Роль института военных священников в вопросе укрепления
морального духа военнослужащих иностранных армий
Полковник П. Колесов, кандидат философских наук
Военные священники (капелланы) существуют в абсолютном большинстве зарубежных
армий. Законодательно их присутствие запрещено только в армиях Китая и Северной
Кореи. Чтобы яснее понять, какова же роль капелланов в современных иностранных
армиях, следует сказать несколько слов об истории военного духовенства.
Само слово «капеллан» берет свое начало с IV века, когда св. Мартин из г. Тура,
еще будучи молодым солдатом, увидел нищего, не имевшего одежды, чтобы укрыться
от холода. Тогда св. Мартин разорвал надвое свою солдатскую накидку («каппу») и
одну из половин отдал нищему. В ту же ночь этот нищий явился ему во сне и
сказал, что он - Иисус Христос.
После этого вторая половина каппы св. Мартина стала предметом почитания во
французской армии. Для нее был сделан походный храм, который назвали «капеллой»,
а священника, служившего в этом храме, стали называть «капелланус».
Но заботу о духовном состоянии воинов правители государств и армий проявляли еще
задолго до появления не только капелланов, но и христианства. Жрецы и гадатели
постоянно сопровождали доисторические армии в походах, воодушевляя воинов на
героические дела.
С победой в Европе христианства жрецы в армии исчезли, и их место на некоторое
время осталось вакантным, поскольку клир довольно длительное время не мог
определиться с возможностью для священников принимать участие в войне.
В 742 или 743 году в г. Регенсбург (Германия) на первом восточно-франкском
соборе (Consilium Germanicum) было принято решение об участии священников в
военной службе, однако с оговоркой о запрете ношения ими оружия и
непосредственного участия в боевых действиях.
Уже в ХП-ХШ веках католические священники и монахи принимали самое активное
участие в крестовых походах, причем они не только исполняли свои обязанности по
духовному окормлению крестоносного воинства, но и непосредственно
задействовались в боевых сражениях, проламывая врагам головы тяжелыми дубинами
(чтобы не проливать кровь, что им запрещалось).
Принимали священники участие в походах и позже, но законодательно их статус
нигде не был закреплен. «Официальное государственно-юридическое закрепление
«военно-религиозная служба» и военные священнослужители получали на протяжении
XVI-XVIII веков. Так, в XVI веке создан корпус военных священников в вооруженных
силах Великобритании; в Польше в 1690 году сейм впервые учредил 36 должностей
капелланов для пехоты и кавалерии, в армии США служба военных священнослужителей
и должность капеллана учреждены специальным законом от 29 июля 1775 года по
рекомендации Джорджа Вашингтона»1.
С тех пор и по настоящее время ка-пелланская служба присутствует в абсолютном
большинстве армий мира, а их правовой статус закреплен не только во
внутригосударственных, но и в международных законах. Так, согласно Женевской
конвенции 1949 года священнослужители не считаются лицами, принимающими участие
в боевых действиях, и сохраняют свой статус в случае пленения - им должно быть
предоставлено право продолжать свое служение среди пленных.
Ниже рассматриваются роль и место капелланов в армиях некоторых стран мира.
В Соединенных Штатах представлены практически все существующие на данный момент
культы, в том числе и масса сект. Абсолютное большинство американцев
придерживается какого-либо религиозного учения. Естественно, что Пентагон
постоянно уделял, уделяет и будет уделять самое серьезное внимание религиозной
сфере жизни военнослужащих. Хотя в целом ответственность за духовное воспитание
военнослужащих лежит на командире, но капеллан непосредственно организует его.
Служба капелланов полностью финансируется из военного бюджета, а их статус в
части прав и привилегий приравнен к офицерскому. У капелланов есть не только
собственное руководство, но также свои учебные заведения и средства массовой
информации.
В июле 2002 года корпус военных священников возглавил генерал-майор Гайлорд Т.
Ганхус. В 2006 году в ВС США проходили службу около 2 500 офицеров-капелланов (1
200 из них - в резерве и национальной гвардии), представляющих более 120
религиозных конфессий, что позволяет охватить практически весь личный состав.
Однако еще остаются верующие военнослужащие, не имеющие «своих» капелланов. Это
разного рода сектанты и сатанисты. Хотя вопрос о введении для них капелланов
постоянно обсуждается в Пентагоне.
Аппарат военных священников подчиняется министерству обороны, при котором
действует так называемый совет по делам капелланов, осуществляющий руководство
подразделениями капелланской службы и являющийся ее высшим органом. Структура
этого аппарата включает в себя: управления главных капелланов видов ВС, отделы
главного капеллана командования (зоны), отделения капелланов в армиях, корпусах,
дивизиях и бригадах, капелланов частей и помощников капелланов в подразделениях.
Совет по делам капелланов непосредственно подчинен заместителю министра обороны
США по вопросам личного состава. В этот орган входят шесть человек, в том числе
три капеллана, которые поочередно в течение года исполняют обязанности
председателя совета — главного капеллана ВС. Все капелланы подчиняются по
служебным вопросам своему командиру соединения, а по религиозным -
соответствующей капелланской службе.
Поскольку в ВС США не существует офицеров по воспитательной работе, то вопросы
психологической и воспитательной работы с военнослужащими возложены на
капелланов. В их обязанности входит также консультирование командного состава по
вопросам религии, культов и обычаев местного населения и установление связи с
местными организациями, как религиозными, так и благотворительными.
Следует отметить, что в соответствии с законом о службе капелланов они обязаны
помогать не только представителям своей конфессии, но и любому военнослужащему
подразделения, к которому они прикомандированы. Капеллан обязан или сам
совершить обряд, или найти человека, который бы это выполнил.
Кроме перечисленных обязанностей капеллан американских ВС решает ряд других
специфических задач. Так, он организует разнообразные религиозно-этические
мероприятия: ежедневную молитву; работу по программам борьбы с алкоголизмом и
наркоманией, предотвращению самоубийств; так называемые религиозные дни и т. п.
Естественно, что все это капеллан делает наряду с исполнением своих прямых
обязанностей (исповедование военнослужащих, индивидуальные пастырские беседы,
проведение церемоний, посвященных национальным и военным праздникам, занятия в
воскресных школах и религиозных кружках и т. д.).
Весьма разнообразны и формы организации «рабочих мест» капелланов в ВС США. Так,
помимо стационарных и походных церквей в частях и на кораблях создаются так
называемые уголки капеллана, дома уединения, молитвенные приюты и т. п. Следует
отметить, что в оформлении военных церквей обязательно наличие американского
флага, знамен частей и соединений. Практикуются богослужения вблизи казарм, на
плацу, улицах и площадях.
В американских ВС действует мощная система религиозных СМИ. Капелланская служба
издает ежемесячный журнал «Ми-литэри чэплэйн» («Военный капеллан»). Постоянно
выпускаются также бюллетени главных капелланов видов ВС и оперативных
объединений армии и флота, военных священников крупных соединений, религиозные
малоформатные многотиражки, брошюры, листовки, молитвы, проповеди, псалмы и
другая литература. На телевидении есть специальные программы: «Час капеллана»,
«Взгляд в мир», а также регулярно транслируются выступления высшего духовенства
и богослужения из Ватикана.
В последнее время командование ВС США предпринимает ряд активных мер по
увеличению набора капелланов. В 2001 году была создана специальная программа по
привлечению в армию гражданских священников различных конфессий.
Однако служба капелланов этой страны столкнулась с рядом проблем. Так, текст
военной присяги военнослужащего армии США заканчивается словами: «Да поможет мне
Бог». А в статье 6 «Кодекса поведения», утвержденного в 1995 году, говорится:
«Никогда не забуду, что я американский военнослужащий, ответственный за свои
поступки и посвятивший себя принципам, которые сделали мою страну свободной.
Остаюсь верен Господу Богу (выделено автором) и Соединенным Штатам Америки...».
Однако, например, буддисты не признают существования Бога, а в устах сатанистов
такая клятва вообще выглядит нелепо.
Естественно, что и «толерантные отношения» между капелланами-христианами и
мусульманами, с одной стороны, и сата-нистами - с другой, вряд ли возможны.
Не прекращаются попытки «опротестовать» как само существование института
капелланства (поскольку США светское государство), так и «засилье»
капелланов-христиан, которые, по мнению, например, курсантов военно-воздушной
академии, «слишком настойчиво декларировали собственную религиозную позицию».
Есть и еще одна проблема - в 1975 году в ВС США впервые появились
капелланы-женщины. В связи с этим возросла вероятность возникновения в среде
капелланов конфликтов на почве половой
дискриминации, что также оказывает весьма негативное влияние на
морально-психологический климат в рядах ВС США и их боеготовность в целом. Но,
несмотря на все имеющиеся проблемы, роль службы капелланов в ВС США остается
крайне важной.
Не меньшее внимание уделяется службе капелланов и в вооруженных силах
Великобритании. Надо отметить, что для ВС страны, как и для ее населения,
характерен достаточно высокий уровень религиозности (до 90 проц. личного состава
ВС считают себя верующими). При этом 183 тыс. британских военнослужащих называют
себя христианами, 305 человек - мусульманами, 230 - индуистами, 220 - буддистами
и 90 - сикхами.
«В интересах поддержания высокого морального духа личного состава и его
устойчивости на поле боя функционирует королевская служба капелланов (далее -
служба), возглавляемая главным капелланом вооруженных сил в звании
генерал-майора. Он имеет несколько заместителей, в том числе по вопросам
деятельности римско-католических священников и по взаимодействию министерства
обороны с руководством церкви»2.
В состав службы входят более 350 человек, из которых 147 служат в регулярных
войсках, 109 - в территориальной армии и около 100 - в кадетском корпусе. В МО
постоянно проводится работа по пересмотру штата службы в зависимости как от
численности ВС, так и их конфессионального состава.
Недавно впервые в истории британских вооруженных сил появились капелланы
нехристианских религий. В британскую армию на работу были приняты представители
исламского, индуистского, буддийского и сикхского духовенства.
По словам министра обороны страны Дона Таухига, присутствие четырех новых
капелланов принесет войскам большую пользу. «Вооруженные силы, - сказал он, -
придают духовному благосостоянию и развитию своего персонала очень большое
значение. Я уверен, что новые капелланы внесут огромный вклад в развитие
понимания и терпимости между верующими разных религий, служащими в ВС».
Имам, буддийский монах, индуистский и сикхский жрецы будут оказывать духовную и
моральную поддержку британским военнослужащим и членам их семей. Все они
получили статус «гражданских служащих», и с ними были подписаны контракты сроком
на три года.
Вообще же основной задачей капелланов в ВС страны помимо духовного
наставничества и моральной поддержки военнослужащих является устранение
стрессовых ситуаций. В уставах и инструкциях определены их обязанности. Они
должны отправлять церковные обряды (воскресные богослужения, крещения, отпевания
и прочее), принимать участие в проведении военных праздников и торжеств,
оказывать сослуживцам помощь в подборе и изучении религиозной литературы,
организовывать групповые и индивидуальные беседы на религиозные темы, посещать
госпитали и гауптвахты с целью утешения страждущих, участвовать в воспитательной
работе с членами семей солдат и офицеров.
Богослужения в британской армии проводятся в военных церквях. Причем в каждом
гарнизоне, как правило, имеется несколько церквей разных исповеданий или
конфессий. На случай перехода на полевые условия во всех частях предусмотрены
походные алтари.
Организацией посещения богослужений военнослужащими и членами их семей
занимается лично командир, к чему его обязывают уставы. Для поднятия у
военнослужащих патриотического духа любая служба после пения религиозных гимнов,
молитв, чтения библии обязательно заканчивается исполнением государственного
гимна, а в оформлении военной церкви непременно присутствуют государственный
флаг и знамена частей британской армии.
Естественно, что в обязанности капелланов британской армии входит и религиозное
просвещение военнослужащих. В начале службы любой солдат может бесплатно
получить книги, где содержится информация по близкой ему религии
или конфессии. А в части капелланом еженедельно проводятся занятия на
религиозные темы. Сам курс носит весьма характерное название - «курс морального
руководства». Наставления, которые военнослужащие получают на этих занятиях,
носят, как правило, прикладной характер, хотя начинаются они с изучения общих
религиозных понятий.
Особо успевающие на курсах военнослужащие по рекомендациям капелланов
отправляются на обучение в центр военных священников на
христианско-информационные курсы, после чего они становятся помощниками
капелланов. В целом следует отметить, что «духовное воспитание британских
военнослужащих основывается на христианских заповедях, особое внимание уделяется
пропаганде понятий патриотизма, долга и чести, верности традициям, под которыми
понимается верное служение монарху и беспрекословное выполнение приказов
командования.
Важное значение придается знанию военными священниками исторических фактов и
дат, национальных праздников, полковых традиций»3,
поскольку все это оказывает положительное воздействие на
морально-психологическое состояние военнослужащих британских ВС.
Серьезное внимание капелланской службе уделяется и в бундесвере. Следует
заметить, что капелланы в армии Германии были практически всегда (исключая
войска СС в гитлеровской Германии и армию бывшей ГДР). Руководство министерства
обороны ФРГ отмечает, что деятельность военных священников положительно влияет
на морально-психологическую обстановку в частях и способствует предупреждению
нарушений воинской дисциплины.
В армии ФРГ представлены католическая и протестантская (евангелическая)
христианские конфессии, которыми руководят соответственно католический и
протестантский военные епископы, подчиненные непосредственно министру обороны.
Исполнительными органами капелланской службы являются управление католического
военного епископа по делам бундесвера и управление евангелической церкви по
делам бундесвера.
В капелланской службе ФРГ есть интересная особенность, приводящая к большей
доверительности между капелланами и солдатами, - военные священники не являются
кадровыми военнослужащими; капелланы в ФРГ - госслужащие. Для поднятия
авторитета капелланов в их состав выбирают только священников (естественно,
только граждан Германии), имеющих высшее теологическое образование, опыт работы
в приходе не менее трех лет и прошедших испытательный срок, во время которого
они проходят обучение на краткосрочных курсах.
Основные формы работы капеллана в ФРГ мало чем отличаются от используемых в
армиях США и Великобритании, однако по сравнению с жестко регламентированной
деятельностью военного священника в США ему дано значительно больше свободы в
выборе нестандартных форм.
Капелланы в армии ФРГ ни на минуту не оставляют свою военную паству, проводя с
ней различные занятия и сопровождая ее на полевые занятия и учения. Они проводят
серьезную работу по укреплению семей военнослужащих, поддержанию
профессиональной деятельности последних членами их семей.
Военные священники курируют также деятельность организаций, созданных верующими
военнослужащими, подобных обществу «Корнелиуса». Вместе с членами этого общества
они изучают священное писание, писания святых отцов и т. п. Капелланы организуют
паломничество военнослужащих к святым местам как в Германии, так и за рубежом.
Для участия в таких мероприятиях им могут предоставляться отпуска.
Можно сказать, что в ФРГ капелланам приходится заниматься практически
исключительно духовными вопросами, меньше уделяя внимания патриотическому
воспитанию, за которое отвечает в основном командование.
О значении капелланства во французской армии говорит тот факт, что его история
берет свое начало с эдикта Карла Великого 742 года, согласно которому был создан
институт военного священства, в чьи обязанности входило служить мессы во время
боевых действий и отпевать погибших воинов. Этим священникам строго запрещалось
носить оружие. В 1539 году король Франциск I учредил службу ка-
пелланов в армии и на флоте, а в 1555-м ордонансом Генриха II военные священники
были закреплены за каждым полком и отрядом. Людовик XIV приказал строить церкви
в каждой крепости. В 1793 году во время Великой французской революции служба
капелланов во французской армии была отменена, а уже в 1805-м восстановлена
Наполеоном вновь. Даже после отделения церкви от государства во Франции в 1905
году основные положения в законодательстве относительно капелланов остались
нетронутыми.
«Декретом о консисторской конгрегации» от 26 июля 1952 года в вооруженных силах
был учрежден викариат, объединявший службы главных военных священников в
сухопутных войсках, ВВС и ВМС под начальством архиепископа Парижского.
В 1967 году викариат в вооруженных силах был выведен из подчинения архиепископа
Парижского и его возглавил первый викарий вооруженных сил. Указом Папы Римского
от 21 апреля 1986 года статус службы повышен, викариат преобразован в епископат,
соответственно введены наименования епархия ВС Франции, епископы в вооруженных
силах»4.
В настоящее время руководят епархией вооруженных сил епископский, церковный,
национальный пастырский, экономический и финансовый советы. Для усиления
воспитательного эффекта при епархии французских ВС создана комиссия по
воспитанию, оказывающая помощь епископскому совету в контроле за самовоспитанием
и нравственным обликом каждого военнослужащего.
В епархии французских ВС издается ряд периодических изданий: ежемесячник
«Церковь в вооруженных силах», «Ежегодник католического военного духовенства
вооруженных сил Франции», «Календарь церковной литургии, используемый в епархии
ВС Франции» и ежегодные тематические сборники.
Особо следует отметить деятельность французских капелланов на ниве
благотворительности. Так, под их непосредственным руководством была создана
«Ассоциация друзей военного духовенства ВС Франции», и в 1956 году при ней
возникла благотворительная организация, занимающаяся уходом за больными,
ранеными и инвалидами, названная «Приют Богоматери». Эта организация,
возглавляемая епископом вооруженных сил, объединяет как действующих
военнослужащих, так и уже уволенных со службы, а также членов их семей и других
гражданских лиц.
Кроме непосредственной помощи раненым члены организации занимаются оказанием
помощи военным священникам, служащим при госпиталях, а также духовному
самосовершенствованию членов приюта. Еще одним важным делом последнего является
организация их подопечным участия в ежегодном международном паломничестве по
святым местам.
В целом, следует отметить, что, как и в бундесвере, основная обязанность
французских капелланов - деятельность по духовному совершенствованию
военнослужащих; за патриотическое же воспитание отвечают командиры.
Огромную роль играют капелланы в жизни ВС Республики Польши (РП), в которой
институт военного священства имеет очень давнюю историю. Закон об официальном
статусе священнослужителя в польской армии был принят варшавским
сеймом еще в 1690 году. На этом сейме было решено ввести в ней 36 капелланских
ставок с содержанием из королевской казны. С тех давних пор военные священники
стали неотъемлемой частью польской армии. Любопытно отметить, что
капелланы-поляки служили даже в армиях тех государств, которые разделили между
собой Речь Посполиту в конце XVIII века, поскольку в них служили и
поляки-католики. Должность капеллана была упразднена в армии этой страны лишь
однажды - во времена социалистической Польши. Но уже в январе 1991 года папа
Иоанн Павел II назначил епископа для польской армии, и в ней началось
возрождение института капелланов.
В настоящее время в вооруженных силах РП служат капелланы Римской католической,
Автокефальной православной и Евангелистско-Аксбургской церквей. Поскольку
подавляющее большинство населения в стране (около 97 проц.) составляют католики,
среди священников в армии тоже преобладают католики (около 150).
Православные - вторая по численности группа поляков-военнослужащих.
Соответственно на 15 тыс. православных военнослужащих и членов их семей в ВС
страны приходится 19 православных капелланов.
В период между войнами в армии РП кроме христианских священников служили и
мусульманские капелланы, но сейчас их нет. Однако в последнее время
представители польского союза верующих мусульман, объединяющего в своих рядах
около 5 тыс. человек, добиваются права на восстановление в польской армии
института капеллланов-мусульман.
Верующим других христианских конфессий или религий армия обязана по мере
возможности обеспечить доступ к местам отправления религиозных обрядов либо
возможность встречи со священниками по крайней мере в выходные дни.
Руководство вооруженных сил Польши считает, что каждый солдат должен иметь
доступ к священнослужителям своей конфессии в любых условиях. Поэтому капелланы
всегда сопровождают армию. В настоящее время они служат не только на территории
самой РП, но и там, где ее войска принимают участие в боевых действиях и
миротворческих миссиях, то есть в Ираке, Афганистане, на Балканах.
Польские капелланы имеют офицерское звание и постоянно находятся среди солдат.
Они не только ведут церковные службы, но и следят за нравственностью солдат, о
чем свидетельствует инцидент с капелланом ВМФ страны священником Збигневом
Яворским, отстраненным главой польской военной епархии епископом Славой Глод-зем
от служения за то, что ранее он подверг критике действия польских военнослужащих
в Ираке.
Активно восстанавливается институт капелланов в армии Чехии. В ее войсках ныне
служат семь военных священников, которые демонстрируют хорошие результаты своей
работы. В связи с этим к 2008 году их количество решено довести до 25. В
пражском генштабе сообщили: «Мы планируем, чтобы о душевном спокойствии каждых 2
тыс. военнослужащих заботился минимум один капеллан». Там также отметили, что
военные священники хорошо зарекомендовали себя среди личного состава ВС. Они
особенно необходимы в частях, действующих в экстремальных условиях. Сегодня
капеллан постоянно находится в штате чешского миротворческого батальона в Боснии
и Герцеговине. Капелланами в чешской армии могут быть католические, православные
и протестантские священники. Они периодически должны проходить курсы военной
переподготовки и сдавать зачеты по стрельбе из табельного оружия.
Серьезнейшее внимание религиозному фактору уделяет руководство мусульманских
государств. В частности, в Марокко, Алжире, Ливии, Египте, Судане, Сирии,
Иордании, Саудовской Аравии, Кувейте, Катаре, Бахрейне, Объединенных Арабских
Эмиратах и Омане воспитанием занимаются органы так называемой моральной
ориентации. Они не только разрабатывают систему повседневной работы с
военнослужащими, но и следят за строгим исполнением теми религиозных обрядов
ислама, а также организуют строительство новых и расширение старых мечетей. К
практической деятельности привлекаются и хорошо подготовленные в религиозном
отношении военнослужащие (солдаты и унтер-офицеры) или прикомандированные к
частям гражданские муллы. Но основные обязанности возлагаются на штатных военных
мулл и несколько реже на самих офицеров органов моральной ориентации.
У военнослужащих-мусульман воспитывают прежде всего готовность в любой момент
выступить на защиту собственного государства, исламских святынь и духовных
ценностей «всех мусульман».
В воспитании военнослужащих этих государств особое место занимают идеи джихада
(«священной борьбы за веру») и шахада («самопожертвования в войне за веру»). В
деле такого воспитания очень важны примеры шахидов (мусульман, погибших за
веру).
У шиитов в армии Исламской Республики Иран (ИРИ) военные муллы приравнены к
офицерам и несут одинаковую с ними ответственность за морально-психологическое
состояние военнослужащих. Следует отметить, что муллы в ИРИ присутствуют на всех
уровнях - от взвода и выше.
В иранской армии существует специальный штаб по руководству и координации
идеологической работы, который занимается отбором и расстановкой
священнослужителей в вооруженных силах. А идеологические направления этой
деятельности определяются политико-идеологическим управлением при штабе
верховного главнокомандующего и политико-идеологическим управлением МО,
координирующими свою деятельность с министерством исламской ориентации и
культуры.
Естественно, что в Исламской Республике распорядок дня военнослужащих включает в
себя все необходимые для мусульманина элементы, а все военные органы в своей
деятельности неукоснительно следуют Корану и принципам шариата.
Войсковые муллы проводят с военнослужащими беседы на религиозные темы, молебны и
проповеди, а также читают лекции по религиозной тематике, на которые в иранской
армии отводится 8 ч в неделю.
Очень важную роль в воспитании военнослужащих играют «пятничные намазы», где
выступают высокопоставленные представители духовенства. Эти мероприятия с самого
начала носят не столько духовный сколько идеологический характер, поскольку на
них основное внимание уделяется вопросам внешней и внутренней политики Ирана.
Следует отметить и подготовку кадров для армии ИРИ. Они готовятся в специальных
учебных центрах, созданных при всех теологических школах. Основными предметами
обучения в этих школах являются: методика преподавания корана, исламская
нравственность, политический анализ, история ислама, вопросы шариата, формы и
методы пропагандистского идеологического воздействия, военная подготовка (в
отличие от христианских капелланов муллы могут принимать участие в боевых
действиях).
Не меньшая ответственность лежит на военных муллах в армии Пакистана, где они
совместно с командирами занимаются воспитанием личного состава и отвечают за его
морально-психологическое состояние. Руководит их деятельностью министерство
обороны через управление военной информации (пропаганды). Сами военные муллы
приравниваются в пакистанской армии к офицерам. Свою работу они ведут в основном
в мечетях, которые имеются во всех частях и соединениях ВС страны.
Чтобы охватить религиозно-нравственной работой всех военнослужащих, независимо
от места их службы, в небольших частях командование назначает помощников мулл. В
основном ими становятся выпускники медресе или наиболее грамотные,
подготовленные на специальных курсах унтер-офицеры и рядовые.
Кроме исполнения религиозных обрядов и проведения занятий по Корану военные
муллы обязаны помогать командованию в изучении настроения и поведения
военнослужащих. Как и во всех мусульманских странах, муллы в Пакистане отвечают
за неукоснительное соблюдение всеми военнослужащими религиозных обрядов, а
изучение Корана и шариата включено в программу боевой подготовки личного состава
армии.
Решено восстановить службу полковых священников в армии Украины. Проходя военную
службу на должностях психологов в украинском миротворческом контингенте в
Республике Ирак, они зарекомендовали себя с самой лучшей стороны.
В национальной армии будут служить полковые священники Украинской православной
церкви Московского Патриархата и Украинской православной церкви Киевского
Патриархата, что является возможной предпосылкой конфликтов как среди полковых
священников, так и среди военнослужащих.
С предложением учредить должность мусульманских капелланов в вооруженных силах
Азербайджана в министерство обороны страны обратилось духовное управление
мусульман Кавказа (ДУМК). По мнению председателя ДУМК шейха Аллахшукюр Пашазаде,
принятие положительного решения по данному вопросу способствовало бы укреплению
у военнослужащих веры и патриотических чувств. Между тем в некоторых воинских
подразделениях национальной армии по инициативе личного состава уже давно
оборудованы специальные помещения, где военнослужащие совершают намаз.
В целом следует отметить, что капелланы присутствуют практически во всех армиях
мира. Конечно, у этого института есть не только положительные стороны. Так, в
армиях, где капелланы имеют офицерские звания и подчиняются министерству
обороны, рядовой и сержантский состав относится к ним больше как к офицерам,
нежели как к душепопечителям. Но то положительное влияние, которое капелланы
оказывают на дух армии, значительно перевешивает пока еще существующие
негативные моменты. Можно предположить, что с нарастанием противоборства в
информационной сфере роль капелланов в перспективе будет только возрастать.
1 Основы пастырского служения в войсках. Методическое
пособие. РИЦ МО РФ, М. 2005 г., с. 92.
2 Там же с. 95.
3 Там же, с. 98.
4 Там же с. 107.
Зарубежное военное обозрение №3 2008 С. 21-28
Другие материалы по теме
Смотрите также
|