Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Среда, 24.07.2019, 09:42
Ключевые слова

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
ВМС общие вопросы [157]
Флот [150]
Авиация [89]
Морская пехота [78]
Уставы и руководства [7]
вооружение [90]
снаряжение [18]
Боевые операции [34]
Структура и организация [114]
Стратегия и тактика [78]
Техническое обеспечение [101]
История [24]
ТТХ [12]
НИОКР [97]

Поиск


Наш опрос
Журналы на Pentagonus.ru я скачиваю через
Всего ответов: 33
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » ВМС » Боевые операции

Противоминная операция в Суэцком заливе и Красном море (1984)
HTML clipboard

Противоминная операция в Суэцком заливе и Красном море (1984)

Капитан 2 ранга А. Колпаков,кандидат военных наук;

капитан 2 ранга В. Крестьянинов

Суэцкий канал, одноименный залив и Красное море являются самой короткой и оживленной водной артерией на морских коммуникациях, соединяющих Западную Европу и Азию. В 1984 году около 70 проц. западноевропейской нефти, импортированной из районов Персидского залива и Красного моря, прошло этим путем, В июле - сентябре 1984 года в регионе создалась напряженная обстановка: на минах подорвалось 19 транспортных судов из 15 стран мира. В середине августа интенсивность движения упала до 42 судов в день при норме около 60.

Большинство взрывов мин произошло в 20 - 200 м от судов на глубинах 200 - 300 м (по некоторым данным, начиная со 100 м). Суда получили различные повреждения: от незначительных до серьезных, требующих постановки в док и длительного ремонта.

Египет и Саудовская Аравия обратились к правительствам США, Великобритании, Италии и Нидерландов с просьбой оказать помощь в поиске и уничтожении мин в районах Суэцкого залива и Красного моря. С аналогичной просьбой к правительству Советского Союза обратилась Народная Демократическая Республика Йемен.

Для координации противоминных действий четырех государств Египет и Саудовская Аравия создали специальный координационный комитат. На кораблях, участвовавших в тральных работах, находились офицеры связи - представители этих стран. Предполагалось, что каждое государство будет держать свои военно-морские силы в регионе до полного устранения минной опасности для торгового судоходства.

2 августа 1984 года в Каир прибыли 15 американских экспертов из минно-трального командования ВМС США. Были обсуждены возможные формы американской помощи Египту. В течение последующих дней сюда прибыла дополнительная группа специалистов и был создан штаб, который стал руководить всеми операциями по поиску и тралению мин кораблями и вертолетами ВМС США. Он координировал действия с ВМС Египта, Италии, Великобритании и Нидерландов. В Джидде при командующем американскими силами была развернута группа информации о минной обстановке и по противоминным действиям в районе. ВМС США осуществляли поиск и траление мин в южной и центральной частях Суэцкого залива в районе Джидды и Янбу, являющихся основными портами Саудовской Аравии в Красном море.

4 августа 1984 года на гидрографическом судне T-AGS32 "Хзркнесс" командования морских перевозок устанавливается гидролокационная станция бокового обзора, а также размещается группа американских и египетских минеров и водолазов. В ходе поиска, продолжавшегося несколько недель, было обнаружено значительное количество миноподобных объектов, которые затем обследовались водолазами. В этот же период группа американских специалистов обследует поврежденные суда и делает вывод, что повреждения получены в результате взрыва мин, установленных на большой глубине или имеющих небольшую массу взрывчатого вещества (ВВ).

6 августа из США в Роту (Испания) вылетел самолет С-5А "Гэлекси" военно-транспортного авиационного командования, на котором размещаются четыре вертолета-тральщика RH-53D "Си Стэльен" из 14 эскадрильи воздушных сил Атлантического флота и около 200 человек лич-ного состава. Здесь вертолеты-тральщики были собраны и 9 .августа приняты на борт десантного транспорта-дока "Шривпорт". 17 августа они начали поиск мин в южной части Суэцкого залива. Прибывший из Италии пятый вертолет (CH-53D "Си Стэльен") обеспечивал снабжение отряда из Каира. Вертолеты-тральщики RH-53D "Си Стэльен" использовали буксируемую гидроакустическую станцию миноискания бокового обзора типа AN/AQS-14. Поиск мин производился как отдельными вертолетами, так и группой из трех машин, которые делали до восьми вылетов в день. Обнаруженные миноподобные объекты обозначались маркерными радиобуями. Вертолеты-тральщики провели в воздухе 500 ч, из них 165 ч пришлось на фактическую буксировку ГАС AN/AQS-14. Они обследовали район в 200 кв. миль и обнаружили 44 миноподобных объекта, из которых 12 после обследования водолазами с "Харкнесс" оказались безопасными (куски труб, баллоны, коралловые обломки, корзины из проволоки). Поиск мин осуществлялся в сложных метеоусловиях при силе ветра 7 - 8 баллов и волнении моря до 5 - 6 баллов.

17 сентября противоминные действия первой группы вертолетов в южной и центральной частях Суэцкого залива были закончены.

Вторая группа (три вертолета-тральщика RH-53D) из состава той же эскадрильи 14 августа была доставлена на военно-транспортном самолете в Джидду (Саудовская Аравия). 15 августа они произвели минную разведку подходного канала к этому порту. 20 августа сюда же пришел штабной корабль AGF3 "Ла Салль" командующего ВМС США на Ближнем и Среднем Востоке, и вертелеты-тральщики перебазировались на его борт. До 28 сентября вертолетными тралами Мк104, Мк105 и Мк106 были протралены подходы к портам Джидда и Янбу. 29 августа вертолеты произвели разведывательное траление в Баб-эль-Мандебском проливе для обеспечения прохода авианосной группы (авианосец "Америка") из Индийского океана в Средиземное море. -30 сентября вертолеты-тральщики завершили работу и на военно-транспортном самолете были доставлены в Норфолк.

Всего в южной и центральной частях Суэцкого залива в поисках мин в районах Джидды и Янбу участвовало три корабля, восемь вертолетов-тральщиков и более 1500 человек личного состава ВМС США.

Корабли ВМС Великобритании поиск и траление мин производили в северной части Суэцкого залива. 15 сентября в район Суэца прибыла группа кораблей, состоящая из четырех тральщиков - искателей мин типа "Тон". Позже к ним присоединился противоминный корабль "Уилтон". Они имели на вооружении ГАС миноискания типа 193. 16 августа английские корабли начали поиск мин. Было отмечено около сотни миноподобных предметов, многие из которых находились под слоем ила толщиной до 2 м. За сутки обнаруживалось до 22 предметов (в среднем на 4 кв. мили их было 15). Затем они обследовались группой водолазов-минеров, имеющей опыт поиска мин в районе Фолклендских (Мальвинских) о-вов.

12 сентября в 15 милях к югу, от входа в Суэцкий канал одним из тральщиков - искателей мин с помощью дистанционно-управляемого подводного аппарата была обнаружена мина, которую подняли и отбуксировали на мелкое место для обследования водолазами. После разоружения она была разрезана на две части. Секцию с неконтактным взрывателем доставили в Лондон для всестороннего анализа. Мина имела 190-200 кг взрывчатого вещества, хотя могла вместить до 680 кг. Английские специалисты сделали вывод, что цель минирования - создание психологической угрозы и нанесение легких повреждений судам без их уничтожения.

Причиной недостаточно высокой эффективности противоминных действий английских тральщиков - искателей мин явились физико-географические и гидрологические условия района: засоренность грунта миноподобными предметами, большой слой ила, значительные глубины (в основном более 60 м). На такой глубине резко падала эффективность работы водолазов, так как требовалось много времени для декомпрессии.

ВМС Франции поиск и траление мин осуществляли в районе портов Джидда, Янбу, в южной части Суэцкого залива и Баб-эль-Мандебском проливе. Первоначально французские силы состояли из двух тральщиков - искателей мин ("Кан-то" и "Домпер"), переоборудованных из кораблей типа "Агрессив", которые 15 августа прибыли в район порта Джидда и начали противоминные действия. 26 августа к ним присоединились современные тральщики - искатели мин, построенные по программе "Трипартит": "Эридан" и "Кассиопе". Последние вели поиск мин в южной части Суэцкого залива.

Французские противоминные корабли были оснащены ГАС миноискания типа DUBM-21. Обнаруженные миноподобные объекты обследовались дистанционно-управляемыми подводными аппаратами типа РАР-104 и водолазами-минерами. Кораблями было уничтожено десять донных неконтактных мин.

ВМС Италии поиск мин проводили в Суэцкой бухте и центральной части Суэцкого залива. В этом принимали участие тральщики - искатели мин "Толо" и "Кастаньо" (имели на вооружении ГАС миноискания AN/SQQ-14) и корабль обеспечения. Обнаруженные миноподобные предметы обследовались дистанционно-управляемыми подводными аппаратами РАР-104 и водолазами-минерами. Было обнаружено 480 миноподобных предметов, однако мин не нашли. Несмотря на значительные глубины в отдельных районах (достигают 85 м) и неоднородность слоев воды, ГАС DUBM-21 показала удовлетворительные результаты при поиске и классификации объектов.

Противоминные корабли ВМС Египта (десять морских и два рейдовых тральщика) осуществили поиск мин в Суэцком канале. Группа кораблей ВМФ СССР в составе трех базовых тральщиков вела противоминные действия в Баб-эль-Мандебском проливе и в районе порта Аден. Таким образом, в районе проведения противоминной операции, которая носила международный характер, было сосредоточено около 26 противоминных кораблей шести стран. В ходе ее в обстановке, близкой к боевой, были проверены возможности современных тральщиков - искателей мин и вертолетов-тральщиков.

Зарубежное военное обозрение № 12 1990 С.59-61

 

 

Категория: Боевые операции | Добавил: pentagonus (23.11.2008) | Автор: Капитан 2 ранга А. Колпаков к.в.н.

Просмотров: 3219 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2019

Рейтинг Военных Ресурсов