search
menu
person

NEWS AND UDATES


ВМС США совершенствуют средства спасения экипажей подводных лодок (2002)

ВМС США совершенствуют средства спасения экипажей подводных лодок

Капитан 1 ранга В. Чертанов

С началом финансирования работ по проектированию погружаемой декомпрессионной системы спасения SRDRS (Submarine Rescue Diving and Recompression System) военно-морские силы США реально приступили к созданию средств спасения экипажей терпящих бедствие подводных лодок (ТБПЛ) нового поколения. Новая система обещает стать эффективным мобильным средством спасения уцелевших членов экипажей лодок, затонувших в относительно мелководных районах (но несколько ниже считающейся в настоящее время предельной глубины 600 м).
Система SRDRS заменит в составе ВМС два глубоководных спасательных аппарата (ГСА) - «Мистик» (DSRV-1, рис. 1) и «Эвелон» (DSRV-2), построенных в 1971 — 1972 годах. В 2001 финансовом году ГСА «Эвелон» был выведен из действующего состава и поставлен на консервацию до 2005-го, но будет поддерживаться в состоянии готовности к использованию в случае возникновения экстремальной ситуации. ГСА «Мистик», прошедший недавно продолжительный капитальный ремонт, останется в строю по крайней мере до 2003 года, когда система SRDRS должна войти в строй.
Основным компонентом новой спасательной системы явится дистанционно-управляемый подводный аппарат (ДУПА), создаваемый на базе австралийского ГСА «Ремора» (ASRV - Australian Submersible Rescue Vehicle). Аппарат опускается под воду с корабля управления (в ВМС Австралии - десантный корабль «Тобрук») в районе затопления ПЛ и маневрирует, выбирая позицию состыковки с ее носовым или кормовым аварийно-спасательным люком (рис. 2). Специальная «юбка» в нижней его части позволяет состыковаться с ТБПЛ, лежащей на грунте с значительным креном (45 - 60 град.). Электропитание, воздух, а также команды на погружение и всплытие ДУПА подаются с обеспечивающего корабля по специальному экранированному стальному кабелю. При всплытии на поверхность аппарат стыкуется с декомпрессионными камерами корабля.
Все манипуляции ДУПА контролируются операторами в центре управления на корабле, которые оценивают ситуацию по отображаемым на дисплеях данным, поступающим от гидроакустических станций (ГАС) и телекамер, установленных на подводном аппарате. Экипаж ДУПА - два человека, которые контролируют ситуацию на месте и помогают спасаемым членам команды ПЛ подняться в камеру аппарата, вмещающую 12-15 человек.
Надводный корабль как компонент системы SRDRS должен быть оборудован всеми необходимыми средствами управления, обеспечения и декомпрессии и иметь отдельный центр управления, ремонтную мастерскую, лебедку, источники подачи энергии и воздуха и другие компоненты. Все оборудование, включая сам аппарат, будет размещаться в стандартных контейнерах размером 8 х 8 х 40 футов.
Наиболее важным компонентом системы SRDRS на борту корабля являются две декомпрессионные камеры (каждая вместимостью до 31 спасаемого), обеспечивающие снижение давления примерно с шести атмосфер. Такое давление может создаться при поступлении воды в прочный корпус ПЛ или когда в него нагнетается сжатый воздух для остановки течи. В подобных условиях без соответствующей декомпрессии возникают тяжелые формы кессонной болезни.
ДУПА должен состыковаться с модулем (внутри него создано соответствующее атмосферное давление), встроенным между двумя декомпрессионными камерами, в любую из которых поступают спасенные члены экипажа ПЛ, и доставить их на борт корабля. Одним из очевидных недостатков системы является ее возможность подвергнуть одновременной декомпрессии максимум 77 человек (по 31 в каждой камере и до 15 в самом аппарате). Поэтому применительно к новой системе спасения в ВМС США разрабатываются методы ускоренной декомпрессии. Существующие ГСА типа DSRV, кроме состыковки с декомпрессионными камерами ныне списанных спасательных кораблей «Пиджеон» (ASR-21) и «Ортолан» (ASR-22), могут обеспечивать декомпрессию дополнительного числа спасаемых непосредственно в первом отсеке подводной лодки-носителя, в котором давление может регулироваться до уровня одной атмосферы.
В целях обеспечения доставки оборудования SRDRS в район нахождения ТБПЛ (в любом океанском или морском бассейне) в течение критических 72 часов ВМС способны снарядить любой из нескольких сот кораблей или судов, имеющих свободные площади в кормовой части верхней палубы, на котором можно разместить систему. Например, с авиабазы ВМС Норт-Айленд (где и базируются в настоящее время ГСА типа DSRV) все необходимые элементы системы могут быть доставлены в ближайший порт самолетом, железнодорожным или автотранспортом и там перегружены на борт обслуживающего корабля. Несколько наборов стальных конструкций оборудования можно заблаговременно заскладировать в любом районе мира. В случае чрезвычайного происшествия с какой-нибудь из американских подводных лодок комплект оборудования переправляется в порт, где находится выбранный для этих целей корабль, перегружается к нему на борт и окончательно монтируется с прибытием контейнера с самим аппаратом (ДУПА). Согласно техническим характеристикам системы SRDRS, ее можно использовать с надводных кораблей или судов при волнении моря не выше 4-5 баллов. (Преимущество ГСА типа DSRV заключается, по мнению американских специалистов, в том, что они могут транспортироваться и запускаться с подводных лодок - восьми американских, четырех британских и одной французской - в любых погодных условиях и даже в ледовой обстановке северных широт.)
В соответствии с текущими планами ВМС намерены закупить одну систему SRDRS с двумя подводными аппаратами (ROV) на случай, что один из них будет проходить текущий ремонт или профилактическое обслуживание. Поставка системы и начало ее использования в интересах подводных сил ожидается уже в 2003 году. Не исключено, что в дальнейшем средства спасения экипажей подводных лодок пополнятся двумя спасательными камерами типа «Маккэнн» (разработана в 1930 году, использовалась в 1939-м в единственной спасательной операции ВМС США с применением подводных аппаратов, когда с ее помощью были спасены 33 моряка с затонувшей ПЛ SS-192 «Сквалус»). Однако такая камера может применяться на глубинах не ниже 850 футов при обеспечении подводных пловцов-водолазов.
Кроме того, ВМС закупают индивидуальные средства спасения с ПЛ британской разработки - специальные термоизолированные гидрокостюмы с встроенным спасательным плотиком, которые обеспечивают реальные возможности спасения с глубины до 600 футов и выживание на поверхности.
В целом, комбинированное использование новой системы спасения SRDRS, подводных спасательных камер «Маккэнн» и индивидуального водонепроницаемого спасательного снаряжения предоставит, по мнению американских специалистов в области подводного плавания, более широкие возможности по спасению членов экипажей аварийных ПЛ и повысят надежность и эффективность подводных спасательных работ.

Рис. 1. Глубоководный спасательный аппарат «Мистик» (DSRV-1) Рис. 2. Система SRDRS

Зарубежное военное обозрение №9 2002 с. 48-50

Смотрите также
Категория: ВМС | Добавил: pentagonus (20.01.2003) | Автор: Капитан 1 ранга В. Чертанов
Просмотров: 5178 | Теги: В. Чертанов, средства спасения экипажей | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar