Новая морская стратегия США
Капитан 1 ранга В. Северов
К началу 2008 года в вооруженных силах США принята новая
морская стратегия, в которой впервые интегрированы концепции строительства и
применения военно-морских сил и морской пехоты (МП), а также береговой охраны (БОХР),
организационно входящей в структуру министерства внутренней безопасности
Соединенных Штатов. Концептуальный
документ, получивший название «Стратегия морской мощи XXI века» (A Cooperative
Strategy for 21-st Century Seapower), раскрывает взгляды американского военного
руководства на возможные причины возникновения вооруженных конфликтов и способы
их предотвращения (локализации, урегулирования). Он также определяет основные
требования к «морской составляющей» вооруженных сил США
*
по обеспечению национальной безопасности в изменившихся условиях
военно-политической обстановки в мире (содержание новой стратегии представлено
на схеме).
В соответствии с документом основными причинами возникновения вооруженных
конфликтов в будущем могут являться:
- рост межгосударственных противоречий в вопросах обладания морскими и другими
природными ресурсами в приграничных зонах;
- обострение борьбы за коммерческое использование Мирового океана и его дна (в
том числе в Арктике);
- рост проявлений религиозного экстремизма, этнического национализма и
демографических проблем;
- увеличение количества государств и негосударственных организаций,
заинтересованных в дестабилизации международной обстановки и обладающих
необходимыми для этого возможностями;
- распространение технологий по производству оружия массового поражения;
- снижение уровня социальной стабильности в регионах, вызываемое несовершенством
систем государственного управления и увеличением количества стихийных бедствий и
техногенных катастроф.
Предотвращение (локализация, урегулирование) вооруженных конфликтов будущего
предусматривается осуществлять двумя способами - сосредоточением крупной по
составу группировки разнородных морских сил в двух наиболее важных для США
районах и постоянным присутствием менее значительных сил в других регионах мира.
Первый способ предполагает развертывание крупных ударных соединений ВМС,
экспедиционных формирований морской пехоты и сил береговой охраны в западной
части Тихого океана и в Индийском океане (включая Персидский залив) с целью
защиты национальных интересов США, поддержки союзников и сдерживания
потенциальных противников.
При этом основными задачами данных группировок морских сил должны являться:
локализация региональных конфликтов, предотвращение конфликтов между крупными
державами, а при необходимости - решительное вмешательство в конфликт и
достижение полной победы любыми средствами, включая ядерные.
Суть второго способа заключается в постоянном присутствии в других регионах мира
(в первую очередь в Западном полушарии и Африке) незначительных по составу
разнородных формирований американских ВМС, МП и БОХР с целью решения следующих
оперативных задач: своевременное выявление и нейтрализация угроз национальным
интересам США; обеспечение защиты национальной территории; развитие
военно-технического сотрудничества с союзниками и партнерами в интересах
совместной борьбы с международным терроризмом и экстремизмом; обеспечение
безопасности на море, пресечение незаконного распространения оружия и
наркотических средств, нелегальной миграции и торговли людьми, а также
локализация очагов нестабильности, негативно влияющих на мировую экономическую
систему.
Что касается требований к американским ВМС, МП и БОХР, то согласно
положениям морской стратегии они должны быть способны обеспечить:
- передовое присутствие в значимых для США регионах мира;
- сдерживание потенциальных агрессоров в региональном и глобальном масштабе;
- контроль океанских ТВД и осуществление морских перевозок войск и грузов;
- проецирование военной силы с моря на прибрежные районы за счет
многофункциональности морских сил, их высокой боеготовности и технологического
превосходства над противником;
- безопасность на море как неотъемлемую часть общей безопасности Соединенных
Штатов;
- проведение гуманитарных операций, своевременное реагирование на чрезвычайные
ситуации и эффективные действия по ликвидации их последствий.
С целью достижения в ближайшие четыре года необходимого боевого потенциала
«морской составляющей» ВС США новой стратегией определены в качестве
приоритетных следующие направления строительства ее компонентов:
- обеспечение требуемого уровня интеграции разнородных сил и средств ВМС, МП и
БОХР;
- качественное повышение степени их информированности за счет наращивания
возможностей штатных разведывательных формирований;
- повышение качества и увеличение количества совместных мероприятий
учебно-боевой подготовки.
Однако, по мнению американских военных экспертов, несмотря на декларируемое
новой стратегией грядущее повышение общей морской мощи США, она носит скорее
ведомственный, чем общегосударственный характер.
В частности, документом определены роль, задачи и направления строительства
только военно-морских сил, морской пехоты и береговой охраны и не учитываются
другие государственные и частные структуры США, также имеющие судовой состав,
объекты морской инфраструктуры и располагающие
значительными возможностями в сфере обеспечения национальных интересов. Кроме
того, оставлены вне поля зрения ЦРУ, ФБР и другие американские федеральные
ведомства, занимающиеся вопросами обеспечения национальной безопасности, в том
числе и на океанских (морских) направлениях. Новые концепции боевого применения ВМС США. В развитие доктринального
документа ВМС США «Стратегия морской мощи XXI века» командование американских
военно-морских сил приступило к практической реализации новых концепций боевого
применения сил флота и морской пехоты, разработанных в течение ряда последних
лет.
К их числу относятся концепции «Деятельность военно-морских сил», «Флот 1
000-корабельного состава» и «Глобальные базы флота», в которых отражены
современные взгляды американского военно-политического руководства на роль ВМС в
системе общегосударственных инструментов противодействия угрозам национальной
безопасности Соединенных Штатов. При их разработке учтен опыт участия
американских военно-морских сил в военных операциях (в Ираке, Афганистане,
Сомали) и гуманитарных акциях (устранение последствий стихийных бедствий в
Индонезии и в странах Карибского бассейна), полученный за последние годы. В концепции «Деятельность военно-морских сил» уточняются задачи,
возлагаемые на ВМС США в изменившихся условиях военно-политической обстановки и
возникновения новых угроз национальной безопасности Соединенных Штатов, а также
определяются основные направления развития ВМС на долгосрочную перспективу.
Так, при организации оперативной и боевой подготовки ВМС США в настоящее время
большое внимание уделяется отработке силами флота и морской пехоты новых задач
по нейтрализации «нетрадиционных» угроз национальной безопасности Соединенных
Штатов. К таким угрозам относятся: действия международных террористических и
экстремистских организаций; природно-климатические и техногенные катастрофы;
мировые экономические кризисы; деятельность «третьих стран», направленная на
причинение США экономического ущерба.
Кроме того, в ходе строительства американских военно-морских сил реализуется ряд
новых направлений, к основным из которых относятся:
-дальнейшее наращивание военно-морского присутствия в районах обеспечения
жизненно важных интересов США (Ближний и Средний Восток, Южно-Азиатская и
Средиземноморская морские зоны);
-расширение возможностей морской составляющей системы противоракетной обороны
Соединенных Штатов;
- повышение роли военно-морских сил в действиях объединенных оперативных
формирований (JTF) ВС США и создание постоянных штабов их морских компонентов;
- всемерное расширение и углубление сотрудничества с военно-морскими силами
союзных государств в области обеспечения безопасности в Мировом океане;
- существенное повышение возможностей сил флота и морской пехоты по эффективному
реагированию на кризисы в любом районе земного шара благодаря передовому
развертыванию элементов перспективной системы морского базирования.
В целях конкретизации и развития отдельных положений основополагающей концепции
«Деятельность военно-морских сил» в 2007 году начата практическая отработка
других перспективных концепций ВМС США.
В частности, концепция «Флот 1000-корабельного состава» предусматривает
организацию более эффективного и устойчивого оперативного взаимодействия ВМС США
и их союзников (партнеров) в интересах совместного решения задач в составе
объединенных военно-морских группировок по обеспечению «глобальной безопасности»
в Мировом океане.
Предполагается, что в состав такого «флота» могут войти до 1 000 боевых кораблей
и вспомогательных судов более чем 50 государств мира, с которыми Соединенные
Штаты связаны официальными двусторонними или многосторонними договоренностями, а
его основой станут корабельные соединения военно-морских сил США и стран НАТО.
Так, во время визита командующего ВМФ Народно-освободительной армии Китая
вице-адмирала У Шэн Ли в США (4-8 апреля 2007 года) ему было сделано предложение
об участии КНР в реализации положений данной концепции. Кроме того, адмирал М.
Муллен, в то время начальник штаба ВМС США, в ходе визита в Дели (18-20 апреля)
и переговоров с руководством индийских ВМС пригласил Индию к участию в данной
американской инициативе.
По оценке американских экспертов, главной проблемой в реализации концепции может
стать достижение необходимого уровня оперативной совместимости между
компонентами флотов государств, не входящих в Североатлантический союз и
использующих отличные от стандартов НАТО системы боевого управления, обмена
информационными данными, разведки и связи. Однако американский опыт организации
взаимодействия в рамках группировки многонациональных ВМС в Персидском заливе и
Аравийском море свидетельствует о возможности положительного решения данного
вопроса. Концепция «Глобальные базы флота» определяет дальнейшее развитие системы
передового морского базирования сил флота и морской пехоты благодаря реализации
проекта по развертыванию на постоянной основе в зоне ответственности каждого
объединенного командования ВС США по крайней мере одной расположенной в море
«военно-морской базы» (эскадры судов заблаговременного складирования ВВТ и
запасов МТО).
По замыслу американского военного руководства, такая база кроме судов-складов с
запасами вооружения и военной техники должна включать несколько боевых кораблей
(в том числе носителей КРМБ «Томахок») для их охранения и прикрытия. При этом на
боевых кораблях планируется размещать экспедиционный (формирования морской
пехоты с силами специальных операций) и авиационный (отряд палубных вертолетов
или самолетов с вертикальным взлетом и посадкой) компоненты, готовые к
экстренному боевому применению.
Предполагается, что «глобальные базы флота» могут быть эффективно использованы в
потенциально кризисных регионах, имеющих для США важное политическое и
экономическое значение. В районах же, не требующих постоянного развертывания там
авианосных или экспедиционных ударных соединений военно-морских сил (например, в
Карибском море и Гвинейском заливе, а в последующем также в Малаккском проливе и
у восточного побережья Африки), планировалось развернуть (начиная с мая 2007
года) «базы» сокращенного состава - до трех кораблей каждая (десантный корабль,
фрегат УРО и транспорт снабжения). Положения новой морской стратегии отражают стремление американского военного
руководства повысить роль «морской составляющей» национальных ВС в обеспечении
безопасности Соединенных Штатов и сохранении ими глобального политического и
военного лидерства в условиях складывающейся военно-стратегической обстановки в
мире.
* По американскому законодательству вооруженные силы США
помимо сухопутных войск и военно-воздушных сил включают военно-морские силы,
морскую пехоту и береговую охрану, являющиеся их «морской составляющей».
Зарубежное военное обозрение 2008 №3 С 61-66
Другие материалы по теме
Смотрите также
|