О формировании у американской молодёжи мотивации к военной службе
А. Копьёв
Контрактный способ комплектования вооруженных сил подразумевает разработку и проведение комплекса мероприятий, направленных на повышение заинтересованности, стремления и инициативы граждан в добровольном поступлении на службу. В Соединенных Штатах необходимость принятия и претворения их в жизнь обусловлена следующими факторами: отсутствие принудительного характера комплектования войск; объективная потребность в повышении профессионализма личного состава воинских частей и соединений; растущие запросы со стороны молодежи и финансовые трудности, препятствующие повышению уровня образования многих юношей и девушек; увеличение спроса на рабочую силу со стороны гражданского сектора.
Значительные возможности по финансированию вооруженных сил (ВС) США позволили создать широкую систему льгот, которая способствует привлечению юношей и девушек к прохождению начальной военной подготовки и поступлению на военную службу. Часть льгот предоставляется при поступлении на военную службу, некоторыми их видами можно воспользоваться лишь после истечения определенного срока военной службы или ее завершения.
Из всего многообразия мероприятий, влияющих на мотивацию молодежи к военной службе, наиболее существенными и привлекательными для нее являются те, которые способствуют повышению уровня образования. С этой целью созданы и уже много лет реализуются несколько программ, в частности «Монтгомери билл», «Армейский фонд для колледжей» и «Армейская программа погашения задолженности колледжу». Оказываемая ими помощь предоставляется в денежной либо иной форме. При этом соискатель должен соответствовать определенным требованиям. Например, для получения помощи по программе «Монтгомери билл» он должен: быть военнослужащим, проходящим военную службу по первому контракту; при тестировании на предмет оценки профессиональной пригодности к военной службе показать результат не менее 30 баллов; иметь диплом, удостоверяющий наличие среднего общего и среднего профессионального образования, или равнозначный документ; в течение первого года военной службы ежемесячно делать взнос в фонд этой программы в размере 100 долларов.
Военнослужащие, отвечающие этим требованиям, заносятся в список участников указанной программы. В соответствии с ней лица, прослужившие в регулярных войсках три года и более или два года в регулярных войсках и четыре года находившиеся в резерве, имеют право на получение в течение трех лет пособия в размере свыше 400 долларов в месяц, предназначенного для оплаты обучения. Лица, находящиеся на военной службе менее трех лет, могут получать пособие в размере немногим более 300 долларов в месяц.
Более существенная помощь оказывается по программе «Армейский фонд для колледжей». Однако условия ее получения являются более жесткими. Так, соискатель этой программы должен соответствовать следующим требованиям: дать согласие на прохождение военной службы в регулярных войсках в течение двух, трех либо четырех лет (оформление допускается в том случае, если соискатель ранее не служил в ВС); быть участником программы «Монтгомери билл»; при тестировании на предмет оценки профессиональной пригодности к военной службе набрать более 50 баллов.
При внесении в список участников указанной программы и находясь на должности рядового или сержантского состава, военнослужащий должен сделать в фонд данной программы взнос в сумме 1 200 долларов (100 долларов ежемесячно). За весь период срочной службы по контракту он может получить помощь в размере 28 тыс. долларов.
В отличие от программы «Монтгомери билл», предназначенной для оказания финансовой помощи военнослужащим, имеющим законченное среднее общее или среднее профессиональное образование, программа «Армейский фонд для колледжей» выделяет средства тем из них, кто нуждается в компенсации затрат, связанных с учебой в колледже на последних курсах, прохождением практики
и получением специальности, участием в тренировках и т. д.
Для привлечения в вооруженные силы квалифицированных специалистов на должности рядового и сержантского состава установлена материальная помощь в виде единовременного пособия в размере до 4 тыс. долларов при поступлении на военную службу и компенсации в размере 26,5 тыс. долларов для погашения долга за обучение в колледже. Этими льготами можно воспользоваться при соблюдении новобранцами следующих условий: первоначальный срок военной службы должен составлять не менее двух лет; необходимо пройти курс военной подготовки по избранной им военно-учетной специальности; иметь документ о получении среднего общего либо среднего профессионального образования; набрать 50 баллов при тестировании на предмет оценки профессиональной пригодности к военной службе по определенной методике.
Молодые люди, нуждающиеся в средствах для оплаты за учебу в колледже, в случае поступления на военную службу могут воспользоваться также услугами, оказываемыми «Армейской программой погашения задолженности колледжу». Последняя, в отличие от двух других, предоставляет помощь в виде банковского кредита, который застрахован на федеральном уровне, что обеспечивает статус заемщика как платежеспособного гражданина. Военнослужащие рядового и сержантского состава могут получить в рамках данной программы до 65 тыс. долларов для оплаты долга гражданскому учебному заведению. Возможен другой способ оказания помощи: оплата третьей части долга либо зачисление на их счет ежегодно по 1 500 долларов в период действия контракта на прохождение военной службе.
С целью повышения заинтересованности студентов колледжа, имеющих определенную квалификацию, в поступлении на военную службу в регулярные войска, а также в прохождении военной подготовки в качестве резервиста существует практика выплаты бонусов (субсидий). Так, они могут получить до 4 тыс. долларов для оплаты учебы в течение 30-59 ч за семестр при поступлении на военную службу и до 8 тыс. долларов при подготовке по некоторым военно-учетным специальностям резерва армии.
Система выплат бонусов широко применяется по отношению к военнослужащим рядового и сержантского состава при их повторном наборе на военную службу. В первый год повторной военной службы они получают помощь в среднем в размере 8 тыс. долларов, в дальнейшем она ежегодно уменьшается и через пять лет достигает 2 тыс. За пятилетний период затраты, связанные с выплатой бонусов, возросли более чем в 3 раза и составили в 2002 году 789 млн долларов. Наибольшие суммы бонусов выделяются военно-морскому флоту (в 2002-м - 42,3 проц. общих затрат), затем военно-воздушным силам и сухопутным войскам, несмотря на то что последние самые многочисленные среди других видов вооруженных сил. Применение механизма выплат бонусов, имеющих селективный характер, усиливает мотивацию молодежи к военной службе и решает задачу по закреплению военнослужащих рядового и сержантского состава в рядах ВС.
Многие ветеранские организации, ассоциация офицеров запаса практикуют в качестве поощрения награждение учащихся и студентов гражданских учебных заведений за участие в начальной военной подготовке призами и грантами, предоставляют им беспроцентные (либо под низкий процент) ссуды. Суммы таких поощрений определяются финансовыми возможностями организаций-доноров. Так, размер ссуды, выделяемой ассоциацией офицеров запаса, достигает 3 750 долларов. В большинстве же случаев она составляет не менее 2 500 долларов. Этой ассоциацией создан специальный фонд, предназначенный для оказания помощи учащимся в возрасте до 24 лет, потерявшим отца или мать во время прохождения военной службы.
Повышению образования молодежи способствует также программа, которая предусматривает возможность предоставления отсрочки прохождения военной службы в регулярных войсках. Студенты колледжа или учащиеся общеобразовательной школы, дав согласие на прохождение военной службы, могут отложить выполнение связанных с этим обязательств на один год. При этом указываются причины, по которым они вынуждены просить об отсрочке. Например, необходимость завершения учебы в школе или колледже, семейные обстоятельства, требующие ухода за больным родственником, решение о прохождении начальной военной подготовки и другие. Юноши или девушки, получившие отсрочку от прохождения военной службы, должны соблюдать предусмотренные программой требования. В частности, держать своего специалиста по профотбору в курсе всех изменений, возникающих в биографии, информировать о состоянии здоровья, регулярно заниматься физической подготовкой, поддерживать свой вес на определенном уровне. В основном те же требования предъявляются к молодым людям, получившим отсрочку от прохождения военной подготовки в резерве.
Ряд льгот, стимулирующих принятие решения о поступлении на военную службу, предоставляются выпускникам кадетских училищ. Так, они имеют право выбора срока военной службы (он должен быть не менее двух лет), места ее прохождения и военно-учетной специальности. Они имеют также возможность продолжать учебу в гражданских учебных заведениях и право выбора сверх нормативной подготовки той учебной программы, которая их больше всего интересует. Размер оказываемой им финансовой помощи в оплате за обучение во внеслужебное время в колледже или лицее доходит до 100 проц. ставки, установленной этими учебными заведениями. Выпускники кадетских училищ, успешно освоившие учебную программу, могут на льготных условиях поступать в высшие военные учебные заведения соответствующего профиля.
На молодых людей, стоящих перед выбором профессии, могут оказывать влияние также другие факторы. Так, новобранцам, которые согласны пройти курс обучения по военным специальностям, пользующимся большим спросом в армии, предлагается особая программа двухлетней технической подготовки. По завершении учебы в рамках этой программы они назначаются на соответствующие должности с присвоением более высокого звания и установлением повышенного денежного содержания. Многие военно-учетные специальности (около 75 проц.) из числа предлагаемых имеют аналоги в гражданской сфере.
Американскую молодежь интересуют также вопросы продвижения по службе в вооруженных силах, социального положения военнослужащих и их материального благополучия. Судя по сообщениям СМИ, действующий порядок выдвижения лиц рядового и сержантского состава на вышестоящие должности позволяет довольно быстро делать военную карьеру тем, кто успешно справляется со своими должностными обязанностями и набирает необходимое количество баллов при прохождении процедуры тестирования. В публикациях имеются даже высказывания, обосновывающие целесообразность ужесточения требований к кандидатам на замещение более высоких должностей и присвоение очередного воинского звания. В частности, предлагается более активно использовать тесты для определения уровня профессиональной подготовки. Выносятся предложения о том, чтобы повсеместно развивать систему военного профессионального образования среди военнослужащих рядового и сержантского состава военно-морских сил и МП, имеющих неполное среднее образование, путем обучения по соответствующим учебным программам во внеслужебное время. При этом утверждается, что повышение уровня образования моряков будет способствовать ускорению их служебного роста, увеличению вероятности их выдвижения на офицерскую должность, что должно соответствовать устремлениям молодых людей.
К числу одних из главных факторов, определяющих мотивацию молодежи к военной службе, относится материально-денежное вознаграждение военнослужащих, применение гибкой системы оплаты труда, учитывающей сложность выполняемых работ, время нахождения на военной службы и т. д. Так, при выслуге восемь лет должностной оклад рядового и сержантского состава категории Е6 в среднем составляет 2 400 долларов, унтер-офицера категории В1 - 2 782 доллара, при выслуге десять лет он увеличивается на 17,3 и 13,7 проц. соответственно, 15 лет
- на 17,6 и 14,4, 20 лет - на 26,8 и 25,9, при выслуге 25 лет - на 7,8 и 18,5 проц.
Начиная с восьмилетнего стажа за 17 лет усредненный должностной оклад рядового и сержантского состава возрастает почти в 2 раза, а унтер-офицеров – более чем в 2 раза. Отмечается значительная разница между должностными окладами указанных категорий военнослужащих, которая возрастает в пользу унтер-офицеров, имеющих стаж военной службы от 20 до 25 лет.
В 2001 году принята программа закрепления кадров военнослужащих, находящихся на должностях, с замещением которых имеются большие трудности. Этот документ также оказывает определенное влияние на многих юношей и девушек, стоящих перед выбором гражданской или военной профессии. В числе предусмотренных программой мер введение надбавки для старших сержантов и сержантов первого класса по некоторым военно-учетным специальностям войск специального назначения. Эта льгота вступает в действие по истечении 20- или 22-летнего срока военной службы в зависимости от воинского звания. Так, сержанты 1-го класса получают 10 тыс., а старшие сержанты - 8 тыс. долларов за каждый дополнительный год военной службы.
На выбор молодежи, безусловно, оказывает влияние и размер пенсии, назначаемой после завершения военной службы. Подсчитано, что общая сумма пожизненной пенсии военнослужащих рядового и сержантского состава при средней продолжительности их жизни 80 лет и 20-летней выслуге составляет 407,2 тыс. доллара. При выслуге 24 года этот показатель возрастет на 31,7 проц., а 30 лет - на 83,1 проц. Значительно более высокий уровень пенсии установлен для унтер-офицеров. При 20-летней выслуге и средней продолжительности жизни 84 года общая сумма пенсии составит 536,5 тыс. доллара, а при 30-летней выслуге достигнет почти 1 млн., то есть возрастет на 75,2 проц.
Разнообразны также льготы в области социального обеспечения. Американские военнослужащие имеют возможность пользоваться бесплатным либо свободным от налогообложения жильем и существенными компенсациями по его оплате. Им оказывается медицинская и зубоврачебная помощь, предоставляются скидки в оплате стоимости военного обмундирования. На льготных условиях они могут пользоваться услугами продовольственных магазинов типа супермаркетов и общественным транспортом. Для них установлен 30-суточный бесплатный отпуск в году. Военнослужащим и их семьям оказывается безвозмездная помощь в приобретении билетов по приемлемой цене для поездки в места отдыха и досуга местного и национального значения, предоставляется право отдыха в определенных санаториях мирового значения, находящихся на территории США и за их пределами.
Дополнительные льготы установлены для тех военнослужащих, кто несет военную службу за границей, выполняет боевые задачи, связанные с повышенным риском. Намечается существенно увеличить ассигнования, предназначенные для строительства жилья, улучшения жилищных условий личного состава американских войск за границей.
Для занятия спортом военнослужащим предоставляются, в частности, гимнастические залы, теннисные корты, игры в гольф, плавательные бассейны. Свой досуг они могут проводить также в библиотеках, кинотеатрах и даже, по возможности, заняться охотой либо рыбной ловлей.
В заключение следует отметить, что комплекс вышеуказанных мер представляет собой действенный механизм привлечения молодежи к военной службе. Способствуя повышению образовательного уровня военнослужащих, он осуществляется в конечном счете в интересах обороноспособности страны. Эффективность этих мероприятий определяется степенью их финансового обеспечения, то есть соответствующими статьями военного бюджета. Вместе с тем, несмотря на довольно значительный уровень денежных выплат военнослужащим США, следует учитывать высокую стоимость американской жизни.
Зарубежное военное обозрение 2004 №2
Смотрите также
|