Разработка дистанционно управляемых катеров для ВМС
иностранных государств
Капитан 1 ранга В. Егоров
В интересах ВМС ведущих иностранных государств ведутся исследования по
наращиванию оперативных возможностей надводных кораблей, действующих в
прибрежной зоне, а также с целью повышения качества боевого обеспечения
корабельных соединений и пунктов базирования. К одному из перспективных
направлений в этой области относятся НИОКР по созданию необитаемых аппаратов, в
том числе дистанционно управляемых катеров (ДУК).
По оценкам зарубежных экспертов, применение ДУК наиболее эффективно при решении
следующих задач:
- ведение разведки, наблюдение и выдача целеуказаний корабельным огневым
средствам;
- борьба с подводными лодками, силами и средствами специальных операций
противника;
- поиск, обнаружение и нейтрализация морских мин;
- поисково-спасательные и навигационно-гидрографические действия;
- радиационная, химическая и биологическая разведка в районе проведения операций
флота.
Работы по созданию ДУК проводятся во многих иностранных государствах, а наиболее
активно в Израиле и США. Эти надводные аппараты создаются, как правило, на базе
надувных лодок с жестким корпусом, оснащенных дизельной энергетической
установкой и водометными движителями.
Серийное производство дистанционно управляемых катеров налажено в Израиле, где
на вооружение ВМС в 2005 году принят патрульный ДУК «Протектор» (длина 9 м,
наибольшая скорость хода до 40 уз, автономность около 8 ч, масса полезной
нагрузки до 1 000 кг). Катер, разработанный совместно фирмами «Рафаэль» и «Аэронотикс
дефенс системз», предназначен для выполнения задач по охране территориальных вод
и побережья.
В базовом варианте ДУК оснащен стабилизированной в двух плоскостях
автоматической установкой «Мини-Тайфун», включающей 7,62- или 12,7-мм пулемет (а
также, дополнительно, 40-мм автоматический гранатомет) и систему дистанционного
управления огнем с электромеханическими приводами наведения. Управление
стрельбой осуществляется оператором на командном пункте с помощью
малогабаритного переносного пульта и телевизионного монитора.
Бортовое оборудование катера включает инерциальную систему управления с
приемником космической радионавигационной системы (КРНС) NAVSTAR,
радиолокационную станцию обнаружения надводных целей, а также оптоэлектронную
систему наблюдения «Топлайт» израильского производства. В состав последней
входят телевизионная (на ПЗС-матрицах) и тепловизионная (с рабочим диапазоном
волн 3-5 мкм) камеры, а также лазерный дальномер. Управление движением ДУК
осуществляется дистанционно с помощью аппаратуры двусторонней линии
телеуправления (с дальностью действия до 20 км) или автономно - по программе,
заложенной в память бортовой ЭВМ.
Израильские разработчики прилагают усилия по продвижению данного аппарата на
мировой рынок вооружений. Высокие тактико-технические характеристики ДУК
«Протектор», продемонстрированные в ходе испытаний и в процессе эксплуатации,
обусловили приобретение его ВМС Сингапура, а один катер в 2005 году закуплен ВМС
США для проведения испытаний.
Кроме того, на базе аппарата «Протектор» израильская фирма «Элбит» разработала
ДУК «Силвер Марлин», отличающийся большей длиной - 10,6 м, массой полезной
нагрузки - до 2,5 т и автономностью - около 36 ч. По оценкам специалистов фирмы,
силовая установка с двумя дизелями мощностью по 315 л. с. обеспечит наибольшую
скорость хода нового катера до 44 уз и радиус действия около 270 миль. Этот
аппарат предполагается оснащать 25- или 30-мм артиллерийской установкой «Тайфун
G» либо ракетно-артиллерийским комплексом «Тайфун GS» (кроме АУ в него входят
два транспортно-пусковых контейнера с управляемыми ракетами «Спайк-ER»). В США НИОКР в данной области ведутся под руководством
научно-исследовательского управления ВМС с 90-х годов. Концептуальные
исследования перспективных архитектурно-конструктивных типов и энергетических
установок ДУК, обеспечивающих оптимальные тактико-технические характеристики для
решения широкого круга боевых задач, проводятся в Кардерокском отделении центра
надводных систем вооружения ВМС США (Вашингтон). В рамках программы «Гидра»
изучаются, в частности, возможности улучшения гидродинамических характеристик
катеров путем использования форм днища с разной килеватостью и различных
материалов для изготовления корпуса, а также варианты расположения и конструкции
водометных движителей.
Ключевые элементы конструкции ДУК и способы его применения отрабатывались в
полигонных и боевых условиях (в Персидском заливе) на экспериментальном аппарате
«Си Оул» Мк 2 фирмы «Навтек». При этом исследовались возможности использования
аппарата в целях заблаговременного (до подхода основных сил) вскрытия
тактической обстановки в прибрежной морской зоне, прежде всего в акваториях
портов и бухт, а также для решения задач дозорно-патрульной службы по охране
каботажных коммуникаций, мест стоянок кораблей и районов нефтепромыслов. Выводы
по результатам испытаний были приняты во внимание министерством ВМС США при
выработке тактико-технических-требований к перспективному варианту ДУК. К их
числу относятся прежде всего удобство и простота обслуживания, высокая
технологичность, широкие возможности по размещению катеров на боевых кораблях
основных классов без дополнительного изменения элементов корабельных
конструкций, оснащение их в короткие сроки (не более 1 ч) различными системами
вооружения в зависимости от решаемых задач.
С учетом данных требований фирма «Трэйнинг энд контрол системз» разработала
усовершенствованный катер «Си Оул» Мк 6 (длиной 3,8 м, массой 672 кг). Он
оборудован дизельной энергетической установкой мощностью 120 л. с, которая
обеспечивает наибольшую скорость хода до 45 уз и автономность до 35 ч. Базовое
радиотехническое оборудование катера включает аппаратуру двусторонней линии
связи ультракоротковолнового диапазона (дальность действия до 10 миль), а также
тепло- и телевизионные камеры с высоким разрешением. В состав полезной нагрузки
в модульном исполнении (общей массой до 550 кг) могут входить пулеметная
установка, подводные аппараты различного назначения, прожектора и другие
системы.
Наряду с этим наиболее перспективной для начала серийного производства считается
программа, реализуемая центром подводных систем вооружения ВМС США (ВМБ Ньюпорт,
штат Род-Айленд), по созданию дистанционно управляемого катера «Спартак Скаут».
В качестве базовых экспериментальных образцов приняты корабельные катера двух
конфигураций: малый и большой (соответственно длиной 7 и 11 м, с массой полезной
нагрузки от 1,3 до 2,3 т, наибольшей скоростью хода около 50 и 28 уз, дальностью
плавания до 150 морских миль, автономностью до 8 ч). Для последнего варианта
фирма «Радикс марин» разрабатывает более мощный двигатель, который должен
обеспечить наибольшую скорость хода 40 уз и автономность до 12 ч.
На современном этапе работ основные усилия разработчиков направлены на
определение состава базового радиотехнического оборудования и его оптимальную
компоновку на борту перспективного катера. Предусматривается, что ДУК будет
оснащен радиолокационными и оптоэлектронными средствами навигации, поиска и
обнаружения надводных и наземных целей, инерциальной системой управления с
приемником КРНС NAVSTAR, а также аппаратурой дистанционного управления и
передачи данных.
В зависимости от решаемых задач базовый комплект может быть дополнен сменными
модулями с аппаратурой гидроакустической разведки и поиска мин, а также контроля
радиационной, химической и биологической обстановки. В состав бортовых систем
оружия предусматривается включить пулеметные или артиллерийские (калибр до 30
мм) установки, ПУ управляемых ракет «Хеллфайр» или «Джавелин». Рассматривается
возможность оснащения большого катера универсальной установкой горизонтального
пуска MHLS для стрельбы малогабаритными противолодочными торпедами.
Кроме того, ведутся исследования по созданию в перспективе катера огневой
поддержки, который предполагается вооружить разрабатываемым фирмой «Рейтеон»
тактическим ракетным комплексом NLOS-LS (боекомплект- 15 управляемых ракет с
максимальной дальностью стрельбы до 60 км).
В целях оценки эффективности применения дистанционно управляемых катеров
проведены испытания опытного образца ДУК «Спартан Скаут» с крейсера УРО «Геттисберг»
в зоне боевых действий в Персидском заливе. По результатам испытаний
министерство ВМС приняло решение о начале полномасштабной разработки ДУК,
который будет включен в комплект вооружения строящихся кораблей прибрежной зоны
LCS. Работы в данной области оцениваются в 55 млн долларов. Считается, что
стоимость серийного образца (с базовым оборудованием) не превысит 120 тыс.
долларов.
Одновременно с этим на базе 11-м рабочего катера в отделении (г. Далгрен) центра
надводных систем вооружения ВМС США (Панама-Сити, штат Флорида) создан более
специализированный аппарат. Эти работы ведутся в рамках программы противоминного
обеспечения амфибийно-десантных сил в прибрежной океанской (морской) зоне.
Экспериментальный образец ДУК, изготовленный фирмой «Наутика», оснащен двумя
дизельными двигателями, работающими на водометные движители (максимальная
скорость хода до 37 уз и автономность 7 ч). Катер способен нести боевую нагрузку
массой около 2 т, в том числе различные противоминные средства, в частности
перспективную систему неконтактного траления OASIS (Organic Airborne and Surface
Influence Sweep), разработанную американской фирмой «Эдо» специально для
нейтрализации неконтактных донных и якорных мин.
Кроме научно-исследовательских учреждений ВМС инициативными исследованиями в
области создания дистанционно управляемых катеров занимается ряд американских
коммерческих предприятий. Так, фирма MRV провела испытания ДУК «Гаст Гард» с
целью оценки его пригодности для выполнения разведывательных и
дозорно-патрульных задач. Особенностью катера (длиной 5,8 м) является
стеклопластиковый корпус с улучшенными показателями мореходности. Силовая
установка включает дизельный двигатель австрийской фирмы «Штайр» мощностью 266
л. с. и водометный движитель компании «Хамильтон», обеспечивающие скорость хода
до 30 уз.
В состав бортового оборудования опытного образца входят: инерциальная система
управления, навигационная РЛС, видеокамера, высокочувствительные микрофоны,
контрольно-записывающее устройство и аппаратура двусторонней спутниковой связи в
УКВ-диапазоне с возможностью выхода в Интернет. Это позволяет накапливать или
передавать данные об обстановке и телеметрическую информацию в масштабе времени,
близком к реальному, а также управлять катером на значительных расстояниях.
Кроме того, аппарат может действовать в автономном режиме в соответствии с
заложенной программой.
Для решения аналогичных задач в интересах ВМС ФРГ германские фирмы «Веере
электроник» и «Меерестехник GmbH» совместно разработали ДУК «Зеевизель».
Корпус катера длиной 3,3 м и шириной 0,6 м выполнен из стеклопластика, что
позволило снизить его массу до 50 кг (полное водоизмещение 284 кг при массе
полезной нагрузки 184 кг). В качестве силовой установки применяются два навесных
двухтактных мотора фирмы «Комацу» (обеспечивают скорость хода до 27 уз) или два
электромотора «Бош» (10 уз) с запасом хода на 250 миль.
В состав полезной нагрузки ДУК входят оптоэлектронные средства поиска и
обнаружения надводных и береговых целей, приемник КРНС NAVSTAR, а также
разрабатываемые фирмой «Талес» датчики анализа радиационной и химической
обстановки. Результаты натурных испытаний катера показали, что аппаратура
телеуправления и радиоканала передачи данных обеспечивает устойчивый прием
телеметрической информации на командном пункте на дальность до 19 км,
видеоизображения-до 5 км, передачу сигналов управления -до 28 км. При потере
связи разработчиками предусмотрена циркуляция катера до восстановления приема.
Ожидается, что ДУК «Зеевизель» может поступить на вооружение в 2008 году.
Активные работы по созданию ДУК ведутся также в странах Азиатско-Тихоокеанского
региона. Так, в КНР фирма «Шеньян аэроспейс» на базе радиоуправляемого
катера-мишени XG-2 в 2006 году разработала и в настоящее время проводит
испытания его усовершенствованного варианта, оснащенного дистанционно
управляемой установкой для двух переносных зенитных ракетных комплексов.
Силовая установка нового ДУК (длина 6,7 м, ширина 2,6 м, полное водоизмещение
около 2 т) обеспечивает наибольшую скорость хода 36 уз и радиус действия до 100
км.
В состав радиоэлектронного оборудования ДУК входят: навигационная РЛС,
телевизионная станция обнаружения воздушных целей, лазерный дальномер и
автоматизированная система управления огнем ПЗРК. По оценкам разработчиков,
вместо ПЗРК катер может быть оснащен пусковой установкой для стрельбы
малогабаритными противокорабельными ракетами либо средствами противоминной и
противолодочной борьбы, включая гидроакустическую станцию, противолодочные
торпеды или минно-тральное оборудование.
Существенные наработки в области создания надводных аппаратов с автономным
управлением имеются в Японии. В частности, для мониторинга окружающей среды
фирма «Ямаха» разрабатывает катера типа «Кончен», оснащенные электродвигателем и
инерциальной системой управления с коррекцией по данным КРНС NAVSTAR. Для
обеспечения электроэнергией бортовых потребителей, в том числе для зарядки
аккумуляторов силовой установки, датчиков гидрометеонаблюдения и аппаратуры
передачи данных, включая телеметрическую информацию, используются солнечные
батареи.
Несмотря на то что эти аппараты предназначены преимущественно для использования
в научных целях, японские специалисты предусматривают возможность их оснащения
устройством дистанционного управления и радиоэлектронными средствами наблюдения
для решения задач вскрытия тактической обстановки в интересах ВМС.
В целом, по оценкам зарубежных военных экспертов, широкое применение
дистанционно управляемых катеров наряду с необитаемыми подводными и беспилотными
летательными аппаратами различного назначения в составе распределенной структуры
информационного обеспечения и управления разнородными силами и средствами ВМС
является неотъемлемой частью современных зарубежных концепций ведения боевых
действий на море. Считается, что это позволит повысить качество контроля
воздушной, подводной, надводной и наземной обстановки в прибрежной зоне
океанских (морских) ТВД, а также расширить зону противолодочной, противоминной,
противокатерной и противодиверсионной обороны отдельных кораблей и корабельных
групп.
Зарубежное военное обозрение 2008 №3 С 67-72
Другие материалы по теме
Смотрите также
|