Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Суббота, 19.10.2019, 15:09
Ключевые слова

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
ВМС общие вопросы [157]
Флот [151]
Авиация [89]
Морская пехота [78]
Уставы и руководства [7]
вооружение [90]
снаряжение [18]
Боевые операции [34]
Структура и организация [114]
Стратегия и тактика [78]
Техническое обеспечение [101]
История [24]
ТТХ [12]
НИОКР [98]

Поиск


Наш опрос
Журналы на Pentagonus.ru я скачиваю через
Всего ответов: 59
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » ВМС » вооружение

Перспективы развития торпедного оружия ВМС зарубежных стран

Перспективы развития торпедного оружия ВМС зарубежных стран

Капитан 3 ранга В. Куренков

Торпедное оружие (ТО), по-прежнему оставаясь одним из основных средств поражения надводных и подводных целей, продолжает активно совершенствоваться и получает все большее распространение в ВМС всех ведущих и развивающихся зарубежных стран. В рамках современных действующих и перспективных концепций ведения боевых действий на морских театрах военных действий неизменно учитывается значительная роль ТО. В связи с переориентацией ведения боевых действий на море с глубоководных океанских районов на прибрежные мелководные со сложными гидрологическими условиями, а также ввиду возрастающей угрозы со стороны современных малошумных подводных лодок с неатомными энергоустановками (ЭУ) требования, предъявляемые к торпедному оружию, а также направления НИОКР, проводимых в этой области, в значительной степени изменились.
Основными разработчиками и производителями торпедного оружия в мире являются США, Великобритания, Франция, Германия, Италия и Швеция. В этих странах производится ТО для подводных лодок, надводных кораблей (НК), самолетов и вертолетов морской авиации.
По своему целевому назначению ТО подразделяется на три типа: универсальные, противолодочные и противокорабельные торпеды. К универсальным и противокорабельным, как правило, относятся крупногабаритные образцы торпед массой от 500 до 1 850 кг и стандартным диаметром (калибром) 533 мм. Такие торпеды применяются с надводных кораблей против ПЛ и в меньшей степени против НК, а также с подводных лодок против ПЛ, НК, береговых сооружений и военно-морских баз.
К противолодочным относятся в основном малогабаритные торпеды массой не более 400 кг и диаметром от 324 до 400 мм, а также разрабатываемые образцы ТО калибра 123 мм. Такие торпеды применяются с НК, самолетов и вертолетов противолодочной морской авиации, а также в качестве поражающего элемента в минно-торпедных комплексах и противолодочном управляемом ракетном оружии. Универсальные торпеды, предназначенные для уничтожения ПЛ и НК, позволяют в настоящее время решать эту задачу (в зависимости от конкретного образца) на дальностях от 300 м до 50 км и на глубинах от 5-6 м до 1 000 м. Минимальная граница этой зоны по дальности определяется безопасной дистанцией включения системы самонаведения (ССН) торпеды и взрывателя, а по глубине - значением возможного отклонения при движении торпеды, исключающего ее зарывание в грунт.
Диапазон скоростей хода различных образцов универсальных торпед ВМС зарубежных стран составляет от 8-10 до 50-55 уз. Практически все состоящие на вооружении и разрабатываемые торпеды имеют двух- и трехрежимные двигательные установки. Минимальные скорости, ограниченные требованиями по управляемости и функционированию универсальных торпед, позволяют обеспечить эффективную работу их ССН в различных режимах. Значения максимальных скоростей хода определяются скоростями хода современных и перспективных ПЛ и НК.

Пуск торпеды Мк46 мод. 5 с борта ЭМ УРО «Пребл» ВМС США

Боевое зарядное отделение с размещением аппаратуры ССН (А) ив объёме ВЧ (Б)
Боевое зарядное отделение с «тандемным» размещением аппаратуры ССН (А) и БЧ (Б)
Универсальная торпеда Мк 48 мод.5 ADCAP
Компоновка ССН универсальной торпеды Мк 48 мод. 5 ADCAP А - аналоговая часть: 1 - звукопрозрачный головной обтекатель; 2 - антенная решетка с пьезокерамическими преобразователями; 3 - плата с контактными разъемами; 4-предварительный усилитель; 5-аналоговый приемник; 6-аналоговый передатчик; 7 - блок юстировки и калибровки.
В - цифровая часть: 8 - блок аппаратуры обработки информации; 9 - инерциальная навигационная система; 10-носовоеустройство питания ССН; 11 -линия питания и передачи данных/система переключателей ССН; 12 - корпус ССН; 13 - кормовой источник питания; 14-гидроакустический датчик глубины; 15-блок дляустановки электронных плат
Противолодочная торпеда Мк 54мод.О ВМС США

Универсальность этих торпед определяется прежде всего функциональными возможностями систем управления, ССН, взрывателей и БЧ, обеспечивающих способность поражения как подводных, так и надводных целей.
Основными носителями универсальных торпед являются ПЛ как с атомной, так и с неатомной энергетикой.
Современная универсальная торпеда оснащается гидроакустической ССН, работающей в пассивном и активном режимах. Пассивный режим применяется в основном при ее движении на начальном участке траектории и наиболее эффективен при стрельбе по НК, которые имеют высокий уровень акустических шумов. В настоящее время уровень шумов, который детектируется гидроакустическими приемниками торпед на дистанциях, обеспечивающих захват цели на сопровождение, составляет 80-100 дБ. При стрельбе по ПЛ пассивный режим считается малоэффективным, так как уровень помех на обтекателе гидроакустической антенны торпеды, как правило, превышает уровень шумов современных лодок различных классов, который составляет 50-60 дБ. Поэтому на основном участке траектории осуществляется телеуправление (до 20 км), а на конечном - происходит захват цели ССН торпеды, что обеспечивает ее дальнейшее наведение. Дальность
действия ССН торпеды в пассивном режиме при стрельбе по НК составляет около 4-6 км. Одной из положительных сторон пассивного режима является то, что он обеспечивает относительную скрытность применения ТО.
Активный режим применяется как при стрельбе по ПЛ всех классов, так и при стрельбе по НК с осадкой 9-10 м (авианосцы, универсальные десантные корабли и т. п.). Уровень отраженного сигнала, который детектируется ССН современных универсальных торпед, находится примерно в том же диапазоне, что и при использовании пассивного режима. Эффективность активного режима оценивается зарубежными специалистами объективно выше, чем пассивного, несмотря на то что дальность обнаружения целей в этом режиме ССН торпеды в настоящее время сотавляет всего 1-3 км. Такой режим работы ССН обеспечивает возможность: поиска и классификации цели, определения параметров ее движения, наведения торпеды, выбора точки поражения на корпусе цели и дистанции подрыва БЧ даже в условиях создания противником сильных помех.
Часть современных универсальных торпед ВМС зарубежных стран оснащена ССН, работающими в комбинированном режиме, что позволяет использовать положительные стороны как пассивного, так и активного режима. Алгоритмы поиска и наведения, применяемые в этих ССН, предполагают задействование различных режимов работы в зависимости от тактической и помеховой обстановки. В частности, одним из методов преодоления негативного влияния собственных шумов торпеды на эффективность работы ее ССН является применение переменных скоростей хода, когда в начале атаки она выходит на предельной скорости хода к обнаруженной цели, а при сближении с ней резко ее снижает (как бы выпадая из акустического поля систем противника).
Одной из тенденций развития универсальных торпед стало оснащение их системой наведения по кильватерному следу. Существует более технологически сложный вариант такого наведения - по граничным (боковым) составляющим кильватерной струи, при котором ССН торпеды обнаруживает одну из границ спутного следа и следует вдоль нее или параллельно, не пересекая постоянно всю ширину следа.
Одной из главных особенностей современных универсальных торпед является применение системы телеуправления (ТУ), что позволяет решать задачи управления движением торпеды режимом работы ее ССН, взрывателей и самим подрывом БЧ.
Применение ТУ обеспечивает более эффективный захват цели ССН торпеды, что позволяет проводить пуск без проведения полной подготовки, то есть по пеленгу. Максимальная дальность телеуправления для различных образцов ТО составляет 10-20 км. Наряду с системой одностороннего ТУ на части универсальных торпед установлены системы обратной связи, которые позволяют использовать ССН в качестве выносной ГАС, значительно повышая при этом классификационные возможности. Так как в систему управления включен оператор, то облегчается скрытная доставка торпеды в район цели на дальность наиболее эффективной работы ее ССН, а также контролирование и адекватное реагирование на естественные и искусственные помехи ГСН. На случай обрыва кабеля управления торпеда может быть заранее запрограммирована на переход в режим самонаведения по данным собственной ССН.
Для универсальных торпед характерна комбинированная система взрывателей, которая включает в себя следующие их типы: контактный (как правило, маятниковый); неконтактный электромагнитный и неконтактный акустический. Снятие с предохранителя контактного взрывателя происходит как по временным параметрам, так и по параметру скорости хода торпеды. Условия его срабатывания включают в себя в том числе и удар в корпус цели по касательной. Применяется контактный взрыватель в современных универсальных торпедах зарубежных стран главным образом в качестве резервного.
Электромагнитный взрыватель предназначен для использования в качестве прибора, обеспечивающего подрыв БЧ торпеды в случае промаха на малой дистанции. Радиус срабатывания таких взрывателей может составлять от 1 до 5 м.
Акустический взрыватель срабатывает при достижении торпедой заданной дистанции. Рабочая частота акустического взрывателя лежит в области высоких частот акустического диапазона, обеспечивая надежное срабатывание на дистанции до цели от 1 до 15 м.
В боевых зарядных отделениях (БЗО) универсальных торпед ВМС зарубежных стран, как правило, применяется комбинированная (кумулятивно-фугасная) БЧ. В зависимости от места ее размещения существует ТО двух типов: с размещением БЧ в первом отсеке торпеды и интеграцией аппаратуры ССН непосредственно в конструкцию БЗО или с размещением в БЗО, расположенным сразу за отсеком аппаратуры ССН. Конструктивно ни одна из известных торпед этого типа не имеет БЧ с четко выраженной кумулятивной воронкой. Это обусловлено универсальностью применения по целям, поскольку по НК наиболее эффективна фугасная БЧ, а по ПЛ - кумулятивная. Кумулятивный эффект создает аппаратура ССН, выступая в качестве сердечника, действующего аналогично бронебойному сердечнику противотанкового снаряда. Масса БЧ современных зарубежных образцов находится в пределах 150-300 кг.
В настоящее время и ближайшей перспективе основной универсальной торпедой, состоящей на вооружении всех типов ПЛ ВМС США остается Мк 48 различных модификаций.
Торпеда Мк 48 мод.5 ADCAP (ADvanced CAPability) поступает на вооружение ВМС США с начала 90-х годов. За прошедший период неоднократно модернизировалась система управления и наведения торпеды. Последняя (третья) модернизация Мк 48 проводилась в 1997 году. В ходе работ
были усовершенствованы ССН, алгоритмы обработки гидроакустических сигналов, а также внесены изменения в программное обеспечение бортового компьютера торпеды в целях повышения боевой эффективности ее применения против подводных целей на глубинах менее 200 м. Использование новой элементной базы позволило отказаться от отсека аппаратуры управления движением торпеды, переместив ее в первый отсек с ССН. Объем БЗО остался прежним, но существенно изменилась конфигурация блока взрывателей.
Универсальная торпеда Мк 48 мод.5 ADCAP может применяться как с телеуправлением по проводам, так и без него благодаря наличию ССН, работающей в пассивном, активном или комбинированном режиме. После выхода из ТА торпеда движется прямым курсом в расчетную точку встречи с целью на максимальной скорости 55 уз до начала работы систем самонаведения, а затем переводится в режим поиска «змейкой» на скорости 40 уз. После обнаружения и захвата цели управление торпедой и перевод ее на высокую скорость хода осуществляется по командам ССН. При стрельбе по НК торпеда может применяться как прямо-идущая. Телеуправление позволяет передавать команды управления с борта ПЛ и получать обратные данные о взаимном положении торпеды и цели (14 параметров в секунду). Это дает оператору возможность управлять торпедой в зависимости от маневрирования цели, повторять атаку в случае промаха или перенацеливать ее на другой объект атаки.
Последняя модификация -Мк 48 мод. 7 -разрабатывалась совместно со специалистами ВМС Австралии для применения в мелководных прибрежных районах с неблагоприятной гидрологией. В состав ССН торпеды вошла усовершенствованная широкополосная ГАС (CBASS -Common Broadband Advanced Sonar System) с электронным формированием луча характеристики направленности, при этом было установлено новое программное обеспечение. Все это позволило повысить точность обнаружения цели и расширить зону поиска, а также более эффективно применять торпеды в неблагоприятных условиях, том числе в условиях создания искусственных помех.
Работы по повышению боевых возможностей перспективных тяжелых торпед проводятся в ВМС США в рамках программного элемента РЕ 0205632N проекта 0366 Мк 48 ADCAP. Основные усилия специалистов направлены на разработку более совершенных ГА ССН для расширения частотного диапазона приемно-передающих антенн. Кроме того, ведутся работы по созданию усовершенствованного процессора АРВ (Advanced Processor Builds), способного реализовать возможности широкополосной обработки гидроакустической информации.
В рамках вышеуказанного программного элемента уделяется также внимание усовершенствованию датчиков, повышению скрытности работы ГА ССН и торпеды, улучшению взаимодействия торпеды и носителя, повышению поражающего действия БЧ, увеличению скорости и глубины хода торпеды.
Командование ВМС США уделяет серьезное внимание использованию при создании перспективных образцов ТО коммерческих процессоров, позволяющих уменьшить компактность электронных систем, а также применять более совершенные алгоритмы обработки информации.
Кроме того, проводятся исследования в области волоконно-оптических систем, направленные на увеличение скорости и объема обмена информацией между ПЛ и торпедой.
На вооружении ВМС Великобритании состоит универсальная торпеда «Спир-фиш», оснащенная активно-пассивной ССН, которая может самостоятельно выбирать режим работы, программу атаки цели и повторного поиска, обеспечивает обнаружение, сопровождение и классификацию целей, а также защиту от средств ГПД. БЗО торпеды оснащено комбинированным (контактно-неконтактным) взрывателем.
После выхода из ТА торпеда, управляемая по проводам с ПЛ, движется к цели на малошумной скорости (20-30 уз). На борт лодки по линии ТУ передаются параметры движения торпеды и данные от ССН, работающей в пассивном режиме. После обнаружения и захвата цели по команде бортовой ЭВМ или с борта ПЛ включается максимальная скорость (45-60 уз) и торпеда переходит в режим активного самонаведения. В момент начала атаки она может выходить на малые глубины и затем, погружаясь по нисходящей спирали, атаковать цель, поражая ее в среднюю часть корпуса. Благодаря этому сокращается время атаки, увеличивается скорость и дальность стрельбы, усложняется обнаружение торпеды и применение против нее средств гидроакустического противодействия. ССН торпеды «Спирфиш» оптимизирована для работы в сложной ледовой обстановке.
На вооружении ВМС Франции с 1997 года состоит также противолодочная торпеда MJJ 90 «Импакт», разработанная совместно с Германией и Италией в рамках программы создания единой ТО этого типа для ВМС европейских стран НАТО. Активно-пассивная ССН с многоэлементной гидроакустической антенной, состоящей из 47 излучающих элементов и 33 приемных, имеет высокую помехозащищенность и избирательность. Она способна сопровождать до 10 целей одновременно на дальности 2 500 м, а также обнаруживать ПЛ с противоги-дролокационным покрытием, в том числе под перископом, и маломерные НК. ССН обеспечивает применение торпеды в районах с глубинами до 25 м. В состав ее входят антенны переднего и бокового обзора и глубиномер, работающие на трех разнесенных частотах для распознавания ложных целей и снижения влияния реверберационных помех. ССН способна адаптироваться к помеховой и тактической обстановке, обеспечивая поражение цели на дальности до 15 км.
С помощью бортовой ЭВМ обеспечивается автономное управление торпедой, обработка гидроакустической информации и наведение на цель (в ее среднюю часть), а также автоматический выбор программы поиска и атаки цели. В торпеде установлен лазерный гироскоп, который повышает точность наведения на цель и снимает ограничения по углу крена и дифферента при ее маневрировании.
БЧ торпеды способна поражать двухкорпусные ПЛ на любых глубинах, включая перископную, где эффективность заряда значительно снижена.
При боевом применении с НК торпеда осуществляет поиск на прямом курсе, двигаясь в рассчитанное бортовой ЭВМ упрежденное место цели. При запуске с самолета или вертолета она производит поиск на циркуляции, при этом захват цели обеспечивается за время разворота на 360°.
На вооружении ВМС Германии стоит универсальная торпеда DM2A4 «Сихейк». Ее активно-пассивная ССН обеспечивает поиск цели в нескольких поддиапазонах рабочих частот - от 30 до50 кГц. Цифровая обработка гидроакустической информации позволяет сопровождать и классифицировать одновременно 5-8 целей. Бортовая ЭВМ при самонаведении автоматически выбирает подпрограмму наведения в зависимости от типа цели, режима работы ГСН торпеды, а также наличия естественных и искусственных помех. В случае промаха или потери цели выбирается программа повторного поиска и атаки. Есть основания предполагать, что торпеда оснащена (кроме контактного) двумя неконтактными помехозащищенными взрывателями, расположенными в БЗО и отсеке, размещенном за отсеком аппаратуры управления движением. Торпеда DM2A4 «Сихейк» оснащена системой ТУ по волоконно-оптическому кабелю.
С 2004 года на вооружение ВМС Италии была принята новая универсальная торпеда «Блэк Шарк» совместной итало-французской разработки. На торпеду будут устанавливаться усовершенствованная активно-пассивная ССН и СУ, новый электродвигатель, работающий на два соосных гребных винта противоположного вращения (11 и девять лопастей из углепластика). Применение новых технологий и конструктивно-схемных решений позволит снизить уровень собственных шумов-торпеды, а также увеличить скорость ее хода до 50 уз. По данным разработчиков, «Блэк Шарк» будет отличаться удобством и простотой технического обслуживания, а также низкой стоимостью жизненного цикла.
Принятая на вооружение ВМС Швеции в 1986 году универсальная торпеда ТР 43 претерпела ряд усовершенствований (ТР 431, ТР 432, ТР 43x0). Так, вариант ТР 432 был разработан для применения с вертолетов с использованием системы ТУ. Все торпеды оснащены пассивной ГСН с цифровой обработкой информации. ССН способна обнаруживать малошумные подводные лодки и обладает высокой помехозащищенностью. Бортовая ЭВМ обеспечивает высокую точность определения местоположения цели и наведения на нее торпеды. В случае обрыва провода системы ТУ она направляет торпеду в предполагаемое место цели и выбирает оптимальную программу поиска, оптимальную скорость хода в зависимости от дальности до цели, наличия контакта с ней и программы наведения.
Телеуправление осуществляется по одножильному кабелю с обратной связью, что позволяет передавать в обоих направлениях более 80 различных команд. В БЗО установлены контактный и неконтактный (акустический активный многочастотный) взрыватели с управлением от бортовой ЭВМ либо по линии ТУ, а также кумулятивно-фугасная БЧ. Взрыватели взводятся после подачи команды на захват цели по линии ТУ или от бортовой ЭВМ.
Торпеда ТР 45 предназначена главным образом для применения в прибрежных районах Балтийского моря, характеризующихся сложной гидрологической обстановкой. В отличие от ТР 43 она оборудована новой активно-пассивной ССН с цифровой обработкой акустических сигналов и усовершенствованной ЭВМ. Благодаря этим усовершенствованиям ССН способна классифицировать и сопровождать одновременно несколько целей, в том числе в мелководных и шхерных районах со сложным рельефом дна, обладая при этом высокой помехозащищенностью. При пуске с вертолета торпеда приводняется без парашюта и входит в воду под углом 15-35°, что позволяет применять ее при глубинах моря до 20 м.
Универсальная торпеда ТР 62 (ТР 2000) предназначена для поражения неатомных ПЛ и НК водоизмещением до 10 000 т. Она оснащена активно-пассивной ССН АТ-96 с цифровой обработкой данных. Система самонаведения включается по команде оператора или в случае обрыва проводов управления. Она обеспечивает обнаружение, сопровождение и классификацию одновременно нескольких целей, имеет высокую помехозащищенность и способна эффективно работать в условиях мелководья и применения противником средств ГПД, что позволяет обнаруживать неподвижные и находящиеся на малых (до 20 м) глубинах цели. Трехкоординатная антенная решетка акустического тракта ССН торпеды ТР 62 способна формировать многолучевую ДНА.
Неконтактный взрыватель исключает срабатывание от волн, кильватерного следа или средств ГПД и обеспечивает подрыв БЧ на расстоянии эффективного поражения цели. Проводная система ТУ дает возможность передавать до 80 команд управления и данных о гидроакустической обстановке на борт носителя. В случае обрыва проводной линии ТУ бортовая ЭВМ на основании последних данных о цели определяет оптимальную траекторию сближения и направляет торпеду в расчетное место цели, при этом возможен поиск целей на различных траекториях.
Одной из особенностей торпеды ТР 62 является обеспечение возможности стрельбы с ПЛ, находящейся на грунте. (Благодаря нейтральной плавучести торпеды исключается самопроизвольное ее заглубление после выхода из торпедного аппарата.)
Противолодочные торпеды позволяют в настоящее время решать задачи уничтожения ПЛ в зоне до 30 км по дальности и от 30 до 500 м (а для отдельных образцов и до 900 м) по глубине. Ограничение верхней границы зоны (30 м) определяется минимальной глубиной погружения неатомной ПЛ при выполнении боевой задачи. Минимальная глубина хода современных противолодочных торпед, при которой исключается их зарывание в грунт, составляет 4-10 м.
Диапазон скоростей хода различных образцов противолодочных торпед ВМС зарубежных стран колеблется от 10-20 до 45-50 уз. Такой разброс скоростей, как и в случае с универсальными торпедами, обеспечивает максимально эффективное применение ССН в пассивном и активно-пассивном режимах, а также позволяет поражать быстроходные ПЛА противника.
Бортовые ССН торпед этого назначения ориентированы главным образом на поиск и сопровождение подводных лодок. Режимы работы ССН, способы стрельбы и взрыватели аналогичны применяемым в универсальных торпедах при стрельбе по ПЛ. Отличие лишь в том, что ССН работает преимущественно в активно-пассивном режиме и применяется в основном кумулятивная БЧ (с четко выраженной кумулятивной воронкой при значительно заниженной массе ВВ - от 25 до 50 кг). Малая масса ВВ обусловлена ограниченными габаритами торпед, так как они применяются с НК малого и среднего водоизмещения, а также с самолетов и вертолетов противолодочной авиации. В то же время радиус обнаружения подводных целей с НК существенно меньше, чем с ПЛ, поэтому для таких торпед не требуются большие дальности хода. Типы ВВ для снаряжения БЧ как противолодочных, так и универсальных торпед аналогичны.
В конце 2004 года на вооружение ВМС США была принята новая противолодочная торпеда Мк 54 мод.0, предназначенная для поражения целей в мелководных прибрежных районах. При ее разработке использовались те же технические решения, что и при создании торпед типов Мк 46, Мк 48 ADCAP и Мк 50.
На нее устанавливается антенная решетка, устройство формирования диаграммы направленности и передатчик торпеды Мк 50. Боевая часть и энергосиловая установка те же, что и у Мк 46, а программное обеспечение аналогично разработанному для Мк 50 и Мк 48 ADCAP. Торпеду планируется применять с вертолетов и кораблей ВМС США.
Принятая на вооружении ВМС Великобритании противолодочная торпеда «Стингрей» оснащена активно-пассивной ГСН, которая работает на частоте 30 кГц. Бортовая ЭВМ позволяет определять оптимальный режим работы ГСН с учетом данных о гидрологии моря, типа и местоположения цели, вводимых в ССН перед пуском, а также характеристик средств ГПД (всего около 20 параметров). В БЗО установлены кумулятивная БЧ и контактно-неконтактный (электромагнитный) взрыватель.
При первичном поиске и определении элементов движения цели приемник ГСН работает в широкой полосе частот. Кроме того, бортовая ЭВМ обеспечивает оптимальный угол встречи с целью и возможность повторной атаки.
Все вышерассмотренные торпеды будут находиться на вооружении ВМС своих стран либо поставляться на вооружение боевых кораблей и морской авиации других государств в ближайшее десятилетие.
Наиболее перспективными направлениями развития торпедного оружия останутся: разработка новых материалов и аппаратуры, предназначенной для обработки информации, а также систем наведения и управления. В число других направлений входит создание новых аккумуляторных батарей и топливных элементов, разработка и применение межметаллических соединений, керамики и керамических композитных материалов, а также оптических и лазерных технологий.
В условиях ограниченного финансирования программ создания нового торпедного оружия важное значение приобретают НИОКР по модернизации и усовершенствованию имеющегося арсенала торпед, приданию им принципиально новых возможностей. В этих разработках активно используется модульный принцип конструкции, позволяющий сочетать недорогостоящую модернизацию существующих образцов оружия с созданием новых. Опыт мирового торпедостроения свидетельствует о том, что успех в разработке новых образцов ТО с улучшенными ТТХ во многом определяется высокой модернизационной способностью основных базовых образцов. Продуманный подход к унификации подводного оружия в целом, реализация принципа конструирования перспективных образцов на базе существующих, а также широкое внедрение передовых технологий из различных областей техники создают, по оценкам западных специалистов, широкие возможности для повышения боевых качеств оружия при минимизации расходов на его разработку, испытание и серийное производство.

Характеристики Мк 48 мод. 5 ADCAP Мк 48 мод. 6 ADCAP
Фирма-разработчик «Рэйтон»
Год принятия на вооружение 1990 2003
Калибр, мм 533
Длина, м 5,86
Масса, кг 1636 1678
Масса боевой части, кг 300
Тип ЭСУ Тепловая
Скорость хода, уз 55
Дальность хода, км 46
Максимальная глубина хода, м 914
Стоимость, млн. доларов 2,5
Носители ПЛАРБ типа «Огайо»;
ПЛАРК типа «Огайо»;
ПЛА типа «Лос-Анджелес»
ПЛАРБ типа «Огайо»; ПЛАРК типа «Огайо»; ПЛА типа «Лос-Анджелес»,
«Сивулф»,
«Виргиния»

Зарубежное военное обозрение №1 2008 с. 68-76
Индекс 15748, 70340



Другие материалы по теме
Категория: вооружение | Добавил: pentagonus (29.03.2008) | Автор: Капитан 3 ранга В. Куренков

Просмотров: 14226 | Рейтинг: 4.5/4 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2019

Рейтинг Военных Ресурсов