search
menu
person

NEWS AND UDATES


Новая морская стратегия США

Новая морская стратегия США

Капитан 1 ранга В. Северов

К началу 2008 года в вооруженных силах США принята новая морская стратегия, в которой впервые интегрированы концепции строительства и применения военно-морских сил и морской пехоты (МП), а также береговой охраны (БОХР), организационно входящей в структуру министерства внутренней безопасности Соединенных Штатов.
Концептуальный документ, получивший название «Стратегия морской мощи XXI века» (A Cooperative Strategy for 21-st Century Seapower), раскрывает взгляды американского военного руководства на возможные причины возникновения вооруженных конфликтов и способы их предотвращения (локализации, урегулирования). Он также определяет основные требования к «морской составляющей» вооруженных сил США
* по обеспечению национальной безопасности в изменившихся условиях военно-политической обстановки в мире (содержание новой стратегии представлено на схеме).
В соответствии с документом основными причинами возникновения вооруженных конфликтов в будущем могут являться:
- рост межгосударственных противоречий в вопросах обладания морскими и другими природными ресурсами в приграничных зонах;
- обострение борьбы за коммерческое использование Мирового океана и его дна (в том числе в Арктике);
- рост проявлений религиозного экстремизма, этнического национализма и демографических проблем;
- увеличение количества государств и негосударственных организаций, заинтересованных в дестабилизации международной обстановки и обладающих необходимыми для этого возможностями;
- распространение технологий по производству оружия массового поражения;
- снижение уровня социальной стабильности в регионах, вызываемое несовершенством систем государственного управления и увеличением количества стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Предотвращение (локализация, урегулирование) вооруженных конфликтов будущего предусматривается осуществлять двумя способами - сосредоточением крупной по составу группировки разнородных морских сил в двух наиболее важных для США районах и постоянным присутствием менее значительных сил в других регионах мира.
Первый способ предполагает развертывание крупных ударных соединений ВМС, экспедиционных формирований морской пехоты и сил береговой охраны в западной части Тихого океана и в Индийском океане (включая Персидский залив) с целью защиты национальных интересов США, поддержки союзников и сдерживания потенциальных противников.
При этом основными задачами данных группировок морских сил должны являться: локализация региональных конфликтов, предотвращение конфликтов между крупными державами, а при необходимости - решительное вмешательство в конфликт и достижение полной победы любыми средствами, включая ядерные.
Суть второго способа заключается в постоянном присутствии в других регионах мира (в первую очередь в Западном полушарии и Африке) незначительных по составу разнородных формирований американских ВМС, МП и БОХР с целью решения следующих оперативных задач: своевременное выявление и нейтрализация угроз национальным интересам США; обеспечение защиты национальной территории; развитие военно-технического сотрудничества с союзниками и партнерами в интересах совместной борьбы с международным терроризмом и экстремизмом; обеспечение безопасности на море, пресечение незаконного распространения оружия и наркотических средств, нелегальной миграции и торговли людьми, а также локализация очагов нестабильности, негативно влияющих на мировую экономическую систему.
Что касается требований к американским ВМС, МП и БОХР, то согласно положениям морской стратегии они должны быть способны обеспечить:
- передовое присутствие в значимых для США регионах мира;
- сдерживание потенциальных агрессоров в региональном и глобальном масштабе;
- контроль океанских ТВД и осуществление морских перевозок войск и грузов;
- проецирование военной силы с моря на прибрежные районы за счет многофункциональности морских сил, их высокой боеготовности и технологического превосходства над противником;
- безопасность на море как неотъемлемую часть общей безопасности Соединенных Штатов;
- проведение гуманитарных операций, своевременное реагирование на чрезвычайные ситуации и эффективные действия по ликвидации их последствий.
С целью достижения в ближайшие четыре года необходимого боевого потенциала «морской составляющей» ВС США новой стратегией определены в качестве приоритетных следующие направления строительства ее компонентов:
- обеспечение требуемого уровня интеграции разнородных сил и средств ВМС, МП и БОХР;
- качественное повышение степени их информированности за счет наращивания возможностей штатных разведывательных формирований;
- повышение качества и увеличение количества совместных мероприятий учебно-боевой подготовки.
Однако, по мнению американских военных экспертов, несмотря на декларируемое новой стратегией грядущее повышение общей морской мощи США, она носит скорее ведомственный, чем общегосударственный характер.
В частности, документом определены роль, задачи и направления строительства только военно-морских сил, морской пехоты и береговой охраны и не учитываются другие государственные и частные структуры США, также имеющие судовой состав, объекты морской инфраструктуры и располагающие
значительными возможностями в сфере обеспечения национальных интересов. Кроме того, оставлены вне поля зрения ЦРУ, ФБР и другие американские федеральные ведомства, занимающиеся вопросами обеспечения национальной безопасности, в том числе и на океанских (морских) направлениях.
Новые концепции боевого применения ВМС США. В развитие доктринального документа ВМС США «Стратегия морской мощи XXI века» командование американских военно-морских сил приступило к практической реализации новых концепций боевого применения сил флота и морской пехоты, разработанных в течение ряда последних лет.
К их числу относятся концепции «Деятельность военно-морских сил», «Флот 1 000-корабельного состава» и «Глобальные базы флота», в которых отражены современные взгляды американского военно-политического руководства на роль ВМС в системе общегосударственных инструментов противодействия угрозам национальной безопасности Соединенных Штатов. При их разработке учтен опыт участия американских военно-морских сил в военных операциях (в Ираке, Афганистане, Сомали) и гуманитарных акциях (устранение последствий стихийных бедствий в Индонезии и в странах Карибского бассейна), полученный за последние годы.
В концепции «Деятельность военно-морских сил» уточняются задачи, возлагаемые на ВМС США в изменившихся условиях военно-политической обстановки и возникновения новых угроз национальной безопасности Соединенных Штатов, а также определяются основные направления развития ВМС на долгосрочную перспективу.
Так, при организации оперативной и боевой подготовки ВМС США в настоящее время большое внимание уделяется отработке силами флота и морской пехоты новых задач по нейтрализации «нетрадиционных» угроз национальной безопасности Соединенных Штатов. К таким угрозам относятся: действия международных террористических и экстремистских организаций; природно-климатические и техногенные катастрофы; мировые экономические кризисы; деятельность «третьих стран», направленная на причинение США экономического ущерба.
Кроме того, в ходе строительства американских военно-морских сил реализуется ряд новых направлений, к основным из которых относятся:
-дальнейшее наращивание военно-морского присутствия в районах обеспечения жизненно важных интересов США (Ближний и Средний Восток, Южно-Азиатская и Средиземноморская морские зоны);
-расширение возможностей морской составляющей системы противоракетной обороны Соединенных Штатов;
- повышение роли военно-морских сил в действиях объединенных оперативных формирований (JTF) ВС США и создание постоянных штабов их морских компонентов;
- всемерное расширение и углубление сотрудничества с военно-морскими силами союзных государств в области обеспечения безопасности в Мировом океане;
- существенное повышение возможностей сил флота и морской пехоты по эффективному реагированию на кризисы в любом районе земного шара благодаря передовому развертыванию элементов перспективной системы морского базирования.
В целях конкретизации и развития отдельных положений основополагающей концепции «Деятельность военно-морских сил» в 2007 году начата практическая отработка других перспективных концепций ВМС США.
В частности, концепция «Флот 1000-корабельного состава» предусматривает организацию более эффективного и устойчивого оперативного взаимодействия ВМС США и их союзников (партнеров) в интересах совместного решения задач в составе объединенных военно-морских группировок по обеспечению «глобальной безопасности» в Мировом океане.
Предполагается, что в состав такого «флота» могут войти до 1 000 боевых кораблей и вспомогательных судов более чем 50 государств мира, с которыми Соединенные Штаты связаны официальными двусторонними или многосторонними договоренностями, а его основой станут корабельные соединения военно-морских сил США и стран НАТО.
Так, во время визита командующего ВМФ Народно-освободительной армии Китая вице-адмирала У Шэн Ли в США (4-8 апреля 2007 года) ему было сделано предложение об участии КНР в реализации положений данной концепции. Кроме того, адмирал М. Муллен, в то время начальник штаба ВМС США, в ходе визита в Дели (18-20 апреля) и переговоров с руководством индийских ВМС пригласил Индию к участию в данной американской инициативе.
По оценке американских экспертов, главной проблемой в реализации концепции может стать достижение необходимого уровня оперативной совместимости между компонентами флотов государств, не входящих в Североатлантический союз и использующих отличные от стандартов НАТО системы боевого управления, обмена информационными данными, разведки и связи. Однако американский опыт организации взаимодействия в рамках группировки многонациональных ВМС в Персидском заливе и Аравийском море свидетельствует о возможности положительного решения данного вопроса.
Концепция «Глобальные базы флота» определяет дальнейшее развитие системы передового морского базирования сил флота и морской пехоты благодаря реализации проекта по развертыванию на постоянной основе в зоне ответственности каждого объединенного командования ВС США по крайней мере одной расположенной в море «военно-морской базы» (эскадры судов заблаговременного складирования ВВТ и запасов МТО).
По замыслу американского военного руководства, такая база кроме судов-складов с запасами вооружения и военной техники должна включать несколько боевых кораблей (в том числе носителей КРМБ «Томахок») для их охранения и прикрытия. При этом на боевых кораблях планируется размещать экспедиционный (формирования морской пехоты с силами специальных операций) и авиационный (отряд палубных вертолетов или самолетов с вертикальным взлетом и посадкой) компоненты, готовые к экстренному боевому применению.
Предполагается, что «глобальные базы флота» могут быть эффективно использованы в потенциально кризисных регионах, имеющих для США важное политическое и экономическое значение. В районах же, не требующих постоянного развертывания там авианосных или экспедиционных ударных соединений военно-морских сил (например, в Карибском море и Гвинейском заливе, а в последующем также в Малаккском проливе и у восточного побережья Африки), планировалось развернуть (начиная с мая 2007 года) «базы» сокращенного состава - до трех кораблей каждая (десантный корабль, фрегат УРО и транспорт снабжения).
Положения новой морской стратегии отражают стремление американского военного руководства повысить роль «морской составляющей» национальных ВС в обеспечении безопасности Соединенных Штатов и сохранении ими глобального политического и военного лидерства в условиях складывающейся военно-стратегической обстановки в мире.

* По американскому законодательству вооруженные силы США помимо сухопутных войск и военно-воздушных сил включают военно-морские силы, морскую пехоту и береговую охрану, являющиеся их «морской составляющей».

Зарубежное военное обозрение 2008 №3 С 61-66



Другие материалы по теме
Смотрите также
Категория: Стратегия и тактика | Добавил: pentagonus (10.05.2008) | Автор: Капитан 1 ранга В. Северов
Просмотров: 6839 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar