Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Понедельник, 05.12.2016, 11:28
Ключевые слова
Д. Ольшевский, AH-64D «Апач Лонгбоу», вертолёт

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Структура и организация [233]
Боевые операции [67]
Личный состав [122]
Вооружение [213]
Законы, Уставы [52]
Подготовка [150]
НИОКР [133]
Техническое обеспечение [200]
Форма, знаки различия, награды [20]
Кадры [14]
Информационное противоборство [78]
Тактика и стратегия [148]
ЗВО [1]
ТТХ [9]
ВУС [11]

Поиск


Наш опрос
The military tattoo
Всего ответов: 128
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Армия (Сухопутные войска) » Вооружение

Состояние и перспективы развития ударных вертолётов ведущих зарубежных стран (2009)

Состояние и перспективы развития ударных вертолётов ведущих зарубежных стран

Подполковник Д. Ольшевский

Специализированные ударные вертолеты (УВ) представляют собой высокомобильное средство, предназначенное для уничтожения наземной бронированной техники, низколетящих воздушных целей, живой силы, легких оборонительных сооружений противника и огневой поддержки сухопутных войск. Они значительно уступают обычным самолетам по скорости, радиусу действия и вооружению, но при этом просты и гибки в базировании, способны выполнять полеты на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности, что снижает риск поражения этих машин средствами ПВО противника. Данные факторы и предопределили применение и развитие УВ. Впервые ударная вертолетная авиация сформировалась в США в середине 1960-х годов в ходе боевых действий американских войск во Вьетнаме.

Анализ ТТХ зарубежных ударных вертолетов показывает, что совершенствование данной боевой техники в течение всего периода ее существования происходило в следующих направлениях: увеличения радиуса действия, максимальной и крейсерской скорости полета, максимальной массы боевой нагрузки: повышения боевой живучести; обеспечения всепогодности и круглосуточности действия. При этом до середины 80-х годов в качестве ударных вертолетов использовались преимущественно многоцелевые машины, которые имели сравнительно низкие ТТХ и относительно слабое вооружение -в основном пушки и НУРС.

С середины 80-х годов начался переход от многоцелевых ударных вертолетов к специализированным У В. Это было вызвано тем, что в условиях совершенствования систем ПВО и повышения боевой живучести основных целей ударные вертолеты, созданные на основе многоцелевых машин, утратили свою эффективность. Первым специализированным УВ стал АН-1, разработанный фирмой «Белл» и принятый на вооружение армейской авиации СВ США в 1967 году.

В настоящее время современными образцами ударных вертолетов в ведущих зарубежных странах (ВЗС) являются: АН-64D «Апач Лонгбоу» (США), «Тигр» (Франция, ФРГ) и А-129 «Мангуста» (Италия).

 
Американский ударный вертолет AH-64D «Апач Лонгбоу»

 
Оптоэлектронная система M-TADS/PNVS вертолета AH-64D «Апач Лонгбоу»

AH-64D «Апач Лонгбоу», разработанный с целью взаимодействия с наземными войсками на переднем крае, предназначен для борьбы со стационарными и подвижными наземными, а также с низколетящими воздушными целями в любое время суток в сложных метеоусловиях и плохой видимости. Он является модернизированным вариантом вертолета АН-64А «Апач», который начал поступать на вооружение в 1984 году. Всего СВ США закупили 821 единицу (их поставки завершились в 1996 году).

Однако в ходе применения вертолетов АН-64А во время войны в Персидском заливе был выявлен ряд недостатков, связанных главным образом с устаревшим-БРЭО.

Исходя из этого было принято решение о модернизации 254 единиц в вариант АН-64В, в рамках которой планировалась установка новых лопастей несущего винта (НВ) и улучшенного БРЭО, включающего в себя приемник КРНС NAVSTAR и резервную инерциальную навигационную систему. Однако по результатам проведенного исследования командование СВ США приняло решение направить все усилия на разработку более совершенного варианта AH-64D, вследствие чего программа модернизации в вариант АН-64В была закрыта. Первый полет опытный образец AH-64D совершил в апреле 1992 года, а весной 1997-го первый серийный вертолет был поставлен СВ.

Основными отличиями этой модификации от АН-64А являются улучшенные тактико-технические характеристики, оснащение современным БРЭО и более мощными двигателями, а также расширенная номенклатура применяемого оружия. В состав БРЭО, которое позволяет решать задачи в любых метеоусловиях днем и ночью, а также выполнять полеты на малых высотах, входят: радиолокационная система ММВ управления оружием «Лонгбоу»; новые системы навигации, обмена данными и целеуказания; многофункциональные дисплеи (МФД) системы индикации в кабине; съемный модуль автоматизированной системы планирования полетного задания. Базовый вариант вертолета AH-64D получил обозначение Block 1.

В настоящее время на вооружении армейской авиации США состоят два варианта вертолета AH-64D - Block 1 и Block 2.

Поставки второго начались в 2003 году. Данный вариант с 2005 года оснащается модернизированной оптоэлектронной системой (ОЭС) M-TADS/PNVS, использующей ИК-стацию переднего обзора (СПО) второго поколения, которая позволяет увеличить дальность обнаружения и повысить разрешающую способность. Эта ОЭС получила название «Эрроухед». Она включает в свой состав две функциональные подсистемы: прицельную и пилотажную, расположенные на поворотной турели в носовой части вертолета. В обеих подсистемах используются идентичные ИК СПО с чувствительными матрицами, выполненными с использованием технологии SADA I (Standard Advanced Dewar Assembly). Данная решетка чувствительных элементов была разработана для ОЭС EOSS вертолета «Команч» национальными фирмами «Рейтеон» и «DRS технолоджиз», а также германской AIM. Она обеспечивает высокое соотношение сигнал/шум и получение высококачественного (близкого к телевизионному) ИК-изображения.

Прицельная система M-TADS позволяет летчику и оператору вооружения осуществлять поиск и обнаружение целей, определять их местоположение, управлять направлением зоны обзора ТВ- и ИК-камер с использованием их по отдельности или совместно в зависимости от тактической и погодной обстановки, а также применять бортовое вооружение (пушку, ПТУР, НУРС). Система M-TADS имеет зону обзора ± 120° по азимуту и - 60/+300 по углу места, которая обеспечивается за счет поворота турели. Она может применяться на высотах до 3 000 м в диапазоне температур окружающей среды от - 46 до + 52 °С.

Нашлемная система целеуказания и отображения информации (НСЦОИ) IHADSS (Integrated Helmet and Display Sight System) фирмы «Ханиуэлл» построена на основе 25-мм электронно-лучевой трубки с углом поля зрения (УПЗ) 30 х 40°. В нашлемной системе летчик получает видеоизображение от выбранного информационного датчика с соответствующими символами для различных режимов полета и наведения оружия.

Пилотажная подсистема ночного видения PNVS расположена над блоком прицельной подсистемы и может вращаться независимо от него. Поворотная турель обеспечивает сектор обзора PNVS ± 90° по азимуту и от - 45 до + 20° по углу места. В состав подсистемы входят ИК СПО (имеет мгновенный УПЗ 30 х 50°), аналогичная ИК СПО, входящей в TADS, и ТВ-камера.

Кроме этого ударный вертолет AH-64D Block 2 оборудован новой радиостанцией ARC-210, улучшенным модемом приема-передачи данных и аппаратурой цифровой карты местности. Предусмотрена также установка дополнительного внутреннего топливного бака емкостью 570 л в патронном ящике. Поставки вертолетов AH-64D в варианте Block 2 должны завершиться в 2010 году.

После 2010-2011 годов ожидаются поставки AH-64D «Апач Лонгбоу» в варианте Block 3. При этом определено несколько основных направлений работ по усовершенствованию вертолета:
- обеспечение более точного обнаружения и опознавания целей за счет усовершенствования РЛС управления оружием;
- применение цифрового комплекса связи;
- повышение живучести вертолета за счет внедрения электронной системы поддержки принятия решения летчиком (электронный помощник летчика);
- модернизации бортового комплекса обороны;
- улучшение характеристик вертолета при одновременном снижении эксплуатационных расходов и стоимости средств обеспечения за счет установки новых лопастей НВ, выполненных из КМ и разработанных в рамках программы AARP (Affordable Apache Rotor Program), установки более мощных и экономичных двигателей T700-GE-701D, модернизации системы приводов, а также применения БРЭО с архитектурой открытого типа;
- повышение качества технического обслуживания за счет применения современной встроенной системы контроля и диагностики.

Для обеспечения совместного боевого применения вертолетов AH-64D и БЛА будут внедрены результаты, полученные в рамках программы AMUST-D (Airborne Manned/Unmanned System Technology-Demonstration). Совместные действия пилотируемых и беспилотных ЛА позволят увеличить глубину ведения разведки (дальность обнаружения целей) и значительно снизить боевые потери вертолетов за счет более раннего обнаружения целей и средств ПВО противника и передачи информации о них в реальном масштабе времени на борт вертолета. При этом на вертолете AH-64D «Апач Лонгбоу» Block 3 будет обеспечен четвертый уровень взаимодействия с БЛА, когда экипаж имеет возможность получать информацию от бортовых средств разведки аппарата в реальном масштабе времени, управлять его полезной нагрузкой (датчиками/вооружением) и полетом БЛА на всех этапах, кроме взлета и посадки.

Текущими планами командования СВ США предусматривается к 2025 году модернизировать все вертолеты AH-64D Block 1 и Block 2 в вариант Block 3. Всего на вооружении СВ США будут состоять 634 такие машины.

Кроме того, рассматривается возможность дальнейшей модернизации этих вертолетов в вариант Block 4, одним из основных отличий которого от предыдущих вариантов станет установка разрабатываемого по программе ААТЕ (Advanced Affordable Turbine Engine) нового двигателя модульной конструкции с высокими рабочими параметрами и меньшими массо-габаритными характеристиками, уровнем шума, вибрации и ИК-излучения.

В конце 2003 году завершились поставки вертолетов AH-64D в СВ Великобритании, где они получили обозначение АН Мк.1, в количестве 67 единиц, причем первые восемь машин были собраны на заводе в США, а остальные - в Великобритании. В отличие от AH-64D вертолет АН Мк. 1 оснащен двигателями RTM322, совместно разработанными фирмами «Роллс-Ройс» (Великобритания) и «Турбомека» (Франция). Особенностями двигателя являются модульная конструкция, встроенная система контроля и поиска неисправностей, наличие цифровой системы управления двигателем FADEC. На АН Mk.l устанавливаются отдельные элементы БРЭО английского производства. В частности, вертолет оснащается комплексом обороны HIDAS (Helicopter Integrated Defensive Aids Suite). В состав комплекса входят станция предупреждения о лазерном облучении, автомат отстрела дипольных отражателей и ложных тепловых целей, система предупреждения о пуске ракет и устройство управления. В дальнейшем для увеличения срока службы и улучшения ТТХ вертолетов АН Mk.l возможно проведение их модернизации.

С 2006 года начались поставки вертолетов AH-64D для СВ Японии, которые получили обозначение AH-64DJP. Первоначально планировалось принять на вооружение 62 единицы, однако в 2007-м было решено временно приостановить закупки вертолетов из-за их возросшей стоимости. Кроме этого, в настоящее время обсуждается возможность принятия на вооружение вертолетов AH-64DTP в варианте Block 3.

Вертолеты AH-64D «Апач Лонгбоу» состоят на вооружении также ВС Израиля, Нидерландов, Египта, Греции, ОАЭ, Сингапура и Кувейта.

«Тигр» - это специализированный ударный вертолет западноевропейского производства. В 2003 году первые машины были направлены в совместный франко-немецкий центр для обучения летного и технического персонала. С 2005 года вертолет «Тигр» поступает на вооружение СВ Франции и ФРГ в вариантах огневой поддержки (НАР - Heli-coptere d'Appui et de Protection, рис. 3) и многоцелевом ударном (UHT - Unterstu-tzungshubschrauber Tiger, рис. 4) соответственно. Кроме этого во Францию и Испанию планируется поставлять боевую многоцелевую версию HAD (Helicoptere d'Appui-Destruction), которая будет решать задачи по борьбе с наземными и низколетящими воздушными целями, а также оказывать огневую поддержку наземным войскам. Основными отличиями от варианта НАР являются, в частности: оснащение усовершенствованными двигателями MTR390 с увеличенной на 14 проц. мощностью, включение в состав вооружения ПТУР «Тригат-LR» и улучшенные характеристики баллистической защиты фюзеляжа. Все варианты вертолета имеют высокую степень унификации и различаются главным образом составом БРЭО и вооружения. К общим элементам конструкции и бортовых систем относятся: фюзеляж, несущий и рулевой винты, трансмиссия, шасси, двигатели, подвесные топливные баки, системы управления двигателем и полетом, а также подавления ИК-излучения и вибрации, цифровая карта местности, средства навигации и РЭБ, шина передачи данных стандарта MIL-STD-1553B, оборудование кабин экипажа.

На вертолетах «Тигр» UHT установлен надвтулочный опто-электронный прицел «Осирис», а на «Тигр» НАР/HAD -надкабинный «Стрикс». «Осирис» (высота штанги 1,3 м) представляет собой гиростаби-лизированную систему, состоящую из ИК СПО, ТВ-камеры, работающей при низком уровне освещенности, и лазерного дальномера-целеуказателя (ЛДЦ). В ЛДЦ используется углекислотный лазер с рабочей длиной волны 1,06 мкм. Отображение информации от ОЭС «Осирис» осуществляется на МФД и НСЦОИ. В кабинах летчика и стрелка имеются по два МФД размером 15,3 х 15,3 см. разработанных фирмой «Секстан». Они выполнены на жидких кристаллах и совместимы с НСЦОИ.

Однако испытания показали, что применение нашлемной системы дезориентирует экипаж. Это связано с тем, что ее датчики имеют изменяющийся в широких пределах УПЗ и большой диапазон углов поворота. Основным средством управления прицелом является «джойстик», но в принципе возможно управление поворотом головы. ОЭС «Осирис» позволяет оператору вооружения производить прицеливание одновременно по четырем целям, находящимся в пределах УПЗ работающего датчика.

Надкабинный прицел «Стрикс» в отличие от прицела «Осирис» имеет оптический канал и другой ЛДЦ. В зависимости от варианта вооружения может использоваться дальномер с длиной волны 1,54 мкм (стандартный), и в случае применения ракет «Хеллфайр» с лазерной ГСН - ЛДЦ с длиной волны 1,06 мкм. Анализ ТТХ систем «Стрикс» и «Осирис», приводимых в различных источниках, показывает, что кроме ИК СПО они оснащены одинаковой ТВ-камерой, так же выполненной на основе ПЗС-приборов, и, отмечается, что тактико-технические характеристики систем «Осирис» и «Стрикс» отличаются незначительно.

На варианте НАР вооружение состоит из 30-мм пушки GIAT30-0871 (скорострельность до 750 выстр.'мин, боекомплект 450 патронов), размещенной на турели в носовой части фюзеляжа. Турельная установка позволяет вращаться орудию по азимуту в пределах ± 90° и по углу места от - 30 до + 33°. Кроме пушки в состав вооружения входят до четырех УР «Мистраль» класса «воздух - воздух» и до 44 НАР калибра 68 мм, а на варианте UHT - до восьми ПТУР «Хот-3» или «Тригат-LR» и до четырех УР «Стингер». Вооружение варианта UHT дополнительно включает до двух подвесных контейнеров с пулеметами калибра 12,7 мм и до 44 68-мм НУРС. В дальнейшем возможна установка пушки RMK-30 калибра 30 мм.

Первоначально планируется поставить 80 вертолетов для СВ Франции (40 - в варианте НАР и 40 - HAD) на смену устаревшим SA-342 «Газель» и 80 в варианте UHT для СВ ФРГ, которые заменят вертолеты ВО-105. Поставки вертолетов «Тигр» для СВ ФРГ и Франции намечается завершить до 2015 года.

С 2004 года на вооружение армейской авиации Австралии поступают вертолеты «Тигр» в варианте ARH (Armed Reconnaissance Helicopter), за основу которого при создании был взят вариант НАР с возможностью применения ПТУР «Хеллфайр». Всего планируется иметь 22 таких вертолета. СВ Испании заказали 24 машины в варианте HAD (поставки должны начаться в 2009-2010 годах).

В период с 1990 по 1999 год СВ Италии получили 45 вертолетов А-129 «Мангуста» в варианте ЕА-1. В данной версии они предназначались для борьбы с наземными целями и ведения разведки. В 1999 году было решено модернизировать имеющиеся вертолеты этого типа и принять на вооружение 15 новых А-129 в варианте EES . Основными отличиями версии А-129 EES от варианта ЕА-1 являются: установка пятилопастного несущего винта; усовершенствование рулевого винта и трансмиссии, рассчитанной на передачу мощности 1 695 л. с. (трансмиссия вертолета А-129 ЕА-1 рассчитана на передачу мощности 1 300 л. с); применение современного комплекта средств РЭБ; уменьшение заметности в ИК- и видимом диапазонах; наличие приемника КРНС NAVSTAR. Для увеличения огневой мощи вертолета предусмотрена установка трехствольной пушки Ml67 калибра 20 мм с боекомплектом 300 патронов и применение до четырех УР «Стингер» класса «воздух - воздух».

В дальнейшем для улучшения ТТХ и увеличения срока службы планируется проведение модернизации. В частности, рассматривается вариант замены существующих двигателей Gem 1004 на LHTEC Т800-2 мощностью 1 375 л. с, что позволит увеличить максимальную взлетную массу до 5 100 кг.

В марте 2007 года компания «Агуста-Уэстлэнд» была объявлена победителем тендера на поставку УВ для СВ Турции. В сентябре того же года был подписан контракт на производство на территории страны 50 вертолетов, получивших обозначение Т-129. Первые поставки вертолетов должны начаться в 2013 году.

В настоящее время для оснащения армейской авиации Китая современным ударным вертолетом специалистами авиационно-промышленной компании «Чанхэ» проводятся НИОКР и испытания вертолета, получившего обозначение «Чжи-10» (Z-10). С самого начала работ по этому проекту он получил уровень особой секретности. Тем не менее, по данным китайских источников, первый полет опытный образец совершил в 2003 году. По своей компоновке Z-10 схож с вертолетом А-129 «Мангуста» и южноафриканским ударным вертолетом АН-2 «Руиволк». При этом он разрабатывается с привлечением иностранных специалистов: так, пятилопаст-ный несущий винт создавался совместно с фирмой «Еврокоптер», а элементы трансмиссии и системы подавления вибрации - с «Агуста-Уэстлэнд».

В 2001 году компания «Пратт энд Уитни» заключила договор на поставку десяти турбовальных двигателей РТ6-67С для оснащения опытных образцов. Тем самым можно предположить, что будет построено не более пяти предсерийных Z-10. Для оборудования серийных образцов в КНР разрабатывается двигатель SAEC WZ9 (на сегодня отмечается, что работы отстают от графика). На вертолете установлены пилотажно-навигационное оборудование, комплексная система связи и навигации, система РЭБ. В состав вооружения входят авиационная пушка калибра 30 мм, а также, возможно, ПТУР HJ-10 и УР TY-10 класса «воздух - воздух».

Несмотря на то что нет достоверных данных о ТТХ китайского ударного вертолета Z-10, следует предположить, что по своим характеристикам он не будет превосходить существующие образцы, состоящие на вооружении авиации сухопутных войск ведущих зарубежных стран.

Таким образом, в период до 2025 года основу парка ударных вертолетов армейской авиации ведущих зарубежных стран составят машины AH-64D «Апач Лонгбоу», «Тигр», А-129 «Мангуста» и «Чжи-10» (Z-10).

Зарубежное военное обозрение №6 2009 С.53-58

 

Категория: Вооружение | Добавил: pentagonus (29.07.2009) | Автор: Подполковник Д. Ольшевский

Просмотров: 4854 | Рейтинг: 4.5/2 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов