Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Вторник, 22.08.2017, 12:06
Ключевые слова

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Структура и организация [236]
Боевые операции [67]
Личный состав [122]
Вооружение [215]
Законы, Уставы [52]
Подготовка [151]
НИОКР [137]
Техническое обеспечение [206]
Форма, знаки различия, награды [20]
Кадры [14]
Информационное противоборство [79]
Тактика и стратегия [149]
ЗВО [1]
ТТХ [9]
ВУС [11]

Поиск


Наш опрос
The military tattoo
Всего ответов: 169
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Армия (Сухопутные войска) » Вооружение

Зенитный ракетный комплекс средней дальности SLAMRAAM Сухопутных войск США
HTML clipboard

Зенитный ракетный комплекс средней дальности  SLAMRAAM Сухопутных войск США

Полковник П. Алексеев,

подполковник А. Канов

В современных условиях США и другие зарубежные страны, разрабатывая средства ПВО, необходимость борьбы с широким спектром средств воздушного нападения - от самолетов стратегической авиации, до крылатых ракет. Опыт последних вооруженных конфликтов 1990-х и 2000-х годов показывает, что наряду с постоянным развитием средств воздушного нападения расширяются их боевые возможности и появляются новые способы применения. Это обстоятельство обусловило дальнейшее совершенствование в ведущих зарубежных странах средств противовоздушной обороны, включая зенитные ракетные комплексы (ЗРК) различной дальности.

Мобильная ПУ ЗРК SLAMRAAM на шасси автомобиля «Хамви»
Мобильный пункт управления огнем ЗРК SLAMRAAM
Буксируемая PЛС AN/MPQ-64
Оборудование рабочих мест пункта управления огнем ЗРК SLAMRAAM
Пусковая установка ЗРК NASAMS
Общий вид ЗУРА1М-120
ПУ ЗРК "Усовершенствованный Хок" с ЗУР AMRAAM

Однако современные и разрабатываемые ЗРК, способные обеспечивать поражение воздушных целей в условиях применения противником различных мер противодействия, дорогостоящие. По мнению западных экспертов, один из способов повышения эффективности ЗРК и снижения стоимости предполагает использование в них УР, которые также применяются для подобных целей в авиации.

Такой вариант не является новым, так как и ранее отмечались попытки его реализации, например, при создании зенитного ракетного комплекса «Чаппарэл» с ракетой MIM-72, выполненной на базе УР AIM-9 «Сайдвиндер» класса «воздух - воздух». Существует и другой пример - после прекращения поставок из США вооружения для истребителей F-14 «Томкэт» Иран использовал на этих самолетах ракеты от ЗРК «Усовершенствованный Хок» вместо УР AIM-54 «Феникс» класса «воздух - воздух».

В начале 1990-х годов фирма «Хьюз» (США) с целью увеличения объемов выпуска управляемых ракет класса «воздух - воздух» и соответствующего снижения их стоимости предложила использовать авиационные ракеты AIM-120A в перспективном ЗРК в качестве зенитных управляемых ракет (ЗУР) с дальностью действия до 20 км.

В 1992 году фирма провела первые испытания новой ЗУР в составе разрабатываемого комплекса ПВО AdSAMS (Advanced Surface-to-Air Missile System). Но проект комплекса по разным причинам не получил дальнейшего развития.

В марте 1994 года фирме «Хьюз», вошедшей в дальнейшем в состав концерна «Рейтеон», удалось заключить контракт на разработку американо-норвежского наземного ЗРК NASAMS (Norwegian Advanced Surface to Air Missile System), в котором в качестве ЗУР использовалась ракета AIM-120А. В 1995 году было начато производство этого комплекса, который в настоящее время состоит на вооружении ВС Норвегии.

В середине 90-х годов командование сухопутных войск США все же решило рассмотреть возможность использования ракеты AIM-120 А класса «воздух - воздух» в качестве основной для глубокой модернизации комплекса «Усовершенствованный Хок» и для нового ЗРК HUMRAAM. В октябре 1995 года был проведен первый успешный пуск AIM-120 А в качестве ЗУР с пусковой установки ЗРК «Усовершенствованный Хок».
Затем начались работы по созданию легких пусковых установок, смонтированных на базе автомобиля высокой проходимости «Хамви». Первые пуски ракеты AIM-120А с такой ПУ были выполнены в августе 1997 года, а первая стрельба зенитного ракетного комплекса HUMRAAM по имитатору крылатой ракеты состоялась в июле следующего.

В те же годы требования по созданию ЗРК на основе ЗУР AIM-120A были разработаны командованием морской пехоты. Данный проект получил название CLAWS (Complementary Low Altitude Weapon System). В апреле 2001 года это командование пехоты заключило контракт с концерном «Рейтеон» на разработку ЗРК CLAWS.

Испытания, проведенные в 2003-2004 годах на полигоне Уайт-Сэндс (штат Нью-Мексико), показали возможности комплекса при действиях в различных условиях, в том числе в ночное время, по различным мишеням.

В феврале 2004 года министерство армии США заключило контракт с фирмой «Рейтеон» на полномасштабную разработку перспективного ЗРК SLAMRAAM (Surface Launched Advanced Medium Range Air-to-Air Missile), создаваемого на базе ракеты AIM-120A. В ноябре 2005 года были проведены испытания пяти образцов пусковой установки SLAMRAAM. В июле следующего года военные эксперты критически проанализировали одноименный проект ЗРК, после чего начались его испытания. В августе 2006 года командование морской пехоты закрыло проект CLAWS.

Ожидается, что первая батарея ЗРК SLAMRAAM поступит на вооружение СВ страны в 2012 году. В перспективе этот комплекс заменит часть ЗРК ближнего действия «Авенджер».

Мобильный ЗРК SLAMRAAM предназначен для противовоздушной обороны войск и объектов от ударов средств воздушного нападения различного типа в случае сложной воздушной обстановки, применения противником средств радиоэлектронного противодействия в любых погодных условиях. Он рассчитан на поражение аэродинамических целей на дальности до 25 км, в том числе вне зоны прямой видимости, на предельно малых и малых высотах. Массогабаритные характеристики комплекса обеспечивают возможность его быстрой переброски в район боевых действий военно-транспортными самолетами типа С-130.

В состав средств зенитного ракетного комплекса входят радиолокационная станция обнаружения, пункт управления огнем, пусковые установки с зенитными управляемыми ракетами.

Расчетная вероятность поражения цели без помех одной ЗУР составляет 0,6-0,8. Комплекс способен вести боевые действия в едином информационном пространстве и получать целеуказания от радиолокационных станций обнаружения сухопутных войск США AN/MPQ-64 или от аэростатной системы обнаружения низколетящих целей JLENS (Joint Land-Attack Cruise Missile Elevated Netted Sensor).

При необходимости зенитный ракетный комплекс SLAMRAAM может взаимодействовать с ЗРК «Пэтриот» ПАК-2, -3 и перспективным ЗРК MEADS (Medium Extended Air Defense System).

PJIC AN/MPQ-64, созданная для сухопутных войск США на базе станции AN/TPQ-36A, является трехкоординатной импульсной многофункциональной станцией кругового обзора, предназначенной для обнаружения, сопровождения, измерения координат воздушных объектов и выдачи целеуказания средствам перехвата. Она работает в сантиметровом диапазоне радиоволн (на частотах 8-10 ГГц). Антенная система РЛС представляет собой плоскую фазированную антенную решетку. Обзор воздушного пространства осуществляется по дальности - до 75 км, по азимуту - в пределах 360°, путем механического вращения антенны вкруговую со скоростью 30 об./мин, а по углу места - за счет электронного сканирования луча диаграммы направленности антенны в секторе от-10до + 55°.

РЛС AN/MPQ-64 буксируется автомобилем высокой проходимости «Хамви».

Объединенный пункт управления огнем (ОПУО), смонтированный на шасси автомобиля «Хамви», позволяет осуществлять прием, обработку и отображение данных об обстановке, состоянии систем, а также передачу целеуказания на пусковые установки комплекса. Боевая работа ЗРК обеспечивается операторами, размещенными на автоматизированных рабочих местах, и высокопроизводительными цифровыми ЭВМ. ОПУО разработан в соответствии с концепцией ведения боевых действий в зоне ПВО/ПРО (Battle space), объединяющей огневые, разведывательные и управляющие средства в единую систему. В мае 2006 года фирмой «Боинг» представлен первый прототип объединенного пункта управления огнем.

Мобильная пусковая установка комплекса, смонтированная на шасси автомобиля «Хамви», предназначена для размещения, транспортировки, предварительного наведения и наклонного пуска четырех-шёсти зенитных управляемых ракет. В походном положении они располагаются горизонтально.

Для повышения живучести зенитного ракетного комплекса изучается возможность размещения ПУ на удалении до 25 км от ОПУО. Обмен информацией при этом будет организован по волоконно-оптической линии связи.

ЗУР SLAMRAAM представляет собой доработанную версию ракеты AIM-120 класса «воздух - воздух».

Одноступенчатая твердотопливная зенитная управляемая ракета SLAMRAAM выполнена по нормальной аэродинамической схеме. Система наведения комбинированная (командно-инерциальная на начальном и среднем, активное радиолокационное самонаведение на конечном участке траектории полета). Боевая часть оснащена контактным взрывателем, а также неконтактным радиовзрывателем. Ракета способна поражать воздушные цели на дальности до 25 км.

Ракета AIM-120 производится компанией «Рейтеон» на предприятии в г. Тусон (штат Аризона).

По оценке зарубежных специалистов, стоимость одной ракеты AIM-120 составит около 390 тыс. долларов.

Как считают западные эксперты, в ближайшие годы зенитные ракетные комплексы по-прежнему останутся основными средствами поражения в составе объединенной системы противовоздушной/ противоракетной обороны (ПВО/ПРО) на ТВД и сохранят ведущую роль при защите войск и объектов от ударов с воздуха.

Зарубежное военное обозрение №2 2009 С.41-43

Категория: Вооружение | Добавил: pentagonus (24.03.2009) | Автор: Полковник П. Алексеев

Просмотров: 4757 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2017

Рейтинг Военных Ресурсов