search
menu
person

NEWS AND UDATES


Командование морских перевозок ВМС США (деятельность в военное время)
HTML clipboard

Командование морских перевозок ВМС США
(деятельность в военное время)

Капитан 1 ранга Ф. Гаврилов, кандидат военных наук

В военное время наряду с доставкой экономических грузов американскому судоходству необходимо будет решать задачи по обеспечению транспортировки оружия и военной техники в районы ведения боевых действий для всех видов вооруженных сил.

Американские специалисты, учитывая эти обстоятельства и основываясь на предположении, что военные действия могут как одновременно, так и раздельно вестись на Европейском театре войны, на Дальнем Востоке и в Юго-Западной Азии, разработали схему наращивания судового состава командования морских перевозок (КМП) в целях обеспечения вооруженных сил в удаленных от США районах. При этом сокращение судового состава торгового флота, плавающего под американским флагом, предусматривается компенсировать обновлением и увеличением количества судов повышенной готовности в резерве первой очереди.

Длительность и содержание процесса трансокеанских перевозок грузов в военное время зависят от масштабов и продолжительности конфликта. В случае длительного конфликта перевозки могут состоять из трех основных этапов.

Первый включает быструю доставку заблаговременно заскладированных грузов в районы оперативного предназначения для заранее назначенных соединений вооруженных сил. Второй - доставка основных запасов оружия, военной техники и средств МТО в районы ведения боевых действий. Цель третьего - пополнение ежедневно расходуемых материальных средств и доведение запасов на ТВД до уровня, достаточного для снабжения боевых действий в течение 60 сут.

В соответствии с перечисленными этапами первыми после принятия решения о стратегических перевозках из баз могут выйти суда-склады с задачей доставить в районы боевого предназначения оружие, военную технику и средства МТО для трех экспедиционных бригад морской пехоты, частей сухопутных войск и ВВС, входящих в состав «сил быстрого развертывания»; из портов погрузки - суда экстренной переброски войск; с мест стоянок - часть судов резерва первой очереди, которые могут встать под погрузку через 5-10 сут после получения приказания. Личный состав данных частей и соединений должен перебрасываться в районы боевых действий военно-транспортными самолетами.

Затем с мест стоянок предусматривается вывести основную часть судов резерва первой очереди резервного флота национальной обороны (РФНО), способных после расконсервации (через 20-60 сут) встать под погрузку основных грузов. Грузиться также начнут суда торгового флота, которые передаются ЕМП по программе готовности к перевозкам в интересах министерства обороны. Некоторые из них, находящиеся в портах США или в непосредственной близости от них, могут прибыть в порты погрузки за 3 сут и менее после получения распоряжения. Они будут использоваться совместно с судами, осуществляющими перевозки в ходе первого этапа.

После этого с мест стоянок будут выводиться суда резерва второй очереди РФНО, готовность которых позволяет им становиться под погрузку ежедневно расходуемых материальных средств и запасов через 60-90 сут после получения приказания. Одновременно в портах США может вестись погрузка прибывающих судов под «удобными» флагами и стран ЦАТО. Кроме того, из судов, действующих на коммуникациях, формируется объединенный флот транспортных средств для перевозки экономических грузов блока в интересах ведения войны.

В масштабах НАТО уже сейчас разработана централизованная форма управления морским транспортом для обеспечения руководства океанскими перевозками военных и экономических грузов в военное время.

Создана организационная структура военных и гражданских учреждений, которая может быть полностью развернута за счет доукомплектования резервистами и персоналом, занятым почти исключительно в торговом судоходстве. В США таким военным учреждением является командование морских перевозок, гражданским - управление морского флота министерства транспорта и некоторые другие органы.

Высший орган НAT0 по разработке планов подготовки отраслей экономики к условиям военного времени - главный гражданский комитет чрезвычайного планирования (Senior Civil Emergence Planning Commitee - SCEPC). Одна из восьми комиссий этого органа - управление планирования океанских перевозок (Planning Board for Ocean Shipping-PBOS), включающее представителей коммерческих кругов всех стран НАТО. В задачи управления входит определение объема перевозок для удовлетворения потребностей вооруженных сил на ТВД и экономики, разработка планов мобилизации и порядка использования судов, организация обмена информацией в области гражданского судоходства.

В случае войны управление планирования океанских перевозок становится директивным органом - администрацией по военному управлению судоходством (Defense Shipping Authority - DSA), состоящим из совета по военному управлению судоходством (Defense Shipping Council) и исполнительного комитета (Defense Shipping Executive Board). Совет руководит деятельностью комитета, изучает состояние судового состава, определяет принципы его использования в соответствии с директивными указаниями высших органов НАТО, в частности, занимается мобилизацией судов, выделяемых в объединенный флот транспортных средств. В совет входят представители стран - участниц блока, которые выделяют в распоряжение военного руководства свои суда грузоподъемностью каждое более 1600 per. т.

Исполнительный комитет представлен американским (Вашингтон) и европейским (Лондон) подкомитетами и проводит в жизнь решения совета, распределяет транспортные средства по задачам, определяем условия финансирования и эксплуатации судов, контролирует порты, бухты и Гавайи, пригодные для стоянки и проведения грузовых работ.

Подкомитеты комплектуются из представителей США и других стран НАТО, имеющих развитое судоходство.

Наряду с созданием на военный период органов управления судоходством в масштабе НАТО продолжают функционировать национальные правительственные органы управления судоходством, которые в случае войны принимают на себя руководство торговым флотом данной страны. В США эти функции выполняет управление морского флота министерства транспорта.

Командующим ВМС США в зонах и районах подчинена служба военно-морского контроля над судоходством (Naval Control of Shipping Organization), взаимодействующая с командованием морских перевозок ВМС США. Она полностью укомплектовывается в кризисной ситуации или с началом войны за счет резерва ВМС.

Одной из задач службы военно-морского контроля над судоходством (СВМКС) считается проведение организационных мероприятий по защите океанских коммуникаций. Для этого уже в мирное время разрабатываются наставления, инструкции и рекомендации по действиям судов в угрожаемой обстановке и с началом войны, осуществляется сбор информации о положении судов в Мировом океане, с соответствующими командованиями ВМС в районах координируются все вопросы, относящиеся к защите районов судоходства. В военное время СВМКС осуществляет формирование конвоев, назначает им маршруты перехода, организует переход конвоев через океан и защиту их от воздействия сил противника. Все отделы службы имеют мобилизационную документацию для вручения коммодорам (командирам) конвоев и капитанам судов.

Ядро службы ВМКС состоит из небольшого числа офицеров регулярных ВМС и рядовых резерва, мобилизованных с началом войны. В СВМКС США, например, 99 проц. численности персонала (3800 человек) - резервисты. После мобилизации они служат в штабах ВМС в районах, отделах службы и в штабах коммодоров конвоев.

Перевозки грузов в интересах вооруженных сил обеспечиваются в первую очередь, несмотря на то что на долю экономических грузов приходится до 90 проц. всего объема судоходства. При этом СВМКС не несет ответственности ни за эксплуатацию торговых судов, их погрузку и разгрузку, состояние портов и гаваней (что является прерогативой гражданских органов управления судоходством), ни за назначение сил охранения (прерогатива командования ВМС в районах).

Согласно организации ВМС США руководство службой ВМКС возлагается на командующих Атлантическим и Тихоокеанским флотами. Через командующих ВМС в районах им подчинены офицеры отделов СВМКС, действующих в многочисленных портах почти по всему миру, а также коммодоры конвоев со своими походными штабами.

Предусматривается, что офицерами отдела СВМКС выполняются следующие обязанности. Начальник отдела и его заместитель докладывают данные о состоянии судоходства командующему ВМС в районе и руководят работой личного состава отдела. Офицер-оператор координирует прибытие и выход тортовых судов, получает данные о ходе погрузочно-разгрузочных работ на судах и контролирует их переходы морем. Его помощник по организации переходов судов определяет маршруты всех конвоев и одиночно следующих судов, состав конвоев, готовит комплекс распоряжений на время плавания. Помощник по управлению конвоями выдает коммодорам конвоев пакет инструкции и указывает походный порядок, а также комплекс требований, которые надлежит соблюдать каждому судну. Помощник по связи с судами передает инструкции от отдела СВМКС капитанам судов, проверяет их состояние, утверждает перечень данных, содержащих детальную информацию о судне. Помощи ник по организации судовой службы дает капитанам судов указания по несению вахты и дежурства в части, касающейся СВМКС. Офицер управления отвечает за организацию связи с судами, включая визуальные сигналы, вопросы опознавания и порядок связи.

В ходе проведения военно-морского контроля над судоходством торговым судам, передаются сообщения, содержащие сведения об обстановке, в том числе об объявлении войны или чрезвычайного положений, а также особые инструкции капитанам судов (например, о выходе с маршрута перехода в безопасный район или приказание следовать в порт дружественной страны).

Торговое судно (группа судов), прибывающее в порт, встречает офицер или представитель СВМКС, который знакомит капитана и его помощников с особенностями района плавания, передает им документацию, требующуюся на судне во время перехода морем, а также оборудование, необходимое для плавания в составе конвоя, получает информацию о судне и вносит ее в общую картотеку на суда и в базу данных о судах в порту. После завершения досмотра офицер СВМКС докладывает командующему ВМС в районе данные о всех судах, прибывших в порт или вышедших из него за прошедшие сутки, включая информацию об угрозе им.

Организацией перевозок военных грузов в составе конвоев или отдельными судами занимаются командующие ВМС в соответствующих районах, организацией перевозок экономических грузов - национальные органы управления судоходством. Решение о формировании конвоя принимается на основании докладов о судах, получаемых от офицеров СВМКС и от национальных органов. Затем назначается коммодор конвоя, планируется маршрут перехода с учетом погодных условий, ожидаемой угрозы со стороны противника» имеющихся в наличии сил охранения.

Таблица 1 Океанские перевозки военных грузов из США на удалённый ТВД (за 6 месяцев войны без применения ядерного оружия)

Варианты перевозок I этап (5-20 сут)  II этап (20-60 сут) III этап (60-180 сут)
В Европу1 0,41 1,4 14,1
- 3,2 22,3
В Юго-Западную Азию 0,5 0,7 1,5
0,2 - -
В Северо-Восточную Азию и на Дальний Восток 0,2 0,1 0,2
- - -
1 В течение второго-шестого месяцев перевозок совершается от 400 до 800 судорейсов в месяц.
2 В числителе данные о перевозках сухих грузов, а в знаменателе - ГСМ (в млн. т).

Подучив приказания о переходах конвоев, офицеры СВМКС готовят предпоходовые совещания, для чего рассылают коммодорам конвоев и капитанам судов документацию на поход, содержащую инструкции по действиям во время плавания в составе конвоя и при возникновении чрезвычайной обстановки, маршрут следования и документы по связи. Совещания, в которых принимают участие коммодоры конвоев, капитаны судов и командиры сил охранения, проводятся офицерами СВМКС в портах непосредственно перед выходами конвоев.

С выходом конвоев из порта ответственность за переход передается от офицера СВМКС коммодору конвоя, который совместно с офицерами своего штаба, находящимися на судах, осуществляет управление конвоем, подчиняясь в бою командиру сил охранения.

Программа подготовки резервистов службы военно-морского контроля над судоходством включает наряду с теоретическим курсом групповые упражнения и практические занятия в море. Как командный, так и рядовой состав СВМКС проходит обучение в противолодочном учебном центре ВМС США в ГВМБ Норфолк (штат Вирджиния) и получает назначения на должности лишь после завершения полного курса теоретической и практической подготовки.

Особое внимание уделяется обучению коммодоров конвоев (около 100 человек). Как правило, это отставные офицеры ВМС в ранге не ниже кэптена из числа командиров-надводников и капитанов судов, имеющие значительный опыт командования кораблями.

Ежегодно по типовым сценариям совместно с другими странами проводятся учения, ставящие целью совершенствование контроля и защиты судоходства. ВМС США используют для отработки организации проводки конвоев суда-склады и десантные корабли, возвращающиеся в базы из состава передовых группировок, принимают участие в учениях НАТО типа «Оупн гейт» и других подобного типа с привлечением торговых судов стран блока. В портах ежегодно (по одному весной и осенью) организуются учения по военно-морскому контролю над судоходством.
В 1988 году в период обострения обстановки в Персидском заливе, вошедший в историю под названием «танкерной войны», добровольцы из состава резерва ВМС США принимали участие в качестве офицеров связи при конвоировании кувейтских танкеров под американским флагом. Обеспечение этими офицерами военно-морского контроля над судоходством под общим руководством командующего ОВС США на Среднем Востоке способствовало успешному осуществлению операции по проводке судов.

По сообщениям американской печати, на конференции, проведенной в прошлом году в г. Аннаполис (США) под руководством верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО на Атлантике, обращалось внимание на то, что возможные успехи советско-американских переговоров в Вене могут привести

к сокращению состава вооруженных сил в Европе. Однако зависимость этих сил от надежности перевозок войск резерва и усиления через океан в случае войны значительно возрастает. Как заявил в своем выступлении на конференции председатель военного комитета НАТО генерал В. Альтенбург, в случае эскалации конфликта «ОВС НАТО в Европе смогли бы продержаться без трансатлантических перевозок в течение 10 сут». Согласно другим оценкам, запасов на Европейском театре войны хватит для обеспечения боевых действий в течение 20-30 сут. Этого времени было бы достаточно для формирования, погрузки конвоев и перехода их через океан в течение 9-12 сут. Но основным препятствием в этом случае было бы (наряду с нехваткой судового состава) противодействие подводных лодок противника.

Американские специалисты считают, что при ведении в Европе длительной войны обычным оружием в течение полугода через Атлантику должно быть перевезено более 8,5 млн. т военной техники, оружия, боеприпасов и средств материально-технического обеспечения, а также свыше 15 млн. т горючего и смазочных материалов (табл. 1). Нельзя также исключать, что в это же время будут доставляться грузы почти для 50 дивизий сухопутных войск европейских стран НАТО - около 7 млн. т сухих грузов и 9,5 млн. т ГСМ.

Всего для океанских перевозок военных грузов на Европейский континент, по тем же оценкам, потребуется около 1700 судов, а для перевозки экономических грузов (1,3 млрд. т) - еще 1400 судов различных классов и типов. Военное руководство НАТО оценивает эти требования как близкие к критическим, учитывая существующее положение с судовым составом.

Принимая во внимание все ограничения в использовании судов по их пригодности к перевозкам грузов через океан в составе конвоев, общее количество судов в составе объединенного флота транспортных средств, передаваемое командованию морских перевозок ВМС США, реально оценивается в 600 единиц (кроме уже имеющихся в распоряжении КМП).

Каждый конвой, выходящий из США с началом регулярных перевозок для пополнения запасов на Европейском театре войны, по мнению зарубежных специалистов, должен включать до 60 судов. Считается, что первым четырем конвоям придется следовать без корабельного охранения, так как надводные корабли в это время еще будут участвовать в решении задач завоевания господства на море в составе передовых группировок ВМС США. В случае заблаговременного развертывания подводных лодок противника для действий на океанских коммуникациях потери судов из состава первых четырех конвоев достигнут, по оценкам некоторых американских специалистов, 50 проц. (табл. 2). Таким образом, организация океанских перевозок для пополнения запасов с целью обеспечения длительной войны в Европе находится в прямой зависимости от успехов борьбы с подводными лодками в первые же дни военных действий на Атлантике.

Часть судов (в основном контейнеровозы) могут иметь на борту контейнерную вертолетную систему противолодочной обороны «Арапахо» и использовать ее для борьбы с подводными лодками во время перехода через океан.

По оценке бывшего верховного главнокомандующего ОВС НАТО на Атлантике адмирала И. Кидда, потери судов, совершающих переходы через океан, составят в первый месяц ведения военных действий 10-30, во второй 5-10, в последующие 3-5 проц.

Таблица 2 Возможные потери судов в течении первых 10 сут. конвойных операций.
День от начала перевозок Кол-во судов на переходе Соот- ношение потерь судов Кол-во ПЛ на комму- никациях Потери
ПЛ ПЛ судов кораблей охранения
Т+1 60 7
1
35 7 49 -
Т+2 60 7
1
28 6 42 -
Т+3 60 7
1
22 4 28 -
Т+4 60 7
1
23* 5 35 -
Т+5 60 5
1
то же 5 23 2
T+6 60 5
1
то же 5 23 2
Т+7 60 5
1
то же 5 23 2
Т+8 60 5
1
то же 5 23 2
Т+9 60 5
1
то же 5 23 2
Т+10 60 5
1
то же 5 23 2
* В том числе пять дизельных подводных лодок.

Для сокращения потерь судов рассматриваются три возможных способа: увеличение объема запасов, складируемых в Европе; выделение достаточных сил охранения конвоев; увеличение количества судов, необходимых для первых конвоев. Однако большой объем запасов уязвим для ударов противника в ходе военных действий. Увеличение судового состава конвоев повышает вероятность уничтожения судов, но, несмотря на потери, растет количество судов, прибывающих в европейские порты. Лучшим выбором американским специалистам представляется увеличение численности кораблей охранения конвоев для обеспечения океанских перевозок грузов снабжения при ведении длительной войны на сухопутных ТВД обычными средствами. Но и этот путь связан с затруднениями, так как боевые корабли будут решать задачи завоевания господства на море в интересах обеспечения защиты того же судоходства. Поэтому исследование проблемы сокращения потерь судового состава продолжается.

В докладе президентской комиссии по вопросам торгового флота и обороны (Commission on the Merchant Marine and Defense - CMMD), опубликованном в сентябре 1987 года, сделан вывод о том, что существует «ясная и растущая опасность для страны из-за ухудшения положения в американской судостроительной промышленности». Признавая тот факт, что торговый флот США вносит важный вклад в дела военного ведомства, комиссия тем не менее указывает на «недостаточные собственные возможности по стратегическим морским перевозкам (включая как судовой состав, так и обученный персонал) в соответствии с планами обеспечения крупномасштабного развертывания вооруженных сил для использования в чрезвычайных ситуациях на одном удаленном театре военных действий, например в Юго-Западной Азии».

В начале 1988 года главнокомандующий объединенным командованием стратегических перебросок вооруженных сил США генерал Д. Кассиди, выступая в сенатской комиссии по делам вооруженных сил, отметил, что нехватка грузовых судов составляет 42 единицы, а к 2000 году может возрасти до 200 единиц, несмотря на 7 млрд. долларов, израсходованных с 1980 года на стратегические переброски. По оценке Д. Еассиди, наличное количество судов, пригодных для перевозок через океан, не удовлетворяет потребности вооруженных сил даже в случае конфликта на одном театре.

Согласно исследованиям, проведенным министерством обороны в середине 80-х годов, на первом и втором этапах перевозок контролируемый правительством судавой состав мог бы в начале 90-х годов дать возможность принять на борт 486 тыс. т груза, а судами, выделенными из состава торгового флота, - еще, 394 тыс, т.

По недавним оценкам американских специалистов на 1992 год, общая грузоподъемность торговых судов будет почти на 90 тыс. т меньше требуемой. Суда, принадлежащие США или относящиеся к «эффективно контролируемому флоту», смогут обеспечить транспортировку менее чем 30 проц. общих потребностей, а суда европейских стран НАТО и других союзников обеспечат остальную их часть, если эти суда будут в наличии.

Командование НАТО считает, что в случае вооруженного конфликта в Европе потребовалось бы около 800 судорейсов с грузами усиления и снабжения войск в течение первых 60 сут перевозок. После этого месячная потребность снизилась бы до 350 судорейсов, что удовлетворило бы только требования вооруженных сил. Еще 2000 судорейсов будет необходимо для решения жизненно необходимых экономических вопросов.

Президентская комиссия по вопросам торгового флота и обороны рекомендует в течение 10 лет осуществлять строительство не менее 12 судов в год с тем, чтобы увеличить состав судов, принадлежащих государству и частным компаниям, до 650 единиц: 250 предназначены для перевозки оружия и военной техники соединений сухопутных войск, 100 - для пополнения запасов снабжения, 200 - для доставки ГСМ, 100 - перевозки экономических грузов. Стоимость программы составила бы около 16,8 млрд. долларов.

Какое влияние на эту программу окажут происходящие изменения военно-политической обстановки в пользу мира, покажет время.

Зарубежное военное обозрение № 12 1990 С.53-59

Смотри также

Смотрите также
Категория: Боевые операции | Добавил: pentagonus (22.11.2008) | Автор: Капитан 1 ранга Ф. Гаврилов к.в.н.
Просмотров: 3601 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar