Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Суббота, 10.12.2016, 00:14
Ключевые слова
Д. Рюриков, минно-тральные силы

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
ВМС общие вопросы [153]
Флот [140]
Авиация [87]
Морская пехота [77]
Уставы и руководства [7]
вооружение [86]
снаряжение [18]
Боевые операции [33]
Структура и организация [110]
Стратегия и тактика [74]
Техническое обеспечение [98]
История [24]
ТТХ [12]
НИОКР [83]

Поиск


Наш опрос
The military tattoo
Всего ответов: 129
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » ВМС » Структура и организация

Минно-тральные силы ВМС США (2005)

Минно-тральные силы ВМС США

Капитан 1 ранга Д. Рюриков,
капитан 2 ранга А. Васильев

К концу 2003 года, после окончания активных боевых действий вооруженных сил США и их союзников против Ирака, командование ВМС обратило особое внимание на дальнейшее развитие своих минно-тральных сил. В ходе боевых операций в Персидском заливе американские корабли на практике встретились с серьезной опасностью, которую представляли для них выставленные в водах этого региона минные поля. Минное оружие, получившее благодаря относительно невысокой стоимости широкое распространение, представило для надводных кораблей и подводных лодок американского флота серьезную угрозу. Минно-тральные силы ВМС США, по свидетельству западных информационных источников, оказались недостаточно подготовленными для нейтрализации этой опасности.
Военные специалисты на Западе считают, что минная угроза, так же как действия малошумных дизель-электрических подводных лодок в прибрежных водах и противокорабельные крылатые ракеты берегового базирования, может затруднить действия оперативных формирований сил флота в ряде взрывоопасных регионов и сорвать проведение морских десантных операций.
По мнению представителей командования ВМС США, в современных условиях, когда, в частности, требуется высокая мобильность оперативных формирований сил флота, американские минно-тральные силы не отвечают этим требованиям. Эти силы состоят в основном из устаревших минно-тральных кораблей и вертолетов-тральщиков, которые базируются главным образом в военно-морских базах и на авиабазах, расположенных на континентальной части США (см. таблицу).
При возникновении необходимости в противоминных операциях в целях обеспечения действий оперативных формирований сил флота в передовых районах требуется значительное время для перехода МТС в эти районы. Это, а также появление на вооружении ВМС стран — потенциальных противников современных морских мин, поиск и обнаружение которых имеющимися средствами стало весьма затруднительным, вынудило командование ВМС США принять решение осуществить в течение ближайших пяти лет практические мероприятия, направленные не только на качественное совершенствование минно-тральных сил, но и на разработку и принятие на вооружение боевых надводных кораблей, атомных подводных лодок и вертолетов-тральщиков (противоминных вертолетов) штатных дистанционно управляемых систем поиска и нейтрализации морских мин в глубоководных и мелководных (прибрежных) районах океанских и морских театров военных действий (ТВД).
Намечается трансформация традиционных «базовых» (Garrison Forces) минно-тральных сил ВМС США в «развертываемые или мобильные» противоминные силы (Deploying Forces). При этом уже в ближайшей и среднесрочной перспективе (2005-2015) выполнение задач по ведению минной разведки, обнаружению, идентификации и нейтрализации морских мин предусматривается возложить в основном на новые «штатные» корабельные и авиационные системы, в том числе на дистанционно управляемые надводные и подводные платформы - носители соответствующих технических средств (минно-поисковые ГАС, нейтрализаторы мин и т. п.), а также беспилотные летательные аппараты (БЛА). Командование ВМС США считает, что обновленные американские противоминные силы должны стать одним из важнейших компонентов ВМС США в XXI веке.
Атомные подводные лодки, боевые надводные корабли и вертолеты-тральщики, оснащенные новейшими штатными, в основном дистанционно управляемыми, системами разведки, поиска и нейтрализации мин, станут постоянным компонентом оперативных формирований сил флота, в том числе авианосных (АУТ), экспедиционных (ЭУГ), корабельных (КУГ) ударных и амфибийно-десантных (АДГ) групп, обеспечивающим их противоминную оборону (ПМО) на переходе морем и в районах боевого предназначения.
Первая АУГ (с АВМА «Эйзенхауэр»), включающая в свой состав корабли и вертолеты, оснащенные противоминными средствами, будет сформирована и выйдет в море на боевую службу уже в 2005 году. Пять АУГ американского флота планируется полностью обеспечить средствами ПМО к 2007 году и десять АУГ - к 2009-му.
При этом атомные! подводные лодки в составе АУГ, ЭУГ и АДГ будут оснащаться дистанционно управляемыми системами дальней минной разведки AN/BLQ-11, а ЭМ УРО типа « Орли Бёрк» - дистанционно управляемыми системами поиска мин AN/WLD-1(V). Начиная с 2007 года в составе каждого авианосного авиакрыла предусматривается наличие четырех, а в авиагруппах на десантных кораблях двух вертолетов-тральщиков MH-60S, каждый из которых в зависимости от поставленной задачи будет иметь на борту одну из пяти разрабатываемых в настоящее время авиационных систем минной разведки и нейтрализации морских мин.
По состоянию на начало 2005 года однородные минно-тральные силы Атлантического и Тихоокеанского флотов ВМС США включали: 14 универсальных минно-тральных кораблей (МТК) типа «Эвенджер» (МСМ/ MHSO) и 12 тральщиков – искателей мин типа «Оспрей» (МНС); две авиаэскадрильи вертолетов-тральщиков типа МН-53Е (по 10 машин); 8-15 мобильных отрядов обезвреживания боеприпасов, а также 1-е специализированное подразделение по уничтожению минных заграждений в составе 16 водолазов-разведчиков морской пехоты и 17 водолазов-подрывников; отряд обезвреживания боеприпасов из состава сил специальных операций (ССО) флота и подразделения инструкторов и дельфинов; 1-е подразделение дистанционного управления подводными системами (подводными аппаратами) поиска и нейтрализации морских мин.
Противоминные корабли типа «Эвенджер» предназначены для поиска, траления и нейтрализации мин в удаленных от побережья и глубоководных районах океана (моря). Корабли этого типа построены в период с 1987 по 1994 год и имеют полное водоизмещение около 1400 т, экипаж 84 человека (восемь офицеров), скорость хода 13,5 уз, дальность плавания
2 600 миль. Для выполнения свойственных им задач они оснащены: минно-поисковой ГАС AN/SQQ-32, тралом AN/SLQ-37(V)3 для нейтрализации магнитных и акустических мин, системой AN/SLQ-38 для поиска, классификации, определения места и нейтрализации якорных и донных мин, двумя системами AN/SLQ-48 для поиска, классификации и уничтожения мин с помощью подводного аппарата дистанционного управления, дальность действия которого составляет до 1 000 м от корабля управления и глубина погружения - до 600 м. Кроме того, они могут быть оснащены акустическими (A Mk4V и А Мк6В), магнитными (А Мк 5, Мк 6 и Мк 7), контактными (OROPESA) тралами и РЛС обнаружения надводных целей,, а также вооружены двумя пулеметами калибра 12,7 мм.
Тральщики - искатели мин типа «Оспрей» предназначены для противоминного обеспечения кораблей АУГ, ЭУГ, АДГ и других оперативных формирований сил флота в базах, гаванях, прибрежных водах при проведении морских десантных операций. Тральщики, построенные в период с 1987 по 1999 год, имеют полное водоизмещение около 930 т, экипаж 51 человек, скорость хода около 10 уз. Десять тральщиков (из 12) переданы в состав организованного резерва ВМС. Для выполнения свойственных им задач они оснащаются ГАС AN/SQQ-32 для поиска мин, системой AN/SLQ-48 ROV для поиска, классификации и нейтрализации мин, тралами AN/SLQ-53 и AN/SQQ-13, системами управления подводным аппаратом поиска и нейтрализации мин AN/SYQ-13 и AN/SYQ-109, РЛС обнаружения надводных целей, а также вооружены пулеметами калибра 12,7 мм.
Вертолеты-тральщики МН-53Е «Си Дрэгон» начали поступать на вооружение авиации флота в 1986 году. Они предназначены для поиска, траления и нейтрализации морских мин с помощью буксируемых тралов и подрывных зарядов в прибрежной полосе, в том числе в районах высадки морских десантов. По сравнению с минно-тральными кораблями вертолеты обладают большей производительностью траления и менее уязвимы от подрыва на минах. В зависимости от величины тягового усилия, развиваемого вертолетом при буксировке, и типа трала максимальная скорость траления может быть 40-50 км/ч, при этом полет может осуществляться на высоте 15-20 м. Экипаж вертолета состоит из трех человек, максимальная скорость 310 км/ч, дальность полета 870 км, вооружение - два 12,7-мм пулемета.
При выполнении свойственных им задач вертолеты-тральщики могут применять тралы: неконтактный Мк 105 для нейтрализации мин с электромагнитным взрывателем, контактный Мк 103 для траления якорных мин, AN/ALQ-219 для траления неконтактных мин в прибрежных водах, а также минно-поисковую ГАС бокового обзора AN/AQS-14A, подводный аппарат AN/ALQ-166 с электромагнитным тралом AN/AQS-17. В дополнение к противоминной системе AN/ALQ-166 с конца 90-х годов прошлого столетия на вертолетах МН-53Е используются также лазерные обнаружители мин «Мэджик Лантерн».
Кроме того, в процессе разработки находится система нейтрализации мин «Гидра-7» (HYDRA-7), предназначенная для применения не только с вертолетов, но и с других летательных аппаратов. Эта система оснащена около 1 000 стреловидными поражающими элементами, имеющими высокую начальную скорость и способные уничтожать
донные мины в прибрежных водах. Такие боеприпасы, сбрасываемые на поверхность океана (моря) с самолетов F/A-18, могут уничтожать целые минные поля.
В целях расширения возможностей и повышения эффективности минно-тральных сил ВМС США принято решение в ближайшие пять лет реализовать ряд программ, предусматривающих разработку и принятие на вооружение вертолетов-тральщиков МН-53Е и MH-60S, ЭМ УРО типа «Орли Бёрк», кораблей прибрежного действия LCS и ПЛА типов «Лос-Анджелес» и «Вирджиния» новых штатных систем минной разведки и нейтрализации морских мин.
С 2002 года на вооружение вертолетов стали поступать новые ГАС -AN/AQS-20A, предназначенные для обнаружения, классификации и распознавания донных и якорных мин, возможности которых по обследованию водной среды с вертолетов MH-60S в 10 раз выше чем у ГАС AN/AQS-14A, а вероятность обнаружения донных и якорных мин близка к «единице» (завершение программы ожидается в 2006 году).
В 2006-2007 годах на вооружение вертолетов MH-60S ожидается поступление системы нейтрализации донных и якорных мин AMNS (Airborne Mine Neutralization System), обнаруженных в глубоководных и мелководных районах океана (моря) с помощью дистанционно управляемого подводного аппарата одноразового применения и ГАС AN/AQS-20A. Разрабатываются два варианта этой системы. В первом случае, в ее состав будет входить дистанционно управляемый подводный аппарат одноразового применения «Си Фокс», предназначенный для поиска, обнаружения и нейтрализации мин различных типов (разработан германской фирмой). Во втором - английский подводный аппарат «Арчерфиш», наведение на цель (мину) которого осуществляется по данным корабельных ГАС.
Лазерная система ALMDS (Airborne Laser Mine Detection System) типа AN/AES-1 предназначена для обнаружения плавающих и якорных (с глубиной постановки до 40 фут) мин, определения их местонахождения с высокой точностью. Она интегрирована с системой LIDAR (Laser Imaging Detecting and Ranging System) для обнаружения, классификации и определения точного местоположения плавающих, якорных и донных мин в мелководных (прибрежных) районах океана (моря) глубиной до 30 м. После обнаружения морские мины нейтрализуются с помощью систем RAMICS или AMNS. Поступление системы на вооружение вертолетов MH-60S возможно в 2005-2007 годах.
Система нейтрализации мин RAMICS (Rapid Airborne Mine Clearance System) предназначена для уничтожения плавающих и якорных мин с помощью авиационной пушки Мк 44, которая автоматически наводится на мины с помощью системы ALMDS. Система RAMICS возможно поступит на вооружение вертолетов MH-60S в 2007 году.
В завершающей стадии разработки находится система неконтактного траления (акустических, электромагнитных) мин, находящихся на глубине до 25 м - OASIS (Organic Airborne and Surface Influence Sweep). Она может буксироваться вертолетом MH-60S со скоростью до 40 уз. Производственные испытания системы должны завершиться в 2005 году.
Одновременно в 2005 году на замену вертолетов МН-53Е начнут поступать новые вертолеты MH-60S Block 2.
Для надводных кораблей и атомных подводных лодок в стадии разработки и испытания находятся две системы. Одна из них - противоминная система дистанционного управления RMS (Remote Minehunting System) типа AN/WLD-1(V)1 - включает оснащенную дизельным двигателем платформу, которая способна буксировать ГАС AN/AQS-20A переменной глубины в течение 40 ч со скоростью 6-12 уз при поиске мин и развивать максимальную скорость на переходе в район проведения операции до 16 уз. Система предназначена для применения с надводных кораблей и управляется в сети (Link) загоризонтной радиосвязи. Данные о результатах обследования передаются оператору корабельного поста управления системой, который обрабатывает их и доносит командованию для оценки обстановки и принятия решения. Система прошла испытания в Мексиканском заливе на ЭМ УРО «Пинкни». Ожидается, что уже в 2005 году RMS будет установлена первоначально на шести ЭМ УРО типа «Орли Бёрк» (бортовые номера DDG 91—96), а в дальнейшем и на кораблях прибрежного действия LCS. Специалисты считают, что эти системы можно будет использовать и в интересах обеспечения ПЛО оперативных формирований сил флота на переходе морем и в районах боевого предназначения.
Другая - система скрытой дальней минной разведки LMRS (Long-Term Mine Reconnaissance System) типа AN/BLQ-11 - разрабатывается для атомных подводных лодок типов «Лос-Анджелес» и «Вирджиния» и предназначена для оценки минной обстановки в районе предстоящих операций и оказания помощи командованию в принятии решения на проведение противоминных операций.
Всего планируется закупить 12 комплектов системы LMRS: ежегодно по два комплекта, начиная с 2005 года. Система включает два дистанционно управляемых подводных аппарата (ПА), грузовую стрелу длиной 60 фут для кантования ПА, ГАС и другое оборудование. Предполагается, что на каждой ПЛА будет по два комплекта системы LMRS типа AN/BLQ-11, которые в случае необходимости будут выводиться в море через торпедный аппарат ПЛА. Система способна действовать автономно в течение 40-50 часов при дальности действия около 70 миль.
Для ведения минной разведки подводные аппараты будут выводиться в море и после выполнения задания возвращаться на ПЛА через торпедные аппараты. Через каждые 9-12 ч они должны всплывать для определения своего местонахождения с помощью космической навигационной системы GPS, передачи данных с параметрами целей кораблям-носителям и получения задания на дальнейшую разведку. Система LMRS считается более совершенной, чем система NMRS (Near-Term Mine Reconnaissance System), действующая на глубинах до 12 м.
Возможно, что с боевых надводных кораблей ВМС США будут применяться и системы LDMRUUV. В мае 2003 года был заключен контракт с фирмой «Локхид-Мартин» на разработку опытного образца этой системы. Кроме того, в ВМС США ведутся НИОКР по созданию малогабаритной системы для нейтрализации неконтактных (акустических и электромагнитных) морских мин ALISS (Advanced Light weight Sweep System), a также системы нейтрализации мин гидродинамической ударной волной.
Специалисты ВМС США считают, что в 2007 году начнется новый этап в развитии минно-тральных сил - в боевой состав ВМС будет введен первый многофункциональный корабль прибрежного действия, разработка которого ведется по программе LCS. Новые корабли могут быть оснащены необходимыми системами для поиска и нейтрализации морских мин различных типов в глубоководных и прибрежных водах и действовать в составе «специализированных» минно-тральных сил американских ВМС. Предусматривается, что в случае необходимости на этих же кораблях системы поиска и нейтрализации мин в течение 1-4 сут могут быть заменены другими, которые будут доставляться на корабли в контейнерах, устанавливаться по схеме сменных модулей для выполнения задач по поиску и борьбе с подводными лодками и быстроходными маломерными судами (катерами), имеющими на борту ракетное и другое оружие.
Контейнеры (модули) с различными системами и вооружением для многофункциональных кораблей прибрежного действия могут храниться на крупных десантных кораблях, развернутых в составе передовых группировок ВМС США, на судах-складах, в портах и военно-морских базах дружественных стран, и востребованы по мере необходимости. Кроме того, эти контейнеры (модули) в случае необходимости могут быть доставлены в любой регион мира транспортной авиацией.
Проектировщики считают, что на первых кораблях LCS в составе модуля, предназначенного для поиска и нейтрализации мин, должно находиться: два дистанционно управляемых полупогружаемых аппарата поиска мин, буксирующих ГАС AN/AQS-20A; вертолет-тральщик MH-60S, который может быть оснащен одной из пяти разрабатываемых авиационных систем поиска и нейтрализации мин; комплект из трех БЛА вертикального взлета и посадки (ВВП) типа «Файр Скаут», которые будут оснащены соответствующими системами, необходимыми для выполнения задач в интересах ПМО, ПЛО и борьбы с быстроходными маломерными судами (катерами); дистанционно управляемыми надувными катерами типа RHIB (длиной 11м) для буксировки ГАС и средств (типа «Си Фокс») для нейтрализации этой угрозы в любое время суток; автономный ПА для разведки и оценки обстановки в водной среде предполагаемого района боевого предназначения или района боевых действий. После выполнения задач разведки этот аппарат "возвращают на корабль с данными об обстановке в водной среде и на дне в конкретном районе океана (моря). ПА может действовать в течение 12 ч на больших глубинах и со значительной скоростью. Аппарат прошел испытания в ходе учения ВМС США под названием «Кернел блиц» в 2001 году в Мексиканском заливе. На этих же учениях проводились испытания системы Cetus II, оснащенной, в частности, высокочастотной ГАС и видеоаппаратурой для получения изображения обнаруженного объекта, находящегося на удалении до 19 фут; переносной дистанционно управляемый ПА, аналогичный применяемому на флоте, имеющему длину 4 фута и диаметр 7,5 дюймов, оснащенному аккумуляторной батареей и предназначенный для обследования 1одной среды с помощью ГАС.
Корабли LCS в будущем станут основными носителями штатных корабельных систем поиска и нейтрализации мин. Полагают, что каждый будет иметь на борту готовый к применению один из трех модулей, предназначенных для противоминных и противолодочных действий, а также - для ведения борьбы с быстроходными маломерными судами (катерами) в прибрежных водах. В качестве базы для разработки LCS был взят катамаран волнорезного типа «Свифт» (HSV-2), который в августе 2003 года был сдан в аренду военно-морским силам США. Новый корабль считается вполне современным высокотехнологическим судном. Он проходил всесторонние оценочные испытания на предмет определения его пригодности для использования в качестве корабля управления минно-тральных сил вместо переоборудованного для этих целей десантного вертолетоносца «Инчон», который в июне 2002 года был выведен из боевого состава военно-морских сил США. Предполагают, что после успешного пребывания катамарана «Свифт» в составе минно-тральных сил срок его аренды будет продлен еще на четыре года.
Катамаран волнорезного типа «Свифт» имеет следующие тактико-технические характеристики: длина 98 м, максимальная скорость хода более 53 уз, дальность плавания (без пополнения запасов топлива в море) около 4 000 миль, осадка 12 фут.
В качестве штабного корабля минно-тральных сил в составе передовых группировок ВМС США в соответствии с разработанной командованием концепцией «Ship-of-Opportunity» предлагается использовать направляемые в эти районы для несения боевой службы универсальные десантные кораб¬ли, которые не требуют для этого значительного переоборудования. Так, в октябре 2002 года десантный корабль «Кирсадж» (LHD-3) в течение 48 ч был подготовлен для принятия на борт личного состава, соответствующего оборудования и военно-морской техники, необходимых для обеспечения функционирования на нем органа управления минно-тральных сил в операциях в передовых районах. Кроме того, на корабле были размещены: три отряда обезвреживания боеприпасов; подразделение специалистов по обслуживанию корабельных и авиационных систем минной разведки, поиска и нейтрализации мин; два вертолета СН-46 для поиска и спасения личного состава; восемь вертолетов-тральщиков МН-53Е; подразделение инструкторов и дельфины; 1-е подразделение противоминного обеспечения морских десантных операций. Корабль был оснащен также тралом Мк 106.
Весной 2004 года в составе 3-го оперативного флота ВМС США были проведены учения по оценки концепции использования десантного корабля, прошедшего соответствующее дооборудование, в качестве ШК минно-тральных сил.
Командование ВМС США считает, что одной из основных задач минно-тральных сил является не только постановка мин, минная разведка, проводка кораблей (судов) за тралами, но и определение границ морских (прибрежных) районов, свободных от мин, где возможно проведение морских десантных и других операций ВМС.
В целях расширения противоминных возможностей сил флота проводятся практические мероприятия, направленные на качественное совершенствование корабельного состава специализированных минно-тральных сил, а также на разработку и принятие на вооружение ПЛА, надводных кораблей и вертолетов-тральщиков новых, в основном дистанционного управляемых, штатных систем минной разведки, поиска и нейтрализации морских мин различных типов, установленных как в глубоководных районах океанов (морей), так и в прибрежных водах.
При этом боевые корабли, оснащенные штатными системами поиска и нейтрализации мин, считаются тактическими силами, готовыми по прибытии в район боевого предназначения немедленно приступить к его обследованию на предмет наличия минной опасности и в случае необходимости приступить к поиску и нейтрализации мин.
Эти силы могут быть усилены специализированными минно-тральными силами, которые считаются стратегическими и предназначены для проведения противоминных операций более широкого масштаба на морских ТВД.
Создание штатных корабельных систем поиска и нейтрализации морских мин не предполагает их отчуждение от специализированных минно-тральных сил, а наоборот, оно предполагает их интеграцию и совместные действия по обеспечению противоминной обороны АУГ, ЭУГ, АДГ и других оперативных формирований ВМС на переходе морем и в районах боевого предназначения.
Командование ВМС США полагает, что реализация намеченных программ по качественному совершенствованию специализированных минно-тральных сил и оснащению надводных кораблей и атомных подводных лодок штатными дистанционно управляемыми системами поиска и нейтрализации морских мин в значительной степени расширит возможности и повысит эффективность оперативных формирований сил флота в борьбе с минной угрозой как на переходе морем так и в районах боевого предназначения.

ВОЕННО-МОРСКИЕ И АВИАЦИОННЫЕ БАЗЫ ПРИПИСКИ (ДИСЛОКАЦИИ) КОРАБЛЕЙ И ВЕРТОЛЕТОВ МИННО-ТРАЛЬНЫХ СИЛ ВМС США

Бортовые номера (номера аэ) кораблей (вертолётов) На Атлантическом побережье США В Персидском заливе В западной части Тихого океана
МТК типа "Эвенджер" 10 (МСМ 1, 2,3,4,6, 8,9,10,11,14)
2 (МСМ 5,7)
2(МСМ 12, 13)
Инглсайд, (Техас) Манама, Бахрейн Сасебо, Япония
ТЩИМ типа «Острей» 10 (МСН 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 62)
2 (МСН 60,61)
Инглсайд (Техас) Манама, Бахрейн  
Вертолеты-тральщики 14 аэ отряд, 14аэ,15 аэ Норфолк (Виргиния)
Корпус Кристи (Техас)
Манама, Бахрейн  

Зарубежное военное обозрение №8 2005

Категория: Структура и организация | Добавил: pentagonus (10.08.2005) | Автор: Капитан 1 ранга Д. Рюриков

Просмотров: 4687 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов