Мобильные силы и средства противотеррористической защиты объектов ВМС США
Капитан 2 ранга В. Мосалёв
Проблема защиты кораблей в гаванях и портах, а также портовых сооружений и других объектов ВМС от атак диверсантов, в том числе подводных, возникла еще во времена Второй мировой войны. Первые подразделения, предназначенные для защиты кораблей от подводных диверсантов, были созданы в составе амфибийных сил американского флота в 1944 году. В 1963 году эти подразделения были сведены в группы обеспечения операций (NOSG - Naval Operations Support Groups) Тихоокеанского и Атлантического флотов. Задачи противоборства с подводной угрозой были возложены также на созданные в составе минно-тральных сил флотов группы борьбы с подводно-диверсионными силами и средствами (NIUWG—Naval Inshore Undersea Warfare Groups), дислоцированные в ВМБ Лонг-Бич (1-я группа) и Литтл-Крик (2-я). Каждая из них включала до 200 человек личного состава (в том числе 20 офицеров). Группы делились на мобильные отряды борьбы с ПДСС. Всего было создано 30 таких отрядов.
В период вьетнамской войны в 1967 году в составе 1-й группы борьбы с ПДСС был создан отряд по охране пунктов базирования (ПБ) и портов в Южном Вьетнаме. Отряд, включавший пять команд, входил в 115-е оперативное соединение, осуществлявшее прибрежное патрулирование и предназначенное для предотвращения проникновения на территорию Южного Вьетнама со стороны моря разведывательно-диверсионных групп (РДГ) Северного Вьетнама.
В каждом отряде, обеспечивавшем противодиверсионную защиту ВМБ или крупного порта, имелся центральный контрольный пост, выполнявший функции управления и координации действий патрульных катеров, постов радиотехнического и визуального наблюдения за водной поверхностью, а также контроля входящих в акваторию портов судов. Команды ПКА проводили досмотр любых судов, катеров и джонок, независимо от их национальной принадлежности. После швартовки ответственность за охрану кораблей и судов возлагалась на подразделения охраны базы (порта).
Осмотр подводной части корпуса и якорных цепей кораблей и судов с целью обнаружения диверсионных мин осуществляли команды водолазов, состоявшие из офицера, трех сержантов и рядовых. Для снижения риска диверсий корабли и суда периодически меняли места стоянки. Для борьбы с диверсантами впервые в ВМС США стали использоваться специально обученные дельфины (а впоследствии и другие морские млекопитающие).
В 1971 году группы борьбы с ПДСС и разведывательно-диверсионные группы были объединены в командования прибрежных боевых действий, которые сначала вошли в состав амфибийных, а затем (после реорганизации) - надводных сил флотов. Эти командования включали разведывательно-диверсионную группу, эскадру катеров речных и прибрежных действий (в Атлантическом флоте) или дивизион быстроходных катеров поддержки (в Тихоокеанском флоте), группу по обезвреживанию боеприпасов и группу борьбы с ПДСС. В 1975-1976 годах командования прибрежных боевых действий были реорганизованы в группы специального назначения флотов (NSWG -Naval Special Warfare Groups), которые впоследствии были преобразованы в группы сил специальных операций (ССО) и вошли в состав командования ССО ВМС.
На группы борьбы с ПДСС (NIUWG), специально предназначенные для противодействия РДГ, возлагались задачи охраны и обороны ВМБ, портов, гаваней, якорных стоянок, отдельных кораблей, судов и порто¬вых сооружений. Каждая из них состояла из двух мобильных отрядов борьбы с ПДСС и подразделения малых быстроходных катеров. Такую группу при необходимости можно было перебросить в любую точку мира. В то же время в военно-морских базах, которые, как считало командование ВМС США, могли стать объектами нападения подводных диверсантов (таких, как Гуантанамо, Рузвельт-Роде, Субик-Бэй) постоянно дислоцировались подразделения групп специального назначения.
Практически все эти подразделения предназначались для борьбы с диверсионными группами противника (преимущественно подводными) во время войны или боевых действий в рамках локальных вооруженных конфликтов. Однако их опыт пригодился, когда на рубеже XX - XXI веков усилилась (асимметричная) угроза нападения террористических групп, в том числе и на военные объекты, и возникла необходимость в создании специальных сил для борьбы с этой угрозой.
Противодиверсионная защита и противотеррористические мероприятия активизировались во всех видах ВС США после взрыва в июне 1996 года американской казармы в г. Дахран (Саудовская Аравия), когда погибли 19 и были ранены более 500 американцев. Однако в ВМС мерам по защите кораблей от надводных террористических атак (со стороны в основном малотонажных быстроходных катеров) стало уделяться серьезное внимание лишь после того, как в октябре 2000 года диверсионной атаке со стороны быстроходного катера, снаряженного взрывным устройством и управляемого террористом-смертником, подвергся ЭМ УРО «Коул» (DDG-67), находившийся в порту Аден (Йемен). Тогда корабль получил серьезные повреждения, а 17 моряков из состава экипажа погибли и 39 получили ранения. После этого инцидента в иностранном порту командование американского флота разработало ряд срочных мер по усилению защиты кораблей в составе передовых группировок экспедиционных сил от возможных терактов, охране баз, пунктов временного и рассредоточенного базирования, повышению безопасности на рейдах и якорных стоянках, а также в районах проведения морских десантных операций.
После событий 11 сентября 2001 года в американских ВМС усиливаются мобильные силы охраны и обороны водных районов, на боевых надводных кораблях (в том числе авианосцах) создаются подразделения самообороны от террористов. В береговой охране (БОХР) США были сформированы 13 новых команд морской безопасности и охраны (MSST - Maritime Safety and Security Teams), которые приступили к патрулированию в крупных портах - от Энкоридж (Аляска) до Майами (Флорида). В морской пехоте была сформирована 4-я (антитеррористическая) экспедиционная бригада - 4 эбрмп (AT), в состав которой вошли четыре батальона: по борьбе с терроризмом, сил безопасности, охраны дипломатических представительств и биохимической защиты. В частности, батальон сил безопасности обеспечивает охрану объектов ВМС особой важности, а личным составом двух его рот комплектуются подразделения обеспечения безопасности флота от атак террористов (FAST - Fleet Anti-terrorism Secuirity Team), которые назначаются на боевую службу в составе передовых группировок флота, в том числе на боевые корабли. В настоящее время противотеррористическая защита экспедиционных сил ВМС США в передовых районах возложена на особые мобильные формирования - подразделения обеспечения безопасности побережья ВМС (NCWT - Naval Coastal Warfare Teams), которые имеются в регулярных силах и резерве ВМС.
В регулярных ВМС эти подразделения входят в состав 1-й и 2-й групп обеспечения безопасности побережья и находятся в постоянной готовности к переброске в любую точку мира, в том числе авиацией. В резерве ВМС подготовка резервистов для таких подразделений обеспечивается военными специалистами регулярных сил.
Мобильные отряды обеспечения безопасности побережья предназначены для ведения наблюдения за надводной и подводной обстановкой с помощью системы MIUW-SU, в состав которой входят:
- аппаратура информационной системы, размещаемой в контейнере (размером 2,4 х 2,4 х 9,1 м), который можно перевозить на автомобиле, корабле или авиационными транспортными средствами;
- мобильные аппараты освещения надводной обстановки (Mobile Sensors Platforms), монтируемые на автомобилях HMMWV; в состав их оборудования входят РЛС обнаруже¬ния надводных целей Furuno (с процессором сопровождения целей), работающие в диапазоне 5,2-10,9 Ггц, а также видеосистемы тепловидения и визуального наблюдения, данные с которых передаются в центр наблюдения RSSC по микроволновым линиям связи на расстояние до 10 км;
- портативные носители PSP (Portable Sensors Platforms) "с ТВ-камерами и ИК-приборами ночного видения, средствами радио- и радиотехнической разведки;
- гидроакустическая система наблюдения, включающая активные гидроакустические буи AN/WQX-2 SDS (Swimmer Detection Sonar) обнаружения подводных пловцов, кабельную антенную систему 1DDA (Intruder Detection Distributed Array), малогабаритную акустическую систему
LASS (Lightweight Acoustic Sensor System) и систему обеспечения безопасности на фарватерах WSS (Waterways Security System).
Гидроакустические буи AN/WQN-2 предназначены в основном для индивидуальной защиты кораблей. Приемный блок буя может устанавливаться на дне, на плаву или на определенной глубине на заякоренном буйрепе.
Акустическая система LASS массой 34 кг (с батарейными источниками питания) представляет собой цепь из 32 гидрофонов, размещенных с интервалом 1,17 м, а в системе IDDA гидроакустические датчики установлены через 18м вдоль кабеля, который может укладываться с малых катеров без помощи водолазов.
Система WSS была впервые успешно испытана еще в 1993 году, а позже (в начале 2002-го) демонстрировалась в ВМБ Кингс-Бэй. Она состоит из одного или нескольких радиолокационных, видео- и гидроакустических средств обнаружения и сопровождения надводных и подводных целей, данные от которых поступают в систему сбора и отображения обстановки. В состав оборудования входит ГАС DIDSON (Dual-frequency Identification Sonar), обеспечивающая распознавание цели на дальности более 30 м, а также система обнаружения подводных пловцов на мелководье SWIDS (Shallow Water Intrusion Detection System) с использованием специально обученных морских львов.
Командный пункт обороны гавани (HDC - Harbor Defense Command) оснащен мобильной системой связи и передачи данных MAST II (Military Assistance to Safety and Traffic), которая коммутирует различные информационные и разведывательные каналы, СВЧ- и телефонные линии связи и отображает обстановку на мониторах и планшетах.
Данная система в настоящее время задействуется в пункте базирования кораблей 5-го флота в Бахрейне (Персидский залив), а также в базах ПЛАРБ Кингс-Бэй (штат Джорджия) и Бангор (Вашингтон).
ВМС уже длительное время (начиная с войны во Вьетнаме) используют для борьбы с подводными диверсантами дельфинов (система Мк 6 MMS - Marine Mammals System). В частности, в зарубежной прессе сообщалось о том, что в сентябре 2005 года во время урагана «Катрин» ВМС США потеряли 36 специально обученных дельфинов (для поражения подводных диверсантов у них на спине закреплялись стальные дротики).
В 2002 году ВМС США заключили контракт на поставку 15 гидроакустических станций (ГАС) обнаружения подводных террористов «Си Гардиан», имеющих чрезвычайно малую вероятность ложных срабатываний от проходящих кораблей и защищенных от преднамеренных акустических помех. Они предназначены для автоматического обнаружения, классификации и слежения за подводными пловцами на достаточном расстоянии для обеспечения их перехвата. ГАС снабжены облегченной антенной решеткой и должны устанавливаться стационарно на оконечности пирсов или на борту кораблей, стоящих на якоре. Сектор обзора может меняться от 45 до 90° в зависимости от конфигурации антенной решетки, предусматривающей круговой режим обзора и на 180°.
В ВМС выполняется программа создания автономной гидроакустической системы обнаружения для установки на входах в пункты временного базирования кораблей. В ее состав входит автономная сеть наблюдения (ASN -Autonomous Surveillance Node), состоящая из 100-м антенного кабеля с 28 гидрофонами, трех магнитометров, датчика электрических полей, подводного контейнера с процессором обработки сигналов, подсистемы подводной акустической связи и установочного оборудования. Данные обнаружения по подводному акустическому каналу передаются на входной буй ПБ, который по подводному кабелю или микроволновому радиоканалу передает их на береговой пост наблюдения. Антенный кабель укладывается горизонтально на морском дне на глубинах 200 м и более.
Группы борьбы с ПДСС ВМС (IBU - Inshore Boat Units) и отряды БОХР обеспечения безопасности портов (PSU - Port Security Units) в качестве плавсредств используют быстроходные катера длиной 8,2 и 9,7 м, а также надувные лодки, которые применяются для классификации целей и прикрытия охраняемых объектов. Они оборудованы акустическими датчиками обнаружения подводных объектов, РЛС обнаружения надводных целей, ручными приборами ночного видения и вооружены одним 12,7-мм и одним - двумя 7,62-мм пулеметами, а также имеют закрытые средства УКВ-радиосвязи.
Мобильные отряды обеспечения безопасности портов БОХР включают по шесть катеров и 117 человек личного состава. Каждый из них являет¬ся отдельным самостоятельным подразделением, которое в зависимости от района развертывания может быть переброшено к месту назначения морем или по воздуху в течение не более чем 96 ч.
Для вооружения этих отрядов БОХР закупает 46 новых высокоманевренных катеров типа «Гардиан» (TPSB - Transportable Port Security Boats) с усиленной защитой корпуса, которые при необходимости могут перебрасываться по воздуху самолетами С-5 или С-17 военно-транспортной авиации. Катера обеспечивают вход и выход из порта военных кораблей, создавая вокруг них 90-100-м зону безопасности, в пределы которой не допускаются никакие посторонние плавсредства.
Для использования в отрядах обеспечения безопасности портов разрабатываются также дистанционно управляемые боевые катера на базе различных надувных лодок (RHIB, Robo Raider, Robo Ski, IBS, NSWRIB) и катеров с жестким набором корпуса (OWL Mk IIUHSV, Sentinel, Spartan). Например, дистанционно управляемый катер OWL Mk II UHSV (Unmanned Harbor Security Vehicle) имеет длину З м, массу 500 кг, максимальную скорость хода более 35 уз, автономность 10 ч при скорости 10—12 уз, грузоподъемность до 200 кг.
В качестве дополнительных средств охраны кораблей рассматривается беспилотные летательные аппараты (БЛА). Так, оцениваются возмож¬ности использования в этих целях БЛА «Нептун» массой 36 кг с размахом крыла 2 м, способный нести полезную нагрузку в 9 кг и имеющий оперативный радиус около 40 миль. БЛА запускается с пневматической пусковой установки и поднимается на борт корабля после приводнения.
Совместная подготовка личного состава отрядов катеров БОХР и морской пехоты осуществляется с 1998 года в учебном центре отработки специальных задач (SMTC - Special Missions Training Center) в районе Кортхаус-Бэй базы МП Кэмп-Лэджен. Центр занимает комплекс из четырех зданий, где работают 108 военнослужащих регулярных сил и резерва ВМС, БОХР и морской пехоты СЩА. Плавсредства центра представлены 32 катерами.
Роты из состава батальона сил безопасности 4 эбрмп (по борьбе с терроризмом) в зависимости от важности охраняемых объектов и степени угрозы могут состоять из штабного элемента, четырех-шести охранных взводов (или комманд) численностью .25—47 человек с усиленным вооружением. Предусматривается также формирование до четырех подразделений обеспечения безопасности флота против терроризма (FAST) с усилением их в случае необходимости элементами мобильного отряда обезвреживания боеприпасов EOD (Explosive Ordnance Disposal).
Индивидуальная противотеррористическая защита кораблей осуществляется корабельным подразделением самообороны SSDF (Ships Self Defense Force), которое формируется из членов экипажа во главе с штатным офицером по борьбе с терроризмом - АТО (Antiterrorist Officer). Численность подразделения зависит от класса корабля. На малых кораблях в его состав входит стрелковое отделение и пулеметный расчет. На крупных кораблях (с численностью экипажа свыше 600 человек) оно может включать три отдельные команды (всего до 40 человек). Контролируемая патрульными катерами зона безопасности вокруг крупных кораблей составляет до 460 м в радиусе. На вооружении подразделения SSDP находятся до шести 12,7-мм пулеметов, 7,62-мм пулеметы М-60, М-870, автоматические винтовки М-14, осветительные ракеты М-79.
Подготовка личного состава для подразделений SSDF осуществляется на курсах в ВМБ Литтл-Крик, набор на которые (в количестве 60 человек) производится 17 раз в течение года.
Мобильные подразделения по борьбе с терроризмом из состава ВМС, БОХР и морской пехоты США периодически направляются на боевую службу, участвуя в отработке задач боевой подготовки перед развертыванием в ходе частных и крупных учений флота в мелководных и прибрежных районах. Боевые задачи они решают совместно с разведывательно-диверсионными подразделениями (SEAL) CCO, отрядами обезвреживания боеприпасов (EODT) и противоминными силами флота, взаимно дополняя и усиливая свои возможности.
Зарубежное военное обозрение №12 2005
Смотрите также
|