую радиостанцию в районе г. Эджвуд (штат Мэриленд) и '400 оконечных приемных устройств на территории десяти восточных штатов с населением около 50 млн. человек. Однако, как сообщалось в американской прессе, в начале 80-х годов дальнейшее развитие DIDS было законсервировано.

Помимо нее, в США создана и функционирует система радиовещания и телевидения на период чрезвычайного положения EBS (Emergency Broadcast System), объединяющая свыше 3 тыс. широковещательных радио- и телевизионных станций. Ее основное назначение - обеспечить президента и правительство страны, а также правительства штатов и местные органы власти дополнительными средствами связи, которые давали бы им возможность в угрожаемый период при объявлении чрезвычайной обстановки и в последующий период доводить различные сообщения до населения.

В гражданской обороне Канады, по сведениям иностранной печати, действует единая национальная система оповещения ГО NSAWS (National Survival Attack Warning System), которая подчинена соответствующим органам НОРАД и вооруженных сил страны по предупреждению и передаче сигналов тревог и степеней боевой готовности. Она включает центр предупреждения об угрозе нападения (Attack Warning Center) в Норт-Бей (расположен совместно с командным пунктом одного из районов НОРАД), федеральный центр оповещения (Federal Warning Center) в местечке Карп (40 км юго-западнее г. Оттава), запасной центр оповещения в Кэмп-Борден (все в провинции Онтарио), региональные центры оповещения Западного и Восточного районов ГО и десять центров оповещения провинций (Provincial Warning Center).

Основным источником информации о воздушно-космической обстановке для федерального центра оповещения является центр предупреждения об угрозе нападения в Норт-Бей. Анализируя получаемые с него данные, федеральный центр информирует премьер-министра страны и в соответствии с его указаниями доводит сведения до региональных и провинциальных центров оповещения. Для обеспечения связи между Федеральным, региональными и провинциальными центрами оповещения используются каналы специальной сети связи CFWRS (Canadian Forces Warning and Reporting System), которая обслуживается личным составом командования связи вооруженных сил Канады.

Для повышения живучести и обеспечения децентрализации управления в условиях чрезвычайной обстановки NSAWS разделена на две самостоятельные сети. Западная сеть охватывает все округа гражданской обороны Западного района ГО, подключена к основному и запасному федеральным центрам оповещения. Основным звеном в данной сети является региональный центр оповещения в Шайло (провинция Манитоба). Восточная охватывает все округа гралгданской обороны Восточного района ГО и также подключена к основному и запасному федеральным центрам оповещения. Ключевым элементом в ней считается региональный центр оповещения в Валкартье (провинция Квебек).
Оповещение населения об угрозе воздушно-космического нападения осуществляется провинциальными центрами оповещения. Для подачи сигнала тревоги используются сирены, установленные во всех населенных пунктах. Они приводятся в действие централизованно с командных пунктов округов ГО. Связь провинциальных центров оповещения с зональными муниципальными пунктами оповещения осуществляется посредством различных линий и средств связи, принадлежащих вооруженным силам страны, через гражданские общегосударственные, радиосети полиции, пожарной службы, госпиталей, частных фирм и т. д.

Как подчеркивается в западной прессе, среди стран НАТО Центральной Европы гражданская оборона Федеративной Республики Германии имеет наиболее развитую систему оповещения. Она объединяет национальный центр оповещения, центры оповещения десяти округов оповещения (один в каждом), дополнительные центры оповещения в городах Бремен и Гамбург, а также около 25 тыс. рассредоточенных по населенным пунктам постов оповещения и более 12 тыс. аналогичных постов на военных и военно-промышленных объектах (рис. 1).
Национальный центр оповещения организован в подвальной части здания министерства внутренних дел страны (Бонн). В нем постоянно находится дежурная смена из десяти операторов. Там же функционирует пункт сбора донесений, предназначенный для обработки и обобщения данных о ядерных взрывах на территории ФРГ и соседних с нею стран, прогнозирования радиационной и другой обстановки и доведения результатов прогнозирования до соответствующих инстанций.

Рис. 1. Схема функционирования системы оповещения гражданской обороны ФРГ (в пределах одного округа оповещения)

Центры оповещения округов размещаются в оборудованных в противоатомном отношении железобетонных сооружениях, вынесенных за пределы крупных городов и других вероятных объектов ядерного удара. Все они оснащены автономными источниками энерго- и водоснабжения, обеспечены необходимыми запасами продуктов питания и медикаментов, рассчитанными на работу в режиме полной изоляции в течение 30 сут.

Рис. 2. Электрическая сирена обычной мощности Рис. 3. Электрическая сирена повышенной мощности, по эффективности действия равноценная 25 обычным сиренам
Рис. 4. Схема функционирования службы оповещения в системе ГО Великобритании

Посты оповещения в населенных пунктах, как правило, создаются в помещениях местных радиостанций или на узлах телефонно-телеграфной связи. Там же находятся пульты управления средствами наружного и внутреннего оповещения: сиренами, ревунами, световыми табло, зуммерами и т. п. Всего на территории ФРГ установлено свыше 70 тыс. наружных сирен, в том числе 450 повышенной мощности (рис. 2 и 3). Количество сирен постоянно наращивается, и, по сведениям западногерманской печати, к середине 90-х годов их число составит 82 тыс., включая 550 повышенной мощности.

Функционирование системы оповещения ГО ФРГ контролируется в ходе учений, а также плановых проверок. Западногерманские специалисты подчеркивают ее высокую надежность и быстроту прохождения сигнала оповещения (с момента подачи сигнала с национального центра оповещения до включения сирен и других сигнализаторов на местах проходит не более 2 мин). При необходимости сигналы тревог или другая чрезвычайная информация могут быть доведены до населения с помощью радио. В этом случае сигналы передаются по подземным кабельным линиям с национального центра оповещения на радиоцентры Мюнхена и Кёльна, которые ретранслируют их на все радиостанции и местные радиостудии страны, а последние по местным радиовещательным сетям доводят сигналы до населения.

В Великобритании гражданская оборона располагает развитой и эффективной системой оповещения населения UKWMO (United Kingdom Warning and Monitoring Organisation). Она, как один из наиболее важных элементов ГО, практически не претерпела существенных изменений и сохранила свою структуру после крупной реорганизации гражданской обороны в 1968 году. Ее основу составляют 250 контрольных пунктов оповещения, расположенные при наиболее крупных полицейских участках. Сигналы об угрозе воздушного нападения на контрольные пункты оповещения поступают от средств дальнего обнаружения США и НАТО через оперативный центр Атлантической зоны ПВО НАТО (рис. 4). С контрольных пунктов оповещения сигнал тревоги доводится до пунктов оповещения (около 22 тыс.). созданных при пожарных депо, полицейских участках, частях береговой охраны, частях и подразделениях вооруженных сил, крупных больницах и госпиталях, предприятиях и учреждениях с круглосуточным режимом работы, а также на объекты корпуса наблюдения и оповещения, являющегося составной частью системы оповещения.

Непосредственное оповещение населения осуществляется с помощью громкоговорителей, электрических, пневматических и ручных сирен, включаемых как на местах, так и дистанционно с контрольных пунктов оповещения. Сигналы тревоги дублируются также широковещательной радиостанцией Би-би-си. Как отмечается в английской печати, по нормативам, принятым в службе наблюдения и оповещения ГО Великобритании, сигнал тревоги должен доводиться до населения в течение 4 мин.

Сравнительно развитой системой оповещения располагает гражданская оборона Франции. Она включает национальный центр оповещения ГО, расположенный совместно с оперативным центром зоны ПВО (г. Таверни, примерно 50 км северо-западнее Парижа), центры оповещения в зонах обороны (совмещены с оперативными центрами секторов ПВО) и пункты оповещения, рассредоточенные по всей территории страны.
Сигналы тревоги доводятся до населения с помощью радиосредств, телевидения и 16 тыс. сирен, из которых 3,5 тыс. - автоматические, включаемые по радиосигналу. Право объявления тревоги принадлежит премьер-министру страны, а в его отсутствие - министру внутренних дел. В военное время ответственность за оповещение населения возлагается на руководителей службы оповещения при оперативном центре ГО, штабах ГО департаментов и местных органах ГО.

Развитые системы оповещения имеют службы гражданской обороны Дании, Норвегии, Бельгии и Нидерландов. Так, в Дании сигналы тревоги поступают в систему оповещения от оперативного центра Датского сектора ПВО НАТО (г. Каруп) и семи постов наблюдения и оповещения ПВО. Они доводятся до штабов округа и районов ГО, а от них непосредственно до населения при помощи стационарных (около 700) и подвижных сирен, а также мегафонов, церковных колоколов и т. д. Каждую среду в 12.00 по местному времени в стране производится проверка стационарных сирен.

В Норвегии, так же как и в Дании, система оповещения ГО сопряжена с системой ПВО. Сигналы тревоги в систему оповещения поступают от оперативных цент- , ров Северной1 зоны ПВО НАТО, где находятся и представители органов ГО для организации взаимодействия. Основным средством доведения сигналов до населения являются сирены (около 1800 единиц). С их помощью, как сообщается в норвежской печати, может быть оповещено 90 проц. городского и 2 проц. сельского населения..

Предусматривается также использование радио и телевидения, а в сельской местности - церковных колоколов.

В Бельгии и Нидерландах центры оповещения ГО сопряжены с оперативными центрами Центральной зоны ПВО НАТО. В Бельгии система оповещения ГО включает национальный центр оповещения, девять центров оповещения в провинциях, 27 местных пунктов оповещения, 150 постов оповещения и около 1500 сирен, проверка которых проводится каждый первый четверг месяца в 12.30. Кроме того, для оповещения населения предусматривается применять радио и телевидение. В Нидерландах сигнал тревоги от органов ПВО поступает в штабы округов ГО, а затем на пункты управления штабов районов ГО, с которых производится непосредственное включение сирен (до 3000 штук). Проверка сирен производится ежемесячно в каждый первый понедельник с 12.00 до 12.15 путем включения их на неполную мощность.

В таких странах НАТО, как Италия, Греция, Португалия, Испания и Турция, гражданская оборона располагает различными по своей структуре и эффективности системами оповещения. Так, в Турции территория разделена на два сектора оповещения ГО, соответствующих секторам системы ПВО НАТО: Восточный (его. центр - г. Диярбакыр) и Западный (г. Эскишехир). Помимо национального центра оповещения (г. Анкара) и двух центров секторов, пункты оповещения созданы при 33 центрах и постах управления ПВО. Из национального центра сигналы тревоги передаются штабам ГО административных единиц бёльге, затем губерний (илов), уездов и крупных городов. В Италии центры оповещения находятся при оперативном центре зоны ПВО НАТО, двух оперативных центрах секторов ПВО, 17 центрах и постах управления и оповещения подсекторов ПВО. В Греции оповещение населения в системе ГО осуществляет главное управление гражданской обороны через районные и местные пункты оповещения (соответственно 75 и около 1950). Первичный сигнал тревоги на пункты оповещения поступает из оперативных секторов (Северного и Южного) ПВО НАТО. Сигнал дублируется по. радио и телевидению.

В Испании для оповещения населения об угрозе применения оружия массового поражения предусматривается использовать в основном государственные средства информации - радио и телевидение, а в Португалии, помимо таких же средств, и сирены.

В целом, по оценке западных специалистов, гражданская оборона большинства стран НАТО располагает развитыми системами оповещения, посредством которых руководство ГО этих стран может в условиях чрезвычайной обстановки оперативно информировать население об опасности.

Зарубежное военное обозрение №7 1990 С.59-65

Категория: Структура и организация | Добавил: pentagonus (16.08.2006) | Автор: Полковник В. Емельянов

Просмотров: 12781 | Рейтинг: 3.0/1 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2018

Рейтинг Военных Ресурсов