О возможной замене бронированного автомобиля высокой проходимости HMMWV
Полковник В. Нестеркин
Министерство обороны США пытается ускоренными темпами подобрать приемлемую замену бронированному автомобилю высокой проходимости HMMWV, который активно используется вооруженными силами Соединенных Штатов, в том числе в «горячих точках» - Ираке и Афганистане. HMMWV (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle - произносится «хамви» или «хэмви») разработан компанией «Эй-Эм дженерал», на долю которой приходится 77 проц. мирового производства военной техники этого типа (объем продаж составляет несколько меньшую долю). Второе место в рейтинге продаж подобных машин (26 проц.) занимает «Страйкер» фирмы «Дженерал дайнэмикс». При этом, по оценке специалистов компании «Форкаст интернэшнл», доля машин «Страйкер» год от года будет возрастать (по данным упомянутой компании, в ближайшие 10 лет в мире будет произведено более 61 тыс. бронированных автомобилей).
Небронированный вариант HMMWV поступил на вооружение подразделений всех видов вооруженных сил США в 1983 году. Гражданская модификация, получившая наименование «Хаммер», вышла на общедоступный рынок в 1992 году. В 1993 году командование сухопутных войск выдало контракт фирме «О`Гара-Хесс энд Айзенхардт арморинг» на постройку М-1109 HMMWV - бронированного варианта машины, а в 1994-м - улучшенной бронированной модели М- 1114.
Хотя кабина, днище кузова, трансмиссия, раздаточная коробка и топливный бак военного варианта автомобиля имеют броневую защиту, но, как показала практика его использования в ходе вооруженных столкновений с иракскими боевиками, она не оправдала надежд Пентагона относительно защищенности находящегося в нем экипажа и десантников. Броненавтомобиль также не отвечает и ряду других требований.
Несмотря на то, что «Хамви» имеет столь длительный «рабочий стаж», ранее, согласно сообщениям американской военной прессы, предполагалось, что она поступит в распоряжение МО лишь «в середине будущего десятилетия». Однако результаты эксплуатации HMMWV в Ираке, где автомобиль стал одной из главных мишеней боевиков, применяющих, как правило, самодельные взрывные устройства, заставили министерство обороны ускорить поиски более надежной машины. Как отмечается в американской печати, руководство сухопутных войск США планирует «рассмотреть предложения для замены «Хамви» осенью этого года, а в июне 2006-го должны появиться действующие образцы нового автомобиля высокой проходимости.
|
Бронированный автомобиль высокой проходимости М-1114, оснащенный пулеметом
|
|
Вариант небронированного многоцелевого автомобиля НММWV
|
|
Бронированный автомобиль М-1116, разработанный в соответствии с требованиями ВВС США (на нем установлен 40-мм гранатомет) |
К будущей модели, согласно тактико-техническому заданию Пентагона, предъявляется ряд новых требований. Во-первых, в машинах высокой проходимости должна быть обеспечена более надежная броневая защита находящихся в них военнослужащих. Попытка монтировать дополнительную броню на HMMWV привела к тому, что из-за увеличения массы машины гораздо чаще стали выходить из строя двигатели и подвеска, что требует организации дополнительного ремонта. Кроме того, заметно снижается ее проходимость и возрастает расход горючего. Поэтому военные заказчики выдвигают соответствующие требования по ликвидации отмеченных недостатков. Кроме того, американские специалисты считают, что машину необходимо оснастить новым, более мощным электрическим генератором, энергия которого нужна, в частности, для питания различных боевых электронных средств и систем навигации. В настоящее время в Ираке и Афганистане США используют около 2 тыс. бронированных автомобилей «Хамви». Цена одного, в зависимости от вооружения и специального оборудования, составляет от 75 тыс. до 1,4 млн долларов. Как ожидается, более совершенный и отвечающий требованиям военного ведомства США аналог обойдется американским налогоплательщикам почти в 3 млн долларов.
Основные тактико-технические характеристики бронеавтомобиля М-1114: боевая масса 5 489 кг, масса незаправленного 4 445 кг, максимальная масса буксируемого прицепа 1 906 кг; экипаж - командир и водитель, допускается перевозка еще трех полностью экипированных военнослужащих с вооружением; длина 4,99 м, ширина 2,3 м, высота 1,9 м; высота грузовой площадки над землей 0,92 м, клиренс 0,3 м; максимальная скорость 125 км/ч, время разгона до 80 км/ч 17,8 с; запас хода по топливу 443 км; преодолеваемые препятствия: брод глубиной 0,76 м, подъем под углом 30°; двигатель V-8 дизельный, с турбо-наддувом, объемом 6,5 л и мощностью 190 л. с; коробка передач четырех- или пятиступенчатая автоматическая, раздаточная коробка двухступенчатая. Вооружение - один 12,7- или 7,62-мм пулемет либо 40-мм гранатомет, который устанавливается на вращающейся турели над кабиной. Машина авиатранспортабельна: на самолете С-130 могут перевозиться три машины, на самолете С-5А - 15, на вертолете СН-53 или СН-47 - две на внешней подвеске.
ЗВО №10 2005
Смотрите также
|