Аэростатные средства контроля воздушного пространства на океанских и морских акваториях.
Полковник И. Михайлов
Для контроля воздушной обстановки на океанских и морских акваториях, а также в прибрежных районах и обеспечения боевых действий корабельных соединений ВМС в ведущих зарубежных странах разработаны различные технические средства наземного, корабельного и воздушного базирования (самолетные, аэростатные, на базе беспилотных летательных аппаратов).
С начала 90-х годов в рамках программы разработки перспективной концепции обороны от крылатых и противокорабельных ракет в США ведутся НИОКР по созданию аэростатных радиолокационных станций (РЛС), способных обнаруживать малозаметные цели в условиях радиопротиводействия со стороны противника и переотражений от подстилающей поверхности и местных предметов, в том числе и от поверхности моря во время сильного волнения. В 1996 году решением заместителя министра обороны США по закупкам вооружений и технологиям было сформировано специальное подразделение, получившее наименование JAPO (Joint Aerostat Project Office) и предназначенное для организации разработок и испытаний опытных образцов информационно-разведывательных средств, размещаемых на аэростатах. В начале 1997 года ему была поставлена задача создать перспективную объединенную аэростатную радиолокационную систему JLENS (Joint Land attack cruise missile defense Elevated Netted Sensor system). Далее это подразделение было переименовано в отдел по дальнейшей разработке данного проекта (JLENS Project Office).
Система JLENS предназначена для обеспечения дальнего (загоризонтного) обнаружения воздушных и низколетящих (надводных) целей и выдачи данных целеуказания на средства ПВО/ПРО наземного и корабельного базирования, развернутые на театре военных действий. В соответствии с тактико-техническими требованиями она должна быть способна решать следующие основные задачи: обеспечивать загоризонтное освещение обстановки в круговой зоне; осуществлять загоризонтное обнаружение низколетящих целей и их сопровождение; выдавать данные целеуказания средствам уничтожения КР, в том числе системе ADSAM (Air-Directed Surface-Air Missile); обеспечивать возможность организации высокоскоростных каналов связи тактического звена в зоне прямой видимости.
Основой системы являются: РЛС обнаружения и точного сопровождения целей, установленные на гелиевых аэростатах длиной 71 м (объем 17 тыс. м3); аппаратура обработки информации и связи, а также средства подъема аэростатов. Кроме того, в ее состав включены специальные метеорологические датчики, позволяющие заблаговременно предупреждать операторов об ухудшении погодных условий в районе развертывания аэростата и изменять высоту его подъема.
В целях решения задач противовоздушной и противоракетной обороны от самолетов, БЛА, крылатых и баллистических ракет, применяемых на ТВД, в прибрежной зоне ответственности предусматривается развернуть сеть из нескольких аэростатов системы «JLENS», позволяющую обеспечить получение единой обобщенной картины воздушной обстановки (SIAP - Single Integrated Air Picture).
РЛС обнаружения, точного сопровождения и подсвета (PTIR - Precision Tracking and Illumination Radar), размещаемые в гондолах аэростатов, позволят обеспечить загоризонтное (с позиций станций наземного базирования) обнаружение воздушных целей, точное измерение их координат, сопровождение и наведение на них зенитных управляемых ракет (ЗУР) наземных и корабельных зенитных ракетных комплексов (ЗРК), то есть реализовать концепцию наведения ЗУР с воздуха - ADSAM (Air-Directed Surface-to-Air Missile), а также авиационных управляемых ракет типа AMRAAM (в том числе и при их запуске с наземных пусковых установок). При этом для получения информации в масштабе времени, близком к реальному, требующемся для наведения огневых средств, предусматривается использование единой сети обмена данными - JDN (Joint Data Net) и единой сети совместного сопровождения целей - JCTN (Joint Composite Tracking Net).
Испытания опытного комплекта связного оборудования, предназначенного для аэростатов системы и установленного на борту аэростата длиной 15 м (масштабная модель), находящегося на высоте около 300 м, начались в марте 1999 года в ходе учений ВС США ASCID (All-Service Combat IDentification) в районе Форт-Стюарт (штат Джорджия). В ходе этих испытаний, результаты которых были признаны успешными, оценивались возможности применения аэростатных РЛС для контроля воздушного пространства в прибрежных акваториях.
Аэростатную систему JLENS предусматривается использовать в составе новой автоматизированной системы управления СЕС (Cooperative Engagement Capability) в интересах информационно-разведывательного обеспечения разнородных подразделений СВ, ВМС И ВВС США и их союзников в масштабах театра военных действий. Полученная информация от РЛС транслируется по волоконно-оптическим линиям на наземный комплекс обработки, а сформированные данные целеуказания доводятся до потребителей. При этом средства системы JLENS обеспечивают проводку около 35 проц. целей в прибрежных районах и позволяют осуществлять раннее предупреждение о приближении самолетов и КР противника (за 10 мин до их обнаружения наземными радиолокационными средствами ПВО). В отдельных случаях во время испытаний только аэростатная РЛС позволяла успешно обнаруживать и идентифицировать низколетящие самолеты, крылатые и противокорабельные ракеты.
Трансляция данных целеуказания осуществляется по каналам единой системы обмена тактической информацией ВС США JTIDS. Для подъема бортовой аппаратуры различной комплектации на заданную высоту используются аэростаты двух типов: длиной 71 и 15 м.
Грузоподъемность первого при подъеме на высоту 4 500 м составляет около 1 940 кг, а второго на 900 м - 63 кг. Расчетное время беспосадочной эксплуатации аэростатного комплекса на базе дирижабля длиной 71 м до 30 сут.
Кроме того, при проведении экспериментов по обнаружению и сопровождению воздушных целей задействовались два аэростатных радиолокационных поста TARS (Tethered Aerostat Radar System), используемых в системе ПВО Североамериканского континента и развернутых в городах Деминг (штат Нью-Мексико) и Марфа (Техас), а также стационарные РЛС федерального авиационного управления США. Информация от них обрабатывалась аппаратурой СЕС с целью формирования единой картины воздушной обстановки.
При оценке живучести аэростатов рассматривалось воздействие на них зенитных снарядов калибра 12,7 мм и ЗУР типа «Стингер». Поскольку аэростат имеет внутреннее давление оболочки, близкое к давлению окружающего воздуха, при образовании пробоин оболочки газ (гелий) вытекает медленно. В частности, при повреждении оболочки снарядом калибра 12,7 мм заметное изменение давления внутри аэростата и потеря высоты происходят за 53 ч. При ее пробитии ракетой типа «Стингер» аэростат также не падает на землю, а медленно опускается, что обеспечивает сохранность оборудования. Считается возможным его повторная установка на новый аэростат в течение 30 мин. Для фиксации момента пробоя или разрыва оболочки аэростата на нем устанавливается специальное телеметрическое оборудование. В целях повышения живучести изучается возможность уменьшения ИК-излучений аэростата, что затруднит наведение на него ЗУР типа «Стингер».
Всего планируется принять на вооружение 12 аэростатов системы JLENS . По расчетам командования противоракетной и противокосмической обороны министерства армии США, стоимость одного аэростатного комплекса составит 98 млн долларов. РЛС обнаружения оценивается в 35 млн долларов, РЛС точного сопровождения и подсвета целей - 45 млн, аэростата и необходимого для его обслуживания оборудования - 18 млн. Изготовление до 2010 года 12 аэростатов с аппаратурой для возможного развертывания над территорией любого театра военных действий, по расчетам экспертов национального министерства обороны, обойдется в 1,6 млрд долларов.
Зарубежное военное обозрение №7 2004
Смотрите также
|